Главные вкладки

    Диагностика младшая группа
    учебно-методический материал (младшая группа)

    Перминова Галина Георгиевна

    Диагностика младшая группа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Диагностика68 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    ПО

    программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.        

    ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

    Примечания: на начало и на конец учебного года ребенок выполняет одни и те же задания

    Образовательная область «Познание»

    Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение

    I. Уровень знаний о ближайшем окружении.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Игра «Четвертый лишний».

    Материал: предметные картинки с изображением различных предметов.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему.

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок затрудняется в определении четвертого лишнего.

    2 балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, но объяснить, почему он лишний, может только с помощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуативной речью, жестами.

    3 балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он лишний (объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, материал).

    II. Уровень сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    1. Дидактическая игра «Помоги Незнайке».

    Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка», предметные картинки с изображением природы и предметов; сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река, птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.).

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображением бабочки сложить картинки с изображением природы.

    2. Дидактическая игра «Разложи картинки».

    Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).

    Содержание диагностического задания:

    Инструкция.

    Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д .

    - А теперь скажи, из чего сшито платье?

    - Из бумаги, дерева или ткани?

    - А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.

    2 балла - ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.

    3 балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения.

    III. Уровень знаний о явлениях общественной жизни.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

    Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).

    Содержание диагностического задания:

    Инструкция.

    Посмотри внимательно на эту картинку.

    - Как ты думаешь, кто здесь нарисован?

    - Что делает бабушка?

    -Дедушка?

    - Остальные?

    - Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?

    - С кем ты живешь?

    2. Беседа по вопросам.

    - Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь.

    - Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?

    - Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?

    И т.п.

    Критерии оценки

    1 балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города, села, деревни.

    2 балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города, села, деревни.

    3 балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, села, деревни, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

    Высокий уровень - 8-9 баллов.

    Средний уровень - 6-7 баллов.

    Низкий уровень - 3-5 баллов.

     Образовательная область Познание :

    «Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой »

    1. Уровень знаний о некоторых домашних животных.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?».

    Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с изображением домашних животных.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель показывает ребенку домик с закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.

    Например:

    - Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.

    2. Дидактическая игра «Чьи детки?».

    Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, коза - козленок, кошка - котенок, собака - щенок), фланелеграф.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное - маму.

    Например:

    - На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих' мам. Постарайся помочь им.

    - Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.

    - Как зовет детеныш коровы свою маму?

    - А лошади? И т. п.

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок не справляется с заданием.

    2 балла - ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех.

    3 балла - ребенок правильно называет всех домашних животных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картинку с детенышем и называет его.

    II. Уровень первоначальных знаний о диких животных

    и их отличительных особенностях.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы.

    Дидактическая игра «Кто где живет?».

    Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка).

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных.

    Ребенок под картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с изображением домика – домашних.

    После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).

    Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост).

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок не справляется с заданием без помощи взрослого.

    2 балла - ребенок имеет первоначальные представления о' диких животных (живут в лесу). Затрудняется назвать отличительные особенности.

    3 балла - ребенок имеет первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Называет отличительные особенности внешнего вида знакомых животных.

    III. Уровень сформированности элементарных представлений

     о хороших и плохих поступках

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения простейших поручений.

    2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.

    Содержание диагностического задания:

    Предшествующая беседа.

    - Чем поливают цветы? (Водой.)

    - Из чего поливают цветы? (Из лейки.)

    - Где мы будем брать воду?

    - Сколько воды нужно наливать в лейку? (половину.)

    Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимости оказывает помощь.

    Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением необходимо наливать небольшое количество воды, стараясь не пролить.

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, но

    не выполняет их систематически, с поручениями взрослых не справляется.

    2 балла - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, во время беседы правильно анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное участие в охране окружающей среды. Выполняет поручения при помощи взрослого, но не всегда охотно и заинтересованно.

    3 балла - ребенок принимает посильное участие в охране окружающей природы (без надобности не срывает растения, не ломает ветки деревьев' и кустарников, не пугает животных и т. п.), охотно выполняет простейшие поручения, умеет планировать свою деятельность.

    Высокий уровень - 8-9 баллов.

    Средний уровень - 6-7 баллов.

    Низкий уровень - 3-5 баллов.

    Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи

    I. Словарный запас ребенка.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».

    Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.

    - А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

    - Что это?

    Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

    - Что это?

    Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

    Например:

    - Покажи носик у чайника.

    - Покажи крышку.

    - Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

    И т.п.

    2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место».

    Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

    Инструкция.

    «Сложи всю одежду в шкаф».

    «Поставь обувь на полочку».

    «Повесь головные уборы на вешалку».

    «Расставь посуду на столе».

    «Помести мебель в комнату».

    «Расположи машины на дороге».

    «Положи фрукты в корзину».

    «Посади овощи на грядку».

    «Посади птиц на деревья».

    3. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

    Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

    Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

    Вопросы:

    - Когда мы играем?

    - Когда мы кушаем?

    - Что мы делаем ночью?

    Критерии оценки

    1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.

    2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

    3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

    II. Уровень сформированности грамматической стороны речи.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    1. Дидактическая игра «Чего не стало?».

    Материал: предметные картинки.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»

    2. Упражнение «Прятки». 

    Материал: мелкая игрушка.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

    Например: в шкаф, за спину и т. д.

    3. Дидактическая игра «Кто это?».

    Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

    Утка - утенок - утята.

    Заяц - зайчонок - зайчата.

    Критерии оценки

    1 балл - не справляется с заданиями. -Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых .

    2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

    3 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около. 

    III. Уровень развития связной речи.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    1. Беседа по сюжетной картинке.

    Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

    Содержание диагностического задания:

    Например:

    - Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

    - Тебе она нравится?

    - Кто нарисован на картинке?

    - Что делают дети?

     И т. д.

    2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята».

    Педагог, предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

    Критерии оценки

    1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

    Воспитатель. Жили-были дед и ...

    Ребёнок. Баба.

    Воспитатель. И была у них курочка ...

    Ребёнок. Ряба.

    2 балла - в речи ребенка преимущественно простые предложения из 2-3 слов.

    Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

    Воспитатель. Жили-были ...

    Ребёнок. Дед и баба.

    Воспитатель. И была у них ...

    Ребёнок. Курочка Ряба.

    3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

    Высокий уровень - 8-9 баллов.

    Средний уровень - 6-7 баллов.

    Низкий уровень - 3-5 баллов.

    Образовательная область «Познание» : Формированию элементарных математических представлений

    I. Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы.

    Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:

    - на одной много игрушек,

    - на второй - одна,

    - на третьей - ни одной.

    Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.

    2 балла - ребенок допустил одну ошибку.

    3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

    II. Уровень знаний об эталонах величины и иx использовании.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы.

    1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».

    Материал: полоски разного цвета и разной длинны - «шарфики».

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель предлагает рассмотреть полоски.

    Инструкция.

    Определи длину полоски способом наложения.

    - Какая длиннее (короче)?

    - Назови цвет полосок (шарфиков).

    - Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.

    2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».

    Материал: елочки, разные по высоте.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти самую высокую (низкую) елочку, применив способ наложения.

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя. Не владеет понятиями «ниже» «выше», «длиннее», «короче».

    2 балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку.

    3 балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух предметов длинный - короткий, высокий ;- низкий.

    III. Уровень представлений о форме.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Дидактическая игра «Найди домик»

    Материал: большие круг, квадрат, треугольник - «домики».

    Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.  

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур.

    Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого.

    2 балла - ребенок допустил одну ошибку.

    3 балла - ребенок различает круг, квадрат, треугольник.

    IV. Ориентировка в пространстве.

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».

    Материал: игрушка - зайчик, морковка.

    Содержание диагностического задания:

    Инструкция ребенку.

    Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:

    - возьми морковку в правую руку;

    - переложи морковку в левую руку;

    - подними морковку вверх;

    - опусти вниз;

    - спрячь морковку за спину;

    - положи ее перед собой;

    - подними над головой;

    - положи под стул.

    И т.п.

    Критерии оценки

    1 балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.

    2 балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди – сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки.

    3 балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди - сзади, слева - справа, над - под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

    Высокий уровень -10--12 баллов.

    Средний уровень - 6-9 баллов.

    Низкий уровень - 4-5 баллов.

    . Образовательная область «Художественное творчество» Диагностические задания

    Знакомство с искусством Задание: «Расскажи о предмете»

    Педагог проводит беседу с ребенком. Предварительно показывает ему матрешку, дымковскую игрушку, картину, иллюстрацию в книге. Просит рассказать ребенка, что это? Обращает внимание на красоту предметов. Ребенок должен назвать предмет, описать его.

    Изобразительная деятельность

    Задания: «Колобок» — рисование карандашом, «Травка» рисование красками, «Вагончик» рисование фломастером.

    Провести анализ 3 рисунков (Колобок, травка, вагончик). С ребенком проводится беседа по ним. (Что ты нарисовал? На чем рисовал? Чем? Какие цвета использовал?).

    Лепка

    Задание: «Палочки и комочки» (из глины, пластилина)

    Вопросы: Какая глина? Что ты слепил? Покажи, как нужно лепить?

    Аппликация

    Задание: «Шарики катятся по дорожке» (занятия по подгруппам)

    Педагог отслеживает аккуратность при наклеивании, правильно ли назван цвет (сравнивает с образцом),

    Критерии оценки:

    3 балла — делает все самостоятельно,     

    2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,          1  балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

    Образовательная область «Познание» Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности.

    Задание: «Башни Высокая и низкая»

    Построить высокую башню, низкую башенку.

    Построить разноцветные дорожки из кирпичиков двух цветов (сделать одну дорожку длиннее), определить, какая — длиннее, а какая — короче.

    Беседа с ребенком.

    Как называются детали постройки (кирпичики, кубики, др.).

    Как детали различаются по величине (большая — маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая

    Критерии оценки:

    3 балла — делает все самостоятельно,     

    2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,          1  балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

    Образовательная область «Социализация» : Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств

    Образовательная область «Здоровье»  Воспитание культурно-гигиенических навыков

    Исследование осуществляется через наблюдение.

    Образовательная область «Социализация» : Игровая деятельность

    При заполнении этого раздела воспитатель не только наблюдает за ребенком, но и специально организует игры с детьми.

    Критерии оценки:

    3 балла — делает все самостоятельно,     

    2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,          1  балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика знаний во второй младшей группе по ФЭМП и окружающему миру

    Данный вид исследования использовался для детей 3-4 лет , поступивших в ДОУ....

    Таблица по диагностики по программе " От рождения до школы" 1 младшая группа

    Комплексная  диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Коморовой. Первая младшая группа....

    Диагностика по ФГТ. Младшая группа

    Диагностические карты для мониторинга образовательного процесса. 2-я младшая группа...

    Вопросы к диагностике (младшая группа)

    Вопросы к диагностике для детей второй младшей группы. Можно использовать в начале года, как входной контроль, и в конце года....

    Критерии диагностики «Воспитание нравственных качеств через сказку» 2 младшая группа Средняя группа

    Критерии диагностики «Воспитание нравственных качеств через сказку»2 младшая группаСредняя группа...