Главные вкладки

    Доклад к педагогическому совету "Сказка ложь, да в ней намек"
    учебно-методический материал

    Бурова Ирина Владимировна

    В методической разработке раскрывается использование дидактических игр и пособий при ознакомлении детей с художественной литературой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Слайд 2.   

          Художественная литература  служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей.

            На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я  используют дидактическую игру, в основе которой – активная «исследовательская» деятельность детей.
          Дидактические  игры  закрепляют  знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.

    Слайд 3.

    Пиктограммы.

             Задачи: повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. Воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, высказывать суждения. В работе используются различные варианты пиктограмм.

    Вариант 1. Набор изображающих лица персонажей разных сказок. В центре схемы сюжет из сказки, а вокруг круги. Воспитатель раздаёт детям карточки – схемы с изображением героев разных сказок, предлагает разложить их на круги к определённому сюжету сказки.

    Вариант 2. На середине листа изображена схема сюжета определённой сказки. Вокруг схемы персонажи из разных сказок. Воспитатель предлагает ребёнку закрыть фишками персонажей из других сказок.

    Слайд 4.

    Мнемотаблица.

              Это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами решает задачи:

    - развитие памяти, внимания, образного мышления

    - перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы

    Работа с мнемотаблицей ведётся поэтапно:

    Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

    Этап 2. Осуществление перекодировки информации (домик – крыша, волк – зубами щёлк и т.д.).

    Этап 3. Пересказ.

          В младшей группе пересказ ведётся вместе с воспитателем, старшие дошкольники пересказывают произведение самостоятельно.

           

    Слайд 5.

            Приемы мнемотехники строятся от простого - к сложному:

    Как применять мнемотехнику в детском саду?

            Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. 

                Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

       

        Слайд 6.

           Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. 

        Слайд 7.

           Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.  Вариантов мнемотаблиц множество: кодировать информацию с помощью геометрических фигур, оставлять пустые ячейки для составления нового окончания скзки. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

    Слайд 8.

          Мнемотехнику можно использовать не только при ознакомлении детей со сказкой, но и при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.

    Слайд 9.

    Мнемотаблицы – загадки.

    Сидит дед во 100 шуб одет,

    Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

    Без рук, без топора, а построена изба. (Гнездо)

    И в заключении, хотелось бы дать рекомендации молодым специалистам по использованию дидактических игр при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы.

    Слайд 10.

           К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация методических разработок и пособий по теме: « Сказка ложь, да в ней намек» Подготовила: Бурова И.В., воспитатель МКДОУ БГО детского сада № 7 комбинированного вида

    Слайд 2

    Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

    Слайд 3

    ЧТО ТАКОЕ ПИКТОГРАММА? Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения : это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

    Слайд 4

    ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТехника ? Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Слайд 5

    Структура мнемотехники

    Слайд 6

    Сказка «Репка»

    Слайд 7

    Сказка «маша и медведь»

    Слайд 8

    Заучивание стихотворений

    Слайд 9

    загадки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально- театрализованное представление к празднику " ДЕнь Матери" . " Сказка ложь , да в ней намек,,!

    Сценарий построен на интеграции разлтичных  образовательных областей. В представлении принимают участие дети, педагоги и родители....

    Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)

    Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь ...

    «Сказка ложь - да в ней намек…»

    Занятие по художественной литературе с элементами методики Монтессори в подготовительной группе (презентация на сайте)...

    Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"

    Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...

    Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»

    проект по нравственному воспитанию...

    Педагогический проект "Сказки ложь, да в них намек"

    Данный проект разработан для детей старшей группы, в преддверии юбилея великого русского поэта А. С. Пушкина. Прошло  два  столетия с тех пор, как Саша Пушкин услышал старинную сказку про за...