Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь детей (используя диалог), умственную активность, творческие способности. Воспитывать у детей сочувствие, жела­ние помочь тому, кто попал в трудную ситуацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_skazku.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Белгород, МДОУ д/с №36 «Росинка» Собакина Татьяна Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Росинка»

Конспект занятия по развитию речи

«Сказка ложь, да в ней намек…»

(Старший возраст)

                                                                                     Подготовила воспитатель

МДОУ д/с №36 «Росинка»

г. Белгорода Т.Н.Собакина

2011год

Сказка ложь, да в ней намек…

Программное содержание:

 Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения, осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширять знания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами; развивать речь детей (используя диалог), умственную активность, творческие способности. Воспитывать у детей сочувствие, жела ние помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.

Материал: Лиса (игрушка пальчикового театра), магнитофон, маски:  лиса, заяц, еж, медведь, листы бумаги – экранчики (ТРИЗ), карандаши, проблемные ситуации.

Предварительная работа: слушание сказок, разучивание р.н. песенки «Тень, тень, потетень», решение проблемных ситуаций.

Использование активных методов: элементы проблемности, исследовательский поиск, творческое решение, систематизация полученных знаний, описание событийных явлений, самостоятельная работа дошкольников.

Ход занятия

 Организационный момент.  Воспитатель с пальчиковой игрушкой лисы: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг). Воспитатель сообщает, что лисичка приглашает совершить путешествие по сказкам, но на чем мы отправимся? (предложения детей, выбираем автобус). Прошу спокойно занять места, без шума и суеты.

Под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем…», путешествие начинается.

Первая остановка «Подумаем вместе». Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие русские народные сказки с участием лисы они знают. («Колобок», «Тере мок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».) Какой в сказках бывает лиса — чест ной или нечестной (обманщицей), доброй или злой, умной или глупой, хитрой или простодушной.  Вместе с детьми делают вывод, что лиса в сказках чаще всего бывает хитрой и всех обманывает.

Воспитатель. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. На пример: лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса. Лисичка предлагает поиграть: я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное»: Миш ка (косолапый), Петушок (золотой гребешок), Кощей (бессмертный), зай чишка (трусишка), волчок (серый бочок), избушка (на курьих ножках), тра вушка (муравушка)…

Воспитатель. Вы хорошо справились с первым заданием, поехали дальше (звучит р.н. мелодия «Калинка»)

А вот и следующая остановка. Какую музыку вы только что слышали? (От веты детей.) Правильно, песню «Ка линка». Вот о русских народных пес нях мы и поговорим, а остановка на зывается «Песенная». Всегда русский народ любил песни, веселые и груст ные, они помогают работать и отды хать.

Песню можно не только спеть, но и сыграть. Вам знакома народная песня «Тень, тень, потетень»? Давайте ее вспомним. Эту песенку дети разыгрывают, как маленький спектакль (воспитатель  одевает детям маски: лисы, зайца, ежа-2, медведя), затем включает за пись песни «Тень, тень, потетень». Все дети поют параллельно с записью, а «дети-герои» отвечают диалогом и имитируют движения зверей. (Приложение 1)

- Молодцы! (воспитатель благодарит их за хорошее исполнение ролей.)

А теперь давайте попрощаемся с остановкой «Песенная» и отправимся дальше.

Звучит тихая музыка, дети хором произносят текст с движениями «Автобус». (Приложение 2)

Остановка «Реши проблему» (Приложение 3)

Следующее задание: я читаю отрывок, а вы должны решить что делать? (решение проблемных ситуаций)

Воспитатель. Вы  очень хорошо справились и с этим заданием, нам пора дальше (звучит му зыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»). Впереди у нас остановка «Прояви смекалку». Мы с вами во время путешествия вспомнили очень много сказок. А сейчас вы сами будете сочинять сказку. Садитесь за столы. Вы должны придумать сказку и ее нарисовать. Сказка начинается: «Испекла старуха колобок»… (раскадровка)

Дети рисуют в экранчиках сказку. (Приложение 4)

   После этого предлагаю детям провести коллективный пере сказ сказки «Колобок». (При пересказе каждый ребенок говорит по 1-2 предложения, жестом показываю детям, чья очередь).

Воспитатель. Вы замечательно справились со всеми заданиями, которые для вас подготовила лисичка, но ей пора возвращаться назад в сказку, а нам в детский сад. Лисичка опрашивает детей, что им  больше всего понравилось и запомнилось. (Дети прощаются с лисичкой и садятся в автобус. Под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем…» путешествие завершается).

                                                                                                    Приложение 1

Русская народная песня «Тень, тень, потетень»                

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса».

Похвалялся зайка:

«Поди, догоняй-ка».

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши».

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь».

Приложение 2

                  «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
(покачиваемся)
И из окошечка глядим
Всё глядим! (
смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны)

Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(«скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони)
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт? (
пожимаем плечами)

Колёса закружились 
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!(
 выполняем круговые движения руками впереди от себя)

А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»)

И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип, 
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(«крутим руль» и бибикаем)

Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот! (
подпрыгиваем)

Приложение 3                              

                       Решение проблемных ситуаций

«Помоги Золушке»

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатывать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Красная Шапочка»

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапочка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку ко дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапочек. Но что ей с ними делать?

Приложение 4

«Раскадровка» ТРИЗ

               Фрагмент сказки «Колобок».