Главные вкладки

    Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь детей (используя диалог), умственную активность, творческие способности. Воспитывать у детей сочувствие, жела­ние помочь тому, кто попал в трудную ситуацию. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_v_skazku.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    г. Белгород, МДОУ д/с №36 «Росинка» Собакина Татьяна Николаевна

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Росинка»

    Конспект занятия по развитию речи

    «Сказка ложь, да в ней намек…»

    (Старший возраст)

                                                                                         Подготовила воспитатель

    МДОУ д/с №36 «Росинка»

    г. Белгорода Т.Н.Собакина

    2011год

    Сказка ложь, да в ней намек…

    Программное содержание:

     Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения, осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширять знания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами; развивать речь детей (используя диалог), умственную активность, творческие способности. Воспитывать у детей сочувствие, жела ние помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.

    Материал: Лиса (игрушка пальчикового театра), магнитофон, маски:  лиса, заяц, еж, медведь, листы бумаги – экранчики (ТРИЗ), карандаши, проблемные ситуации.

    Предварительная работа: слушание сказок, разучивание р.н. песенки «Тень, тень, потетень», решение проблемных ситуаций.

    Использование активных методов: элементы проблемности, исследовательский поиск, творческое решение, систематизация полученных знаний, описание событийных явлений, самостоятельная работа дошкольников.

    Ход занятия

     Организационный момент.  Воспитатель с пальчиковой игрушкой лисы: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг). Воспитатель сообщает, что лисичка приглашает совершить путешествие по сказкам, но на чем мы отправимся? (предложения детей, выбираем автобус). Прошу спокойно занять места, без шума и суеты.

    Под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем…», путешествие начинается.

    Первая остановка «Подумаем вместе». Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие русские народные сказки с участием лисы они знают. («Колобок», «Тере мок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».) Какой в сказках бывает лиса — чест ной или нечестной (обманщицей), доброй или злой, умной или глупой, хитрой или простодушной.  Вместе с детьми делают вывод, что лиса в сказках чаще всего бывает хитрой и всех обманывает.

    Воспитатель. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. На пример: лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса. Лисичка предлагает поиграть: я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное»: Миш ка (косолапый), Петушок (золотой гребешок), Кощей (бессмертный), зай чишка (трусишка), волчок (серый бочок), избушка (на курьих ножках), тра вушка (муравушка)…

    Воспитатель. Вы хорошо справились с первым заданием, поехали дальше (звучит р.н. мелодия «Калинка»)

    А вот и следующая остановка. Какую музыку вы только что слышали? (От веты детей.) Правильно, песню «Ка линка». Вот о русских народных пес нях мы и поговорим, а остановка на зывается «Песенная». Всегда русский народ любил песни, веселые и груст ные, они помогают работать и отды хать.

    Песню можно не только спеть, но и сыграть. Вам знакома народная песня «Тень, тень, потетень»? Давайте ее вспомним. Эту песенку дети разыгрывают, как маленький спектакль (воспитатель  одевает детям маски: лисы, зайца, ежа-2, медведя), затем включает за пись песни «Тень, тень, потетень». Все дети поют параллельно с записью, а «дети-герои» отвечают диалогом и имитируют движения зверей. (Приложение 1)

    - Молодцы! (воспитатель благодарит их за хорошее исполнение ролей.)

    А теперь давайте попрощаемся с остановкой «Песенная» и отправимся дальше.

    Звучит тихая музыка, дети хором произносят текст с движениями «Автобус». (Приложение 2)

    Остановка «Реши проблему» (Приложение 3)

    Следующее задание: я читаю отрывок, а вы должны решить что делать? (решение проблемных ситуаций)

    Воспитатель. Вы  очень хорошо справились и с этим заданием, нам пора дальше (звучит му зыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»). Впереди у нас остановка «Прояви смекалку». Мы с вами во время путешествия вспомнили очень много сказок. А сейчас вы сами будете сочинять сказку. Садитесь за столы. Вы должны придумать сказку и ее нарисовать. Сказка начинается: «Испекла старуха колобок»… (раскадровка)

    Дети рисуют в экранчиках сказку. (Приложение 4)

       После этого предлагаю детям провести коллективный пере сказ сказки «Колобок». (При пересказе каждый ребенок говорит по 1-2 предложения, жестом показываю детям, чья очередь).

    Воспитатель. Вы замечательно справились со всеми заданиями, которые для вас подготовила лисичка, но ей пора возвращаться назад в сказку, а нам в детский сад. Лисичка опрашивает детей, что им  больше всего понравилось и запомнилось. (Дети прощаются с лисичкой и садятся в автобус. Под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем…» путешествие завершается).

                                                                                                        Приложение 1

    Русская народная песня «Тень, тень, потетень»                

    Тень, тень, потетень,

    Выше города плетень.

    Сели звери под плетень,

    Похвалялися весь день.

    Похвалялася лиса:

    «Всему свету я краса».

    Похвалялся зайка:

    «Поди, догоняй-ка».

    Похвалялися ежи:

    «У нас шубы хороши».

    Похвалялся медведь:

    «Могу песни я петь».

    Приложение 2

                      «Автобус»

    Вот мы в автобусе сидим
    И сидим, и сидим
    (покачиваемся)
    И из окошечка глядим
    Всё глядим! (
    смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны)

    Глядим назад, глядим вперёд
    Вот так вот, вот так вот
    («скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони)
    Ну что ж автобус не везёт
    Не везёт? (
    пожимаем плечами)

    Колёса закружились 
    Вот так вот, вот так вот
    Вперёд мы покатились
    Вот так вот!(
     выполняем круговые движения руками впереди от себя)

    А щётки по стеклу шуршат
    Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
    Все капельки смести хотят
    Вжик-вжик-вжик!
    (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»)

    И мы не просто так сидим
    Бип-бип-бип, Бип-бип-бип, 
    Мы громко-громко все гудим
    Бип-бип-бип!
    («крутим руль» и бибикаем)

    Пускай автобус нас трясёт
    Вот так вот, вот так вот
    Мы едем-едем всё вперёд
    Вот так вот! (
    подпрыгиваем)

    Приложение 3                              

                           Решение проблемных ситуаций

    «Помоги Золушке»

    Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатывать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

    «Красная Шапочка»

    У Красной Шапочки совсем износилась ее шапочка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку ко дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапочек. Но что ей с ними делать?

    Приложение 4

    «Раскадровка» ТРИЗ

                   Фрагмент сказки «Колобок».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    занятие "Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок"

    На данном занятии развиваются нравственные чувства, активизируется культура речи, умение излагать свои мысли...

    Конспект НОД "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

    Конспект НОД по театрализованной деятельности с детьми средней группы...

    Конспект занятия "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"

    Данное занятие направлено на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок. Расширять и обогащать личный опыт детей о явлениях окружающего ...

    Конспект НОД "Сказка ложь, да в ней намек"

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников...

    Занятие «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» старший дошкольный возраст

    На занятии представлена интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое разв...

    ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК"

    ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВЛЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ....

    конспект НОД "Сказка ложь, да в ней намек, как вести себя - урок"

    конспект в обр. обл. "Социально-коммуникативного развития".  Цель: усвоение норм и ценностей, правил поведения на примере героев русских народных сказок о животных. Задачи: &l...