Проект "Прошлое предмета-Кукла".
проект (старшая группа)

Сураева Ирина Владимировна
 

Актуальность проекта:   Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.

В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.

Исследователи приписывают  кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых.  Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь. 

Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19 веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.

Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания об истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа.  Узнавая историю  возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Цель проекта: Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение   дошкольников  к   истокам русской  народной    культуры.

Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

Задачи проекта:

 Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов;

 Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

 Участники проекта: дети старшей группы «Весёлый улей», воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

-  формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

мы вместе с детьми стали отправляться в прошлое; и настоящее куклы.

Составили план совместной работы с детьми и родителями:  оформление выставки по теме проекта «Кукольных дел вселенная», подборка информации, иллюстраций, литературы; беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами – «Путешествие в прошлое куклы». Много материала нашли в интернете. Детям показали презентацию о том, как менялась кукла.

- Просмотр презентации «Куклы русского народа»

Мы вместе с детьми изучили историю кукол. 

 Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были суеверные и думали, что лицо оживает.  

- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико. Лицо кукле раньше рисовании угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!

Родители и дети нашили разнообразные тряпичные куклы.

-Провели исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

-Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).

 Предложили девочкам подержать этих куколок, покачать их.

Также был организован мини-музей «Куклы ». Здесь были представлены куклы, в которые играли бабушки, мамы, старшие сестры.

 - Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле

 Стихи о куколке

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто...

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали...

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

 

* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

- Рисование: «Моя любимая кукла».

- Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.

- Слушание музыки: Ольга Зарубина «Песня куклы», «Русские матрешки».

 В конце проекта мы с детьми делали  выставку детско-родительского творчества, кукол сделанных своими руками.

Сейчас в свободное время девочки нашей группы продолжают шить кукол из ткани. Это уже не старинные куклы, а современные.

Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о культуре и традициях русского народа, об истории русской народной тряпичной куклы, будут знать различные виды тряпичных кукол, проявлять интерес к истории своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в прошлое предметов-кукла.

Путешествие в прошлое предмета-кукла. Актуальность проекта:   Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир....

Конспект открытого занятия по развитию действий с предметами "Кукла-Неваляшка"

Конспект занятия будет интересен педагогам, работающим с детьми до 1 года....

Презентация "Музей предметов: куклы"

Презентация "Музей предметов: куклы"...