Главные вкладки

    Проект "Прошлое предмета-Кукла".
    проект (старшая группа)

    Сураева Ирина Владимировна
     

    Актуальность проекта:   Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.

    В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.

    Исследователи приписывают  кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых.  Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь. 

    Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19 веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.

    Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания об истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа.  Узнавая историю  возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

    Цель проекта: Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение   дошкольников  к   истокам русской  народной    культуры.

    Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

    Задачи проекта:

     Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

    Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов;

     Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

     Участники проекта: дети старшей группы «Весёлый улей», воспитатели, родители.

    Предполагаемый результат:

    -  формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

    мы вместе с детьми стали отправляться в прошлое; и настоящее куклы.

    Составили план совместной работы с детьми и родителями:  оформление выставки по теме проекта «Кукольных дел вселенная», подборка информации, иллюстраций, литературы; беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.

    - Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами – «Путешествие в прошлое куклы». Много материала нашли в интернете. Детям показали презентацию о том, как менялась кукла.

    - Просмотр презентации «Куклы русского народа»

    Мы вместе с детьми изучили историю кукол. 

     Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были суеверные и думали, что лицо оживает.  

    - Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико. Лицо кукле раньше рисовании угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!

    Родители и дети нашили разнообразные тряпичные куклы.

    -Провели исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

    -Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).

     Предложили девочкам подержать этих куколок, покачать их.

    Также был организован мини-музей «Куклы ». Здесь были представлены куклы, в которые играли бабушки, мамы, старшие сестры.

     - Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

    - Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле

     Стихи о куколке

    Русская тряпичная куколка простая.

    Славила Россию игрушка удалая.

    Бодрая, веселая, немного озорная,

    А по нраву русская, значит нам родная.

    * * *

    В этих куклах доброта и грусть,

    Они помнят Киевскую Русь.

    Мы берем этих кукол в руки –

    Оживают истории звуки...

    * * *

    Я кукла, кукла-оберег,

    Твоя помощница навек.

    Люби меня и уважай,

    И никогда не обижай.

    Я принесу тебе удачу.

    Жизнь станет ярче и богаче!

    * * *

    Лоскуток да ниток катушка.

    В умелых руках оживает игрушка.

    * * *

    Кручу, верчу,

    Создать хочу

    Куколку красивую,

    Дивную и милую.

    Пусть нас она оберегает

    И злых духов отгоняет.

    * * *

    Тряпичную куклу сшила мама дочке,

    Надела на ножки в красные носочки.

    Ниточки – косички, платьице в горошек.

    Вся теплом согрета маленьких ладошек.

    * * *

    Моя куколка грустит:

    Не с кем хоровод водить.

    Сделайте подружек ей,

    Кукле будет веселей.

    * * *

    У кукол, знаю точно, есть душа,

    В груди тряпичной сердце бьется часто...

    Прижми ее к себе, увидишь, счастье

    Из глаз струится, как у малыша.

    Согрета человеческим теплом,

    Тех рук, что эту куклу создавали,

    Лелеяли, ночами обшивали...

    Теперь она несет тепло в твой дом.

    А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

    * * *

    Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

    Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

    Я лицо ей разошью нитками цветными

    И волшебное сама выдумаю имя.

     

    * * *

    Подарили куклу мне на день рожденья.

    Это просто чудо, радость и везенье.

    Бросила игрушки, только с ней играю,

    Обо всём на свете с Машей забываю.

    Я кормлю и мою милую подружку,

    Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

    Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

    Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

    Куклу берегу я, я её лелею.

    С ней я стала лучше, стала я добрее.

    * * *

    Кукла просто загляденье,

    Детям всем на удивленье!

    Коль хотите научиться

    Эту куклу мастерить,

    Вам придется не лениться

    И старанье приложить!

    - Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

    - Рисование: «Моя любимая кукла».

    - Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.

    - Слушание музыки: Ольга Зарубина «Песня куклы», «Русские матрешки».

     В конце проекта мы с детьми делали  выставку детско-родительского творчества, кукол сделанных своими руками.

    Сейчас в свободное время девочки нашей группы продолжают шить кукол из ткани. Это уже не старинные куклы, а современные.

    Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о культуре и традициях русского народа, об истории русской народной тряпичной куклы, будут знать различные виды тряпичных кукол, проявлять интерес к истории своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Путешествие в прошлое предметов-кукла.

    Путешествие в прошлое предмета-кукла. Актуальность проекта:   Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир....