Методическая разработка:« Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами игры»
методическая разработка (средняя группа)

Галашина Лариса Андреевна

Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно дополняют и развиваются на всем протяжении его жизни. Эти формы мышления представляют собой единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления в различные моменты, вследствие этого познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_1.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: « Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами игры»

Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно дополняют и развиваются на всем протяжении его жизни. Эти формы мышления представляют собой единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления в различные моменты, вследствие этого познавательный процесс в целом приобретает специфический характер.

Наглядно-образное мышление рассматривается, как внутренний план действия, а так же как способность оперировать конкретными образами предметов при решении определенных задач. Способность к оперированию образами в умственном плане не является непосредственным результатом усвоения знаний и умений, она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: речи, подражания, игровой деятельности предметных действий, действия замещения, и т. д. Мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.

Наглядно-образное мышление (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами.

Так оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но их внутренние существенные связи. А это – необходимая основа для развития мышления вообще.

Игра теснейшем образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще на ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию наглядно-образного мышления, можно включать головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемной ситуации, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, наглядно-образного мышления и сообразительности.

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях стоит большое внимание уделять картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Формированию и развитию наглядно-образного мышления способствуют:

  • игры на прохождение лабиринтов;
  • незаконченные рисунки;
  • загадок;
  • игры на нахождение и восстановление недостающего элемента;
  • игры направленные на развитие творческого воображения;
  • игры на сравнение, поиск отличий;
  • использование игр с перестановкой палочек.

Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет непреходящее значение для всей последующей жизни человека, служит тем основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития.

Литература:

1.Белошистая  А.В. Мышление, изд. Владос, 2013.

2.Векнер Л. М. Психические процессы- т. 2, Мышление и интеллект- Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова,2010.

3. Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка(развитие речи,логическое мышление средняя группа)на тему:

Овощи и фруктыЦель: Обобщение знаний детей о многообразии овощей и фруктов, способах выращивания и сбора овощей и фруктов, способах переработки овощей и фруктов, о полезных свойствах овощей и фру...

Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»

Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос...

«Использование интерактивных обучающих материалов для развития наглядно-образных музыкальных представлений дошкольников».

Семинар для музыкальных руководителей по теме: "Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС"....

Методическая разработка Развитие наглядно – образного мышления дошкольников средствами игры

Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть ур...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами нетрадиционного рисования»

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительнаядеятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечениемвсех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие вж...

Методическая разработка " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"

laquo;Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее...

Методическая разработка «Развитие интеллектуально-логического мышления младших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в...