Методическая разработка Развитие наглядно – образного мышления дошкольников средствами игры
методическая разработка (старшая группа)

Хохлова Ольга Борисовна

Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть уровень подготовленности ребенка к поступлению в первый класс, освоение им школьной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие наглядно – образного мышления дошкольников средствами игры.

Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть уровень подготовленности ребенка к поступлению в первый класс, освоение им школьной программы. Для того, чтобы малыш умел проявлять фантазию и смекалку, необходимо как можно больше с ним заниматься.

Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того, чтобы научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации; привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке; развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках. Улучшить образное мышление у детей можно при помощи развивающих игр.

Мышление у дошкольников  обычно формируется в следующем «направлении»: восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое. Вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию. Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки.

Самыми  эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются:

- прогулки на природе с примечанием чего - то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени

- экскурсии в различные музеи, на выставки,  путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей

- игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными

- ролевые игры

- настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши)

- рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта,  создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть - мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг

- занятия с пластилином, глиной, гипсом

- сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету

-  поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева

-  рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши

Занятие с дошкольниками  должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя детей на достижение необходимого результата.  Для того, чтобы развить у ребенка наглядно - образное мышление, необходимо использовать различные упражнения, проводимые в игровой форме.

«Угадай, что это».  Для проведения этого задания понадобятся следующие предметы: коробка, небольшой мячик, кукла, машинка, кубик, собачка, зайчик. Воспитатель берет коробочку и говорит малышу: «Давай узнаем, что в ней лежит». Затем показывает ребенку все игрушки по очереди и просит его их запомнить. Педагог накрывает мячик, кубик, куклу, зайчика и собачку салфеткой и начинает описывать какой-то один предмет, попросив ребенка угадать то, о чем он говорит. Например, «Круглый, катится, прыгает, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». Если малыш не смог угадать, то воспитателю необходимо еще раз показать данную игрушку и повторить упражнение. После правильного ответа, ребенку необходимо описать выбранный им предмет. Такое действие следует проводить с каждой игрушкой. Это упражнение прекрасно тренирует память, внимательность и образное мышление.

«Кто где живет?»  Для этого упражнения необходимо подготовить несколько картинок с животными и местами их обитания. Например, медведь - берлога, зайка - норка, птичка - гнездышко, бобер - плотина. Показать  ребенку данные изображения, объяснить суть задания и попросить  запомнить, где живет какое-то определенное животное. Затем спросить: «Кто где живет?», показывая картинки поочередно. Такое задание формирует зрительную память и расширяет кругозор.

«Ищем мячик».  Для выполнения этого задания необходимо подготовить 5 резиновых мячей разных размеров и цветов: красные и красные с белой полоской (маленький и большой), зеленый с белой полоской (маленький и большой), 1 большой синий. Воспитатель показывает ребенку каждый мячик  поочередно и просит их запомнить. Затем накрывает мячи  салфеткой. После этого один из мячей описывается в виде простого рассказа. Например, «Петя пришел во двор с большим красным мячом - найди тот мяч, который принес Петя». Взрослый убирает салфетку и дает ребенку время на обдумывание. После того, как малыш сделал свой выбор, его просят объяснить почему он поступил так, а не иначе. Это упражнение тренирует зрительную память и развивает логическое мышление.

«Угадай и нарисуй».  Для правильного выполнения этого задания необходимо подготовить альбом или листок бумаги, карандаши и интересные загадки о чем-либо. Воспитатель загадывает ребенку какое-то слово, это может быть животное, что-то съедобное, а затем просит отгадать. Если малыш правильно отвечает на вопрос, то взрослый просит его изобразить на листе бумаги тот предмет, который был загадан. Такое упражнение отлично тренирует воображение, развивает фантазию. Рисование помогает развить образное мышление.

«Найди половинку».  Для проведения игры «Найди половинку» необходимо напечатать несколько картинок с различными изображениями и разрезать их пополам. Например, это может быть гриб, машина, геометрические фигуры. Воспитатель раскладывает на столе в хаотичном порядке данные изображения и просит малыша найти их половинку. Это задание тренирует внимательность, сообразительность и наглядное представление о чем-либо.

«Что у них общего?» Простое логическое задание «Что у них общего?» проводится с целью формирования у ребенка зрительной памяти, логического и образного мышления. Воспитатель должен  подготовить несколько предметов, которые имеют что-то общее, например, кукла, мишка, мячик, машинка  - это игрушки или самолет, автомобиль, пароход, поезд - это техника. Таким образом, ребенок учится классифицировать предметы, определяя их в одну группу на основе каких-либо общих признаков.

«Нарисуй картинку».  Для проведения данного упражнения понадобятся: несколько карточек с изображением птиц, млекопитающих, рыб, а также 3 конверта и карандаши. Воспитатель говорит: «Мои картинки кто-то перепутал - помоги мне разобрать их». Затем ребенок должен разложить карточки по 3 конвертам, причем так, чтобы в них оказались картинки, имеющие что-то общее между собой. После того, как малыш выполняет это задание, взрослый просит его изобразить на каждом конверте то, что в нем лежит. Эта игра формирует зрительную память, учит ребенка быть внимательным и наглядно мыслить.

«Где круг, а где овал?» Взрослый называет ребенку различные предметы круглой и овальной формы, а затем спрашивает, что из перечисленного можно назвать кругом, а что овалом. Например, «Яблоко - круглое, а яйцо - овальное. Какой формы апельсин, дыня, лимон?». Такое упражнение тренирует пространственное мышление и учит малыша думать.

«Что можно есть, а что нельзя?» Для проведения данной игры необходимо заготовить несколько картинок, на которых будут изображены съедобные и несъедобные предметы, например, машина, дудочка, колбаса, морковь, ручка. Воспитатель показывает ребенку поочередно картинки и просит сказать, что из них можно есть, а что нет. Это задание развивает у ребенка сообразительность, внимательность и скорость мышления.

«Что может быть только внизу, а что только наверху?» Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, что может быть только наверху, а что внизу. Например, «Посмотри наверх, что ты там видишь? - правильно, люстру  или «Посмотри вниз, что там? - верно, ковер». По аналогии, педагог просит малыша привести подобные примеры. Это упражнение развивает смекалку, воображение и образное мышление.

«Что бывает только сладким?» Воспитатель просит ребенка  называть только то, что может быть только сладким в следующем формате: «Я называю сладкие продукты, а если я скажу неправильно, то ты говоришь стоп». Например, малина, конфета, сахар, дыня, лимон. Ребенок должен сказать: «Стоп!» при слове «лимон». Такое упражнение тренирует скорость мышления и внимательность.

«Скорее отвечай».  Для проведения этого задания пригодится небольшой мячик. Педагог встает и говорит  ребенку: «Я буду называть различные цвета, а когда брошу тебе мяч, то ты должен назвать какой-нибудь предмет такого оттенка быстро, не задумываясь». Например, желтый, ребенок начинает искать в комнате что-то желтого цвета. Также использовать можно не только оттенки, но и материалы, из которых сделаны предметы, к примеру, деревянный, пластмассовый. Эта игра развивает наглядно-образное мышление, внимание и сообразительность.

«Чем они похожи?» Воспитатель просит малыша найти два похожих предмета и рассказать об их общих чертах. Например: «Трава - огурец». Что у них общего? Ребенок должен ответить: «Они зеленые» или же «Солнце - лимон» - они круглые и желтые. Это упражнение формирует зрительное представление о разнообразных предметах, зрительное мышление и память.

«Убери лишнее». Педагог  называет  несколько слов, например, «чашка, машина, цветок, одуванчик, роза, клевер, василек» и просит ребенка убрать лишние из них. Малыш должен ответить, что сюда не подходят чашка и машина, так как все остальное - это цветы. Нужно обязательно попросить ребенка обосновать свой выбор, то есть по каком принципу он провел группировку тех или иных предметов. Данное упражнение развивает логическое мышление, смекалку и усидчивость.

«Какой это звук?» Воспитатель просит ребенка назвать повторяющийся звук. Это упражнение на внимательность и сообразительность. Например, «ши-ши-ши - у меня карандаши или но-но-но - вот на дереве гнездо», затем спрашиваете: «Какой звук повторялся?». Малыш должен ответить: «Ш» или «Н».

Занятия по развитию образного мышления необходимо проводить регулярно для закрепления полученных знаний. Ведь, чем чаще педагог  будет заниматься с дошкольниками, тем быстрее появится первый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...

Игры на развитие наглядно-образного мышления дошкольников

—В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (свойственного детям 3-4 лет) к наглядно-образному (5-6 лет).—Основная особенность наглядно-образного мышления – реш...

Консультация для родителей ДОУ "Наглядно -образное мышление дошкольников"

Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни."Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности" (...

Картотека игр на развитие наглядно - образного мышления дошкольников

Необходимым условием для развития наглядно - образного мышления детей является привлечение их в сферу разного рода деятельности. Для этого надо организовать все условия, способствующие углубленному по...

Методическая разработка:« Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами игры»

Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно в...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

1. Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Дост...