Статья "Роль игры для ребенка дошкольного возраста в современном мире"
статья

Ильясова Лилия Рамилевна

В предлагаемой статье рассказывается о классификации игр, их функций и рассматривается современный класс игр, компьютерных. Уточняются плюсы и минусы данного вида игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Роль игры для ребенка дошкольного возраста в современном мире»                                                                                                                                                                    Ильясова Лилия Рамилевна

                                                   Воспитатель, ГБДОУ Детский сад № 104 комбинированного вида, г. Санкт-Петербург.

Роль игры для ребенка дошкольного возраста в современном мире.

 «Игра для ребенка — не игра, а действительность, это универсальное и неотъемлемое право ребенка»

Ушинский К. Д.

На сегодняшний день все больше детей предпочитают компьютерные игры любым другим. Часто, ребенок увереннее, быстрее, чем взрослый может разобраться с технической новинкой. С одной стороны, в век современных технологий, это ценный навык, но с другой стороны теряются многочисленные возможности, которые отрываются ребятам во время обычных игр. Я знакома со многими родителями, которые столкнулись с этой проблемой, она актуальна как никогда.

И решить данный вопрос не получится, просто забрав компьютер или планшет или же, наоборот, разрешив ребенку проводить за экраном столько времени, сколько ему захочется, надеясь, что, повзрослев, чадо наиграется и перестанет тратить часы на это увлечение.

К сожалению, необходимо приложить много усилий, самоконтроля, компромиссности, а главное любви и терпения, дабы решить эту проблему.

Почему же так важно, чтобы подрастающее поколение полюбило игры? Что обозначает слово игра?

«Семантика слова «игра» является основанием для его употребления от обозначения детской игры … изначальный смысл «игры» включал в себя движение без цели «взад-вперед» (качание, колебание), подтверждение данному факту можно найти в работах Г.В. Плеханова, Е.А. Покровского, Д.Б. Эльконина и др. Бесцельность движений и дало основание для толкования игры как спонтанного и свободного, самопроизвольного, радостного и забавного» [1]

По мнению Ф. Фребеля, игра является главной деятельностью ребенка дошкольного возраста, дающей представление о мире, в котором его воспитывают. Он считал игру выражением сути ребенка, отражением его творческих способностей, раскрывающихся в процессе переработки темы игры или использования предметов игры. Когда ребенок активен в игре, когда он «перерабатывает тот или иной материал, имея перед собой конкретную цель, он обретает возможность свободно развивать все свои силы и способности сообразно возрасту». [1,2]

И до сих пор принято считать, что игра- это основная деятельность ребенка дошкольного возраста. Любую ситуацию можно адаптировать под игру, помогая тем самым ребенку весело и быстро справиться с нелюбимым делом,-уборка игрушек, чистка зубов, сборы на прогулку…

Как уже было сказано,- в процессе игры ребенок узнает о мире, в котором его воспитывают. Иными словами, во время игры ребенок учится общаться с другими людьми (и взрослыми, и детьми), узнает правила поведения в обществе, развивает навыки коммуникации.

Ребенок во время игры узнает о свойствах предметов, как с ними действовать, как их можно использовать вне зависимости от их предназначения.

Так же ребенок начинает осознавать себя, свои таланты, возможности и получает удовольствие от результатов своей деятельности,- в процессе игры ребенок самореализуется. Как в своих ранних работах А. Маслоу определял понятие самоактуализации,- «Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п.» [4]

Так же игра способствует улучшению настроения у детей, укрепляет отношения между ними, создает благоприятный фон для психологической разрядки играющих, а это, в свою очередь, имеет положительное влияние на состояние здоровья.

Игра имеет терапевтический эффект, если обратиться к научным трудам Д. Б. Эльконина, можно подробнее узнать об этой функции игры: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту» [3].

В процессе игры можно наблюдать за деятельностью ребенка, за его реакциями на различные ситуации, возникающие во время игры, есть ли отличие реакций от принятых норм. В данном случае говорится о диагностической функции игы, для детского возраста это самый оптимальный способ диагностики. Так же можно корректировать поведение детей во время игры, влиять на их отношение к себе, к окружающим, показывать нормы поведения во всевозможных обстоятельствах.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»,- как выразился когда-то В.А.  Сухомлинский. Какие-то игры направленны на интеллектуальное развитие, какие-то на физическое, многие педагоги изучали игры, классифицируя их.

Игры делятся по многим параметрам, есть игры подвижные, математические, сенсорные, речевые,- деление по содержанию игры, по тому, что в этих играх можно развить у ребенка.

По количеству участников игры тоже можно объединить в группу,- массовая, индивидуальная, групповая, коллективная. Так же можно условно разделить игры на игры для мальчиков и для девочек. В зависимости от места проведения игры могут быть на свежем воздухе, настольные, на льду, на снегу, игры могут быть летние или зимние, а также их можно объединить по количеству времени, необходимому для завершения процесса,- длительные, кратковременные, игры-минутки.

В педагогике традиционная классификация игр включает в себя:

  • Творческие игры
  • Игры по правилам

В свою очередь творческие игры делят на

-  режиссерские,

- сюжетно-ролевые,

- театрализованные,

- игры со строительным материалом

Деление основывается на материалах, которые дети используют в играх и по творческому содержанию игры.

Так же творческие игры разделяют на игры:

- по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);

- по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

- по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

Игры по правилам специально разработаны для воспитания детей. В них выделяют:

-дидактические игры

- подвижные игры

Дидактические игры в свою очередь разделяют по содержанию и по материалу, используемому в игре.

Подвижные игры разделяют по степени подвижности, по движениям, по игровому материалу.

Первая классификация была предложена Ф.Фребелем. Разделение основывалось на принципе влияния игры:

  • Сенсорные (органы чувств)
  • Моторные(движение)
  • Умственные(ум)

П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на:

  • имитационные (подражательные)
  • подвижные (игры с правилами)

Классификация, используемая Карлом Гроссом включает в себя:

  • Игры специальных функций (совершенствование инстинктов)
  • Игры обычных функций (развивающие волю)

Ж. Пиаже в основу своей классификации игр положил возрастную периодизацию и разделил их на:

  • сенсорно-двигательные (до 1 года)
  • символические (2-4 года)
  • игры с правилами (4-7 лет)

Н.К.Крупская предложила:

  • свободные, самостоятельные, творческие игры детей
  • организованные игры с правилами

В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:

  • Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.
  • Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

«Применительно к детству психологический критерий инициативы, побуждающей к игре, позволяет выделить три класса игр» (С. Л. Новоселова) [5]

  • Игры, возникшие по инициативе ребёнка включают в себя:

- игра-экспериментирование

- самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)

  • Игры, возникшие по инициативе взрослого:

- Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные)

- Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные)

  • Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых –народные игры

В современном обществе появилась еще одна отрасль игр, это компьютерные игры. В целом, можно выделить следующие основные жанры и виды компьютерных игр:

  • текстовые симуляторы
  • стратегические компьютерные игры
  • аркады
  • приключения
  • ролевые игры
  • фэнтези
  • логические
  • образовательные
  • спортивные

Данный вид игр не имеет те функции, которые были перечислены ранее. Использование современных технологий важно, но о пользе именно компьютерных игр ведутся споры.

Как влияет компьютер на здоровье ребенка?

Зрение. Детские глаза еще не окрепли, могут развиться такие симптомы, как двоение, временная близорукость, сухость и жжение.

Специалисты утверждают, что ребенок в зависимости от возраста может проводить некоторое время за экраном компьютера.

4-5 лет - 10 минут в день

5-7 - 20 минут в день

7-11 лет - 20-30 минут

12-14 лет - 45 минут

15 лет - 1-2 часа в сутки (с перерывами каждые 30-40 минут)

Осанка. Во время увлекательной игры ребенок не всегда следит за положением своего тела. Важно отметить, что местом для игры могут послужить не только компьютерный стол, но и диван, кресло, пол. В перечисленных местах сложно держать спину ровно.

Нервная система. Чем больше ребёнок получает поток неконтролируемой информации через экран, тем больше у него наблюдаются расстройства в эмоциональной сфере. появляется раздражительность, ухудшается сон, повышается возбудимость.

Малоподвижность. Если не заниматься подвижной деятельностью, которая является природной нормой для детей, чувство усталости неизбежно. Когда ребёнок устал, ему сложно концентрировать внимание. Общефизическая подготовка повышает коэффициент умственного развития.

Стоит различать пассивное и активное экранное время, ведь помощью компьютера можно стимулировать развитие ребенка, если правильно его использовать и контролировать информацию, которую получает ребенок. На мой взгляд,- можно вводить элементы компьютерных игр в жизнь, но делать это необходимо осторожно и в соответствии со временными рамками, в зависимости от возраста ребенка. В детских садах используют ИКТ, просмотр мультфильмов, в интернете есть огромная платформа развивающих интернет-игр, которые можно использовать дома, но компьютерные игры не должны вытеснять живое общение. В век технологий для ребенка нет ничего более значимого чем внимание родителей и близких людей.

  1. Репринцева Е. А. Педагогика игры: теория, история, практика. — 2005
  2. Фребель Ф. Пед соч. / Пер. с нем. Н.Н. Соколова. М.: Изд-во К.И. Тихомирова, 1913.―Т. 2.―С. 158.
  3. Д.Б.Эльконин. Психология игры. М., «Владос», 1999 г. С. 84.
  4. .Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / А. Маслоу - М., 1982.
  5. Новосёлова С.Л. Игры и их классификация. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 12-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников нас  часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...

Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».

Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций...

Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире».

Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире»....

Консультация для родителей "Плюсы и минусы использования гаджетов детьми дошкольного возраста в современном мире".

Мобильные устройства и компьютеры в современном мире нужны  человеку для общения, работы, познания и развлечения. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, потому что делают ее легче, интереснее...

« Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в современном мире»

Рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по саблюдению правил ЗОЖ...