АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
материал

Глушак Елена Вячеславовна

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, яв­ляется воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоро­вья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической об­становки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облуче­ние детей (компьютерные игры, длительное пребывание пе­ред телевизором), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_o_zdorove_sbereg._tehnologiy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 им. Л.Г. Венедиктовой    структурное подразделение  д/с №1                                   г. Маркса   Саратовской области

__________________________________________________

индекс 413092 Саратовская область г.Маркс Проспект Строителей -22Б                                          т.  8(84667) -5-74-08 е-mail mdetskiysad1@ mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

музыкальным руководителем  Глушак Е.В.

    Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.

Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включаю профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания, развитие и коррекция психоэмоциональной сферы.

В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Ее физиологический фактор способен изменить различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую.

В своей практике, в непосредственной образовательной деятельности   использую здоровьесберегающие технологии:

  • валеологические песенки
  •  дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)
  • психогимнастика (по Давыдовой М.А.)
  •  артикуляционная гимнастика
  •  пальчиковая гимнастика
  •  самомассаж
  •  музыкотерапия

Для профилактики заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях  уделяю внимание формированию физиологически правильного дыхания. Для этого я использую в занятиях дыхательную гимнастику по А.Н.Стрельниковой  которая укрепляет дыхательную мускулатуру и улучшает самочувствие ребёнка.

Также  постоянно включаю в занятия музыкальные аутотренинги (психогимнастика). Как показали мои собственные наблюдения, у детей, которые регулярно занимались психогимнастикой, стали ярче находить свое выражение положительные черты характера (смелость, решительность, доброта), а также со временем пропадают неуверенность, различные страхи и боязни.

Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка. Например, чересчур перевозбужденный малыш, благодаря правильно воспринятой мелодии, может успокоиться, а чересчур нерешительный, также может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время проведения того или

иного упражнения психогимнастики, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пресекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный.

На занятиях использую психогимнастику  разработанную  М.А. Давыдовой.

Также постоянно использую пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Составила картотеку  пальчиковых игр.

Таким образом, применение мной  здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Здоровьесберегающие технологии,

используемые  музыкальным руководителем Глушак Е.В.

в образовательном процессе

                          Технология

Краткое описание

Использование во

время занятий

Результат

  1. «Здоровое дыхание»

Упражнение «Дикая кошка» (глубокий вдох, выдох на звук «Ш»

Перед исполнением песенного репертуара, по мере утомляемости детей.

Свободное звукоизвлечение, отсутствие фарсированного пения, исключение болезненных ощущений в горле во время пения.

  1. «Правильное дыхание»

Распевки определённой протяжённости «Лесенка», «Горошина», «Василёк» и.т.д.

В начале занят перед исполнением песенного репертуара.

Свободное звукоизвлечение, отсутствие фарсированного пения.

  1. «Рисуем звуками»

Упражнение «Динозаврики» ( На звук «У» тянем ушки вверх, На звук «И» рисуем животик, на грудной звук «А» показываем хвостик).

В середине занятия по мере утомляемости детей.

Поднятие эмоционального фона, психологическое раскрепощение.

  1. «Музыкальный сон»

Глаза закрыты, спокойный вдох, выдох на звук «У» сомкнутыми губами.

После подвижной игры.

Расслабление мышечного напряжения.

5.«Превращение»

Упражнение «Кошечка» (выгибание спины), «Весёлые часы» (чередование быстрых и медленных шагов под музыку с произношением «Тик-так»)

В середине занятия.

Выработка гибкости, устойчивость координации движений.

6.«Радость в движении"

Танцевальные этюды «Бабочка» (имитация взмахов крыльев), «Медведь» (имитация походки медведя)

В заключительной части занятия.

Развитие подвижности, ловкости.

7.Пальчиковые игры

Упражнение «Алые цветки» (раскрывание ладошек на звук «А», Качание кистей рук на звук «Ш», Постукивание пальчиков на звук «С»

Используются в начале или середине занятия.

Нормализация эмоционального психического возбуждения, развитие мелкой моторики рук.

8.«Весёлые жесты»

Изображение любимых животных, сказочных героев под музыкальное сопровождение.

Используется после разучивания песенного репертуара.

Регулирование мышечного тонуса.

9.«Греем горлышко»

Губы плотно сомкнуты, резкий вдох, выдох на растягивание звука «Ха».

Используется в конце занятия.

Психологическое раскрепощение ребёнка.

10.Логоритмика

Направлена на развитие речи детей.

Используется в середине или в конце занятия.

Рекомендуется для всех детей для развития фонематических представлений.

11.Театральные

игры

Игры: «Весёлый гном», «Кракодил» (чередование песенного и стихотворного репертуара)

Используется в конце занятия.

Психологическое раскрепощение ребёнка.

12. «Музыка и

сон»

Слушание спокойной музыки.

Ровное дыхание.

Используется после подвижной игры.

Снятие напряжёния, психологическое раскрепощение.

13. «Ловкий

язычок»

Скороговорки: «На печи», «Оса», «Козлёнок».

Используется во время распевания.

Выработка чистой здоровой речи, тренировка памяти.

14. Подвижные музыкальные игры

«Ловишки», «Баба Ёжка»,

«Гори-гори ясно» и.т.д.

Используется в конце занятия.

Рекомендуется для профилактики утомления и для создания положительных эмоций.

15. Релаксация

Используется спокойная  классическая музыка (П.И. Чайковский), (С.Рахманинов),

звуки моря, прибоя, пение птиц.

Используется в конце занятия.

Рекомендуется для профилактики утомления и для создания положительных эмоций.

Руководитель СП  д/с №1

_______________О.М. Михеева    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик

В образовательном процессе мной используются следующие здоровьесберегательные технологии и методики:...

Аналитический отчет по использованию в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Для  эффективного  педагогического  управления  процессами  здоровьесбережения  дошкольников  необходима  объективная  оценка  физического  и...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре

Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий,  методик ...

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий...