Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»
    методическая разработка (старшая группа)

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

     

     

     

     

     

     

    Выступление

    на методическом объединении

    воспитателей ДОУ

    на тему:

    «Развитие познавательных способностей детей

    дошкольного возраста через дидактические

    игры»

     

     

     

     

     

     

     

       Подготовила:

                                воспитатель Фриккель Е.В.                                                 

     

     

     

     

    Калининск, 2018 год

     

    Маленький ребенок по сути своей неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие  в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

    Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

    «Игра есть свободная деятельность

                   В ней формируются все стороны души

                человеческой, его ум, его сердце, его воля».

    К.Д. Ушинский

    Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

    Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

    Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальное), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию дошкольников (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).     Особенность дидактических познавательных игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии  непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала..  По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.   

           Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр более старших детей. Такие игры, как «Умные машины», «Молочная ферма», «Кому что нужно для работы», «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, шофёров, продавцов.  

          Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

    Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

      Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки.

      В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

          Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.

           Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.

           В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Воспитатель обращает внимание играющих на эти качества, делая это очень осторожно.

           

    Познавательное развитие дошкольника – это важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Развитие познавательных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школе. Ведь важно не только какими знаниями обладает ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

    Игры периодически повторяются на занятиях и в свободной деятельности детей.

    Дидактическая игра позволяет интересно и с пользой проводить режимные моменты. Одеваясь на прогулку - игра «Назови одним словом»,умываясь – «Что бывает прозрачным?», на прогулке – «Чьи следы?». Для детей младшего возраста я беру игровую форму заданий (включение

    элементов сюжета, игровые действия с материалом).

    Если дети 4-5 лет дают описание игрушки на основе выделения нескольких признаков, свойств, то дети 6-7 лет должны определить их значение (Стакан – сосуд, в него

    наливают жидкость, из него пьют; карандаш – учебная принадлежность,

    нужен школьнику).

    В дошкольном возрасте преобладают формы познания, поэтому для игр стараюсь подбирать яркий красочный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_2018g.docx18.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

     

     

     

     

     

    Выступление

    на методическом объединении

    воспитателей ДОУ

    на тему:

    «Развитие познавательных способностей детей

    дошкольного возраста через дидактические

    игры»

       Подготовила:

                                воспитатель Фриккель Е.В.                                                  

    Калининск, 2018 год

    Маленький ребенок по сути своей неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие  в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

    Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

    «Игра есть свободная деятельность

                   В ней формируются все стороны души

                человеческой, его ум, его сердце, его воля».

    К.Д. Ушинский

    Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

    Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

    Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальное), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию дошкольников (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).     Особенность дидактических познавательных игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии  непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала..  По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.   

           Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр более старших детей. Такие игры, как «Умные машины», «Молочная ферма», «Кому что нужно для работы», «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, шофёров, продавцов.  

          Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

    Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

      Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки.

      В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

          Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.

           Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.

           В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Воспитатель обращает внимание играющих на эти качества, делая это очень осторожно.

           

    Познавательное развитие дошкольника – это важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Развитие познавательных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школе. Ведь важно не только какими знаниями обладает ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

    Игры периодически повторяются на занятиях и в свободной деятельности детей.

    Дидактическая игра позволяет интересно и с пользой проводить режимные моменты. Одеваясь на прогулку - игра «Назови одним словом»,умываясь – «Что бывает прозрачным?», на прогулке – «Чьи следы?». Для детей младшего возраста я беру игровую форму заданий (включение

    элементов сюжета, игровые действия с материалом).

    Если дети 4-5 лет дают описание игрушки на основе выделения нескольких признаков, свойств, то дети 6-7 лет должны определить их значение (Стакан – сосуд, в него

    наливают жидкость, из него пьют; карандаш – учебная принадлежность,

    нужен школьнику).

    В дошкольном возрасте преобладают формы познания, поэтому для игр стараюсь подбирать яркий красочный материал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

    Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...

    Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера"

    Материал раскрывает тему сюжетно-ролевой игры и этапы её развития. О том , как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста....

    Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры.

    Из опыта работы по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"....

    Статья по теме" РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

    Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. Формирование личност...