Статья по теме" РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
статья (старшая группа)

Порохина Владислава Геннадьевна

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. Формирование личности ребенка и его умственное развитие совершаются в процессе разнообразных видов деятельности.

В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира – цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а так же об отношениях людей. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой развития математических способностей.

Известный светский психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что надо ориентироваться всегда «на зону ближайшего развития». Он писал «…мы можем учесть не только законченный уже на сегодняшний день процесс развития, не только уже завершенные его циклы, не только проделанные уже процессы созревания, но и те процессы, которые сейчас находятся в стадии становления, которые только созревают, только развиваются» [1].

Непосредственно игра может быть основным источником, развития и обучения детей. У ребенка возрастает активность в разных видах деятельности. Возникает самостоятельная игровая деятельность. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими [3].

Игра – основная деятельность с детьми. Силой воображения, игровых действий, роли, способность перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, времени. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом – объяснение игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни деятельности.

Выдающийся советский педагог Н.К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее» [2]. Н.К. Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью [5].

К счастью игры могут быть разнообразны, но считается, что дидактические игры помогают детям в развитии математических способностей.

Дидактические игры – это обучающие игры. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они является методом обучения, во-вторых самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого, они широко используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и многим

другим образовательным областям. Дидактические игры являются самостоятельными, потому что инициатива в выборе и проведении игр, полностью подчинена воспитателю. Помимо этого дидактические игры проводятся во внеучебное время.

В руководстве играми следует выделить 3 этапа: подготовка игры, ее проведение, анализ результатов. В подготовку игры входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитателя, учетом времени проведения, места и определения количеством участников, подбор дидактического материала.

Игра проходит успешно в том случае, если к ней и подготовлены дети. Так же в любой дидактической игре обязательно должны быть как игровые правила, так и игровые действия.

Анализ игры должен быть направлен на выявления эффективных приемов ее проведения, а так же допущенных ошибок.

Таким образом, через деятельность, направляемую педагогом, обучение влияет не только на психическое развитие ребенка, но и на математическое. Из этого следует, что использование дидактических игр, положительно влияет на развитие математических способностей [4].

 

Приложение:

 

Дидактическая игра: «Найди предмет»

Цель: формирование сопоставления формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором – предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

 

Дидактическая игра: «Наш день»

Цель: закрепление представления о частях суток, научить правильно, употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и так далее. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.

 

 

Дидактическая игра «Составь геометрические фигуры»

Цель: формирование у детей представления о составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники

 

Список литературы:

 

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский – Москва.: АПН РСФСР, 1956. – 448 с.

2. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании / Н.К. Крупская – Москва.: Просвещение, 1973 – С.203-204.

3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Леушина – Москва.: Просвещение, 1974. – 368 с.

4. Русскова Л. В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Л. В. Русскова. – Москва.: Просвещение, 1986. – 400 с.

5. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (Ст.группа). Пособие для воспитателя дет. сада. – Москва.: Просвещение, 1982 – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста в дидактической игре".

Определение   дидактической  игры, её структура и значения для детей дошкольного возраста....

Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Из опыта работы по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"....

Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»      Выступление на методическом объединении...