Формирование профессиональной мобильности педагога ДОУ средствами проектирования
статья

Современный педагог дошкольного образования должен быть образованным профессионалом, который несет полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Все это требует от педагога профессиональной мобильности. Так же важно отметить, что креативность и самостоятельность педагога ДОУ способствуют формированию позитивной динамики интеллектуального развития обучающегося. Важную роль в развитии компетенций играет влияние новизны. Доминирующим и мотивирующим фактором развития профессиональной мобильности педагога ДОУ может быть представление в обучении передовых достижений науки и техники и возможность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной мобильности педагога ДОУ средствами проектирования

Современный педагог дошкольного образования должен быть образованным профессионалом, который несет полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Все это требует от педагога профессиональной мобильности. Так же важно отметить, что креативность и самостоятельность педагога ДОУ способствуют формированию позитивной динамики интеллектуального развития обучающегося. Важную роль в развитии компетенций играет влияние новизны. Доминирующим и мотивирующим фактором развития профессиональной мобильности педагога ДОУ может быть представление в обучении передовых достижений науки и техники и возможность.  

 Образовательный процесс в ДОУ является гибким, быстро реагирует на изменение воспитанников. В соответствии с особенностями детей и в соответствии с профессиональной квалификацией педагога, в ДОУ ведется разработка образовательных программ на всех уровнях.

Используются современные образовательные технологии в рамках инновационной деятельности и реализации процесса развития воспитанников: работа МО, подготовка у дошкольников к олимпиадам различного уровня, творческим конкурсам и конференциям муниципального и регионального уровней, участие педагогов в конкурсах и конференциях муниципального, регионального и федерального уровней.

Структура концепции профессиональной мобильности основана на таких личных качествах, как открытость миру, отзывчивость, терпимость, способность продуктивно мыслить, увидеть изменчивость и альтернативу развитию ситуации и т. д.

Ю.И. Калиновский в качестве критериев оценки мобильности выделяет:

  • особенности и качества личности: открытость мира, уверенность в людях и себе, гибкость, отзывчивость, локализация контроля, толерантность;
  • умения рефлексии, саморегулирование, самоопределение, постановка целей;
  • способности: выделить и понять суть изменений в обществе; увидеть изменчивость и альтернативу развитию ситуации; мыслить конструктивно, продуктивно (творческое мышление); разработать необходимые изменения в микросоциальной группе; решить проблемы; адаптироваться к изменениям (редизайн).

Содержание методического контента дисциплины определяется непосредственно педагогом в рамках необходимого стандарта ФГОС для достижения желаемого результата, что, в свою очередь, изменило подходы к оценке, включая процесс проверки, мониторинг деятельности детей и процедуры оценки.

В ДОУ координация образовательного процесса по вопросам программ и отдельных тем достигается посредством участия педагога в образовательном процессе и личном профессиональном развитии.

Н.М. Борытко отмечается, что профессиональной мобильностью педагогов представляет собой систему, основными подсистемами которой являются:

  • педагогическая карьера;
  • мотивация и стимулирование;
  • работа с резервом;
  • мониторинг развития и аттестация;
  • ресурсное обеспечение профессионального развития;
  • управление саморазвитием педагога.

Среди инновационных эффективных технологий формирования профессиональной мобильности педагогов развивающие тренинги: рефлексивный тренинг, креативность, упражнения на развитие лабильности и сверхнормативной активности и др.

Модель развития профессиональной мобильности педагога посредством проектной деятельности в системе дополнительного образования основана на методических подходах (системный, компетентностный, личностно-деятельностный, аксиологический) и методологических принципах (детерминизм, преемственность, динамика, перспективность) и содержит взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательно-технологический, оценочно-продуктивный), которые выполняют диагностическую, прогностическую и развивающую функции.

Это позволяет проектировать цели, содержание и технологии непрерывного образования и переподготовки педагогических кадров в соответствии с современными требованиями.

Управление профессиональной мобильностью педагога в ДОУ должно строиться с соблюдением следующих принципов:

  • систематическое системное научно-методическое обеспечение, выраженное в взаимосвязи отдельных этапов и задач профессионального совершенствования;
  • непрерывность обучения и самообразования педагогов и всех других субъектов научно-методического обеспечения;
  • открытость дает педагогам возможность  выбирать и строить индивидуальную траекторию профессионального развития;
  • достижение целей,  понимание того, что взаимодействие поддерживающих субъектов направлено на достижение целей тактической и стратегической, прогностической перспективы, направленные на решение одной из его задач;
  •  самостоятельности (от планирования до контроля и коррекции);
  •  организация сотрудничества;
  • предоставление практических знаний, навыков и компетенций.

Реализация этих принципов позволит постепенно улучшать профессиональный уровень педагогов, формировать необходимые профессиональные навыки, обеспечивать личную и профессиональную поддержку педагогов, постоянно дополнять профессиональные дефициты, к которым относится профессиональная мобильность.

 Педагогические условия для развития профессиональной мобильности педагога в системе ДОУ:

  • дифференциация программ обучения педагогов, а также потребности отдельных педагогов в освоении основ проектной деятельности в профессиональном росте;
  • разработка системы дошкольного образования, ее соблюдение требований профессионального личностного роста различных категорий педагогических работников;
  • мотивация и активность педагогов в развитии их профессиональной мобильности;
  • профессиональная мобильность субъектов профессионального и личного роста педагогов.

Профессиональная мобильность является важной качественной характеристикой учителя и основой его профессионального саморазвития. Она обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию учителя к изменяющимся условиям учебно-воспитательной деятельности.

Эффективность развития профессиональной мобильности учителя может быть обеспечена, если:

– реализация проектной деятельности учителей в системе дополнительного образования базируется на комплексе методологических подходов – системного, компетентностного, личностно-деятельностного и аксиологического и принципах детерминированности, преемственности, динамичности и перспективности;

 – развитие мобильности учителей носит дифференцированный и индивидуальный характер, обеспечивая, с одной стороны, совершенствование учителем технологии организации проектной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности; с другой – способствует целенаправленной деятельности учителя по непрерывному саморазвитию, саморефлексии и управлению своим профессиональным ростом;

– технология реализации проективной деятельности обеспечивает профессионально-личностный рост учителя, повышая его профессиональную мобильность и выполняя диагностическую, прогностическую и развивающую функции;

 – созданы условия, необходимые для развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования.

Эффективность развития профессиональной мобильности педагогов может быть обеспечена, если:

- реализация проектной деятельности педагогов в системе дошкольного образования основывается на комплексе методологических подходов-системных, компетентностных, личностных и аксиологических принципах детерминизма, преемственности, динамики и перспективности;

 - развитие мобильности учителей дифференцированно и индивидуально и, с одной стороны, обеспечивает совершенствование технологии организации проектной деятельности педагога; с другой стороны, способствует целенаправленной деятельности педагога для непрерывного саморазвития, саморефлексии и управления их профессиональным ростом;

- технология осуществления проективной деятельности обеспечивает профессиональный и личностный рост педагога, повышение его профессиональной мобильности и выполнение диагностических, прогностических и развивающих функций;

 - предпосылки для развития профессиональной мобильности педагогов в системе непрерывного образования.

Процесс проектирования представляет собой многоуровневую систему для решения задач воспитания детей, которая включает в себя ряд последовательных шагов: от общей идеи до конкретного действия, описанного выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов для самореализации

Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов для самореализации...

Круглый стол для педагогов ДОУ «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ»

Приглашаю вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь воспитателю повысить интерес и желание заниматься любимым делом в современных условиях на нашем круглом столе «Как повысить мотива...

Круглый стол для педагогов "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"

Круглый стол для педагогов  "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие формированию профессиональной мобильности воспитателей, приводятся типичные для дошкольных образовательных учреждени...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...