Пальчиковая гимнастика.
картотека (младшая группа)

Богданова Юлия Сергеевна

Пальчиковая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост?         Хлопки

– Вот, вот, вот!                                Руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос?            Хлопки

–  Вот, вот, вот!                               Показать нос

Зайка, зайка, лапы где?                  Хлопки

–  Вот, вот, вот!                              Показать руки

Зайка, зайка, ушки где?                 Хлопки

– Вот, вот, вот!                               Показать ушки

Ворона

У вороны голова,                   руки на голове,

ва-ва-ва-ва                              4 хлопка

Клюв  и  крылья,                   руки у носа,   «крылья»

Хвостик,  ноги,                       руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги                     4 хлопка

Машинка

Заведу мою машину                           «мотор»

– Би-би-би, налью бензину.         3 хлопка топать

Крепко-крепко руль держу               «держать руль»

На педаль ногою жму.                        топать правой ногой

Паровоз

Ехал, ехал паровоз    

(руки в «замок», большие   пальцы вращаются)

Прицепил  вагон, повез.                  

(сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил  вагон, повез…………..

Кораблик

Вот плывет кораблик мой                        

( руки – «полочка», покачиваются)

Он плывет ко мне домой                        

(руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос))

Крепко я держу штурвал                          

(«держать штурвал»)

Я ведь  главный  капитан                          

(4 хлопка)

Самолёты

Мы сегодня самолеты,                

(И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты.          

(4  хлопка)

Руки – нос, и руки – крылья      

(«нос»,  «крылья»)

Полетела эскадрилья.                        

( встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-Мышки

Вот кулак,                                                                      (показать кулак левой руки)

А вот – ладошка,                            

(раскрыть пальцы, ладонь вверх)

На ладошку села кошка.                

(«когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять.                

(правой рукой загибать по одному пальцу левой)  

Мышки очень испугались,                                            (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались                       (спрятать кулак под.  правую подмышку)

Наш малыш

       Этот пальчик — дедушка,

       Этот пальчик — бабушка,

       Этот пальчик — папочка,

       Этот пальчик — мамочка,

       Этот пальчик — наш малыш.

(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

Рисунок

ИП: стоя или сидя.

       Киска кисточку взяла.

(Поднять к плечу согнутую в локте руку.)

       Что рисует нам она?

(Имитировать рисование, поднимая и опуская руку.)

        Это дом с высокой крышей.

(Соединить руки над головой – «крыша».)

         На крыльцо котёнок вышел.

(Вытянуть ладони перед собой.)

         Побежит он по дорожке

         К полосатой маме-кошке.

 («Пробежать» пальчиками по бёдрам.)

         Вот зелёная трава.

(Пошевелить перед собой пальцами.)

         Вот скамейка у пруда.

(Положить ладони одну на другую – «скамейка».)

         В небе круглая луна.

 (Поднять руки, соединив указательные и большие пальцы – «луна».)

         Видно Кисе спать пора.

 (Положить ладони под щёчку.)

Я слепил пять караваев

       Я слепил пять караваев 

(растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)

       И несу домой.

       Этот – папе,

(указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)

       Этот – маме,

(указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке)

       Этот – деду,

(указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке)

       Этот – бабе,

(указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке)

       Ну а этот – мой.

(Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)

Вышли мыши как-то раз

ИП: сидя за столом.

       Вышли мыши как-то раз

(походить всеми пальчиками по столу)

       Поглядеть, который час.

 (Пальчики соединить, приставить к глазам, посмотреть словно в бинокль.)

       Раз-два-три-четыре –

 (загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев до указательных одновременно на обеих руках)

       Мыши дёрнули за гири.

(Кулачками стукнуть по столу.)

       Вдруг раздался страшный звон –  

(хлопнуть в ладоши перед собой)

       Убежали мышки вон.

(Пробежаться пальчиками по столу.)

Веер

       Солнце светит очень ярко,

(Помахать  руками  над  головой.)

       И ребятам очень  жарко.

(Погладить  пальчиками  обеих  рук  своё  лицо.)

       Достаем красивый веер ,

(Согнуть  руки  в  локтях,  поднять  ладошки  перед  лицом,  пальцы  на  каждой  руке  раздвинуты.)

       Пусть прохладою повеет.

(Помахать  руками  на  лицо.)

Сидит  белка  на  тележке

       Сидит белка на тележке,

       Продает она орешки:

       Лисичке-сестричке,

       Воробью, синичке,

       Мишке толстопятому,

       Заиньке усатому...

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

Детки

Тише, тише, не шумите,

        Наших деток не будите!

        Птички станут щебетать,

        Будут пальчики вставать.

(Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. )

  Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

У оленя дом большой

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Заяц по лесу бежит,

В дверь ему стучит!

Стук, стук дверь открой,

там в лесу охотник злой,

заяц, заяц забегай

лапу мне давай.

Капуста

Мы капуску рубим рубим

(ручками показываем как мы рубим капусту - на ладошку ставим вторую ладошку ребром)

Мы морковку трём, трём

(ручками показываем как мы трем морковку - по ладошке кулачком)

Мы капусту соооолим сооолим.

(пальчики щепоткой - солим)

Мы капусту жмём жмём

(ручками "мнем" капусту)

А потом жуём жуём

Осьминог.

- Восемь пальчиков для ног -

- Получился осьминог.

- Сколько ног у осьминога?

- Много - Много!

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Слоник.

- «В зоопарке стоит слон.

- Уши, хобот, серый он.

- Головой своей кивает,

- Будто в гости приглашает

Помошник

- Топором дрова колю

(имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)

- А потом пилой пилю.

(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)

- Отнесу их бабушке,

(показать ладоши)

- Чтоб испечь оладушки.

(похлопать ладонями друг о друга)

Дом

- Молоточком я стучу,

(постукивать кулачками друг о друга)

- Дом построить я хочу.

(соединить кончики пальцев обеих рук)

- Строю я высокий дом,

(поднять выпрямленные ладони вверх)

- Буду жить я в доме том.

(похлопать ладонями)

Тесто

- Тесто ручками помнем

(сжимаем и разжимаем пальчики)

- Сладкий тортик испечем

как будто мнем тесто

- Серединку смажем джемом

(круговые движения ладошками по плоскости стола)

- А верхушку сладким кремом

- И кокосовую крошкой

- Мы присыплем торт немножко

(сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

- А потом заварим чай

- В гости друг друга приглашай.

Жил – был зайчик

Жил – был зайчик,

Длинные ушки.

(приставляем ладошки к голове)

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

(прикрываем носик рукой)

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

(прикрываем попу)

И поехал греться

(обнимаем сами себя)

К ребятишкам в гости.

Стрекоза

Вот какая стрекоза,

(показываем размер двумя руками)

Как горошины глаза.

(прикладываем руки к глазам)

Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо), 

Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед), 

Ну совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

(поднимаем руки вверх)

Мы летаем низко,

(присаживаемся на корточки)

Мы летаем далеко,

(приставляем к голове руку козырьком)

Мы летаем близко.

(руки в стороны – бегаем по комнате)

«Фрукты»

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.)

Фрукт для вас и для нас.

 (Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку у лба «козырьком».)

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

Дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)

Ну а к дому путь закрыт.

(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, Соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»)

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше,

(руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

(руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(хлопаем в ладоши)

Сапожник

(Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.)

Мастер, мастер,

Помоги -

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди -

Мы пойдем сегодня

В гости!

Котик

(выполнять действия по смыслу)

      Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Замок

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик

(шаркаем ладонью об ладонь)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Есть игрушки у меня.

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

Рыбки.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Посуда.

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)

Раз, два, три, четыре,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Мы посуду перемыли:

(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Одна ладонь скользит по другой.)

Мы посуду перемыли,

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Дружба.

(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

С добрым утром!.

(Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него)

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

(Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам "Чебурашка")

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

(Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

(Поглаживание коленок. Потопать ногами)

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх)

С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)

Пчела.

(Помахать руками.)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

(На каждое название насекомого загибать один пальчик.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Веснянка.

(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)

Солнышко, солнышко

(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)

Золотое донышко!

(2 раза прыжки на двух ногах)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Бег на месте)

Побежал в саду ручей,

(Взмахи руками, как крыльями)

Прилетело сто грачей,

(медленно приседаем)

И сугробы тают, тают,

(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)

И цветочки вырастают!

Берёза.

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)

Берёза моя, берёзонька.

(То же, но левой рукой)

Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Посреди долинушки,

(подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Листья зелёные,

(Подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Трава шёлковая,

(Подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька,

(Опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные

Венки вьют, плетут…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...