Проект "Театральная карусель"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Пашкова Галина Анатольевна

Долгосрочный проект: " Театральная карусель". Театрализованная деятельность  это самый доступный и самый распростроненный вид детского творчества. Богатейшее поле для зстетического развития детей, для развития самостоятельности и инициативности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театральная карусель33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект театральная карусель.

Авторы проекта: Пашкова Г.А., Гладковская Л.В.

Наименование ДОУ: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №9» комбинированного вида

Тип проекта: Долгосрочный

Девиз проекта: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

Срок реализации проекта: Сентябрь – 2017 – апрель 2019

Возраст: Дети 5-7 лет

Участники проекта: Дети, родители и педагоги группы

Проблема:

  1. Отсутствие у детей знаний о театре как об отдельном виде искусства.
  2. У детей несформированные навыки диалогической и монологической речи
  3. На открытых мероприятиях дети скованны наблюдается заниженная самооценка
  4. Поверхностное отношение родителей к театру и театрализованной деятельности.

Цель проекта: Развитие творческих способностей детей, повышение речевой активности средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа.
  3. Познакомить детей с разными видами театра.
  4. Формировать у детей диалогический и монологический строй речи.
  5. Приобщать к театральной культуре.

Актуальность проблемы: В детском саду театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, оно дает возможность ребенку удовлетворять его любые желания и интересы, знакомится с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализация является нестерпимым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Педагогическая целесообразность: На вопрос что такое театр у любого человека есть свой ответ, каждый имеет о театре определенное представление, даже если далек от него. А все из- за того, что театр в различных формах его проявления неотъемлемая часть нашей культуры. Театрализация с детьми дошкольного возраста способствует постижению как человеческих качеств, так и искусства, а также решает ряд педагогических задач всех образовательных областей.

Практическая ценность:

Игра – это самая близкая форма деятельности для детей. Театральные игры помогают научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, приносить удовлетворение от знакомства с новыми персонажами, знакомит с образами устного фольклора способствует развитию речи.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное - мультимедийные презентации, интернет ресурсы.

Методическое – Теоретическая и методическая литература по передовому педагогическому опыту.

Кадровое: В проекте участвуют дети дошкольного возраста, родитель воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети с помощью педагога научаться инсценировать знакомую сказку.
  2. Получат знания о театре.
  3. Сформируется интерес к театральной деятельности.
  4. Дети научаться инсценировать разных сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения интонацию)
  5. Умение строить диалоги
  6. Умение согласовывать свои действия с другими детьми.
  7. Умение свободно держаться на сцене.
  8. Повысить интерес родителей к жизни детей.

Пояснительная записка.  (Театр)

       Театрализованная деятельность  - это самый доступный и распространённый вид детского творчества. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.  Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их  просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ. Ребёнок играет любые роли, стараясь подражать тому, что он видел, что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

      Занятия театральной деятельности способствуют:

- общему развитию ребёнка;

-развитию самостоятельности  и инициативности;

-развитию интересов и способностей ребёнка;

-развитию настойчивости целеустремлённости проявлению общего интеллекта эмоций при проигрывании ролей;

-развития решительности трудолюбия,  что способствует  формированию волевых черт характера;

Кроме того занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка раскрепощению и повышению самооценки.

   Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать свою позицию умения знания фантазию.

    Упражнения на развитие речи дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и лёгкостью  погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными и общительными;  они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично тоньше чувствовать  и познавать окружающий  мир.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми знаниями, умениями новыми впечатлениями, развивает разговорную речь способствует эстетическому развитию ребёнка.

                    Задачи по центрам активности:

Речевое развитие.

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- использовать в инсценировках прямую и косвенную речь;

-понимать основную идею произведения;

-при помощи  эпитетов  сравнений и образных выражений давать словесную характеристику персонажам;

-использовать выразительные средства интонационно-образной речи;

Социально-коммуникативное развитие.

-расширять представление детей об окружающей действительности;

-уточнять представления о предметах декорациях;

-воспитывать бережное отношение костюмам декорациям  игрушкам куклам к реквизитам уважение к труду взрослых и детей;

-закреплять представления детей о различных видах кукольных театров;

Игровая деятельность.

-развивать фантазию самостоятельность и инициативу;

-формировать интонационно-образную речь;

-разыгрывать сюжеты, используя различные виды  театра;

-учить сочетать движения и речь;

-передовать характер персонажей;

-через мимику и  жесты  передовать различные эмоциональные состояния;

Математическое развитие.

-учить пользоваться моделями;

-ориентироваться в пространстве;

-различать геометрические фигуры и формы;

-учить различать геометрические объёмные фигуры (куб цилиндр конус);

-развивать представление о составе числа;

Художественно-эстетическое развитие.

-учить рисовать эскизы (рисунки)  отражающие основные действия спектакля;

- развивать умения создавать декорации из различных материалов  (солёное тесто ткань бумага и др.) композицию на плоскости по словесной инструкции персонажей и по эскизу;

Конструирование и ручной труд.

-развивать умение работать иголкой нитками и ножницами;

-познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения;

-развивать потребности в творческой деятельности при работе с бумагой картоном бросовым и природным материалом.

Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет

Месяц

Тема

Цель

Материал

1.

Сентябрь

1.Беседа «Здравствуй, театр!»

2.Инсценировка сказки «Репка»

3. Театрализация по песне «Огородная – хороводная»

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Фотографии, иллюстрации.

2.

Октябрь

1.Мимика – «Подбери маску»

2.Инсценировка сказки «Три поросёнка»

3.Жесты – этюды на выразительность жестов.

4.Пантомимика – игра «Походка»

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний.

Материалы для игр.

3.

Ноябрь

1.Театрализованная игра «Лиса и дрозд».

2.Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом»

3.Инсценировка сказки «Теремок»

4.Беседа «Разнообразие театров»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Познакомить с многообразием кукольных театров.

Ширма, куклы, пальчиковый, баночный, на лопатках и т.д. театры.

4.

Декабрь

1.Пантомимика – игра «Кто как ходит»

2.Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

3.Инсценировка сказки «Рукавичка»

4.Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать походку животных.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Ширма, куклы, пальчиковый, баночный, на лопатках и т.д. театры.

5.

Январь

1.Игры «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «На что это похоже»

2. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко»

3.Этюды «Зеркало»

4.Моделирование сказки «Заюшкина избушка»

Учить видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Материал для игр.

6.

Февраль

1. Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»

2.Моделирование сказки «Три медведя»

3. «У страха глаза велики» - театр на лопатках.

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Кукольный театр

7.

Март

1. .Этюды «Зеркало»

2.Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»

3. «Зимовье зверей» разыгрывание сказки с кружками.

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Учить подбирать заместители по заданным признакам (величине и цвету), продолжать учить передавать своё отношение к поступкам героев.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Материал для игр.

8.

Апрель

1.Театрализованные этюды «Весна!»

2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

3.Чтение стихов о весне.

4. Жесты – этюды на выразительность жестов.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать весенние явления природы

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Работа над речевой выразительностью.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

Материал для игр.

9.

Май

1.Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А.Босеева.

2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Материал для игр.

Перспективный план работы с детьми 6 - 7  лет

сентябрь

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

1.«Сказки на  столе»

Показ способов действия с куклами настольного театра

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»

Игровые упражнения «Наши милые зверюшки». Упражнения на дыхание «Маленький филин», «Волки».

2.Основы театр. культуры

Воспитывать культуру

поведения в театре

Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир»

Игра «Театр моды». Скороговорка «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

3.Театральная игра «Одно и то же по-разному»

Развивать воображение, фантазию детей.

Игра «Одно и то же по-разному».

 Игра «Превращение предмета».

Упражнения на дыхание «Скрипят деревья», «Больной зуб»

4.Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

0ктябрь

Тема, занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Ритмопластика

Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Игра «Конкурс лентяев».

 Игра «Гипнотизер».

Этюд «Прогулка»

2.Культура и техника речи

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».

Игры со скороговорками «Фраза по кругу».

3.Знакомство со сценарием сказки «Репка»

Познакомить со сценарием

Беседа по сказке

Игра на расширение диапазона голоса« У бабушки в деревне»

4.Репетиция по сказке «Репка»

Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой.  

Куклы би-ба-бо «Репка»                               Скороговорка «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят».

ноябрь

Тема, занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Репетиция по сказке «Репка»

Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя умение играть куклой с «живой» рукой.  

Куклы би-ба-бо «Репка» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Петух», «На турнике», «Насос»

2.Кукольный спектакль «Репка»

Поощрять желание выступать перед зрителями.

Куклы би-ба-бо «Репка»

3.Театральная игра

Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Упражнение с предметами.

 Упражнение со стульями.

Игра «Руки-ноги». Упражнения дыхательной гимнастики «Петух», «Каша кипит». Этюд «Битва».

4.Театральная игра

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.

Игры «Король», «День рождения».

Упражнения дыхательной гимнастики «На турнике», «Насос»

декабрь

Тема, занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Культура и техника речи

Работа над голосом

«Свеча» - Упр. «Прыгуны» скороговорки «Повар Павел, повар Петр.

Павел парил, Петр пек».

Игра «Похожий хвостик»

2.Основы театр. культуры

Продолжить развивать интерес к театральному  искусству

Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре;

Упр. На дыхание «Самовар», «Пчела»

Игра «Диалог по телефону». Этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь»

3.Культура и техника речи

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Упражнение на опору дыхания

«Эхо».

 Игра «Птичий двор».

 Упражнение «Гудок», «Дрессированные собачки». Скороговорка «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона».

4.Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.

Упражнение «Ритмический этюд».

 Игра «Считалочка».

Упражнение на  дыхание «У бабушки в деревне»

январь

Тема, занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Культура и техника речи

Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

Упражнение на дыхание «Спать хочется».

 Упражнение на гласные и согласные «Шутка».

 Работа над пословицами и поговорками.

2.Ритмопластика

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки

Игры: «Снеговик», «Баба-яга» Упражнения на силу голоса «Звонок», «Муха»

Этюд на воспроизведение черт характера «Волшебное колечко»

3.Основы театр. культуры

Познакомить с главными театр. профессиями «Кто и что должен делать»

Понятия: актер, художник, режиссер, композитор

Игра «Крошка  Енот».

Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз»

Этюд  «Страшный зверь»

4.Театральная игра

Продолжать развивать

воображение, фантазию детей;

- развивать умение оправдывать свое поведение

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Лисенок боится».

«Ваське стыдно ». «В магазине зеркал».

Игра «Робот».

Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Гуси летят», «Каша»

февраль

Тема, занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Культура и техника речи

Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей

Игра «Ворона», работа над звуками рис. Упражнение на дыхание «Бабочка», «Трубач», «Каша кипит».

 Работа над стихотворением «Веселые чижи».

Игра – импровизация «В гостях у Кузи»

2.Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Разминочные упражнения.

 Упражнение на внимание и координацию.

Рече двигательная координация.

 Игра на двигательные способности «Зернышко»

УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Птичий двор», «Эхо».  Этюд «Ерема»

3.Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди»

Рассматривание иллюстраций.

Упражнения на дыхание «Пчела», «Скрипят деревья»

4.Обсуждение сказки «Гуси-лебеди»

Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке

Беседа о прочитанной сказке «Гуси лебеди»

 Деление сказки на эпизоды.

 Импровизация сказки «Гуси-лебеди»

Упражнения на дыхание «Пьем чай», «Колокольчики»

март

Тема, занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Театральная игра

Способствовать развитию

чувства правды и веры в вымысел;

развивать навыки действий с воображаемыми предметами

Игры «Король», «День рождения»

Упр. с предметами

Игра на расширение диапазона голоса «Чудо лесенка»

Скороговорка «Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела»

2. Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди»

Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди»; развивать воображение, память, фантазию.

Упражнения на артикуляцию гласных и согласных «Волки», «Комар», «Качаем малыша».

 Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом».

 Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом.

3.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Налетели Гуси - лебеди», «Алёнушка ищет Иванушку»

Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей.

Работа над техникой речи (дыхание, дикция)

УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Птичий двор»; Упражнения на силу голоса «Муха»

4.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Иванушка у Бабы-яги», «Побег»

Работать с импровизированным текстом

Беседа о героях, репетиция. Упражнения на силу голоса «Многоэтажный дом»,

 « Звонок»

апрель

Тема, занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Культура и техника речи

Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией.

Работа над дыханием. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Гуси летят», «Самолётики», «Бабочка»

 Работа над произношением поэтического текста.

2.Репетиция спектакля «Гуси-лебеди»

Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).

Упражнения на дыхание «Большой  филин», «Маленький филин», «Скрипят деревья»

Этюд «изобрази животное»

3.Премьера спектакля «Гуси-лебеди»

Поощрять желание выступать перед зрителями.

4.Театральная игра

Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.

Развлекательная программа «Это вы можете»

Игра на внимание «Последний герой».

Упражнения на дыхание «Пьем чай», «. Больной зуб». Этюд «Цветок»

Май

Тема, занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Культура и техника речи. Скороговорки

Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Игра «Любитель-рыболов».

 Работа со скороговорками» Горячи кирпичи!

Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Пастушок», «Аист», «Каша»

 

2.Основы театр. культуры.

Продолжать знакомство с

гримом; профессиональный костюмер;

воспитывать культуру

поведения в театре и на концерте

Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр»

Упражнения дыхательной гимнастики  «Трубач», «Петух», «Насос». Этюд «Что я делаю?»

«Назови действие»

3.Театральная игра «Цирковое представление»

Создать условия для организации цирковых номеров

Клоунада «Наездники», номер «Гимнастки».

Упражнения дыхательной гимнастики» Летят мячи», «Вырасти большой», «Регулировщик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра "Карусель"

Обогащает эмоции детей и побуждает двигательнуюактивность...

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей "Карусель народных подвижных игр"

В сценарии представлены народные подвижные игры, кроссворд и задания от разных героев сказок. В гости к детям и взрослым приходит Емеля. Дети и родители воспитанников отвечают на вопросы по сохранению...

Сценарий праздника "Золотая Осени карусель"

Театрализованное развлечение для старших дошкольников....

"Карусель, карусель"

Конструирование из бумаги...

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")

Игра «Карусель звуков»  моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем.  В процессе моделирования игры дети  выделяют звук из слов...

Сүзле уен “Карусель”. Игра «Карусель»

Сүзле уен “Карусель”. Игра «Карусель»  ...

Многофункциональное пособие «ЦВЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ»/«ТӨСЛЕ КАРУСЕЛЬ» по обучению дошкольников татарскому (русскому) языкам.

Пособие обеспечивает осуществление образовательного процесса в основных организационных моделях:  непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, самосто...