Многофункциональное пособие «ЦВЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ»/«ТӨСЛЕ КАРУСЕЛЬ» по обучению дошкольников татарскому (русскому) языкам.
методическая разработка по теме

Салахутдинова Миляуша Рахимулловна

Пособие обеспечивает осуществление образовательного процесса в основных организационных моделях:  непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей.

        Предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми 4-7 лет.

         Пособие направлено на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучения татарского (русского) языка.

        Современное компьютерное приложение позволяет комплексно воздействовать на органы чувств ребенка.

Формы организации могут быть самые разные: групповые на занятиях, индивидуальные при организации коррекционной работ

Рекомендовано педагогам  для решения воспитательно-образовательных задач по  основной общеобразовательной программе ДОУ. 

Пособие  представлено в виде вращающегося круга со стрелкой, разделённого на разноцветные сектора (аналог игры «Поле чудес).

На каждом секторе раскладываются тематические картинки (рисунки, фотоматериалы и.т.д.), в рамках учебно-методического комплекта «Говорим по-татарски» («Татарча сөйләшәбез”), а также в рамках вариативной части программы ДОУ по внедрению национального регионального компонента.

КАРТОЧКИ ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ

АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  РАЗВИВАЮЩЕГО ПОСОБИЯ      «ЦВЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ»:

-Ребёнок раскручивает круг, остановившаяся стрелка указывает на цветной  сектор. Ребёнок называет, обобщает, сравнивает предмет, определяет их величину, размер, количество, цвет),  предлагает речевой образец, самостоятельно решает проблемную ситуацию.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Продукты
Интерактивное(мультимедийное) дидактическое приложение к пособию
«Ц
В
Е
Т
Н
А
Я
К
А
Р
УС
Е
Л
Ь
» (Т
Ө
С
Л
Е
К
А
Р
У
С
Е
Л
Ь
)

Г.Тукай


Подписи к слайдам:

ЗЕЛЁНЫЙ СЕКТОР «ОДЕЖДА»

ЗЕЛЁНЫЙ
СЕКТОР «ОДЕЖДА»

ЯШЕЛ ТӨС БҮЛЕГЕ «КИЕМНӘР»

С
БҮЛЕГЕ «КИЕМНӘР»

Цель
: Формирование представления детей об орнаменте и национальной одежде татарского и русского народов. Усвоение детьми лексики татарского языка (в рамках УМК), закрепление речевого материала (называние, обобщение и сравнение одежды на определение их величин, размера, количества, цвета), самостоятельное решение детьми проблемных ситуаций, поддерживание интереса к занятиям.
Карточка « Тюбетейка» (Т
ү
бәтәй
)
-Матур, ак, зур түбәтәй бир.
-Мә, матур, ак, зур түбәтәй
-Рәхмәт.
-Нинди орнамент,
-Татарский орнамент
-Нинди чәчәк?
Карточка “Красный русский сарафан” (Кызыл сарафан)
-Нәрсә кирәк?
-Сарафан кирәк.
-Нинди сарафан?
-Кызыл, матур, әйбәт, кечкенә, чиста сарафан .
-Ничә сарафан?
-Биш сарафан.
-Мә биш кызыл, матур, әйбәт, кечкенә, чиста сарафан
.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Пособие
обеспечивает осуществление образовательного процесса в основных организационных моделях: непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей.
Предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми 4-7 лет.
Пособие направлено
на
социально-коммуникативное, познавательное
, речевое
, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучения татарского (русского) языка.
Современное компьютерное приложение позволяет комплексно воздействовать на органы чувств ребенка.
Формы
организации могут быть самые разные: групповые на занятиях, индивидуальные при организации коррекционной работ
Рекомендовано педагогам для решения воспитательно-образовательных задач по основной общеобразовательной программе ДОУ.
Пособие представлено в виде вращающегося круга со стрелкой, разделённого на разноцветные сектора (аналог игры «Поле чудес).
На каждом секторе раскладываются тематические картинки (рисунки, фотоматериалы и.т.д.), в рамках учебно-методического комплекта «Говорит по-татарски» («
Татарча
с
өйләшәбез”), а также в рамках вариативной части программы ДОУ по внедрению национального регионального компонента
.
КАРТОЧКИ ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ
 
 
 
ЖЁЛТЫЙ СЕКТОР «ПОСУДА»
САРЫ ТӨС БҮЛЕГЕ «САВЫТ –
САБА»
Цель: Знакомство детей с домашней утварью. Формировать интерес детей к подлинным предметам старины. Развивать познавательную деятельность. Обогащать словарный запас детей, закрепление речевого материала в рамках УМК (называние, обобщение и сравнение посуды на определение их величин, размера, количества, цвета), самостоятельное решение детьми проблемных ситуаций, поддерживание интереса к занятиям.
Карточка « Пиала» (Пиала)
Образец
диалога
: -
Нәрсә кирәк?
Пиала кирәк.
Нинди пиала?
Зәнгәр, матур, зур, чиста, әйбәт пиала.
Ничә пиала?
Ике.
Мә, ике, зәнгәр, матур, зур, чиста әйбәт пиала.
Рәхмәт.
Карточка «Жёлтая тарелка»
и.т.д
. в рамках УМК
старшей, подготовител
ь
ной группы
 
Образец
диалога:
Оля: Исәнме, Акбай.
Акбай: Исәнме, Оля.
Оля: Акбай, тәлинкә бир
Акбай: Нинди тәлинкә?
Оля: Сары тәлинкә
Акбай: Ничә тәлинкә?
Оля: (1дән 10га) тәлинкә.
Акбай: Мә, (1дән 10га) тәлинкә.
Оля: Рәхмәт. Сау бул, Акбай.
Акбай: Сау бул, Оля.
Акбай: Оля, тәлинкә пычрак, ю тәлинкә.
Оля тәлинкә юа.
Многофункциональное

интерактивное
мультимедийное
пособие

«Ц
В
Е
Т
Н
А
Я
К
А
Р
У
С
Е
Л
Ь
»
«Т
Ө
С
Л
Е
К
А
Р
У
С
Е
Л
Ь
»

по
обучению дошкольников татарскому (русскому) языку.

Салахутдинова М.Р.

СИНИЙ СЕКТОР
«СКАЗКИ
Г.
ТУКАЯ»

ЗӘНГӘР ТӨС БҮЛЕГЕ «
Г.ТУКАЙ
ӘКИЯТЛӘРЕ»

Цель
: познакомить с поэтическим творчеством города Казани, с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания, развивать устную речь и активизировать речь через чтение книг, просмотр мультипликационных фильмов, сказок, прослушивание магнитофонных записей, сбор иллюстрированного материала.
Знаменитый татарский поэт и писатель, для детей он сочинил много стихов и сказок.
Карточка
«Памятник, фотография Г. Тукаю» (
Г. Тукайның фотосүрәте, һәйкәле)
Карточка ««
Шурале
»(
Шүрәле
)
Карточка «Водяная» (Су
анасы
)
Карточка «Малыш и мотылёк» (Бала
белән

күбәләк
),
и.т.д
.
ФИОЛЕТОВЫЙ СЕКТОР “
Ж
ИВОТНЫЕ”

ФИОЛЕТОВЫЙ
СЕКТОР “
Ж
ИВОТНЫЕ”

ЧӘМӘХӘ ТӨС БҮЛЕГЕ “ХАЙВАННАР”

ҮЛЕГЕ
“ХАЙВАННАР”

Цель: Усвоение детьми лексики татарского языка (в рамках УМК), закрепление речевого материала (называние, обобщение и сравнение животных, на определение их величин, размера, количества, действий), самостоятельное решение детьми проблемных ситуаций,
Карточка “Заяц” (Куян)
и.т.д. в рамках УМК средней, старшей, подготовител
ь
ной группы
Образец диалог

Мияу: Оля, бу нәрсә?
Оля: Бу куян.
Мияу: Куян нишли?
Оля: Куян сикерә (ашый, эчә, йөгерә, утыра, йоклый, бит юа, чана шуа, бии, җырлый).
-Куян, мә кишер ( кәбестә, алма, ботка, бәрәнге, ипи, кыстыбый, өчпочмак, пицца) аша,
чәй (сөт,сок) эч.
-Рәхмәт, кишер ( кәбестә, алма, ботка, бәрәнге, ипи, кыстыбый, өчпочмак, пицца, чәй сөт,сок тәмле, баллы.
Мин кишер ( кәбестә, алма, кишер, ботка, бәрәнге, ипи) яратам.
 
 

 
КРАСНЫЙ СЕКТОР “ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛ
Ь
НОСТИ КАЗАНИ”
КЫЗЫЛ ТӨС БҮЛЕГЕ “КАЗАННЫН ИСТӘЛЕКЛЕ УРЫННАРЫ”
Цель: - актуализация знаний о достопримечательностях города,
учить знать, правильно, достоверно изображать архитектурные памятники,
воспитание любви к городу, его истории, развитие познавательной активности детей,
воображения, образного мышления, навыков моделирования, любознательности
Карточка «
Мечеть
Кул
Шариф» (
Кул
Шариф м
әчете)
Главная
джума
-мечеть республики Татарстан и Казани; расположена на территории Казанского кремля.
Храм - воссоздание легендарной
многоминаретной
мечети столицы Казанского ханства, которая была разрушена во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.
Названа в честь её последнего имама сеида
Кул
-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.
Карточка «
Казанский цирк» (Казан
циркы
)
Развлекательное цирковое учреждение в центре Казани.
История цирка в Казани насчитывает более 100 лет. В цирке выступают акробаты, клоуны, жонглеры, фокусники, укротители, которые дрессируют хищников( тигров, медведей, львов), кошек и собак, даже крокодилов и змей.
Карточка «
Театр «
Ә
кият
» (
Курчак
театры «
Әкият
»)
В Казани много театров, например кукольный театр «
Ә
кият
». На фасаде театра вас встречают весёлые зверушки. В театре действует музей кукол. Из многих стран мира привезли сюда кукол. Для детей устраиваются интересные представления по произведениям и сказкам.
Карточка
«Башня
Сююмбикә
» (
Сөембике манарасы) и.т.д.
т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ. По легенде Иван Грозный, прослышав о красоте правительницы прислал в Казань сватов, предложил
Сююмбике
стать московской царицей. Но красавица отказалась. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромной армией и сказал, что если
Сююмбике
не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани,
Сююмбике
была вынуждена согласиться, но попросила необычный свадебный подарок – башню. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят
Сююмбике
– добрую госпожу. Во время пира
Сююмбике
поднялась на самый верх башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань. Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз. В память о доброй казанской царице, башню назвали Башня
Сююмбике
.
СЕКТОР «ОВОЩИ
»

«
КҮК ТӨС БҮЛЕГЕ «ЯШЕЛЧӘЛӘР”

ГОЛУБОЙ СЕКТОР «ОВОЩИ»

«КҮК ТӨС БҮЛЕГЕ «ЯШЕЛЧӘЛӘР”

Цель: Усвоение детьми лекси
ки
татарского языка (в рамках УМК), закрепление речевого материала (называние, обобщение и сравнение овощей на определение их величин, размера, количества, цвета), самостоятельное решение детьми проблемных ситуаций,
Карточка «Морковь» (
Кишер
)

и.т.д
. в рамках УМК
старшей, подготовител
ь
ной группы
Образец диалога:
Мияу:
Нәрсә кирәк?
Акбай:
Алма кирәк.
Мияу:
Нинди алма?
Акбай:
Яшел (кызыл, сары), зур (кечкенә), тәмле алма.
Мияу:
Мә, яшел алма.
Акбай:
Зур рәхмәт.
Мияу:
Акбай, син нишлисең?
Акбай:
Мин алма ашыйм.
Мияу:
Алма тәмле(ме)?
Акбай:
Әйе, алма тәмле. Мин алма яратам.
АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РАЗВИВАЮЩЕГО
ПОСОБИЯ «
Ц
В
Е
Т
Н
А
Я
К
А
Р
У
С
Е
Л
Ь
»

Ребёнок раскручивает круг, остановившаяся стрелка указывает на цветной сектор
.
Ребёнок
называет, обобщает, сравнивает предмет, определяет их величину, размер, количество, цвет), предлагает речевой образец, самостоятельно решает проблемную ситуацию.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛО
Ж
ЕНИЕ К ПОСОБИЮ
представлено
в виде компьютерной презентации
– ребенок
, отвечая, на вопрос взрослого, имеет
возможность пользоваться мышкой.
Время
показа слайда не ограничено, то есть детям предоставляется возможность рассматривать картинку сколько угодно по времени, и педагог может спокойно вести беседу
.
Слайды
соответствуют секторам круга, переключение слайдов по щелчку
.
 
 
РО

ЗОВЫЙ
СЕКТОР «МЕБЕЛЬ»

АЛСУ ТӨС БҮЛЕГЕ (
ӨЙ ҖИҺАЗЛАРЫ)

РОЗОВЫЙ СЕКТОР «МЕБЕЛЬ»
АЛСУ ТӨС БҮЛЕГЕ (
ӨЙ ҖИҺАЗЛАРЫ)
Цель
: Знакомство дошкольников с народной культурой, обогащение и расширение представления детей о быте, ремёслах татарского и русского народов, о предметах быта: мебели. Усвоение детьми лексики татарского языка (в рамках УМК), закрепление речевого материала (называние, обобщение и сравнение мебели на определение их величин, размера, количества, цвета), самостоятельное решение детьми проблемных ситуаций.

Карточка «Зелёный стол» (
Яшел

өстәл)
и.т.д. в рамках УМК старшей, подготовител
ь
ной группы
Образец диалога:
Бу нәрсә?
Бу өстәл (шкаф,карават, урындык). Мияу: Нинди өстәл (шкаф,урындык)?
Зур (кечкенә) өстәл (шкаф, урындык).
Кызыл (сары,яшел, зәнгәр)
Ничә өстәл?
Бер (1-10га кадәр) өстәл (шкаф, урындык).
Өстәлдә нәрсә бар?
Китап (дәфтәр, алма, аш, кишер, чынаяк, ипи, карандаш, пенал, ручка, альбом, клей, линейка).
Карточка «Сундук» (Сөндык)
Образец диалога:
-Бу нәрсә?
-Сөндык,
- Нинди сөндык?
- Матур,әйбәт (зур,кечкенә,зәнгзр, сары, яшел, кызыл),
- Нинди чәчәк?
- Ләйлә, гөлҗимеш, мәк, канәфер,дәлия чәчәге,
-Бу нәрсә?
-Бу яфрак.
-Сөндыкта нәрсә бар?
- Сөндыкта күлмәк (чалбар, алъяпкыч, түбәтәй, сарафан, сөлге, читек) бар.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая таблица по оценке эффективности деятельности воспитателя по обучению татарскому (русскому) языку

Аналитическая таблица по оценке эффективности деятельности воспитателя по обучению татарскому (русскому) языку ...

Аналитическая таблица по оценке эффективности деятельности воспитателя по обучению татарскому (русскому) языку в МБДОУ № 78

Таблица по оценке эффективности деятельности воспитателя по обучению татарскому (русскому) языку в МБДОУ № 78...

Авторские игры по обучению дошкольников татарскому языку

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...

Использование элементов методики ТРИЗ в обучению дошкольников татарскому языку

Общение- самая значимая форма обучения детей татарскому языку и в этом направлении в своей работе я использую элементы методики ТРИЗ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение мультимедийных ресурсов по обучению дошкольников татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение мультимедийных ресурсов по обучению дошкольников татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски»...