Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – молодые защитники природы»
проект (старшая группа)

Дементьева Ольга Анатольевна

Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Эколята-дошколята29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию у детей

старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

 «Эколята – молодые защитники природы»

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

Тема: «Эколята – молодые защитники природы»

Продолжительность – долгосрочный

Автор проекта: воспитатель Дементьева Ольга Анатольевна

Вид проекта: социально-образовательный, информационный

Место реализации – детский сад, семья

Участники – воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители, дети.

Актуальность:

Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.  Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. В процессе знакомство с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Новизна:

Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в происходящие события. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту заинтересованность. Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Данный проект построен на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.  Задачи проекта:

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс новых форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Гипотеза:

Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.

Ожидаемые результаты: 

Дети:

  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
  • Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Родители:

  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

  • Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления;
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Реализация содержания проекта:

Данный проект осуществляется в рамках МБДОУ -  Детский сад № 60 «Теремок» с детьми старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности: совместной и организованной, а так же в работе с родителями.

Поэтапное внедрение проекта

Этапы

Содержание

Организационно-подготовительный этап

Всестороннее изучение литературы по экологии;

Создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий;

Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами

Создание предметно – пространственной развивающей среды, ее пополнение для успешного результата.

Разработка конспектов, игр, совместных мероприятий с участниками проекта;

Разработка информационного материала для уголка «Эколята - дошколята»;

Внедрение в проект образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Основной

Реализация мероприятий по темам проекта:

«Природа вокруг нас»;

«Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);

«Времена года»;

«Животные и растения»;

«Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;

«Человек не может жить без Природы»;

«Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

«Помоги Природе, помоги своему другу!»

«Сохрани Природу от пожара»;

«Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу».

«Природолюбие – учебник нашей жизни».

Заключительный этап

Анализ результатов реализации проекта

Подведение итогов работы:

- создание мультимедийной презентации проекта

- обобщение и распространения опыта среди педагогической общественности.

План работы по реализации проекта

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

  1. Работа с воспитанниками

1.1

Просмотр фильма «Эколята – Молодые защитники природы»

Сентябрь

Воспитатели

1.2

Экологический праздник «Посвящение в Эколята»

Сентябрь

Воспитатели, музыкальный руководитель

1.3

Экскурсия «Красота вокруг нас»

Сентябрь

Воспитатели

1.4

Эко-квест «Экологический калейдоскоп»

Сентябрь

Воспитатели

1.5

Спортивный праздник «В гостях у лесовичка»

Сентябрь

Воспитатели, инструктор по физическому развитию

1.6

Фотовыставка «Красота природы Кузбасса»

Октябрь

Воспитатели

1.7

Праздник «Осень в гости к нам пришла»

Октябрь

Воспитатели, музыкальный руководитель

1.8

«Уроки природолюбия»

Раз в неделю

Воспитатели

1.9

Эко-занятие «Юный исследователь»

Раз в неделю

Воспитатели

1.10

Тематический день «Синичкин день»: эко-занятие «Добро начни с малого…», «Покормим птиц зимой»

Ноябрь

Воспитатели

1.11

Фотоконкурс «Сохраним это чудо - Природу»

Ноябрь

Воспитатели

1.12

Викторина «Путешествие по экологической тропе»

Декабрь

Воспитатели

1.13

Проведение новогоднего представления «Сказочная страна Эколят»

Декабрь

Воспитатели, музыкальный руководитель

1.14

Экологическая акция «Птицы наши друзья! Помоги другу»

Январь

Воспитатели

1.15

Участие в международном игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа»

Февраль

Воспитатели

1.16

Тематическая акция «Час Земли»

Февраль

Воспитатели

1.17

Спортивный праздник «В зимнем лесу»

Февраль

Воспитатели, инструктор по физической культуре

1.18

Просмотр презентаций «День воды»

Март

Воспитатели

1.19

Познавательная игра «Что растёт в лесу»

Март

Воспитатели

1.20

Спортивное развлечение «Наши пернатые друзья» (к международному дню птиц)

Апрель

Воспитатели, инструктор по физической культуре

1.21

Выставка детского творчества «Матушка-Земля»

Апрель

Воспитатели

1.22

Экологический праздник «День Земли»

Апрель

Воспитатели, музыкальный руководитель

1.23

Экологическая акция «Посади дерево»

Май

Воспитатели

1.24

Трудовой десант «Чистый участок»

Май

Воспитатели

1.25

Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с природой»

Май

Воспитатели

1.26

Экологический КВН «Люби и знай родной свой край»

Июнь

Воспитатели

1.27

Флешмоб «Сохраним планету нашу»

Июль

Воспитатели, музыкальный руководитель

1.28

Выставка рисунков «Природа – это сказка»

Август

Воспитатели

1.29

Олимпиада природолюбия

Август

Воспитатели

  1. Работа с родителями

2.1

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Сентябрь

Воспитатели

2.2

Консультации:

- «Экологическое воспитание в семье»;

- «Зелёный мир на окошке»;

- «В союзе с природой»

Октябрь

Декабрь

Апрель

Воспитатели

2.3

Памятки и буклеты:

- «Берегите природу»;

- «Экологические игры в природе»;

- «Экология безопасности»

Ноябрь

Март

Май

Воспитатели

2.4

Экологическая акция «Подари книге вторую жизнь»

Июнь

Воспитатели

2.5

Фотовыставка «Сохраним это чудо – Природу»

Июль

Воспитатели

2.6

Привлечение родителей к участию мероприятий проводимых с детьми

В течении года

Воспитатели

  1. Работа с педагогами

3.1

Оформление в группах уголка «Эколята – Дошколята»

Сентябрь

Воспитатели

3.2

Создание стенда в детском саду «Азбука природолюбия»

Сентябрь

Воспитатели

3.3

Обновление экологической тропы на территории детского сада

Октябрь

Воспитатели

3.4

Формирование экологической видеотеки

В течении года

Воспитатели

3.5

Приобретение и изготовление дидактических и настольно-печатных игр экологической направленности

В течении года

Воспитатели

3.6

Пошив костюмов сказочных героев Эколят: Шалун, Ёлочка, Тихоня и Умница

В течении года

Старший воспитатель

3.7

Конкурс лэпбуков экологической направленности

Май

Воспитатели

Список используемой литературы:

1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.

2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.

3. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.

4. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.

5. Едакова, И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.

6. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.

8. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

9. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.

10. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.

12. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.

13. Рыжова, Н. А. Экологический проект "Мое дерево" : для детских садов и начальной школы / Рыжова Н. А. - М. : Карапуз-Дидактика, 2006 ; Творческий центр Сфера. - 256 с.

14. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.

16. Шарманова, С. Б. Интеграция физического и экологического образования в старших группах дошкольного образовательного учреждения / Шарманова С. Б.Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 48-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...

Проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Давайте вместе Землю украшать.Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна -Неповторимая, ранимая, живаяПрек...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...