Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – молодые защитники природы»
проект (старшая группа)
Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Эколята-дошколята | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию у детей
старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
«Эколята – молодые защитники природы»
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
Тема: «Эколята – молодые защитники природы»
Продолжительность – долгосрочный
Автор проекта: воспитатель Дементьева Ольга Анатольевна
Вид проекта: социально-образовательный, информационный
Место реализации – детский сад, семья
Участники – воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители, дети.
Актуальность:
Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. В процессе знакомство с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Новизна:
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в происходящие события. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту заинтересованность. Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Данный проект построен на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия. Задачи проекта:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс новых форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Гипотеза:
Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
- Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Родители:
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления;
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Реализация содержания проекта:
Данный проект осуществляется в рамках МБДОУ - Детский сад № 60 «Теремок» с детьми старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности: совместной и организованной, а так же в работе с родителями.
Поэтапное внедрение проекта
Этапы | Содержание |
Организационно-подготовительный этап | Всестороннее изучение литературы по экологии; Создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий; Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами Создание предметно – пространственной развивающей среды, ее пополнение для успешного результата. Разработка конспектов, игр, совместных мероприятий с участниками проекта; Разработка информационного материала для уголка «Эколята - дошколята»; Внедрение в проект образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. |
Основной | Реализация мероприятий по темам проекта: «Природа вокруг нас»; «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы); «Времена года»; «Животные и растения»; «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»; «Человек не может жить без Природы»; «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» «Помоги Природе, помоги своему другу!» «Сохрани Природу от пожара»; «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу». «Природолюбие – учебник нашей жизни». |
Заключительный этап | Анализ результатов реализации проекта Подведение итогов работы: - создание мультимедийной презентации проекта - обобщение и распространения опыта среди педагогической общественности. |
План работы по реализации проекта
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
| |||
1.1 | Просмотр фильма «Эколята – Молодые защитники природы» | Сентябрь | Воспитатели |
1.2 | Экологический праздник «Посвящение в Эколята» | Сентябрь | Воспитатели, музыкальный руководитель |
1.3 | Экскурсия «Красота вокруг нас» | Сентябрь | Воспитатели |
1.4 | Эко-квест «Экологический калейдоскоп» | Сентябрь | Воспитатели |
1.5 | Спортивный праздник «В гостях у лесовичка» | Сентябрь | Воспитатели, инструктор по физическому развитию |
1.6 | Фотовыставка «Красота природы Кузбасса» | Октябрь | Воспитатели |
1.7 | Праздник «Осень в гости к нам пришла» | Октябрь | Воспитатели, музыкальный руководитель |
1.8 | «Уроки природолюбия» | Раз в неделю | Воспитатели |
1.9 | Эко-занятие «Юный исследователь» | Раз в неделю | Воспитатели |
1.10 | Тематический день «Синичкин день»: эко-занятие «Добро начни с малого…», «Покормим птиц зимой» | Ноябрь | Воспитатели |
1.11 | Фотоконкурс «Сохраним это чудо - Природу» | Ноябрь | Воспитатели |
1.12 | Викторина «Путешествие по экологической тропе» | Декабрь | Воспитатели |
1.13 | Проведение новогоднего представления «Сказочная страна Эколят» | Декабрь | Воспитатели, музыкальный руководитель |
1.14 | Экологическая акция «Птицы наши друзья! Помоги другу» | Январь | Воспитатели |
1.15 | Участие в международном игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа» | Февраль | Воспитатели |
1.16 | Тематическая акция «Час Земли» | Февраль | Воспитатели |
1.17 | Спортивный праздник «В зимнем лесу» | Февраль | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
1.18 | Просмотр презентаций «День воды» | Март | Воспитатели |
1.19 | Познавательная игра «Что растёт в лесу» | Март | Воспитатели |
1.20 | Спортивное развлечение «Наши пернатые друзья» (к международному дню птиц) | Апрель | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
1.21 | Выставка детского творчества «Матушка-Земля» | Апрель | Воспитатели |
1.22 | Экологический праздник «День Земли» | Апрель | Воспитатели, музыкальный руководитель |
1.23 | Экологическая акция «Посади дерево» | Май | Воспитатели |
1.24 | Трудовой десант «Чистый участок» | Май | Воспитатели |
1.25 | Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с природой» | Май | Воспитатели |
1.26 | Экологический КВН «Люби и знай родной свой край» | Июнь | Воспитатели |
1.27 | Флешмоб «Сохраним планету нашу» | Июль | Воспитатели, музыкальный руководитель |
1.28 | Выставка рисунков «Природа – это сказка» | Август | Воспитатели |
1.29 | Олимпиада природолюбия | Август | Воспитатели |
| |||
2.1 | Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников» | Сентябрь | Воспитатели |
2.2 | Консультации: - «Экологическое воспитание в семье»; - «Зелёный мир на окошке»; - «В союзе с природой» | Октябрь Декабрь Апрель | Воспитатели |
2.3 | Памятки и буклеты: - «Берегите природу»; - «Экологические игры в природе»; - «Экология безопасности» | Ноябрь Март Май | Воспитатели |
2.4 | Экологическая акция «Подари книге вторую жизнь» | Июнь | Воспитатели |
2.5 | Фотовыставка «Сохраним это чудо – Природу» | Июль | Воспитатели |
2.6 | Привлечение родителей к участию мероприятий проводимых с детьми | В течении года | Воспитатели |
| |||
3.1 | Оформление в группах уголка «Эколята – Дошколята» | Сентябрь | Воспитатели |
3.2 | Создание стенда в детском саду «Азбука природолюбия» | Сентябрь | Воспитатели |
3.3 | Обновление экологической тропы на территории детского сада | Октябрь | Воспитатели |
3.4 | Формирование экологической видеотеки | В течении года | Воспитатели |
3.5 | Приобретение и изготовление дидактических и настольно-печатных игр экологической направленности | В течении года | Воспитатели |
3.6 | Пошив костюмов сказочных героев Эколят: Шалун, Ёлочка, Тихоня и Умница | В течении года | Старший воспитатель |
3.7 | Конкурс лэпбуков экологической направленности | Май | Воспитатели |
Список используемой литературы:
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
3. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
4. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
5. Едакова, И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.
6. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
8. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
9. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.
10. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.
11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
12. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
13. Рыжова, Н. А. Экологический проект "Мое дерево" : для детских садов и начальной школы / Рыжова Н. А. - М. : Карапуз-Дидактика, 2006 ; Творческий центр Сфера. - 256 с.
14. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.
16. Шарманова, С. Б. Интеграция физического и экологического образования в старших группах дошкольного образовательного учреждения / Шарманова С. Б.Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 48-53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование дополнительного образования в старшей разновозрастной группе, по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. «Эколята дошколята»
кружок "Эколята дошколята"...
ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...
Проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Давайте вместе Землю украшать.Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна -Неповторимая, ранимая, живаяПрек...
Проект «Эколята –Дошколята» В средней группе №12 «Фантазеры» Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребенка богаього внутреннего мира,бережного отношения к природе....
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...