Развивающая среда в познавательном развитии ребенка 4 – 5 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Глотова Ирина Николаевна

  «Деятельность - единственный путь к знанию.» Бернард Шоу «Чтобы познать что-то, нужно окунуться в это с головой.»

Пауло Коэльо

 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по познавательному развитию строится на основании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и рабочей программы каждой возрастной группы.

 Познавательное развитие на каждом возрастном этапе включает: формирование элементарных математических представлений;

развитие познавательно - исследовательской деятельности;

ознакомление с предметным окружением;

ознакомление с социальным миром;

ознакомление с миром природы.

Важное значение в познавательном развитии ребенка имеет хорошо оборудованная, содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная пространственная среда. Она обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности детей, возможности для уединения.

Использование активных методов и приемов обучения и воспитания, реализации инновационного подхода в подборе технологий, наилучшим образом способствует познавательному развитию детей. Для активации познавательной деятельности наполняется повседневная жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями. Каждый ребенок включается в содержательную деятельность, которая способствует реализации детских интересов и жизненной активности. У каждого ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создана развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.

Для этого созданы оптимальные условия:

Центр «Познавательное развитие». Развивает познавательно-исследовательскую деятельность, обогащает представления об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Для детского исследования и экспериментирования используются самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование. Для познавательного развития подбирается специальную детскую литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Здесь же дети размещают результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. Использование экспериментов и опытов направлено на практическую деятельность поискового характера, на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества. Выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре присутствуют альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования. Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально.

Центр двигательной активности. Реализует потребность детей в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр книги и отдыха. Способствует психологической разгрузке, располагает к созерцательному наблюдению, к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети чувствуют себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

Центр безопасности дорожного движения. Способствует подготовке детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, к обеспечению личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.  Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.

Театрализованный центр – центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций. Повышает эффективность речевого развития детей дошкольного возраста, помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра – кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Центр природы. Способствует развитию экологического сознания, развивает экологическую культуру, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами. Здесь размещены растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование для трудовой деятельности: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

Также располагаются детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Центр патриотического воспитания. Позволяет детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России. Приобщает детей к любви к семье, родному краю, Родине в целом.

Здесь находятся государственные символы России, поделки народного творчества, фотографии выдающихся земляков.

Центр речевого развития. Способствует улучшению качества речи.  Здесь находится картотека по развитию связной речи, дидактические игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и т. д. Также практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Таким образом, насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний, социального опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Деятельность - единственный путь к знанию.» Бернард Шоу «Чтобы познать что-то, нужно окунуться в это с головой.»

Пауло Коэльо

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по познавательному развитию строится на основании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и рабочей программы каждой возрастной группы.

 Познавательное развитие на каждом возрастном этапе включает: формирование элементарных математических представлений;

развитие познавательно - исследовательской деятельности;

ознакомление с предметным окружением;

ознакомление с социальным миром;

ознакомление с миром природы.

Важное значение в познавательном развитии ребенка имеет хорошо оборудованная, содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная пространственная среда. Она обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности детей, возможности для уединения.

Использование активных методов и приемов обучения и воспитания, реализации инновационного подхода в подборе технологий, наилучшим образом способствует познавательному развитию детей. Для активации познавательной деятельности наполняется повседневная жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями. Каждый ребенок включается в содержательную деятельность, которая способствует реализации детских интересов и жизненной активности. У каждого ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создана развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.

Для этого созданы оптимальные условия:

Центр «Познавательное развитие». Развивает познавательно-исследовательскую деятельность, обогащает представления об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Для детского исследования и экспериментирования используются самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование. Для познавательного развития подбирается специальную детскую литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Здесь же дети размещают результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. Использование экспериментов и опытов направлено на практическую деятельность поискового характера, на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества. Выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре присутствуют альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования. Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально.

Центр двигательной активности. Реализует потребность детей в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр книги и отдыха. Способствует психологической разгрузке, располагает к созерцательному наблюдению, к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети чувствуют себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

Центр безопасности дорожного движения. Способствует подготовке детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, к обеспечению личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.  Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.

Театрализованный центр – центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций. Повышает эффективность речевого развития детей дошкольного возраста, помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра – кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Центр природы. Способствует развитию экологического сознания, развивает экологическую культуру, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами. Здесь размещены растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование для трудовой деятельности: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

Также располагаются детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Центр патриотического воспитания. Позволяет детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России. Приобщает детей к любви к семье, родному краю, Родине в целом.

Здесь находятся государственные символы России, поделки народного творчества, фотографии выдающихся земляков.

Центр речевого развития. Способствует улучшению качества речи.  Здесь находится картотека по развитию связной речи, дидактические игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и т. д. Также практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Таким образом, насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний, социального опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка

методические рекомендации и опыт работы на тему "Роль предметно-развивающей среды на развитие ребенка"...

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближай...

Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе....

Наполнение предметно развивающей среды для познавательного развития ребенка

Наполнение предметно развивающей среды для познавательного развития ребенка....

«Семейная художественная студия как форма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников при создании оптимальной развивающей предметно – пространственной среды познавательного развития дошкольников».

Создание условия для организации  семейной художественной студии как формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников для оптимальной развивающей предметно – пространственной среды ...