Описание инновационного педагогического опыта
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Маринина Антонина Фёдоровна

В современных словиях в педагогичческой науке большое место занимает исследование проблемы развитие твореской активности личности ребёнка , способной к самоактуализации. к принятию  самостоятельных решений и ответственности за достижение результата.Моё исследование связано с оптимизацией развития творческой активности детей  старшего дошкольного возраста средствами народного искусства и влияние на творческую активность декаративно - прикладного  сисксства, в частости  одной из красивейших отраслей - кружевоплетение. Я постаралась приблизить детей к этому ремслу  через кружевную аппликацию.

Формирование творческой активности при ознакомлении с кружевоплетением (кружевной  аппликацией) способствует обогашению  чувственого опыта, эмоционально сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность ребёна, повышает возможности  го дальнейшего обучения.

нетрадиционная техника аппликации (кружевная аппликация) - это толчок к к развитию воображения,, творчества, к проявлениюсамостоятльности, инициативы, выражение индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx91.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

Кафедра дошкольного и начального школьного образования

ТЕМА:

Развитие творческой активности

старших дошкольников

в процессе ознакомления с декоративно – прикладным искусством  на примере

кружевоплетения, кружевной  аппликации с применением полихудожественного подхода

 

Автор опыта:

Маринина Антонина Федоровна,

воспитатель

МБДОУ № 41 «Звездочка»

Южно-Сахалинск

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ………………………………………..3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА……………………………………………..5

2.1ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.   

2. 2 ВЛИЯНИЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.3 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ  РАБОТЫ  ПО НЕСТАНДАРТНОЙ АППЛИКАЦИИ ( КРУЖЕВНАЯ АППЛИКАЦИЯ)

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА…………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

РЕЦЕНЗИЯ…………………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А  АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА …………………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Б  АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ПРИЛОЖЕНИЕ В  ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г КОНСПЕКТЫ  НЕПОСРЕДСТВЕННО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ Д ФОТОМАТЕРИАЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ПРИЛОЖЕНИЕ Ё

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ З

ПРИЛОЖЕНИЕ И

                РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

 Автор опыта: Маринина Антонина Федоровна, воспитатель МБДОУ № 41 «Звездочка» г. Южно-Сахалинска

Место работы: МБДОУ № 41

Специальность: воспитатель

Педагогический стаж 45 лет.

Образование  средне - специальное.

Квалификационная категория высшая.

Контактный телефон 89146456673

Тема опыта: «Развитие творческой активности старших дошкольников

в процессе ознакомления с декоративно – прикладным искусством  на примере кружевоплетения, кружевной аппликации с применением полихудожественно-го  подхода ».

                                Актуальность опыта.

В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблемы развития творческой активности  личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. Результаты  психолого  -  педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина) показали, что воспитание активности, самостоятельности, инициативы, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке возможно формировать уже в дошкольном возрасте. В то же время следует отметить, что не все проблемы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства уже удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения его эффективности.  Тем не менее, на практике  можно убедиться,  что недостаточно  внимания уделяется  развитию творческой активности детей в процессе изучения декоративно – прикладного искусств, используя полихудожественный подход.

Актуальность проблемы моего опыта связана с разрешением противоречий между современными подходами по созданию педагогических условий для    развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного и декоративно – прикладного  искусства и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике работы ДОУ.

Мое исследования связано с оптимизацией развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства, влияние на творческую активность   декоративно – прикладного  искусства, в частности одной из красивейших отраслей – кружевоплетения. В связи с возрастными особенностями дошкольников, невозможно обучить их приемам кружевоплетения. Я постаралась приблизить детей к этому ремеслу через кружевную аппликацию.

 Формирование творческой  активности детей  при ознакомлении с кружевоплетением ( кружевной аппликацией) способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях  будет развито его воображение, эмоции,  фантазия.

 По мнению А.Н. Афанасьева, народная культура - это многовековой  опыт народа, в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни

Сейчас ситуация меняется. Мы наблюдаем возрождение интереса россиян к народному творчеству, в том числе к декоративно – прикладному искусству. Пришло понимание, что продукция декоративно прикладного искусства— не просто предметы  декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Это, без преувеличения, основа отечественной культуры и один из лучших способов изучения богатейших традиций нашего государства. Именно поэтому сохранение и поддержка декоративно – прикладного искусства— одна из важнейших государственных задач.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная педагогическая разработанность данной проблемы определили тему моего  исследования:        «Развитие  творческой  активности старших дошкольников  в процессе ознакомления с декоративно – прикладным искусством на примере кружевоплетения, кружевной аппликации» .

 Использование элементов декоративно – прикладного искусства (кружевоплетения)  в работе с детьми   поможет привить интерес к творчеству, будет активизировать детей на воспроизведение  своих наблюдений.

Яркие жизненные впечатления, нетрадиционные методы в деятельности помогают ребенку дать необходимые знания. .Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

                Содержательно – целевая линия опыта:

- анализ  научно – педагогической литературы по  теме опыта;

- составление тематического плана  работы;

- разработка программы « И тонкой нити кружева»;

- непосредственно образовательная деятельность;

 - начальная диагностика творческой активности детей;

- итоговая диагностика творческой активности детей

                         Ведущие идеи ППО

- О.Г.Жукова  Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей  старшего дошкольного возраста. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО _ ПРЕСС»  Гл. редактор С.Д.Ермолаев

 - К. Мититело "Чудо - Аппликация".  Эксмо:, 2008 г.

 - Митителло К.  Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005

 -Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте

 –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

- Теория развития творческой деятельности ( Ш.А.Амонашвили, Л.С Выгодский, А.М. Леонтьев др.)

-  Концепция  «Полихудожественного подхода к развитию детей (Б.П. Юсов

                         Функционирование опыта:

 Опыт изучался  на уровне МБДОУ № 41 «Звездочка»

На констатирующем этапе ( сентябрь 2015 – март 2016 ) работа проходила по изучению и анализу и научно педагогической литературы, которые позволили мне  определить объект, предмет, сформулировать цель, задачи, разработать авторскую программу, наметить план работы по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Проводилась  начальная диагностика разработка Кудрявцева,с целью  по развитию у детей творческой активности.

На формирующем этапе (сентябрь 2016 – апрель 2018гг.) проводились дополнительные занятия, разрабатывались и осуществлялись проекты, проходили интегрированные занятия  с целью развития творческой активности по  разработанной программе «И тонкой нити кружева»

На заключительном ( контрольном) этапе  ( апрель – май 2018 ) проводилась итоговая диагностика по результатам  внедрения опыта.

Приступая  к исследованиям  я  определила :

Объект исследования:

                Процесс развития творческой активности детей  старшего                                 дошкольного возраста

Предмет исследования:

                Развитие творческой активности дошкольников через ознакомление                 с  декоративно – прикладным искусством (кружевоплетение,                         кружевная аппликация)

Цель  моего опыта -   выделение педагогических условий, способствующих эффективному воспитанию творческой активности детей дошкольного возраста средствами  декоративно – прикладного искусства в процессе изучения кружевоплетения, кружевной аппликации, развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ознакомления с декоративно – прикладным искусством.  

Задачи исследования: .

 Образовательные:

- обучать детей различным (нетрадиционным) приемам и способам выполнения работ из бумаги;

- знакомить со свойствами и качеством кружева

- расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из кружев;

- знакомить со средствами художественной выразительности.

2. Развивающие:

- развивать творческие способности детей через кружевную аппликацию

- развивать художественное восприятие жизни, познавательную и речевую активность детей;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; внимание, память, воображение, любознательность;

- обогащать сенсорный опыт;

- развивать эстетический вкус;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, точность движений;

- формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к кружевоплетению, к кружевной аппликации

- воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях;

- воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям, уважение к труду другого человека;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному;

- поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

- сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

 -  изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

 -  определить  методы  развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе полихудожественного подхода при ознакомлении с декоративно – прикладным искусством ( кружевоплетение, кружевная аппликация).

 -  Раскрыть педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного

Продукт опыта:  Программа «И тонкой нити кружева...»( Приложение А.  Авторская программа)

                                         Гипотеза:

 средствами декоративно – прикладного  искусства (кружевоплетение, кружевная аппликация) в процессе полихудожественного подхода,  у детей старшего дошкольного возраста сформируется творческая активность в восприятии окружающего мира.

                        Формы  организации работы:

  - групповые

 - подгрупповые

- индивидуальные

        Работа по кружевной аппликации ведется с учетом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников.

Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Создаются условия, необходимые для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха, положительная эмоциональная обстановка во время работы.

Используется наглядность, иллюстративность, наличие дидактических материалов.

        Новизна и отличительная особенность опыта.

 Новизна темы обобщения опыта работы том, что занятия по развитию творческой активности детей в процессе ознакомления с декоративно – прикладным искусством на примере кружевоплетения , кружевной аппликации,  включаются в интеграцию с другими видами искусства и образовательными областями. Включение и соединение многих видов искусств  создают такую атмосферу для ребенка, что предложенная тема  познается и усваивается намного эффективней. В системе работы используются нетрадиционные  методы  и  приемы развития детского художественного творчества - полихудожественный подход, синтезируются  несколько  видов  деятельности.

Изготовление самостоятельных  коллажей и коллективных работ открывает безграничные возможности детского воображения,  а также  позволяет выявить конструктивные особенности материалов, влияние формы , цвета, размера на выразительность поделки и на принципе единства, целостности, когда в центре внимания находится не предмет изучения (музыка, литература, изобразительное искусство), а синтез этих искусств т.е. полихудожественный подход применение  проблемно – поискового метода взаимосвязь с НОД  по познавательной деятельности , речевым развитием, исследовательской деятельностью, музыкальным воспитанием , с художественно – эстетическим воспитанием, художественным словом в работе по  аппликации  с кружевом и кружевного полотна. Совокупность ( синтез) разнообразных искусств позволяет создать условий для интеграции  этих видов детской деятельности

Научная новизна опыта заключается в следующем:

1. Выявлено, что полихудожественный подход в детском саду изучением предметов  декоративно -  прикладной художественно-эстетического цикла является концептуальной идеей о необходимости включения ребенка в разные виды художественной деятельности, которая практически реализуется через комплекс педагогических условий, влияет на развитие творческой активности  т. к. вызывает заинтересованность у детей и доставляет радость от проделанной работы.

2. Выявлено, что комплекс  педагогических условий, обеспечивающий реализацию полихудожественного подхода, включает методическое, организационное, воспитательное и кадровое условия, отсутствие одного из условий приводит к невозможности реализации поли художественного подхода и интеграции.

3. Определено,  что полихудожественный подход эффективно влияет на развитие творческой активности  дошкольников, которая, заложена в их природе и проявляется в виде предрасположенности к разным видам художественной деятельности, имеет генетическую связь с самостоятельностью ребенка, является стимулом для преобразования ребенком окружающей действительности и самого себя с помощью различных средств художественного выражения.

Теоретическая значимость опыта состоит в том, что:

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован материал

1. Дано рабочее определение понятия «творческая активность» как интегрального качества личности, проявляющееся в разных видах художественной деятельности в детском саду  с  изучением предметов декоративно – прикладным художественно-эстетического цикла  кружевоплетение,( кружевная аппликация).

2. Выявлено, что основными критериями и показателями развития творческой активности старших дошкольников на основе полихудожественного  подхода   являются:  направленность ребенка на творчество, самостоятельность в творчестве, оригинальность творческого продукта.                                

Практическая значимость опыта.         

Практическая значимость данного опыта заключается:

 - в разработке методов и приемов

 - в накоплении и распространении опыта на муниципальном и региональном  уровнях.

 -  разработаны программы «Фольклор – жемчужина народной мудрости»  и программы «И тонкой нити кружева...» для  развития творческой активности старших дошкольников, где обозначены механизмы реализации  полихудожественного подхода в старшей, подготовительной группе.

 -  разработаны тематические планы занятий, в основе которых лежит модульный принцип построения организации образовательного процесса: доминирующий способ художественной деятельности ребенка расширяется путем введения интеграционных способов, освоение, которых происходит в процессе дополнительного художественного образования.

 -  созданы почасовые разработки, т.е. тематический план  программы    « И тонкой нити кружева...» для старших дошкольников.

 - реализованы проекты НОД  по познавательной деятельности  с применением кружевной аппликации и полихудожественного подхода.

 Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается научным уровнем исходных теоретических и методологических подходов, объемом и непрерывностью опытно-поисковой работы, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, сочетанием приемов количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы                

                ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЫТА

Данный  опыт работы  может использоваться в процессе организации непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством.

Считаю возможным использовать и дальше  в практике  изучения декоративно – прикладного искусства  ( кружевоплетение, кружевная аппликация) методы и приемы, способствующие развитию творческой активности. В ходе их проведения дети эмоционально отзываются  и восхищаются предметами народного творчества и своими работами.

Дети, прошедшие обучение по программе «И тонкой нити кружева активно познают мир и могут продолжать своё  художественно -  эстетическое развитие в художественных школах.

Данный опыт может быть использован педагогами в организации разных видах деятельности детей, с целью развития творческой активности.

                        Методические рекомендации

1.Предоставить детям самостоятельно выбирать материал для будущей работы.

2.При организации разных видов деятельности  использовать  нетрадиционные методы аппликации ( кружевную аппликацию).

3. Учитывать уровень творческих способностей.

4.Целенаправленно   и систематически  проводить занятия и игры  по кружевной аппликации, используя  пособие О.Жуковой для организации  новых подходов  для развития творческой активности.

5.Подготовить  в группе, в уголке творчества, материалы по кружевной аппликации для свободного пользования.

6.Рекомендовать родителям консультации, буклеты, познакомить с  выставками, фотомонтажами, провести беседы на тему нетрадиционной аппликации ( кружевной).

                        РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.(В.А.Сухомлинский)

 Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.С.Карпинская, Н.Б Халезова, 3.А.Богатеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, с декоративно – прикладным искусством. побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, развивает художественно-творческие способности детей, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

А.П.Усова, Е. А.Флерина, Н.П.Сакулина отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Многие работы народных мастеров маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру.

Исследователи народного искусства В.Н.Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Известный педагог Е.А.Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства, декоративно – прикладного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания интересных , творческихработ. Детское творчество, отмечает Е.А.Флерина, понимается как сознательное отражение ребенком окружающей действительности, построенного на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картину, музыку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно отражает увиденное, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Отечественные ученые отмечают, что основным побудителем детского творчества является стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и к его активному творческому отображению. В творчестве детей важно не столько продукт, сколько сам процесс деятельности.

Изучали подходы к развитию творческих способностей и творческой активности детей дошкольного возраста и такие видные педагоги как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

        Декоративно – прикладное  искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

 Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, подбора фона, с кружевом, исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами остроты решения, обогащают  выразительность детских работ. Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и практического использования.

В настоящее время  декоративно - прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов. Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков. Национальные традиции видны во многих работах детей. Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в творческой активности и  развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Из этого следует, что творчество и активность - понятия взаимодействующие, взаимопроникающие, оказывающие влияние друг на друга.

 Таким образом,  исходя из теоретического материала,  я предполагаю можно отнести созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой  деятельности: художественной, познавательной, нравственной.

Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира т. е ознакомление с одной из отраслей декоративно – прикладного искусства – кружевоплетением , а в условиях детского сада кружевной аппликацией.

        На сегодняшний день все усе дошкольные учебные заведения на новый стандарт дошкольного образования ( ФГОС ДОУ).  Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Творческие способности дошкольника – это индивидуальное качество, определяющие успешность выполнения творческой деятельности.

Огромную роль  в развитии творческой активности может сыграть полихудожественный подход. Так как в практике современных дошкольных учреждений используется  моно -художественный подход в образовательной деятельности. Педагог знакомит детей с определенным  видом искусств  отдельно, не  подключая другие.  В данном случае дети получают информацию как бы по определенному шаблону.

 Но с 2015 года в нашем дошкольном учреждении работает региональная инновационная площадка по полихудожественному воспитанию. В рамках работы этой площадки нами применяется совершенно другой подход -  полихудожественный.  «Поли» - много , «художесв» - искусство , т.е.синтез искусств. И мне представилась такая возможность через созерцание картин известных художников и прослушивание лучших образцов отечественной и зарубежной классической музыки, чтение классиков русской литературы,  развивать в детях способность чувствовать и откликаться на переданное настроение и выражать свое отношение через собственные проявления: танец, рисунок, кружевную аппликацию, художественное искусство.

        2.2 ВЛИЯНИЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        

Актуальность полихудожественного подхода к системе образования  -обусловлена ​​требованиями общества на современном этапе его развития. К таким требованиям относятся:

развитие способности ребенка к самостоятельному  активному освоению мира;

стимулирование  у него стремления к самореализации;

формирование творческой активности во всех сферах деятельности.

Умение находить новые, нестандартные решения проблем - это важное качество в условиях современного мира и, именно, дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующее звено образовательной системы.

Вопросу формирования творческой активности через  разнообразные виды деятельности старших дошкольников в  деятельности  в последнее время уделяется значительное внимание в учреждениях общего и дополнительного образования, что позволяет выделить повышенный научный интерес к данной проблеме и подтверждает её актуальность. В настоящее время создаются полихудожественные программы для дошкольников, основанные на возрастных закономерностях их развития, «и на принципе единства, целостности, когда в центре внимания находится не предмет изучения (музыка, литература, изобразительное искусство), а ребенок, как целостный, единственный в своем роде мир, вмещающий все виды искусства…». Такой подход, я считаю, поможет дошкольникам творчески подходить к обучению в образовательной деятельности.

 Идею поли художественного подхода, впервые обосновал доктор педагогических наук, профессор Б. Юсов определяя его как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества».Сущность этого подхода заключается  в том , что организация художественной деятельности необходимо построить таким образом, чтобы ребенок чувствовал родство совокупности( синтеза) разнообразных искусств и это  позволяло бы  нам создать условий для интеграции  этих видов детской деятельности. У ребенка врожденная предрасположенность к разным видам деятельности , с удовольствием выражает свои чувства и переживание  в стихах, в песне, в танце, в рисунках и т.д.

Полихудожественный подход в системе образования способствует:

  • развитию способности ребенка к самостоятельному  активному освоению мира;
  • стимулированию  у него стремление к самореализации;
  • формированию творческой активности во всех сферах деятельности.

 Существуют разногласия между наличием разработанности теоретических основ полихудожественного подхода в художественном образовании детей и недостаточностью разработанности педагогических условий его практической реализации в детском саду. Это противоречие привело меня к формулировке проблемы, которая состоит в поиске и определении путей реализации творческой активности в процессе интеграции и полихудожественного подхода в старшей и подготовительной группе детского сада на примере ознакомления с народно – прикладным искусством. Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные

2.3 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ  РАБОТЫ  ПО  НЕСТАНДАРТНОЙ  АППЛИКАЦИИ (КРУЖЕВНАЯ АППЛИКАЦИЯ).

                                Что я вижу! Что за диво, сколько кружева вокруг!                                                Правда , дети, здесь красиво , аж захватывает дух                                                Посмотрите эти вещи нынче в гости к нам пришли                                Чтоб поведать нам секреты древней русской красоты.

 Работая по программе «Фольклор – жемчужина народной мудрости», для развития детского творчества для успешной реализации программы, мне представилась возможность познакомить детей с историей народного творчества – кружевоплетением,  и проводить совместную деятельность по использованию кружева для изготовления коллажей и аппликаций.

Основой для этой  программы  послужило « Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста». Жуковой О.Г.

В этом пособии представлены общие принципы: использование кружева для изготовления коллажей и аппликаций. Дети могут порадовать своих близких и  друзей оригинальными поделками к разным праздникам и дню рождения.

Определяющими характеристиками  моей программы являются развитие творческой активности в работе с ознакомление декоративно – прикладного искусства на примере кружевоплетения и кружевной аппликации в процессе  интеграции искусств и поли художественного подхода  старшего дошкольника

ЗАДАЧИ ТЕХНИКИ «Кружевная аппликация»:

1.Развитие мелкой моторики.

2.Освоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина.

3.Развитие речевых и коммуникативных навыков.

4.Формирование личностных качеств: внимания, терпения, сочувствия, заботы, фантазии, понимания, доброжелательности.

5. Развитие творческих способностей.

6.Формирование навыков пространственной ориентировки.        

7. Развитие индивидуальных качеств ребенка (умение работать в коллективе, быть самостоятельными в выборе решений, быть сдержанными, доброжелательными и т. д.)

Область применения техники «Кружевная аппликация»:

Совместная деятельность:

-НОД

-Проекты

-Праздники, развлечения

-Художественно – творческая деятельность

-Подвижные игры

-Дидактические игры

-Пальчиковые игры

-Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

     Для создания творческой атмосферы рекомендуется использовать музыкальное сопровождение  произведения известных композиторов в спокойной тональности.  

Актуальность кружевной  аппликации 

- эффективное развитие воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;

- Развитие мелкой моторики позволяет сформировать координацию движений;

- Развитие эстетического вкуса;

Кружевоплетение – это одно из красивейших отраслей декоративно – прикладного искусства.

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений

Особенности кружева

Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой.

.В связи с этим процесс кружевной аппликации я понимаю  не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в своей работе. Иначе говоря, нельзя резко разграничивать задачи овладения детьми изображением и создания выразительного образа. Я считаю, используя  методы кружевной аппликации помогут активизировать у детей творческую активность.

В работе с кружевом дети проявляют интерес к своему творчеству , испытывают  удовольствие и радость от проделанной работы радость в работе с кружевом воспитывается художественный вкус, эмоциональный настрой к работе, развивается мелкая моторика, воспитывается интерес к труду, к творчеству.

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений

Особенности кружева

Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии.

        Изучив литературу по кружевоплетению , я разработала план, методы и приемы по кружевной аппликации, стараясь именно этим видом деятельности развивать у детей творческую активность. В работе с кружевом дети проявляют интерес к своему творчеству , испытывают  удовольствие и радость от проделанной работы радость в работе с кружевом воспитывается художественный вкус, эмоциональный настрой к работе, развивается мелкая моторика, воспитывается интерес к труду, к творчеству.

В связи с этим процесс кружевной аппликации я понимаю  не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в своей работе. Иначе говоря, нельзя резко разграничивать задачи овладения детьми изображением и создания выразительного образа. Я считаю, используя  методы кружевной  аппликации, помогут активизировать у детей творческую активность. Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, например, «Вологодские кружевницы”, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-кружевниц. Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир народной русской культуры в прекрасную атмосферу декоративно – прикладного искусства, познакомиться с её характерными образами способствовал проект – программа « И тонкой нити кружева...». В рамках проектной деятельности познакомила детей с образами Вологодских , Елецких,  Михайловских кружевниц и иллюстрациями их рабо

Этапы работы:

 1 этап – Подготовительный: Знакомство с кружевом кружевным полотном, с иллюстрациями  работ кружевниц, украшениями из кружев и фотографиями готовых изделий из кружева.

2 этап – Конструктивный -  дети  выкладывают узоры из уже  вырезанных  педагогом  элементов из тюля , кружевного полотна. Звучит классическая музыка, проговариваем , стихи, потешки, загадки.

3 этап  - Творческий -  самостоятельно  вырезают  накрахмаленный  педагогом материал и  составляют картину из кружев на заданную или свободную тему

Для более яркого воспроизведения можно добавить к картине бусы, бисер, фетр, блестящие украшения.

Основные принципы.

В основу опыта положены следующие педагогические принципы:

• принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);

принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);

• принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

принцип систематичности (систематические занятия – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению)

принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка);

принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);

принцип единства чувств и знаний (полученные детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально – чувственной сфере);

принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия

Методы исследования:

-объяснительно иллюстративный метод -  (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет, рассматривание различных  иллюстраций, фото и видео материал, наглядный материал,  прослушивание   музыкальных произведений ит.д.);

- поисково – исследовательский ( метод направлен на развитие  познавательной активности, самостоятельности, фантазии, поиска  подбора элементов для поставленной цели, воображения, памяти развивают уверенность в своих силах и способностях, влияют на самостоятельность, формируют самооценку)

- метод проектов познавательскую  деятельность, проявление творческих , исследовательских способностей, воспитывает усидчивость, бережное отношение к продуктам деятельности

                РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Опыт  длился   в период 2015 – 2018 г.г.
Этот период делится на следующие этапы:

1Теоретическое изучение проблемы (подготовительный)

Сентябрь 2015 г.– март 2016г.

1. Выбор темы.

2. Изучение литературы по теме.

3. Анализ и обработка материала.

4. Написание рабочей программы.

5.Составление тематического плана.

6. Приобретение и обработка материала.

2 . Основной этап (этап реализации)

 В эксперименте участвовали дети  группы «Колокольчик» был проведен эксперимент, позволяющий проанализировать эффективность техники кружевной аппликации в развитии творческой активности дошкольников.

Диагностика уровня развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации программы « И тонкой нити кружева» с применением полихудожественного подхода

                                2015 – 1018 учебный год

Результативность сформированности творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством полихудожественного подхода в процессе реализации рабочей программы  « И тонкой нити кружева»  отслеживается через показатели.

Мониторинг качества освоения планируемых результатов может проводиться  в начале проведения опыта и в конце  для получения информированности об успехах творческой активности.

Оценочная шкала мониторинговых индикаторов:

Высокий уровень сформированности активности – 5 баллов

Средний уровень – 3 - 4 баллов

  Низкий уровень –1 - бал

МОНИТОРИНГ

сформированности творческой активности

у детей дошкольного возраста

посредством полихудожественного подхода в процессе реализации рабочей программы «И тонкой нити кружева...»

2015– 2018 г.г.

высокий

Ребенок эмоционально отзывчив, имеет собственные размышления в процессе восприятия произведений искусства; процесс творчества доставляет удовольствие, чувства радости и наслаждения, может выполнять работу самостоятельно.

средний

Ребенок эмоционально отзывчив в процессе восприятия произведений искусства; процесс творчества доставляет удовольствие, чувства радости и наслаждения, но выполняет работу чаще с помощью взрослого

низкий

Ребенок эмоционально не отзывчив; процесс творчества не доставляет удовольствие.

        НАЧАЛО ОБСЛЕДОВАНИЯ:

                        Сформированы  - 6чел.  -   40% синий

                        Частично сформированы – 6 чел.  -40% красный

                        Не сформированы – 3чел.  - 20% зеленый

                        Окончание обследования:

                          Сформированы –10  чел.  - 66% синий

                         Частично сформированы – 5 чел.  – 33% красный

                          Не сформированы  - нет – 0%   зеленый

Диагностика уровня развития творческой активности после проведенного исследования позволило определить следующую динамику

 Таким образом, из проведенной диагностики следует , что низкого уровня  творческой активности не выявлено. Высокий уровень  повысился на 27 %

По сравнению с констатирующим  этапом исследования , дети проявили  большую активность, оригинальность и высокую трудоспособность.                Высокий результат  показали большинство детей 66 % -  10         дошкольников.                Средний уровень – 33%

Низкого уровня активности  нет. Дети стали более раскованными и заинтересованными в своем творчестве.  Анализ результатов до и после формирующего этапа свидетельствует об  эффективности полихудожественного подхода в развитии творческой активности.

                          Используемая литература

1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова В.П. Зинченко. - М., Педагогика, 2012. - С.7-31.

2. Белая И.М. Уроки в природе: Методическое пособие. - Каменец-Подольский, 2015. - Ч.1. - 80 с.

3. Выгодский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте – СПб.:СОЮЗ, 2007,- 96с.

4. Дубровский Е.А.  С.А. Козлова Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / - М.: Академия, 2012. - 256 с.образование. - 2012. - № 1. - С. 28-38

5.Жукова О.Г.  Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей  старшего дошкольного возраста. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО _ ПРЕСС»  Гл. редактор С.Д.Ермолаев

 6. Мититело К. "Чудо - Аппликация".  Эксмо:, 2008 г.

7.Митителло К.  Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005

 8.Наталия В.Д.; Большая книга аппликаций из природных материалов; «Сова»:                  2008г.

9.Самолдина К.А., Марков Е.П. Полихудожественный подход воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО:2007. -66с.

10. Сокольникова Н.М.История тзобразительного искусства: учебник для студентов высших  педагогических учебных заведений: в 2т. Т. 1 /Н.М.

11. Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного           картона; «Астрель Академия развития»: 2008.

12. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»:         2006г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

описание инновационного педагогического опыта

Много лет работаю над проблемой "Логическое мышление как средство развития связной речи детй старшего дошкольного возраста". Хочу поделиться своими находками с коллегами....

Схема описания передового педагогического опыта

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО МЕТОДИСТА (По материалам В.А.Зебзеевой, к.пед.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета)...

Описание передового педагогического опыта по теме "Основы логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

В данном опыте представлено описание основных методов работы воспитателя по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Описание инновационного педагогического опыта

Описание инновационного педагогического опытаКузоятовой Светланы Ивановны 1.Введение Тема:  "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную техн...

Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Описание собственного инновационного педагогического опыта  по проблеме этноэкологического воспитания «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к...