Описание инновационного педагогического опыта
материал (средняя группа)

Кузоятова Светлана Ивановна

Описание инновационного педагогического опыта

Кузоятовой Светланы Ивановны

 

1.Введение

 

Тема:  "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

 

Автор: Кузоятова С.И.–воспитатель СП Детский сад комбинированного вида «Колокольчик «МБДОУ «Детский сад «Планета детства»

 комбинированного вида»

Образование:

Учитель "Биология" с дополнительной специальностью "Химия"  МГПИ им.М.Е.Евсевьева,  № диплома БВС 0603343, дата выдачи 26 июня 1999 года.

Профессиональная переподготовка в ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования», № диплома 132403604037, дата выдачи: 13 апреля 2017г., квалификация - воспитатель.

 

Общий педагогический стаж: 11 лет.

Педагогический стаж в данной образовательной организации: 5 лет.

 

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

         Дошкольный возраст  наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. [1].

          Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. [5].

    Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Но для того чтобы развивать фантазию, воображение необходима особая организация изобразительной деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в них присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

         Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов. [8].

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. [1]. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка  (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей 

           Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

 

      Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.

         На протяжении многих лет, работая с детьми дошкольного возраста, ежегодно сталкивалась с тем, что детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно.

       Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию.  Поэтому возникла идея организовать работу с детьми по развитию художественно-творческих способностей  с использованием в своей работе эффективных нетрадиционных техник рисования.

    Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

     Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

   Моя педагогическая идея - в процессе  использования в работе с детьми нетрадиционных техник рисования  способствовать эффективному развитию у детей дошкольного возраста  творческих способностей.

   Исходя из педагогической идеи, были поставлены следующие цель и задачи:

Цель: сформировать у дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста, способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

    Задачи:

1.  Создать предметно-развивающую среду.

  2.  Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

3. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

4. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

5. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования

6. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

7.  Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.

            Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 

Теоретическая база опыта.

Своё самообразование начала с изучения методической  и художественной литературы. Изучив ее согласно плану по самообразованию, почерпнула много интересного из следующих источников:

1. Давыдова Г.Н.  Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.     Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольникаминетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

    5. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990     48с.

 7. Лыкова И.А. – «Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» издательство «Цветной мир»-2015г.

   8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование,   конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

 9. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004

    

2.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 

На подготовительном этапе мною была изучена литература по данной теме. Тщательно изучены все приемы, способы изображения различных  техник, подобраны оборудования и материалы, разработаны перспективные планы работы с детьми и родителями.  

Знакомство детей с нетрадиционными способами рисования я начала уже в первой  младшей группе. Занятия проводились  в свободной форме, как в первой половине дня, так и во второй. Сначала я познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету.

В средней группе  нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Были изготовлены образцы картин, выполненных в разных техниках, для показа  детям. Подобран наглядно-информационный и консультативный материал для родителей, на основе которого, впоследствии, проводился конкурс на лучшую картину, выполненную в нетрадиционной технике рисования, совместно родителями  и их  детьми. Родители с детьми использовали различные нетрадиционные  техники при изготовлении поделок и рисунков  к разным  муниципальным конкурсам.

Обучение детей происходило в несколько этапов.

Этап         1.     Знакомство с различными техниками нетрадиционного рисования .
                 

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования я начинаю с  рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Работу начинаем с одного цвета: даю  возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

 Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

 Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

 Позже  я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакивала ладонь ребенка в краску и ставила ей отпечаток на бумаге. Далее  мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции.

Также мы с ребятами рассматривали картины и иллюстрации, выполненные в разных техниках, узнавали, какие материалы и инструменты нужны для создания  картин. Обговаривали, что необходимо для подготовки рабочего места. Вместе разбирали правила техники безопасности при работе  с инструментами: красками, печатками, палочками, трубочками, крышечками. Говорили    о том, что после работы следует навести порядок на столе.

 

Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике рисования.
            На этапе обучения я продолжала знакомить детей с более сложными техниками рисования такими как: тычок жесткой полусухой кистью, отпечатки листьев,  печать пластилином, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, с помощью ватных дисков, пенная монотипия, кляксография с трубочкой. Ребята сочетали знакомые техники с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету. Осваивали способы смешивания красок для получения нового цвета или оттенка. Для большей выразительности работ   использовали природный материал и других вспомогательных предметов: бусинки, блестки, стразы,  бисер. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии я  активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей;  сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;  просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т.д. Кроме того живо, эмоционально объясняю ребятам способы действий и показываю приемы изображения.

         В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.  Чтобы оживить занятия я  также практикую на них дидактические игры, такие как «Удивительная ладонь», «Разноцветное домино», «Волшебный круг»(«Цветовой круг»), «Цвет глазами художника», «Дружба красок». Игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

         На занятиях нетрадиционной техникой рисования  я стараюсь научить ребенка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.


Этап         3. Самостоятельная          творческая  деятельность         детей.
         Когда дети уже освоили различные способы нетрадиционного рисования, они самостоятельно выбирали рисунок по сложности и сюжету, подбирали необходимые цвета и материалы, которые  были доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. В процессе всего обучения я поддерживала стремление, детскую инициативу, не ограничивала детей только задачей изображения отдельных предметов. Детям доставляло удовольствие выдумывание в работе именно своего сюжета.

В развивающей предметно- пространственной среде группы были созданы все условия для того, чтобы самостоятельная обᡃразовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей. Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имелся материал к самостоятельным занятиям рисования различными способами, образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, вышивки, оригами, образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам, различный материал для творчества.

Развивающая предметно - пространственная среда побуждала детей к самостоятельности, к развитию, формировала интерес, фантазию, воспитывала трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении         работы.
Этап         4.     Отслеживание  результатов,     рефлексия.
         Выполнив творческие работы, устраивали вместе с ребятами в группе выставки, где дети рассматривали свои произведения, отмечали лучшие, подробно рассказывали о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз. Приглашали на выставки детей и воспитателей других групп, родителей, самые лучшие работы выставляли и выставляем на сайте детского сада. Наблюдая, за тем как ребята  охотно делятся впечатлениями, испытываю чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу. Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и отслеживать результат.

 

3. Результативность опыта.

         Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности, убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. С каждым днём ребёнок становится увереннее в своих возможностях и считает себя художником.

Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности. По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

Эта работа также помогла наладить контакт с семьями воспитанников. Дети стали проявлять желание рисовать необычными способами дома, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника.

 Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные мониторинга по изобразительной деятельности детей. Проведенный мониторинг  развития художественно-творческих способностей детей показал, что на конец первого полугодия 2019-2020 учебного года 19% детей имели высокий уровень, средний – 47%, низкий -34%. За 2020-2021 учебного года 38% детей имели высокий уровень, средний-52%, низкий -10%.

Я, считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к художественной деятельности, так как с помощью необычной техники рисования дети лучше усваивают живопись и графику, закономерности композиции и колорита. Такое рисование дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах.

            Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта:

         Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений,  заинтересованным внимательным родителям.

         Мой   педагогический   опыт   обобщен   и   расположен   на   моей   странице   сайта образовательного учреждения: https://dskolcham.schoolrm.ru/sveden/employees/19560/249961/

Рекомендации по использованию опыта были распространены среди педагогов детского сада и педагогов района:

         Открытый районный просмотр  для воспитателей средних групп: «Путешествие в мастерскую художника» (апрель 2021г);

«Использование техники  нетрадиционного рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей  дошкольного возраста» (августовское секционное совещание воспитателей групп раннего возраста  Чамзинского муниципального района сентябрь, 2019 г)

         Разработки занятий, консультаций для педагогов и родителей расположены на сайте образовательного учреждения: http://dskolcham.schoolrm.ru

 

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.     Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н.  Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольникаминетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

5. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990     48с.

 7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.

8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.

9. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование,   конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

 10. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008 11.К.К.Утробина 10«Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsionnyy_opyt_kuzoyatova.docx61.83 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

Кузоятовой Светланы Ивановны

1.Введение

Тема:  "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования" 

 

Автор: Кузоятова С.И.–воспитатель СП Детский сад комбинированного вида «Колокольчик «МБДОУ «Детский сад «Планета детства»

 комбинированного вида»

Образование:

Учитель "Биология" с дополнительной специальностью "Химия"  МГПИ им.М.Е.Евсевьева,  № диплома БВС 0603343, дата выдачи 26 июня 1999 года.

Профессиональная переподготовка в ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования», № диплома 132403604037, дата выдачи: 13 апреля 2017г., квалификация - воспитатель.

 

Общий педагогический стаж: 11 лет.

Педагогический стаж в данной образовательной организации: 5 лет.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

         Дошкольный возраст  наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. [1].

          Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. [5].

    Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Но для того чтобы развивать фантазию, воображение необходима особая организация изобразительной деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в них присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

         Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов. [8].

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. [1]. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка  (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей  

           Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

      Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.

         На протяжении многих лет, работая с детьми дошкольного возраста, ежегодно сталкивалась с тем, что детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно.

       Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию.  Поэтому возникла идея организовать работу с детьми по развитию художественно-творческих способностей  с использованием в своей работе эффективных нетрадиционных техник рисования.

    Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

     Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

   Моя педагогическая идея - в процессе  использования в работе с детьми нетрадиционных техник рисования  способствовать эффективному развитию у детей дошкольного возраста  творческих способностей.

   Исходя из педагогической идеи, были поставлены следующие цель и задачи:

Цель: сформировать у дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста, способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

    Задачи:

1.  Создать предметно-развивающую среду.

  2.  Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

3. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

4. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

5. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования

6. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

7.  Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.

               Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Теоретическая база опыта.

Своё самообразование начала с изучения методической  и художественной литературы. Изучив ее согласно плану по самообразованию, почерпнула много интересного из следующих источников:

1. Давыдова Г.Н.  Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.     Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольникаминетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

    5. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990     48с.

 7. Лыкова И.А. – «Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» издательство «Цветной мир»-2015г.

   8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование,   конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

 9. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004

    

2.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

На подготовительном этапе мною была изучена литература по данной теме. Тщательно изучены все приемы, способы изображения различных  техник, подобраны оборудования и материалы, разработаны перспективные планы работы с детьми и родителями.  

Знакомство детей с нетрадиционными способами рисования я начала уже в первой  младшей группе. Занятия проводились  в свободной форме, как в первой половине дня, так и во второй. Сначала я познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету.

В средней группе  нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Были изготовлены образцы картин, выполненных в разных техниках, для показа  детям. Подобран наглядно-информационный и консультативный материал для родителей, на основе которого, впоследствии, проводился конкурс на лучшую картину, выполненную в нетрадиционной технике рисования, совместно родителями  и их  детьми. Родители с детьми использовали различные нетрадиционные  техники при изготовлении поделок и рисунков  к разным  муниципальным конкурсам.

Обучение детей происходило в несколько этапов.

Этап         1.        Знакомство с различными техниками нетрадиционного рисования        .
        
 

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования я начинаю с  рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Работу начинаем с одного цвета: даю  возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

 Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

 Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

 Позже  я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакивала ладонь ребенка в краску и ставила ей отпечаток на бумаге. Далее  мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции. 

Также мы с ребятами рассматривали картины и иллюстрации, выполненные в разных техниках, узнавали, какие материалы и инструменты нужны для создания  картин. Обговаривали, что необходимо для подготовки рабочего места. Вместе разбирали правила техники безопасности при работе  с инструментами: красками, печатками, палочками, трубочками, крышечками. Говорили    о том, что после работы следует навести порядок на столе.

Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике рисования.
         На этапе обучения я продолжала знакомить детей с более сложными техниками рисования такими как: тычок жесткой полусухой кистью, отпечатки листьев,  печать пластилином, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, с помощью ватных дисков, пенная монотипия, кляксография с трубочкой. Ребята сочетали знакомые техники с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету. Осваивали способы смешивания красок для получения нового цвета или оттенка. Для большей выразительности работ   использовали природный материал и других вспомогательных предметов: бусинки, блестки, стразы,  бисер. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии я  активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей;  сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;  просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т.д. Кроме того живо, эмоционально объясняю ребятам способы действий и показываю приемы изображения.

         В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.  Чтобы оживить занятия я  также практикую на них дидактические игры, такие как «Удивительная ладонь», «Разноцветное домино», «Волшебный круг»(«Цветовой круг»), «Цвет глазами художника», «Дружба красок». Игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

           На занятиях нетрадиционной техникой рисования  я стараюсь научить ребенка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.


Этап         3. Самостоятельная         творческая  деятельность         детей.
           Когда дети уже освоили различные способы нетрадиционного рисования, они самостоятельно выбирали рисунок по сложности и сюжету, подбирали необходимые цвета и материалы, которые  были доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. В процессе всего обучения я поддерживала стремление, детскую инициативу, не ограничивала детей только задачей изображения отдельных предметов. Детям доставляло удовольствие выдумывание в работе именно своего сюжета.

В развивающей предметно- пространственной среде группы были созданы все условия для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей. Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имелся материал к самостоятельным занятиям рисования различными способами, образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, вышивки, оригами, образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам, различный материал для творчества.

Развивающая предметно - пространственная среда побуждала детей к самостоятельности, к развитию, формировала интерес, фантазию, воспитывала трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении         работы.
Этап         4.        Отслеживание        результатов,        рефлексия.
         Выполнив творческие работы, устраивали вместе с ребятами в группе выставки, где дети рассматривали свои произведения, отмечали лучшие, подробно рассказывали о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз. Приглашали на выставки детей и воспитателей других групп, родителей, самые лучшие работы выставляли и выставляем на сайте детского сада. Наблюдая, за тем как ребята  охотно делятся впечатлениями, испытываю чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу. Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и отслеживать результат.

 

3. Результативность опыта. 

         Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности, убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. С каждым днём ребёнок становится увереннее в своих возможностях и считает себя художником.

Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности. По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

Эта работа также помогла наладить контакт с семьями воспитанников. Дети стали проявлять желание рисовать необычными способами дома, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника.

 Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные мониторинга по изобразительной деятельности детей. Проведенный мониторинг  развития художественно-творческих способностей детей показал, что на конец первого полугодия 2019-2020 учебного года 19% детей имели высокий уровень, средний – 47%, низкий -34%. За 2020-2021 учебного года 38% детей имели высокий уровень, средний-52%, низкий -10%.

Я, считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к художественной деятельности, так как с помощью необычной техники рисования дети лучше усваивают живопись и графику, закономерности композиции и колорита. Такое рисование дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах.

            Трудности и проблемы при использовании данного опыта. 

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта:

          Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений,  заинтересованным внимательным родителям.

         Мой   педагогический   опыт   обобщен   и   расположен   на   моей   странице   сайта образовательного учреждения: https://dskolcham.schoolrm.ru/sveden/employees/19560/249961/

Рекомендации по использованию опыта были распространены среди педагогов детского сада и педагогов района:

         Открытый районный просмотр  для воспитателей средних групп: «Путешествие в мастерскую художника» (апрель 2021г);

«Использование техники  нетрадиционного рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей  дошкольного возраста» (августовское секционное совещание воспитателей групп раннего возраста  Чамзинского муниципального района сентябрь, 2019 г)

        Разработки занятий, консультаций для педагогов и родителей расположены на сайте образовательного учреждения: http://dskolcham.schoolrm.ru

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.     Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н.  Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольникаминетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

5. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990     48с.

 7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.

8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.

9. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование,   конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

 10. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008 11.К.К.Утробина 10«Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004

5. ПРИЛОЖЕНИЕ:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по «художественно-эстетическому развитию» с использованием нетрадиционной техники по рисованию «Путешествие в мастерскую художника» (средняя группа)

Цель:

формирование у детей системных представлений о профессии художник, её социальной значимости; развитие творческих способностей детей через нетрадиционные методы рисования.

Задачи:

обучающие:

-дать представление об условиях, в которых работает художник;

-закреплять знания детей о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет);

-закрепить умение  использования нетрадиционной техники рисования на пене для бритья;

развивающие:

-развивать представления детей о профессии художник, о специфике его работы, оборудовании и материалах, необходимых ему для работы;

-активизировать и обогащать словарь детей;

-продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

воспитывающие:

-воспитывать у детей эстетическое восприятие;

-воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Формы организации:

коллективная деятельность (совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы:

игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря, дифференцированный подход.

Материалы и оборудование:

 Жар-птица нарисованная на ватмане с хвостом из вырезанных бумажных перышек по количеству детей (перышки в форме вытянутых больших капель, небольшие (6 – 8 см); пена для бритья; гуашь; тарелки; линейки; шпажки.

Словарная работа:

активизация словаря в ходе занятия.

Предварительная работа:

прочитать сказки, где упоминается Жар-птица, рассмотреть иллюстрации; декоративное и коллективное рисование на занятиях.

Интеграция образовательных областей по ФГОС:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

(Дети вместе с воспитателем заходят в группу под музыку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как  много гостей пришло к нам на занятие, давайте поздороваемся и свои улыбки подарим нашим гостям.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться ни лень,

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

 Если каждый улыбнётся –

 Утро доброе начнется –

- Доброе утро! 

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть сегодняшнее занятие принесет вам радость и много новых интересных впечатлений.

2. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, а  о ком мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка

У него есть карандаш

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист.

А еще мольберт-треножник

Потому что он …

Дети: Художник.

На экране появляется портрет художника Слайд 1 

Воспитатель: Кого называют художником?

Дети: Художник – человек, который, создаёт картины.

Воспитатель: Художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения.

Воспитатель: Но ведь каждый из нас может написать картину. Значит ли это, что каждый из нас может называться художником?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чем будут отличаться картины настоящего художника от наших?

Дети: Картины художника красивые, живописные.

Воспитатель: Да, ребята, не каждый может создать произведения искусства, ведь художник – это творческая профессия, чтобы стать художником, нужно обладать хорошим воображением и уметь хорошо рисовать.

- Наши далекие предки тоже очень любили рисовать. Хотя у них не было ни бумаги, ни карандашей, ни холста. Древние люди наносили свои рисунки на гладкие поверхности больших камней и скал. Они изображали животных (Слайд 2), сцены охоты (Слайд 3). Свои рисунки они высекали каменными топорами и зубьями (Слайд 4), иногда применяли природные краски – соки некоторых растений. Творения этих людей сохранились в музеях (Слайд 5). Можно сказать, что профессия «художник» пришла к нам из глубокой древности и родилась вместе с человеком.

Воспитатель: Ребята, а где создает свои картины современный художник?

Дети: В мастерской

(Изображение мастерской художника Слайд 6)

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Современный художник в работе  использует  много материалов. Я назову один материал, а вы — много.

 Игра «В этюднике художника».

– Один карандаш — много карандашей.

– Одна кисть — много кистей.

– Один альбом – много альбомов

– Один мелок – много мелков

– Одна гуашь – много гуаши

– Один эскиз - много эскизов

- Один  мольберт - много мольбертов

-Одна акварель -  много акварели

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, трудно быть художником(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, чтобы создать свои произведения художники много путешествуют, наблюдают, фантазируют. Только потом они рисуют то, что им особенно понравилось в своих мастерских. Очень часто у художника не остается времени на отдых и развлечения.

 

Воспитатель: Ребята! А вы хотели  бы оказаться в мастерской художника?

Дети: Да.

 Воспитатель: А поможет нам в этом волшебная кисточка.

Воспитатель взмахивает кисточкой и говорит слова:

«Раз, два, три -  покружись и в мастерской художника окажись!»

 Воспитатель: Ребята, смотрите как много картин в мастерской у художника  (показ 3 мольберта с картинами). Посмотрите, здесь картины разных жанров. А каких, узнаем из стихотворения. Послушайте. (Чтение стихов М. Яснова «О картинах»)

Воспитатель:

                             Если, видишь, на картине нарисована река,

                             Или ель и белый иней, или сад и облака,

                             Или снежная равнина, или поле и шалаш,

                             Обязательно картина называется….(пейзаж)

Воспитатель: Итак, скажите, какие  из этих картин – пейзажи.

Воспитатель: Какие картины называются пейзажами? Что на них нарисовано? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. Продолжим.

                            Если видишь на картине чашку кофе на столе,

         Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

                            Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

                            Или все предметы сразу,

                            Знай, что это…(натюрморт)

Воспитатель: Скажите, какие из этих картин – натюрморты?

Воспитатель: Какие картины называются натюрмортами? Что на них нарисовано? (ответы детей).

Воспитатель:

             Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

       Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

                           Лётчик или балерина, или Саша, твой сосед.

                           Обязательно картина называется …(портрет)

Воспитатель: Итак, скажите, какие  из этих картин – портреты.

Воспитатель: Какие картины называются портретами? Что на них нарисовано? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, молодцы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, художник что-то расположил на магнитной доске?

Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте отгадать, кто это?

Загадка

Какая птица, как жар горит и каждым перышком блестит?

Дети:  Жар-птица.

Воспитатель открывает шторку с магнитной доски, на котором нарисована Жар-птица, обращает внимание детей на ее изображение.

Воспитатель: Посмотрите вот наша Жар-птица, только что-то здесь случилось? (обращает внимание на ее хвост) 

Дети: художник забыл нарисовать хвост Жар-птице.

Воспитатель: Давайте поможем  художнику. Перья на хвосте должны приобрести свой сказочный и прекрасный  раскрас. Какие краски мы будем использовать? (ответы детей)

Воспитатель: Почему?

Дети: Чтобы хвост получится ярким и красивым.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем рисовать нетрадиционном способом, этот способ называется пенная монотипия.

Воспитатель: Ребята, этим нетрадиционным способом мы уже с вами рисовали, напомните, что такое монотипия?

Дети: Монотипия - это отпечаток, который можно получить только один раз

Воспитатель: Да, правильно. Эта техника позволяет нам проявить свое воображение и  фантазию.

Воспитатель: А почему мы ее называем пенной?

Дети: рисуют на пене.

Воспитатель: Да мы будем рисовать на пене для бритья. Я сейчас вам напомню последовательность работы, как мы будем рисовать, что будем делать. Пройдите на свои рабочие места

Алгоритм действий

1. Нанести аккуратно на тарелочку немного пены для бритья.

2. Разровняйте её поверхность с помощью линейки (в зависимости от умений ребёнка допустимо, чтобы это делал педагог)

3. Кисточкой наносим краску в любом порядке, делая смысловой рисунок.

4. Шпажкой придумываем образ рисунка, водим по поверхности, закручивая, вытягивая изображение.

5. Прикладываем лист белой бумаги, прижимаем рукой и немного ждём, можно прогладить по листу ладонью, ждём несколько секунд для того, чтобы рисунок отпечатался на верхний лист.

6. Аккуратно снимаем верхний лист, откладываем его в сторону на пару минут.

7. Линейкой снимаем остатки пены, аккуратно чтобы не испортить рисунок.

Воспитатель: А сейчас вы сами будете рисовать, но прежде, чем мы начнем рисовать и фантазировать, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика  «Мы художниками стали»
Мы художниками стали - (хлопки в ладоши)
Что хотим, нарисовали (сжимание и разжимание ладоней в кулак)
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики здороваются)
Начинаем рисовать!  (шевеление пальчиками).

Воспитатель: Ребята, вдохнем запах добра, радости, улыбнемся друг другу и с таким прекрасным настроением начнем работу. Итак, начнем (включить классическую музыку, соответствующую сказочному моменту.)

После выполнения работы:

Воспитатель: Какие красивые и прекрасные перышки получились! Ребята, скорее с помощью магнитов прикрепим их к Жар-птице, очень хочется порадовать её.  (Прикрепляем работы с помощью магнитов на магнитную доску, где изображена Жар-птица)

Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в наш детский сад. Чтобы быстро нам туда попасть, опять нам поможет наша волшебная кисточка.

Воспитатель взмахивает кисточкой  и говорит слова: «Раз, два, три -  в детский сад нас возврати!

Заключительная часть

Рефлексия

Воспитатель: Дети, скажите, где мы с вами были?

Дети: в мастерской художника

Воспитатель: Чем занимались?

Дети: рисовали

Воспитатель: С помощью чего мы рисовали?

Дети: пена для бритья

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Дети: ответы

Воспитатель: Что было самым сложным для вас?

Дети: ответы

Воспитатель: Что бы вы еще хотели нарисовать?

Дети: ответы

Воспитатель: Молодцы! Вы многое знаете и умеете! Может, кто-то из вас будет художником, когда вырастет.   Я хочу вам пожелать творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

описание инновационного педагогического опыта

Много лет работаю над проблемой "Логическое мышление как средство развития связной речи детй старшего дошкольного возраста". Хочу поделиться своими находками с коллегами....

Схема описания передового педагогического опыта

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО МЕТОДИСТА (По материалам В.А.Зебзеевой, к.пед.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета)...

Описание передового педагогического опыта по теме "Основы логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

В данном опыте представлено описание основных методов работы воспитателя по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Описание инновационного педагогического опыта

В современных словиях в педагогичческой науке большое место занимает исследование проблемы развитие твореской активности личности ребёнка , способной к самоактуализации. к принятию  самостоятельн...

Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Описание собственного инновационного педагогического опыта  по проблеме этноэкологического воспитания «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к...