Проект "Хлеб всему голова"
проект (старшая группа)

Кравченко Марина Анатольевна

                 План мероприятий в рамках реализации проекта

«Хлеб – всему голова»

                                  Непосредственно образовательная деятельность

 

 

 

Срок реализации: 6 месяцев                                                                                         Участники проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный сотрудник.

Цели:

формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол

Тип, вид проекта: информационно – практико – ориентированный; фронтальный (с группой детей и их родителями).

Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».

 

Задачи проекта:

формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб;

подвести детей к пониманию того , что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий;

вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;

названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов изготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба);

человек должен учиться делать все сам;

развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук;

прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

обогащать словарный запас.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоль на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека, пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатством.

Идеи проекта:

Все занятия по проекту « Хлеб – всему голова» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу над проектом. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

 

Стратегия реализации проекта

1 этап: «Рождение проблемы».

Воспитатель показывает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом.

Воспитатель. Ребята, подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?

- Что вы знаете о хлебе ? (Хлеб - это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием «Хлеб». Хлеб бывает белый, серый.)

- Что бы вы хотели еще узнать? Из чего делают хлеб? Как делают хлеб? Кто его делает? Где найти ответы на ваши вопросы? (ответы детей: спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочесть в книгах, посмотреть в интернете.)

2 этап: «Мероприятия и события».

Занятия (познавательная и продуктивная деятельность): «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты).

Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи? Какое они имеет значение для процесса производства хлеба?».

Создание предметно – развивающей среды: обогащение библиотечки в группе книжками – малышками, изготовленными и оформленными детьми совместно с родителями на тему «Путешествие зернышка»; другие творческие варианты, дидактические игры для детей.

Экскурсия в пекарню .

Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Колобок», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»; украинская народная сказка «Колосок»; Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»; В.Маяковский «Кем быть?»; «Что?Зачем?Почему?». «Что такое злаки и почему они так важны?» (Издательство «Эксмо», 2002,С.224); «Кто сделал в хлебе дырочки?» (Издательство «Педагогика - Пресс», 1987, 1990, 1991,1992, С.225).

3 этап: «Заключительный (подведение итогов)».

Занятие в Академии домашних волшебников «Заводим дрожжевое тесто» (опытническая деятельность).

Оформление альбома по итогам проектирования «Хлеб – всему голова».

Занятия: «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты); «Заводим дрожжевое тесто» (Академия домашних волшебников) (познавательное; опыт).

Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи? Какое они имеет значение для процесса производства хлеба?».

Дидактические игры.

.

Экскурсия в пекарню ; на кухню детского сада, в хлебный магазин.

Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин».

 

Альбом «Хлеб – всему голова».

 

Пословицы и поговорки о хлебе

«Хлеб – всему голова».

«Пот на спине – так хлеб на столе».

«Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат».

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».

«Плох обед, коли хлеба нет».

«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной».

«В начале и в конце обеда для счастья съешь кусочек хлеба».

«Паши под озимь глубже – уродится хлеб лучше».

«Вырастить хлеб – святое дело».

 

 

 

Тема: Как хлеб на стол пришел?

(старшая группа)

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, двигательная, игровая.

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Организация детей: свободная.

Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, познавательная.

Содержание организационной деятельности

Беседа.

- Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? Как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов? (Хлеб, батон, булка, бублик, рогалик, пирожки, сушки, слойки, торт и т.д.)

- давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.

2. Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.

- Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходились ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь : «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».

 

Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».

Каравай

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе-

Нет вкуснее на земле.

Я.Дягутите

- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не была зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь, ценили его, берегли даже крошку.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях ? (Хлеборобы.)

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Я.Аким

На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым, свежим хлебом.

- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнёр, шофер, пекарь, грузчик, мукомол и т.д.)

- Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.

Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым! Я.Дягутите

- С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

- Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу ? (ответы детей.)

3. Физкультминутка.

Ладушки, ладушки

Мы пекли оладушки .

Мы месили тесто,

Тесту в миске тесно.

Тесто вылезло на стол,

А потом даже на пол

Тесто убежало.

Начинай сначала.

4. Рассказы детей о том, как они помогали своим мамам выпекать булочки и печенье.

5. Игра «Назови и покажи».

Цель: развитие словарного запаса.

Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают на иллюстрациях. (Одни дети – называют, другие – показывают.)

Тема: Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; индивидуального самовыражения детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Задачи: убедить детей, что в изготовлении хлеба принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки, используемых продуктов и способов изготовления; учить правилам дегустации; развивать способность различать вкус изделий.

Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков; лист бумаги или тарелки, на которых разбирают колос для изучения его строения.

Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой формирования экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребенка.

Содержание организованной деятельности

Чтение сказки «Мякиш» (Б.Вовк).

Беседа по произведению.

- Скажите, кто такой Мякиш?

- Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?

- Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлеба? Почему? Он осознал свой поступок? Как вы бы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?

3. Физкультминутка (психогимнастика «Колосок»).

Предложить детям представить, что они маленькие пшеничные зернышки. Зерно попадает в землю, прорастает, появляется маленький росток. Затем он растет, превращается в колос, поспевает, греется на солнышке.

Дети изображают «колосок» пантомимой. Упражнение выполняется по музыку.                                                                                                                                     4.Рассматривание колосьев.

- Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок: приготовил для нас разные колоски. Посмотрите внимательно, какие?

 

Правильно – пшеничные, ржаные и ячменные. Давайте рассмотрим их внимательно. (Дети разбирают колосья, знакомятся со строением колоса, как лежат в нем зерна, чем они покрыты и т.д.)

5. Беседа.

- Из чего делают хлеб? (из теста.)

- Из чего делают тесто? ( из муки.)

- Из чего делают муку? (из зерен.)

- Откуда берутся зерна? ( вырастают на колосе.)

Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку – из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки.

Мы узнали, откуда берутся зерна для поучения муки. Все растения называются «злаки», они бывают разными.

« Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий).

Воспитатель учит детей дегустации и создает все условия для их самостоятельной работы. Поскольку принесенные изделия едят руками, воспитатель напоминает о необходимости мыть руки до и после еды.

Дети приносят свою выпечку, организуется свободная беседа. Каждый ребенок называет свое изделие и сообщает, какие продукты вошли в его состав, а также как его готовили. Дети пробуют, стараясь определить вкус вложенных в него продуктов.

Игра «Угадай и назови».

Воспитатель показывает картинки с изображением хлебобулочных изделий, дети их называют.

Словарная работа: булка хлеба, батон, пирожок, пицца, рогалик, кекс, пирожное, ватрушка, торт, булочка и т.д.

 

 

 

 

Тема: Как мы можем беречь хлеб?

Задачи: показать детям, что довольно много хлеба теряется, в том числе и в детском саду.

Виды деятельности: ознакомление с природой и окружающим миром, развитие речи, труд, социализация личности детей, воспитание уважения к хлебу, бережливости.

Ход беседы

- Ребята, как вы думаете, почему говорят «Хлеб – это богатство», «Хлеб – всему голова».

- Что значит «беречь хлеб»? Как мы можем беречь хлеб?

- Как можно использовать хлеб, который зачерствел?

- Что можно сделать с крошками, корочками хлеба?

- Как вы дома бережете хлеб?

Воспитатель демонстрирует коробку, в которой собраны крошки и недоеденные кусочки хлеба. Дети видят, сколько хлеба теряется незаметно. А ведь, они знают, что на его изготовление уходит столько сил! После небольшого обсуждения дети относят крошки птицам, запоминают, что необходимо беречь.

Тема: Как хлеб на стол пришел?

Цели: воспитание уважения к людям, выращивающим зерно и готовящим из него пищевые продукты, формирование понимания, что к хлебу необходимо относиться бережно.

Задачи: познакомить детей с технологией выращивания хлеба, сельскохозяйственными машинами; обогатить активный словарь названиями сельскохозяйственных машин и профессий людей, участвующих в изготовлении хлебобулочных изделий.

Ход беседы

Ребята, сегодня к нам в группу пришел Сережа. Он долго болел и много занятий пропустил. Давайте расскажем ему о том, как хлеб на стол пришел.

- Из чего делают хлеб? Муку?

- Почему один хлеб называют белым, а другой – серым?

- Как выращивают зерна пшеницы и ржи?

- Люди каких профессий участвуют в процессе производства хлеба?

Воспитатель читает детям несколько рассказов о том, как выращиваются зерновые культуры, сколько труда нужно затратить для того, чтобы хлеб пришел на стол. Дети рассматривают фотографии и картинки, на которых изображено, как выращивается хлеб, как его хранят в элеваторах, как из зерна мелют муку в производственных условиях, как из нее делают различные изделия.

Подвижные игры

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот какой высоконький,

Вот он какой мягонький,

Вот он какой широконький!

Режь его, да ешь!

После этих слов играющие по одному из команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из все в одной из команд.

«Каравай»

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные, каравай состряпанный,

Этакий высокий, этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину.

«Пахари и жнецы»

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первым начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали,

Глубоко борозды пахали.

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы, худые.

У вас серпы тупые.

Им отвечают жнецы:

А у вас – пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже пролежал

Да ворон считал.

По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. «Пахари» берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее уже «жнецы».

«Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит диалог:

- Здравствуй, Царь.

- Здравствуйте, дети. Где вы были?

- На мельнице.

- Что вы делали?

- Что мы делали – не скажем, а как делали покажем.

Дети показывают задуманные ими действия, Царь должен угадать их. Если угадал – дети убегают, а Царь их ловит. Пойманных берет в плен. Оставшиеся задумывают новое действие неверно, дети остаются на своих местах и дают ему еще одну –две попытки для отгадывания.

Поиграв немного, дети и взрослые меняются ролями: дети становятся Царями, а взрослые загадывают действия.

«Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая- либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

«Что – сначала, что - потом»

Всем командам дается одинаковый набор продуктов ( колос, зерно, мука, хлеб, печенье, бутерброд). Дети должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращений. Взрослый контролирует правильность и скорость выполнения задания.

«Печем пироги» (имитация под музыку)

Действующие лица: Ведущий, Петушок, Круть, Верть. (Вместе с персонажами дети имитируют процесс приготовления хлеба).

Ведущий. Засучили рукава – высыпали муку – налили воду - добавили соль – вбили яйцо – перемешали – побили тесто - раскатали – нарезали – налепили пирожков – разложили по противню – поставили в печку – испекли - понюхали – взяли все по пирожку – попробовали – съели – поблагодарили.

Петушок. Ну что, Круть, ну что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились?

Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело – гуляй смело.

(Петушок, Круть, Верть и дети веселятся).

Сюжетно - ролевая игра «Хлебный магазин»

Цель: создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациямипроисходящими в магазине; правилами поведения в общественных местах; для проигрывания разнообразных ситуаций при взаимодействии людей, работающих в супермаркете; расширять представления о разнообразии хлебобулочных изделий, способах и технологии их изготовления.

Способы вовлечения в игру детей, имеющих разные особенности, способности и интересы

Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета

Экскурсии в пекарню, магазин.

Изготовление альбома о хлебе.

Чтение художественной литературы.

Замешивание теста и выпекание булочек на занятии.

Лепка хлебобулочных изделий из декоративного теста.

 

6. Педагог в роли покупателя.

7.Моделирование хлебобулочных изделий (прорисовывание).

Экскурсии

Экскурсия в пекарню

Цель: знакомство с технологией приготовления хлеба в больших количествах.

Задачи: проследить, как пекари готовят различное тесто для пшеничного и ржаного хлеба, закрепить знания о дрожжах.

Организация: по договоренности с родителями детей привозят на автобусе в пекарню. Старший пекарь проводит экскурсию по пекарне. Дети группой проходят мимо оборудования, печи, тестомесительной машины.

Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с оборудованием пекарни, наблюдение, социализация личности детей.

Рекомендации: воспитатель строго следит за соблюдением правил безопасности.

На экскурсии в пекарне дети должны увидеть весь процесс – от замеса теста до вынимания горячих булок хлеба из печи. Старший пекарь объяснять детям назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

Воспитатель. Видите, ребята, тесто замешивают таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так пекарь и его помощник работают каждый день, чтобы у вас всегда был свежий хлеб на столе. Вкусно они готовят? Вам нравится? (Детей угостить свежим хлебом). Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что готовят нам каждый день вкусный хлеб.

Дети благодарят работников пекарни и уходят.

Экскурсия с родителями в хлебный магазин (домашнее задание)

Цель: развитие умений детей рассказывать об увиденном, передавать эмоционально и интересно все новое, о чем узнали в хлебном магазине.

Задачи: продолжать формирование понятий магазин, продавец, водитель, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей; познакомить с разновидностями хлебобулочных изделий; проследить их путь от пекарня до покупателя; подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы; формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.

Виды деятельности: ознакомление с окружающей, ТРИЗ, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка.

Организация: воспитатель предварительно договаривается с родителями о том, на что обратить в магазине особое внимание. Сначала детям предлагают посмотреть, как разгружают машину, как хлебобулочные изделия раскладывают по полкам. Сосчитать, сколько видов хлебобулочных изделий завезли сегодня в магазин, узнать их названия. Обращается внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.

В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Они считают, сколько покупателей в магазине, обращают внимание, что кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят ежедневно.

Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, получает деньги, дает сдачу. Родители обращают внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями.

Дети делают вывод, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.

 

 

 

Оформление альбома «Хлеб – всему голова»

(вставим фотографии по ходу деятельности)

Сценарий

интегрированного досуга «Хлеб – в нем наша сила и здоровье»

Цели:

расширение и обогащение знаний детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления;

изучение детьми картины И.Левитана «Рожь»;

воспитание любви и бережного отношения к природе.

Словарь: каравай, пашут, сеют, колосья, перемалывают, замешивают, батон, буханка, бублик, хлебцы, сушки, баранки, кулебяка.

Материал: иллюстрации, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы, ржи, овса.

Ход досуга

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время. Для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней и полезней нет.

Дети: это хлеб.

Воспитатель: Как называется это изделие?

Дети: Каравай.

Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте его на вкус. Что можно о нем сказать?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, вкусный, полезный.

Воспитатель: Дети, а какое еще стихотворение о хлебе вы знаете?

Дети: Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют в поле зерна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На встречу веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, как хлеб попадает к нам на стол.

( Дети подходят с стенду с картинками. Воспитатель поочередно обращает внимание на серию картинок, на которых изображено, как трактор пашет землю, сеет в землю зерно, самолет удобряет посевы, комбайн собирает урожай. На стенде также представлены образцы колосьев ржи, пшеницы.)

Воспитатель: Что делают люди на тракторе?

Дети: Пашут землю, чтобы она была мягкая, чтобы зернам в ней было уютно.

Воспитатель: Что делают люди на сеялках?

Дети: Сеют зерно в землю.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы зерна в колосьях были пузатые, крупные, в них было много витаминов, полезных веществ?

Дети: Нужно, чтобы дождик их поливал, солнышко грело, и тогда они превратятся в колосья.

Воспитатель: Возьмите по колоску, рассмотрите их, потрогайте.

Дети: Зерна твердые, колоски колючие.

Воспитатель: Что дальше делают с колосками?

Дети: Их собирают, молотят, измельчают, делают муку.

Воспитатель: Зерна были твердые, а мука какая получилась?

Дети: Мягкая.

Воспитатель: А что делают из муки?

Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.

Воспитатель: Хлеб из зерна, выращенного с заботой, политого дождем и согретого солнцем, очень полезен для человека.

Физкультминутка Звучит весёлая музыка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом и по показу воспитателя.

Воспитатель: Представьте, что вы маленькие зернышки, а я сажаю вас в землю ( дети медленно под музыку приседают). Теплое солнышко прогревало землю, дождик поливал , зернышки росли, росли и стали колосками ( дети медленно встают и поднимают руки вверх).

Дети, а что можно испечь из муки?

Дети: Батоны, буханки, каравай, булки, бублики, баранки.

(Воспитатель подводит детей к выставке хлебобулочных изделий.)

Воспитатель: Как много названий изделий из муки вы знаете. А вы любите их есть?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу.

Дети пробуют хлебобулочные изделия ).

Что можно о них сказать?

Дети: Они вкусные, полезные, душистые.

Воспитатель: Давайте вспомним, как мы с вами «пекли» хлебобулочные изделия из нашего особенного теста.

(Дети выполняют действия в соответствии с текстом и показом воспитателя.)

Ча – ча- ча- наша печка горяча.

Чи- чи- чи – печет печка калачи.

Чу – чу – чу- будет всем по калачу.

Чо – чо – чо –осторожно, горячо!

Воспитатель: Дети, садись, пожалуйста, за столы и раскрасьте вылепленные вами хлебобулочные изделия

( Звучит спокойная музыка, дети гуашью раскрашивают предметы.)

Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_vsemu_golova_v_st.gr_.docx90.15 КБ

Предварительный просмотр:

                 План мероприятий в рамках реализации проекта

«Хлеб – всему голова»

                                  Непосредственно образовательная деятельность

Срок реализации: 6 месяцев                                                                                         Участники проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный сотрудник.

Цели:

формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол

Тип, вид проекта: информационно – практико – ориентированный; фронтальный (с группой детей и их родителями).

Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».

Задачи проекта:

формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб;

подвести детей к пониманию того , что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий;

вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;

названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов изготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба);

человек должен учиться делать все сам;

развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук;

прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

обогащать словарный запас.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоль на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека, пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатством.

Идеи проекта:

Все занятия по проекту « Хлеб – всему голова» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу над проектом. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Стратегия реализации проекта

1 этап: «Рождение проблемы».

Воспитатель показывает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом.

Воспитатель. Ребята, подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?

- Что вы знаете о хлебе ? (Хлеб - это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием «Хлеб». Хлеб бывает белый, серый.)

- Что бы вы хотели еще узнать? Из чего делают хлеб? Как делают хлеб? Кто его делает? Где найти ответы на ваши вопросы? (ответы детей: спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочесть в книгах, посмотреть в интернете.)

2 этап: «Мероприятия и события».

Занятия (познавательная и продуктивная деятельность): «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты).

Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи? Какое они имеет значение для процесса производства хлеба?».

Создание предметно – развивающей среды: обогащение библиотечки в группе книжками – малышками, изготовленными и оформленными детьми совместно с родителями на тему «Путешествие зернышка»; другие творческие варианты, дидактические игры для детей.

Экскурсия в пекарню .

Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Колобок», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»; украинская народная сказка «Колосок»; Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»; В.Маяковский «Кем быть?»; «Что?Зачем?Почему?». «Что такое злаки и почему они так важны?» (Издательство «Эксмо», 2002,С.224); «Кто сделал в хлебе дырочки?» (Издательство «Педагогика - Пресс», 1987, 1990, 1991,1992, С.225).

3 этап: «Заключительный (подведение итогов)».

Занятие в Академии домашних волшебников «Заводим дрожжевое тесто» (опытническая деятельность).

Оформление альбома по итогам проектирования «Хлеб – всему голова».

Занятия: «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты); «Заводим дрожжевое тесто» (Академия домашних волшебников) (познавательное; опыт).

Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи? Какое они имеет значение для процесса производства хлеба?».

Дидактические игры.

.

Экскурсия в пекарню ; на кухню детского сада, в хлебный магазин.

Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин».

Альбом «Хлеб – всему голова».

Пословицы и поговорки о хлебе

«Хлеб – всему голова».

«Пот на спине – так хлеб на столе».

«Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат».

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».

«Плох обед, коли хлеба нет».

«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной».

«В начале и в конце обеда для счастья съешь кусочек хлеба».

«Паши под озимь глубже – уродится хлеб лучше».

«Вырастить хлеб – святое дело».

Тема: Как хлеб на стол пришел?

(старшая группа)

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, двигательная, игровая.

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Организация детей: свободная.

Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, познавательная.

Содержание организационной деятельности

Беседа.

- Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? Как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов? (Хлеб, батон, булка, бублик, рогалик, пирожки, сушки, слойки, торт и т.д.)

- давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.

2. Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.

- Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходились ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь : «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».

Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».

Каравай

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе-

Нет вкуснее на земле.

Я.Дягутите

- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не была зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь, ценили его, берегли даже крошку.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях ? (Хлеборобы.)

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Я.Аким

На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым, свежим хлебом.

- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнёр, шофер, пекарь, грузчик, мукомол и т.д.)

- Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.

Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым! Я.Дягутите

- С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

- Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу ? (ответы детей.)

3. Физкультминутка.

Ладушки, ладушки

Мы пекли оладушки .

Мы месили тесто,

Тесту в миске тесно.

Тесто вылезло на стол,

А потом даже на пол

Тесто убежало.

Начинай сначала.

4. Рассказы детей о том, как они помогали своим мамам выпекать булочки и печенье.

5. Игра «Назови и покажи».

Цель: развитие словарного запаса.

Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают на иллюстрациях. (Одни дети – называют, другие – показывают.)

Тема: Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; индивидуального самовыражения детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Задачи: убедить детей, что в изготовлении хлеба принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки, используемых продуктов и способов изготовления; учить правилам дегустации; развивать способность различать вкус изделий.

Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков; лист бумаги или тарелки, на которых разбирают колос для изучения его строения.

Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой формирования экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребенка.

Содержание организованной деятельности

Чтение сказки «Мякиш» (Б.Вовк).

Беседа по произведению.

- Скажите, кто такой Мякиш?

- Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?

- Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлеба? Почему? Он осознал свой поступок? Как вы бы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?

3. Физкультминутка (психогимнастика «Колосок»).

Предложить детям представить, что они маленькие пшеничные зернышки. Зерно попадает в землю, прорастает, появляется маленький росток. Затем он растет, превращается в колос, поспевает, греется на солнышке.

Дети изображают «колосок» пантомимой. Упражнение выполняется по музыку.                                                                                                                                     4.Рассматривание колосьев.

- Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок: приготовил для нас разные колоски. Посмотрите внимательно, какие?

Правильно – пшеничные, ржаные и ячменные. Давайте рассмотрим их внимательно. (Дети разбирают колосья, знакомятся со строением колоса, как лежат в нем зерна, чем они покрыты и т.д.)

5. Беседа.

- Из чего делают хлеб? (из теста.)

- Из чего делают тесто? ( из муки.)

- Из чего делают муку? (из зерен.)

- Откуда берутся зерна? ( вырастают на колосе.)

Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку – из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки.

Мы узнали, откуда берутся зерна для поучения муки. Все растения называются «злаки», они бывают разными.

« Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий).

Воспитатель учит детей дегустации и создает все условия для их самостоятельной работы. Поскольку принесенные изделия едят руками, воспитатель напоминает о необходимости мыть руки до и после еды.

Дети приносят свою выпечку, организуется свободная беседа. Каждый ребенок называет свое изделие и сообщает, какие продукты вошли в его состав, а также как его готовили. Дети пробуют, стараясь определить вкус вложенных в него продуктов.

Игра «Угадай и назови».

Воспитатель показывает картинки с изображением хлебобулочных изделий, дети их называют.

Словарная работа: булка хлеба, батон, пирожок, пицца, рогалик, кекс, пирожное, ватрушка, торт, булочка и т.д.

Тема: Как мы можем беречь хлеб?

Задачи: показать детям, что довольно много хлеба теряется, в том числе и в детском саду.

Виды деятельности: ознакомление с природой и окружающим миром, развитие речи, труд, социализация личности детей, воспитание уважения к хлебу, бережливости.

Ход беседы

- Ребята, как вы думаете, почему говорят «Хлеб – это богатство», «Хлеб – всему голова».

- Что значит «беречь хлеб»? Как мы можем беречь хлеб?

- Как можно использовать хлеб, который зачерствел?

- Что можно сделать с крошками, корочками хлеба?

- Как вы дома бережете хлеб?

Воспитатель демонстрирует коробку, в которой собраны крошки и недоеденные кусочки хлеба. Дети видят, сколько хлеба теряется незаметно. А ведь, они знают, что на его изготовление уходит столько сил! После небольшого обсуждения дети относят крошки птицам, запоминают, что необходимо беречь.

Тема: Как хлеб на стол пришел?

Цели: воспитание уважения к людям, выращивающим зерно и готовящим из него пищевые продукты, формирование понимания, что к хлебу необходимо относиться бережно.

Задачи: познакомить детей с технологией выращивания хлеба, сельскохозяйственными машинами; обогатить активный словарь названиями сельскохозяйственных машин и профессий людей, участвующих в изготовлении хлебобулочных изделий.

Ход беседы

Ребята, сегодня к нам в группу пришел Сережа. Он долго болел и много занятий пропустил. Давайте расскажем ему о том, как хлеб на стол пришел.

- Из чего делают хлеб? Муку?

- Почему один хлеб называют белым, а другой – серым?

- Как выращивают зерна пшеницы и ржи?

- Люди каких профессий участвуют в процессе производства хлеба?

Воспитатель читает детям несколько рассказов о том, как выращиваются зерновые культуры, сколько труда нужно затратить для того, чтобы хлеб пришел на стол. Дети рассматривают фотографии и картинки, на которых изображено, как выращивается хлеб, как его хранят в элеваторах, как из зерна мелют муку в производственных условиях, как из нее делают различные изделия.

Подвижные игры

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот какой высоконький,

Вот он какой мягонький,

Вот он какой широконький!

Режь его, да ешь!

После этих слов играющие по одному из команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из все в одной из команд.

«Каравай»

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные, каравай состряпанный,

Этакий высокий, этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину.

«Пахари и жнецы»

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первым начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали,

Глубоко борозды пахали.

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы, худые.

У вас серпы тупые.

Им отвечают жнецы:

А у вас – пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже пролежал

Да ворон считал.

По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. «Пахари» берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее уже «жнецы».

«Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит диалог:

- Здравствуй, Царь.

- Здравствуйте, дети. Где вы были?

- На мельнице.

- Что вы делали?

- Что мы делали – не скажем, а как делали покажем.

Дети показывают задуманные ими действия, Царь должен угадать их. Если угадал – дети убегают, а Царь их ловит. Пойманных берет в плен. Оставшиеся задумывают новое действие неверно, дети остаются на своих местах и дают ему еще одну –две попытки для отгадывания.

Поиграв немного, дети и взрослые меняются ролями: дети становятся Царями, а взрослые загадывают действия.

«Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая- либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

«Что – сначала, что - потом»

Всем командам дается одинаковый набор продуктов ( колос, зерно, мука, хлеб, печенье, бутерброд). Дети должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращений. Взрослый контролирует правильность и скорость выполнения задания.

«Печем пироги» (имитация под музыку)

Действующие лица: Ведущий, Петушок, Круть, Верть. (Вместе с персонажами дети имитируют процесс приготовления хлеба).

Ведущий. Засучили рукава – высыпали муку – налили воду - добавили соль – вбили яйцо – перемешали – побили тесто - раскатали – нарезали – налепили пирожков – разложили по противню – поставили в печку – испекли - понюхали – взяли все по пирожку – попробовали – съели – поблагодарили.

Петушок. Ну что, Круть, ну что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились?

Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело – гуляй смело.

(Петушок, Круть, Верть и дети веселятся).

Сюжетно - ролевая игра «Хлебный магазин»

Цель: создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациямипроисходящими в магазине; правилами поведения в общественных местах; для проигрывания разнообразных ситуаций при взаимодействии людей, работающих в супермаркете; расширять представления о разнообразии хлебобулочных изделий, способах и технологии их изготовления.

Способы вовлечения в игру детей, имеющих разные особенности, способности и интересы

Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета

Экскурсии в пекарню, магазин.

Изготовление альбома о хлебе.

Чтение художественной литературы.

Замешивание теста и выпекание булочек на занятии.

Лепка хлебобулочных изделий из декоративного теста.

6. Педагог в роли покупателя.

7.Моделирование хлебобулочных изделий (прорисовывание).

Экскурсии

Экскурсия в пекарню

Цель: знакомство с технологией приготовления хлеба в больших количествах.

Задачи: проследить, как пекари готовят различное тесто для пшеничного и ржаного хлеба, закрепить знания о дрожжах.

Организация: по договоренности с родителями детей привозят на автобусе в пекарню. Старший пекарь проводит экскурсию по пекарне. Дети группой проходят мимо оборудования, печи, тестомесительной машины.

Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с оборудованием пекарни, наблюдение, социализация личности детей.

Рекомендации: воспитатель строго следит за соблюдением правил безопасности.

На экскурсии в пекарне дети должны увидеть весь процесс – от замеса теста до вынимания горячих булок хлеба из печи. Старший пекарь объяснять детям назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

Воспитатель. Видите, ребята, тесто замешивают таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так пекарь и его помощник работают каждый день, чтобы у вас всегда был свежий хлеб на столе. Вкусно они готовят? Вам нравится? (Детей угостить свежим хлебом). Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что готовят нам каждый день вкусный хлеб.

Дети благодарят работников пекарни и уходят.

Экскурсия с родителями в хлебный магазин (домашнее задание)

Цель: развитие умений детей рассказывать об увиденном, передавать эмоционально и интересно все новое, о чем узнали в хлебном магазине.

Задачи: продолжать формирование понятий магазин, продавец, водитель, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей; познакомить с разновидностями хлебобулочных изделий; проследить их путь от пекарня до покупателя; подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы; формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.

Виды деятельности: ознакомление с окружающей, ТРИЗ, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка.

Организация: воспитатель предварительно договаривается с родителями о том, на что обратить в магазине особое внимание. Сначала детям предлагают посмотреть, как разгружают машину, как хлебобулочные изделия раскладывают по полкам. Сосчитать, сколько видов хлебобулочных изделий завезли сегодня в магазин, узнать их названия. Обращается внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.

В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Они считают, сколько покупателей в магазине, обращают внимание, что кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят ежедневно.

Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, получает деньги, дает сдачу. Родители обращают внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями.

Дети делают вывод, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.

Оформление альбома «Хлеб – всему голова»

(вставим фотографии по ходу деятельности)

Сценарий

интегрированного досуга «Хлеб – в нем наша сила и здоровье»

Цели:

расширение и обогащение знаний детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления;

изучение детьми картины И.Левитана «Рожь»;

воспитание любви и бережного отношения к природе.

Словарь: каравай, пашут, сеют, колосья, перемалывают, замешивают, батон, буханка, бублик, хлебцы, сушки, баранки, кулебяка.

Материал: иллюстрации, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы, ржи, овса.

Ход досуга

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время. Для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней и полезней нет.

Дети: это хлеб.

Воспитатель: Как называется это изделие?

Дети: Каравай.

Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте его на вкус. Что можно о нем сказать?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, вкусный, полезный.

Воспитатель: Дети, а какое еще стихотворение о хлебе вы знаете?

Дети: Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют в поле зерна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На встречу веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, как хлеб попадает к нам на стол.

( Дети подходят с стенду с картинками. Воспитатель поочередно обращает внимание на серию картинок, на которых изображено, как трактор пашет землю, сеет в землю зерно, самолет удобряет посевы, комбайн собирает урожай. На стенде также представлены образцы колосьев ржи, пшеницы.)

Воспитатель: Что делают люди на тракторе?

Дети: Пашут землю, чтобы она была мягкая, чтобы зернам в ней было уютно.

Воспитатель: Что делают люди на сеялках?

Дети: Сеют зерно в землю.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы зерна в колосьях были пузатые, крупные, в них было много витаминов, полезных веществ?

Дети: Нужно, чтобы дождик их поливал, солнышко грело, и тогда они превратятся в колосья.

Воспитатель: Возьмите по колоску, рассмотрите их, потрогайте.

Дети: Зерна твердые, колоски колючие.

Воспитатель: Что дальше делают с колосками?

Дети: Их собирают, молотят, измельчают, делают муку.

Воспитатель: Зерна были твердые, а мука какая получилась?

Дети: Мягкая.

Воспитатель: А что делают из муки?

Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.

Воспитатель: Хлеб из зерна, выращенного с заботой, политого дождем и согретого солнцем, очень полезен для человека.

Физкультминутка Звучит весёлая музыка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом и по показу воспитателя.

Воспитатель: Представьте, что вы маленькие зернышки, а я сажаю вас в землю ( дети медленно под музыку приседают). Теплое солнышко прогревало землю, дождик поливал , зернышки росли, росли и стали колосками ( дети медленно встают и поднимают руки вверх).

Дети, а что можно испечь из муки?

Дети: Батоны, буханки, каравай, булки, бублики, баранки.

(Воспитатель подводит детей к выставке хлебобулочных изделий.)

Воспитатель: Как много названий изделий из муки вы знаете. А вы любите их есть?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу.

Дети пробуют хлебобулочные изделия ).

Что можно о них сказать?

Дети: Они вкусные, полезные, душистые.

Воспитатель: Давайте вспомним, как мы с вами «пекли» хлебобулочные изделия из нашего особенного теста.

(Дети выполняют действия в соответствии с текстом и показом воспитателя.)

Ча – ча- ча- наша печка горяча.

Чи- чи- чи – печет печка калачи.

Чу – чу – чу- будет всем по калачу.

Чо – чо – чо –осторожно, горячо!

Воспитатель: Дети, садись, пожалуйста, за столы и раскрасьте вылепленные вами хлебобулочные изделия

( Звучит спокойная музыка, дети гуашью раскрашивают предметы.)

Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.

Всем доброго времени суток! В прошлом году сын (на тот момент второклассник), делал (с моей помощью) проект на тему "Хлеб всему голова". Проект выполнен в PowerPoint, при экспорте в другой формат качество слайдов ухудшилось. За проект и за то как сын его защищал, Дима получил грамоту финалиста (проект был одним из лучших по школе, победителей в этот раз не было). К презентации проекта требовалось около 12 - 15 слайдов (желательно без текста), речь должна была занимать около 10-15 мин. В связи с этим текст создавали по принципу - коротко и понятно. И текста на слайдах нет, поэтому каждый слайд будет сопровождать речь, которую Дима говорил на защите.  фото 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...