Программа экологического кружка "ЭКОРАДУГА" 2019-2020 учебный год
материал (старшая, подготовительная группа)

Программа экологического кружка "Экорадуга" на 2019 - 2020 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kruzhok.docx50.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Старшего дошкольного возраста

«ЭКОРАДУГА»

                                          

Потребности МБ ДОУ в разработке плана кружка « ЭКОРАДУГА»

 

1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной  Красноярского края;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

Таким образом, актуальность  заключается в том, что:

- выполняет государственный заказ по обеспечению дошкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

- формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора по пяти образовательным областям.

 

Цель кружка « ЭКОРАДУГА»:

Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента ( Красноярский  край)

 

Задачи кружка « ЭКОРАДУГА»:

 

·  обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон края;

·  формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

·  развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

·  воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

·  воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 

Виды  деятельности:

. Совместная деятельность:

наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

целевые прогулки  по территории ДОУ, на метеостанцию ДОУ.
чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова,  И.И.Шишкина,  В.И. Сурикова.
рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. О заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
сбор коллекций, семян, камней, листьев,

опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке

,– игры (подвижные, дидактическиразличные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

 

График    работы  кружка

День недели

Время

 среда

четверг

 15-30

15 – 30

 

 

 

 

Задачи развития экологических представлений у детей:

1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (горы, степи,♦лесостепи, тайга, тундра, арктическая пустыня), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2..Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3. Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Перспективный план  на учебный  год  кружка « ЭКОРАДУГА»

Тема

Программные 

задачи

Региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты, формы работы

Сентябрь  

  1. «Я и природа»

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/

Показать уникальность природы Красноярского края.

Дидактическая игра 

«Природа –не природа»,

Экологическая игра «Фотограф»

Наблюдения на участке детского сада.

Беседа:

 «Что такое природа».

Рассматривание картины  И.И, Левитана « У озера»

Сентябрь

Цветущие растения

- Закрепить названия

4-5 цветущих растений

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

- Уточнить части растений  и их функции

Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных на клумбах детского сада.

Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений

Сбор семян

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Сентябрь Прогулка по территории сада

Уточнить сезонные изменения в жизни растений:

Знакомство местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы

Наблюдение за цветущими растениями  в группе

Рисование. Зарисовка однолетнего  растения по выбору.

Рассматривание картины И.И Шишкина «Жатва», «Дорога во ржи»

Сентябрь

«Что такое погода?

Что такое метеостанция?»

Метеостанция своими глазами.

Знакомить с природными явлениями и приборами для изучения погоды..

 

Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений в п. Емельяново Красноярского края..

Наблюдение за приборами для изучения изменения погоды на метеостанции.

Беседа с детьми, загадки о явлениях природы.

Дидактическая игра «Погодное явление».

Октябрь 

«Наш дом природа»

 Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого

Продемонстрировать радость общения с природой своей местности..

Чтение художест-

Венной литературы,

Сатеев. «Жалейкин и лягушонок»

«Соловей и лягушка»

Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона.

Работа в календаре наблюдения.

Октябрь

«Сравнение диких и домашних животных»

Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о волке.

Дать представление о водлке /внешний вид, среда обитания/

Где обитает на территории Красноярского края.

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Рассматривание и описание картины В.Д. Поленова «Заросший пруд»

Октябрь

Беседа о перелетных птицах

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.

- Связь птиц со средой обитания.

– Заботливое отношение к птицам

Знакомить с конкретными видами птиц своей местности.

Календарь природы.

Наблюдение за поведением птиц

Акция «Помогите птицам выжить» Работа в календаре наблюдения

Чтение рассказа В.В. Бианки «Синичкин календарь»

Октябрь

«Что такое – ветряной рукав?» Измеряем скорость ветра.

Познакомить детей с ветряным рукавом, который определяет силу и направление ветра.. Рассмотреть иллюстрации и познакомить детей с назначением вертушек и султанчиков. Научить детей изготавливать книжки- малышки из альбомных листов.

 

Систематизировать знания детей о явлениях неживой природы Красноярского края.

Наблюдения на метеостанции,

фиксация результатов наблюдений в дневник наблюдений.

 Изготовим книжки – малышки о природе и погоде – приметы.

Дидактическая игра «Ветер -ветерок»,

Ноябрь

«Осенние явлений неживой природы»

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют  ветры

Особенности явлений природы Красноярского края.

 Календарь природы

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Аппликация «Сокровища природы»

Работа в календаре наблюдения.

Рассматривание и описание картины В.И. Сурикова «Минусинская степь»

Ноябрь 

«Почему бывают разные времена года»

- Солнце – источник света и тепла.

- Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

Роль Солнца в жизни человека.

Местоположение России и Красноярского  края на карте.

Рассматривание  географической карты.

Игра «День и ночь».

Моделирование. «Смена времен года».

Опыт «Передача солнечного зайчика»

Рассматривание картины В.Д. Поленова «Ранний снег»

   Ноябрь 

«Знакомим детей с почвой»

 Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;-Загрязнение почвы, возможные последствия;

 Необходимость охраны почвы.

Показать на карте местность плодородных почв , разнообразность растительного мира  нашего края .

Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы

Сезонные наблюдения за почвой, заморозки, состояние почвы после первого снежного покрова.

Работа в календаре наблюдений.

Ноябрь 

«Что такое флюгер?»

Познакомить детей

С флюгером. Учить определять направление и силу  ветра.

Географическое положение Красноярского края.

Наблюдение за флюгером.

Аппликация «Метеостанция» Беседа   «Какую метеостанцию построили бы дети

Работа в календаре наблюдения

Декабрь

«Лес –многоэтажный дом»

Учить прослеживать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга;

Заповедные места Красноярского

края

Домашнее задание: лес и его обитатели,

Дидактическая игра «У каждого свой дом»,

Прогулка по территории сада «Определение пород деревьев и кустарников»

Декабрь

«Цепочка в лесу»

Уточнить: лес как пример сообщества.

«Экологические цепочки» на примере животного мира Красноярского края (зона тайги)

Сравнение живой и неживой природы.

Составление схем

«Цепочки питания»

Чтение рассказа М.М Пришвина «Белыц ожерелок»

Декабрь

«Что такое компас? 

Части света и солнце.  »

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Обучать детей работе с компасом

Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т. к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.

Природные зоны Красноярского края: Горы, Степи, Тайга, Тундра, Арктическая пустыня

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду.

Рассматривание картины А.К. Саврасова «Зима»

Экскурсия по территории детского сада.

Подв. игра «Кто быстрее» 

Работа в календаре наблюдения

Декабрь

Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

- Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его;

Бережное отношение к природе родного края

Сравнение искусственной и живой ели

Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубки.

Январь  

Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара;

- Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара)

Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты

Замораживание цветных льдинок

Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью

Чтение литературы на тему: «Берегите природу»

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима в лесу» (Иней)

Январь

«Термометр. Какие бывают термометры?»

Познакомить детей с разными термометрами (водный.  для помещения и уличный и т. д.)

Годовые температуры в  Красноярском крае.

Рассматривание термометров.

Беседа «Зачем нужен термометр».

Рисование  тычками.

«Снегопад»

Работа в календаре наблюдения

Январь

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер.

Зимние явления природы Красноярского края

Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца.

Опыты «Высота солнца, температура, длина тени»

Рассматривание картины И.И. Шишкина

Февраль

«Как животные проводят зиму в лесу?»

- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания.

Сочувствие к животным.

Трудные условия жизни в холодный период в Сибири.

Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин и слайдов

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями  животных зимнего леса

Февраль

«Беседа о зимующих птицах»

- Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

- Сезонные изменения в жизни птиц.

Подкормка птиц.

Зимующие птицы Красноярского края

Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц.

Аппликация  «Птицы на кормушке»

 Работа в календаре наблюдения.

Чтение рассказа В.В. Бианки «Снегирушка-милушка»

Февраль

«Как растения приспособились зимовать»

  Учить замечать деревья и кустарники без листьев;

Как растения приспособились зимовать в Красноярском крае, в разных природных зонах

Различать деревья и кусты зимой, по стволу, веткам.

Наблюдения за растениями зимой.

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

Февраль

« Профессия диктора прогноза погоды.»

Познакомить детей с профессией на телевидении –диктор прогноза погоды.

Суровые климатические условия Красноярского края .

Составление сводки погоды. Игр. Упражнение «Кто составит лучшую сводку погоды?»

Сюжетно ролевая игра « Диктор прогноза погоды».

Март

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду

- Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.

- Зависимость роста растений от условий окружающей среды.

Болезни и вредители растений

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы

Опыты с семенами

Работа в календаре наблюдения

Рассматривание и описание картины И.И. Левитана «Март»

Март

Комнатные растения – живой организм

-  Объяснить понятие  «комнатные растения»;

- Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

Комнатные растения в группах детского сада.

Уход  за комнатными растениями

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»

Март

Размножение растений  

- Учить пересаживать комнатные растения.

Размножение побегами (герань, бегония, фуксия).

Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.

Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. 

Работа в календаре наблюдения

Март

«Красная книга Красноярского края»

Бережное отношение к растениям и животным;

- Правила поведения в природе.

Редкие растения и животные Красноярского края

Изучение  «Красной книги»  края

Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»

Рассматривание картины В.И. Сурикова «Енисей»

Апрель

«Весенние явления в неживой природе» Праздник «День метеоролога».

- Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; 

Провести праздник «День метеоролога».

Воспитывать интерес к профессии метеоролога.

Весна в Красноярском крае

Сравнение признаков зимы и весны 

Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»

Сбор мусора на территории детского сада

«Весну встречаем чистотой» Посвящение детей в метеорологов.

Апрель

«Растения  весной»

Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава…

- Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе.

- Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Растительный  мир Красноярского края.   Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики

Сравнение: дерево – куст;    куст – трава.

Наблюдения за состоянием растений в разные времена года.

Рассматривание картины В.Д. Поленова «Березы и папоротники»

И.И Шишкина «Лесная чаща»

Апрель «Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах;

- Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)

Первый прилет ласточек, скворцов в родной поселок Емельяново.

Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением

 Работа в календаре наблюдения

Рассматривание о описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Апрель

«Берегите первоцветы»

- Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

Редкие, исчезающие растения Красноярского края.

Способы их сохранения.

Цикл наблюдений за первоцветами.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

Рассматривание и описание картины А.К. Саврасова Прилет первых весенних птиц»

Май

«Особенности жизни зверей , птиц ии насекомых весной»

- Учить замечать особенности жизни зверей, птиц и насекомых  весной.

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Красноярского края

Рассматривание иллюстраций жи

вотных весной

Чтение рассказа М.М Пришвина «Болото».

Рисование (коллективная работа) «Звери весной»

Рассматривание и описание картинв И.И Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Май

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

- Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.

«Мой домашний друг»

(самые необычные домашние питомцы, которые живут с ними под одной крышей.)

Правил общения с животными .

Просмотр слайдов об уходе  за животными в домашних условиях.

Аппликация «Домашние животные»

Работа в календаре наблюдения

Май

«Этот удивительный мир насекомых»

- Уточнить многообразие насекомых.

- Сезонные изменения в жизни насекомых.

Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. (В Красноярском крае.)

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

Цикл наблюдений за насекомыми

Консультация «Почему дети обижают насекомых?» Работа в календаре наблюдения

Май

«Земля – живая планета»

Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.

- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе родного края. (Красная книга Красноярского края)

Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни для живых объектов природы.

Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» 

Викторина «Что. где, когда?»

Закрепить навыки о метеорологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год

«Рабочая программа» инструктора пофизическойкультуре составлена на основе комплексной программы «Радуга» (сост. Т.Н.  Доронова.М.,ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1997г.), парциальной программы Л.В. Яковлевой, Р.А. ...

рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияна 2014-2015 учебный год в группах компенсирующей направленности детей от 3 до 7 л...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА на 2015/16 учебный год образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыка" для детей дошкольного возраста(4-7 лет).

Рабочая программа по музыкальному воспитанию в детском саду "Берёзка" филиале МБДОУ детского сада №3 "Сказка",  разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...

Презентация учебной программы экологического воспитания по дополнительному образованию "Мы и природа"

Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает...

Учебный план по реализации дополнительных общеобразовательной программ на 2020-2021 учебный год

Учебный план по реализации дополнительных общеобразовательной программ:дополнительных общеразвивающих программна 2020-2021 учебный год...

Рабочая учебная программа на 2019-2020 учебный год для детей от 3 до 4 лет

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуально...