Статья на тему : "Нетрадиционые формы оздоровления"
статья

Хакимуллина Ольга Валерьевна

Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущать неуверенность в себе и нуждаются в поддержке. Перед нами стоит важная задача - помочь дошкольникам до поступления в школу преодолеть в себе застенчивость, робость, необоснованную стеснительность, воспитать у них самостоятельность, умение адоптироваться в различных ситуация. Основной задачей коррекционно-педагогической работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трёх направлениях:

 

1. Укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления;

2.  Формирование положительных эмоций и чувств;

3.  Воспитание оптимистического мироощущения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

                    Статья на тему: «Нетрадиционные формы оздоровления»

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                       Воспитатель МБДОУ №69

                                                                                                                                                                           Хакимуллина О. В.

                                                                                               Нижнекамск  2017г.                                                            

                                                                                                         

Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущать неуверенность в себе и нуждаются в поддержке. Перед нами стоит важная задача - помочь дошкольникам до поступления в школу преодолеть в себе застенчивость, робость, необоснованную стеснительность, воспитать у них самостоятельность, умение адоптироваться в различных ситуация. Основной задачей коррекционно-педагогической работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трёх направлениях:

  1. укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления;
  2. формирование положительных эмоций и чувств;
  3. воспитание оптимистического мироощущения.

Закаливания носоглотки чесночным раствором - профилактика и санация полости рта при ангинах,     воспалительных процессов в полости рта. Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВ. Из расчета 1 чес.зубок на стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой водой и настоять 1 час. Полоскать горло, закапать в нос (по необходимости). Использовать раствор в течение 2 ч. после приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на улицу.

Очищающий салат - способствовать очистке организма от шлаков; оптимальный режим работы желудочно-кишечного тракта; выработке желудочного сока с помочью клетчатки. Салат из свежих овощей в полусыром виде (капуста, морковь, укроп, сельдерей и т.д.) детям дают перед основным завтраком (за 15 мин.) по столовой ложке на голодный желудок.

Промывание носа холодной водой - восстановить носовые дыхание, что очень важно для естественного оздоровления. Освободить носоглотку от вирусных инфекций, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути. Подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (затем то же правой и левой ноздрёй).

Здоровое питание - усилить значимость растительной пищи для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно-кишечного тракта. Повышать жизненные силы, устойчивость к простудам. Пшеницу тщательно промыть холодной водой. Затем в эмалированной посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в тёплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32-34 ч. пшеницу, у которой появились ростки нужно несколько раз помыть холодной кипяченной водой и «эликсир жизни» готов к употреблению. Употреблять по 1 ст. ложки после дневного сна.

Оздоровительный бег (дозированный) - дать детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренировать дыхание, укреплять мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4-2,7 м/с) без остановок значительные расстояния - от 950 м до 1600 м - за промежуток времени от 5 до 11 минут. Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки. При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5-6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м), малоподвижным - 1 круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем - 3-4 круга, малоподвижным - 2 круга. Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения, стоя на расслабление мышц (2-3 минуты);

  • при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
  • все дистанции для бега должны быть размечены (длины полукруга и одного круга);
  • бег должен доставлять «мышечную радость» и удовольствие;
  • нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, темп;
  • после бега не забывать об упражнениях на расслабление и дыхание;
  • в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, при этом учитывать одежду и длину дистанции, которая сокращается (от 250 до 500 м).

Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Самомассаж. Массаж - повысить защитные средства слизистых и т.д. Во время утренних процедур самомассаж ушных раковин, пальцев. Массаж - это совокупность приемов механического дозированного воздействия на тело человека с помощью различных приёмов и манипуляций, проводимых руками или с помощью специальных аппаратов с лечебной или профилактической целью. Органы и системы организма не остаются безразличными к этому воздействию, они реагируют на него различными функциональными изменениями. Проводить лечебный массаж полез, но не менее одного раза в день.

Обливание холодной водой - способствовать пробуждению нервной системы, мобилизации внутренних сил организма. Обливание проводится, как правило, 20-30 с. После него ребенок быстро вытирается на сухую.

Тренинг - элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить дошкольников, способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное. При выполнении тренингов важным является умении детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.

Аутотренинг - воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Релаксация - это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный наболее или менее сознательном расслабление мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями - ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.Среди нетрадиционных форм оздоровления можно выделить такие, как:

Ароматерапия - это запах оздоровляющий среди разнообразия растительного мира уже в древности человек обратил внимание на растения с приятным или острым ароматом, липкие на ощупь и широко использовал их для лечения недугов. Пользу приносят не только запахи, ласкающие органы обоняния, успокаивающие, но нередко и резкие (в малых дозах), способствующие активизации дыхательного процесса, а значит, и обеспечения организма кислородом. Ароматерапия дает такие результаты, которые невозможно получить никакими другими современными лекарственными средствами.

Фитотерапия - это лечение растениями. Лучше начинать прием фитопрепарата с 2-3 растениями, через 5-7 дней добавить еще 1 и т.д. Следить за реакцией организма. Фитопрепараты употребляют за 20-30 мин. до еды. Водные извлечения хранят 2-3 суток в прохладном месте.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. Мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Цветотерапия - это цвет врачующий. Цвету издавна придавалось мистическое значение и благотворное лишь отрицательное действие на человека. Одни цветы ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, другие раздражают, вызывают не лучшие эмоции. Одни бодрят, другие угнетают.

Эстетикотерапия - это целебность домашней одежды. . Красивая и удобная одежда как раз и поднимает настроение, вызывает удовлетворение, особенно проявляющееся в домашних условиях после напряжённого трудового дня.

Массажетерапия - это точечный массаж. . Лучше всего начинать с массажа «Ритуал каждого дня». Жизненно активных точек нашего тела. Классический контактный расслабляющий массаж. Проводится руками, а иногда применяются специальные приспособления (вибраторы и механомассажёры). Массаж дыхания - массаж внутренних органов. Бесконтактный массаж - влияние одного биологического объекта на другой. Бесконтактный массаж - влияние одного биологического объекта на другой.

Медитация - энергонасыщение организма. С помощью волевых усилий мысленного действия, образного представления можно распределять биоэнергию, направлять её туда, где нужно устранять острые энергетические дисбалансы.

Рефлексотерапия (массаж ступней) - успокаивает нервы, надавливает на определенные точки, связанные соответствующими органами, может добиться гармоничности работы этих органов.

Фитонцидотерапия. У лука в листьях и лукавицах сконцентрированы витамины, минеральные соли, питательные вещества большое количество фитонцидов, подавляющие рост патогенных микроорганизмов. Каждый вид лука и свои лечебные свойства и особенности. Сок и кашица должны быть свежеприготовленными, ибо при пребывании на воздухе в течение 10-15 мин летучие бактерицидные вещества улетучиваются. Чеснок - обеззараживающее, убивающее бактерии лечебное растение. Применяется в лечении и профилактике многих болезней.

Апитерапия. Лечение продуктами пчеловодство. Наружно и внутрь.

Диетотерапия. Включает в себя сокотерапию, раздельное питание, сыроядение, вегетарианство, голодание.

Водотерапия. Воздушные ванны; сухое обтирание; обтирание мокрым полотенцем; обливание; холодный душ; моржевание; аквабилдинг - упражнения в воде; бальнеотерапия - применение минеральных вод, грязей, морских и речных купаний; баня.

Светотерапия. Помогает перенастроить биологические часы, лечит нарушение сна, связанное с депрессией, а также седативного аффективного расстройства - депрессии, вызываемой недостатком естественного освещения в зимний период.

Смехотерапия. Ускоряет выздоровление, помогает справляться с трудностями, сохранять душевное равновесие оптимизм. Смех позволяет полностью расслабиться, вот почему от смеха иногда падают.

Игротерапия. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.

Музыкально-ритмическая деятельность. Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

  1. Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика.
  2. Упражнения с музыкально - ритмическими заданиями или музыкально - дидактическая игра.
  3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры, танцы.

Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные навыки. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Упражнения без музыки:

  • помогают принимать правильное исходное положение;  
  • способствовать осознанию работы двигательного старта;
  • укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;
  • формируют навыки построения и перестроения.

Рекомендуются следующие группы упражнений без музыки. Упражнения на развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети должны уметь регулировать степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, чувствовать, где сильно напряжены мышцы, уметь их снять. Упражнения на развитие «мышечного чувства» помогают ощутить возможный размах движений в суставах, создать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперёд (назад) перед началом ходьбы, бега. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: мышц шеи; мышц плеча; кистей рук; мышц ног. Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активируют их работу, четкость, размах движений.

Психогимнастика очень полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т.д.Такие реакции встречаются у детей с неврозами, легкими ЗПР, а также у детей практически здоровых. Основной акцент в психогимнастики сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств. С помощью предлагаемого материала по психогимнастике детей обучают азбуке передачи эмоций - выразительным и разнообразным движениями. В основном используется бессловесный материал, и очень важно педагогу уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений. Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека, его сознанием существуют сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенные в упражнениях позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении, с целью повышения двигательной активности, необходимо включать различной формы занятий физическими упражнениями:

  • утреннюю гимнастику,
  • физкультурные занятия,
  • подвижные игры и упражнения на свежем воздухе,
  • элементы спортивных игр,
  • гимнастику после дневного сна,
  • бодрящая гимнастика,
  • физкультурные досуги, праздники,
  • дни здоровья,
  • посещение детских спортивных секций,
  • плавание,
  • ЛФН и массаж.

С целью оздоровления детей разработана система закаливания водой, воздушными и солнечными ваннами, ходьба босиком по «тропинке здоровья».Наряду с традиционными в процессе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении могут быть использованы такие методы оздоровления детей, как ароматерапия, фитотерапия, металлотерапия, цветотерапия, светотерапия, камнетерапия и т.д.).Самостоятельная двигательная активность детей в группе, на прогулке.Совместные занятия по физкультуре детей с родителями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "Использование традиционных и нетрадиционных форм оздоровления детей"

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вр...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

Методическая тема самообразования: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через нетрадиционные формы оздоровления»

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В соответствии с этим особую актуальность приобретает по...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Сообщение на тему: «Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста»: Сказкотерапия.2019г.

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочн...

Статья на тему "Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"

Традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношенияАртикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укреп...

Самообразование педагога. Ознакомительная презентация на тему " Су- Джок терапия, как нетрадиционная форма оздоровления и развития младших дошкольников "

Данные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происхо...