Педагогический опыт
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Андреева Ольга Николаевна

Едва ли можно найти материал более низкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор. Г. С. Виноградов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_andreeva.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Ознакомление детей дошкольного возраста с фольклором в культурно-досуговой деятельности»

Автор: Андреева Ольга Николаевна – воспитатель МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Актуальность.

        Едва ли можно найти материал более низкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор. Г. С. Виноградов.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира…  В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки, прибаутки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора.

Особенностями умственного развития детей дошкольного возраста являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование  произведений народного творчества в работе по развитию речи, ознакомлению с окружающим, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу, развитию умственных способностей.

Произведения детского фольклора должны шире использоваться как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и в театральных развлечениях, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.

Таким образом, детский фольклор в культурно-досуговой деятельности является средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Условия формирования основной идеи опыта.

Дошкольный возраст - это период, когда дети наиболее остро нуждаются в информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные, умственные и речевые умения и навыки.

В век технологий, быстро меняющейся информации наблюдается процесс упрощения и оскудения русского языка, исчезает его красота и образность. Становится мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.

Фольклор оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, тексты легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через фольклор, устное народное творчество, которое наиболее ярко выражено в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках, путаницах, небылицах.

Обоснование важности, актуальности заявленной темы прослеживается в законодательных документах:

- Закон Об образовании, где прописаны принципы государственной политики в сфере образования, это принципы гражданственности, патриотизма, (ст.3, п.1, подп.3);

защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст.3, п.1, подп.4).

- Принципы дошкольного образования, прописанные ФГОС:

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; (1.4, п.6)

9) учет этнокультурной ситуации развития детей. (1.4, п.9)

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Духовно-нравственное, этнокультурное развитие пронизывает все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, умственного развития, интереса и любви к фольклору, воспитании гуманных чувств.

Цель исследования: каковы психолого-педагогические условия восприятия детского фольклора у детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности.

Объект исследования: процесс формирования восприятия детского фольклора.

Предмет исследования: процесс восприятия детского фольклора у детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности.

Гипотеза: эффективность сформированности восприятия детского фольклора усилится при:

– включении в содержание культурно-досуговой деятельности фольклора, способствующего приобщению детей к этнической (родной), российской и мировой культуре;

– создании творческой атмосферы культурно-досуговой деятельности, способствующей развитию увлеченности и заинтересованности детей;

– четком определении задач и их решении исходя из конкретного познавательного краеведческого материала и акцентировании внимания на его воспитательном потенциале;

– всестороннем отражении в содержании культурно-досуговой деятельности материала о богатстве национальной культуры (природа, народное творчество, история, быт, национальные традиции и так далее);

Задачи:

– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

– разработать систему мер по использованию фольклора в культурно-досуговой деятельности на создание у детей мотивации к учению, развитию речи, памяти, внимания, мышления – отличать реальное от выдуманного, а также на расширение его представлений об окружающем мире, воспитании интереса к фольклору.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий формирования представлений об окружающем мире через фольклор у детей дошкольного возраста в процессе культурно-досуговой деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что данный опыт может быть использован в работе работниками ДОУ, студентами педагогических вузов и колледжей, родителями, интересующимся развитием умственных и речевых способностей детей дошкольного возраста. А также, использовать при проведении игр и досугов, динамических пауз, игр развлечений, внеклассных мероприятий.

Теоретическая база опыта.

Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых» посредством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие, видимо расцветающие, существующие неотделимо с их хранителями. Г. С. Виноградов.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В. И. Даль, Д. К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка.

Опыт работы опирается на исследования фольклора как наследию народа, его культуры, его самобытности.

Многие исследователи прошлых веков дали свои характеристики фольклору.

А. Глаголев, писавший о красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом поклонение солнцу и культом деревьев детскую песенку.

И. П. Сахаров стремился осветить все стороны национальной жизни.

Е. А. Авдеева дала живые зарисовки детского быта, тексты игровых приговоров и обрядовых рацеек.

Большое влияние на педагогическую науку начинают оказывать идеи К. Д. Ушинского. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Он высоко ценил поэзию русского народа и широко вводил ее в учебную литературу. Педагогическая наука пробудила интерес к ребенку, к его поэтическому творчеству, определила место детского фольклора в общей системе воспитания.

В. А. Попов рассматривал считалки как произведения, сохранившие следы мифологического мышления наших предков, их верований и суеверий.

А. Ф. Можаровский рассматривал детское народное творчество в связи с детским бытом, со всем укладом крестьянской жизни.

А. Ветлухов «Народные колыбельные песни» (М., 1982) выделил основные мотивы колыбельных песен, их образы, установил прямую зависимость их от быта, условий жизни, национального психического склада, определил социальную обусловленность и социальную значимость.

К. И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и при каких условиях, дети овладевают народными поэтическими богатствами.

О. И. Капица лично и с помощью студентов собрала более 8000 текстов, организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей, библиографических обозрений литературы по русскому и зарубежному детскому фольклору.

Работы Г. С. Виноградова «К изучению детских народных игр для бурят», «Детский народный календарь, «Детская сатирическая лирика», «Детский фольклор и быт», «Народная педагогика», «Детский фольклор в школьном курсе словесности», «Дiтяча казка», «Русский детский фольклор», «Игровые прелюдии», «Сечки» - являются научным открытием той или иной области детского творчества.

Работа В. П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», написанная на высоком теоретическом уровне, не только дала ряд ценных научных посылок (по генезису считалок, колыбельных песен и др.), но и предопределила три продуктивных направления в изучении детского фольклора: историко-генетическое, филологическое, функционально-педагогическое.

Интерес к детскому фольклору вырос настолько, что многие издания отводили целые полосы для публикации произведений детской народной поэзии.

Новизна и отличительная особенность опыта 

В работах крупнейших исследователей есть предположительная классификационная схема детского фольклора.

О. И. Капица теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастной градации детей. Она учитывала не только возрастную градацию носителей детского фольклора, но и генезис поэзии. Генетического принципа (поэзия взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей) придерживается и В. П. Аникин.

В. А. Василенко, провозгласив функциональный принцип классификации, не обосновывают его и практически не придерживаются его, выделяя:

1) колыбельные песни, или байки;

2) произведения, связанные с игровыми действиями;

3) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий, а позже оставляет только две последние группы.

Г. С. Виноградов выделял пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный.

Тем не менее, остается нерешенным ряд сложных теоретических проблем. Нет единства мнения по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтики и общепризнанной классификации.

        

Для работы составила классификацию жанров детского фольклора для культурно-досуговой деятельности:

Виды жанра

Описание жанра

Поэзия пестования

Колыбельные песни

Песенное материнское мастерство умиротворяющее, светлое, монотонное. В колыбельных песнях заложена забота о судьбе ребенка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживания матери. Передаются из поколения в поколение.

Пестушки

(потягушечки)

Короткие стихи, направлены в часы бодрствования на получение радостных эмоций, что позволит   воспитать физически здорового, жизнерадостного ребенка. По сути, эти упражнения укрепляют мышцы рук, ног, учат ребенка держаться в вертикальном положении. Стишок прост, исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема для роста организма.

Потешки

Стишки, особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. В потешках значительное место занимают поучительный и развлекательный элементы.

Прибаутки

Стишки-песенки, обозначают «смешной, небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок».

Докучные сказки

Шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам.

Бытовой фольклор

Детские народные песни

Они разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения.
Выделяют 4 основные группы:

  1. песни диалогические: все песни целиком или в большей своей части построенные в форме вопросов и ответов или взаимных реплик;
  2. песни кумулятивные: это незамысловатые сказки в стихах, признаком этих песен является постепенное, даже замедленное развитие сюжета по мере накопления новых образов и многократного повторения их, имеют стройную композицию;
  3. песни с припевом – в тексте без труда улавливается логически-смысловая связь припева с текстом, больше того, припев как бы является лейтмотивом всей песни;
  4. песенки-перегудки: как правило, имеют стройный сюжет или дают образные, картинные описания.

Заклички и приговорки

Мифологические, обрядовые песни:

заклички – стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь, ветер и прочее);

приговорки – обращения к животным.

Детская обрядовая песня

Духовно-религиозные песни (рацейки).

Прозвища и дразнилки

Прозвище прикрепляется к какому-либо лицу в качестве устойчивого эпитета

Дразнилка применяется только к случаю и не закрепляется за отдельным лицом.

Детские сказки

Можно выделить три характерных группы произведений:

  1. сказки взрослых для детей: рассказывают пестуньи: бабушки, няни;
  2. ассимилированные детьми сказки взрослых: произведения от сказочников-детей;
  3. сказочные импровизации детей: мотивы традиционных волшебных сказок накладываются на картины повседневной жизни.

Страшилки

Детские устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, но с установкой на достоверность; характерен острый трагический конфликт борьбы двух фольклорных систем: «добра» и «зла».

Потешный фольклор

Словесные игры

Произведения детской устной поэзии, назначение которых – позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников; зачастую сопровождаются вспомогательным действием, не имеющим драматического развития.

Словесные игры это:

  • Молчанки и голосянки – заклинания, уговор молчать, не рассмеяться.
  • Поддевки – веселые шутки-балагурки, средство забавы «за счет товарища», основанное на игре словом и действием.
  • Сечки – это игра, есть завязка, ход игры, концовка; сопровождаемая стишками и определенными действиями.  

Скороговорки

Короткие стихи, отражающие жизнь народа, его быт, интересы, верования, суеверия.

Небылицы-перевертыши

(путаницы)

Это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову».

Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия - сплошная логическая ошибка.

Загадки

Своеобразная умственная игра на состязание сообразительности.

Современный фольклор

Песни небылицы

Припев как бы является лейтмотивом всей песни; созданы композиторами.

Педагогическая значимость данной работы заключается в:

‒ развитии личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;

‒ создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

‒ создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

развитие детского художественного вкуса и его детских творческих способностей.

Технология опыта.

Технология работы с детьми

Цель.

Познакомить с величайшим богатством народной культуры, в частности с фольклором. Сформировать познавательный интерес к фольклору. Приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе ознакомления с фольклором, который для него станет незаменимой школой нравственного и эстетического воспитания, физической и умственной подготовки.

Задачи:

‒ Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (фольклору, народным игрушкам, музыке, социальным и природным явлениям);

‒ Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.

‒ Развивать представления об жанрово-видовом разнообразии фольклора, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений фольклора.

‒ Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать что-то новое;

‒ Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление, активизировать речь;

‒ Развивать фонематический слух у ребенка (правильно слышу – правильно говорю);

‒ Проявлять творческую активность и самостоятельность;

‒ Воспитывать любовь и чуткое отношение друг к другу, окружающих его взрослых.

 

Формы и методы работы с детьми

  • чтение художественной литературы ‒ помогает ребенку овладеть речью как средством общения и культуры;
  • игры ‒ радостные эмоции, физическое и умственное развитие;
  • праздники, досуги;
  • беседы ‒ пополняют словарь, прививают культуру речи и обогащают знание грамматики родного языка;
  • изобразительная деятельность ‒ развивает восприятие, творческие способности;
  • индивидуальная работа ‒ помогает совершенствовать уровень знаний детей.

Для целенаправленности и систематичности педагогического процесса были разработаны перспективные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, конспекты развлечений культурно-досуговой деятельности. Для успешного познавательного развития детей были организованы условия для создания развивающей среды:

  • книжный уголок;
  • музыкальный уголок;
  • театральный уголок.

Технология работы с родителями

Цель.

Выявить уровень заинтересованности семьи в познавательном развитии детей и приобщению к культурному наследию народа, выраженный через фольклор.

Выработать оптимальные пути совместного решения ряда педагогических задач по формированию художественно-эстетического развития детей в условиях семьи и детского сада.

Задачи:

Познакомить родителей с задачами воспитания и обучения дошкольников в образовательных областях:

  • художественно-эстетическая;
  • речевое развитие;
  • познавательное развитие.

Способствовать педагогическому просвещению семьи в рамках выбранной темы опыта.

Способствовать преемственности в художественно-эстетическом развитии детей по принципу детский сад – семья.

Приобщать родителей к совместному сотворчеству с детьми:

  • выполнять собирательную работу на детский устно-поэтический репертуар;
  • чтение художественной литературы;
  • проведение и организация совместных с детьми праздников, досугов, развлечений.

С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использовались разнообразные формы работы с родителями: индивидуальные беседы, консультации, досуг и развлечение, анкетирование, памятки для родителей, папки-передвижки.

Анализ результативности.

Анализ результатов художественно-эстетической воспитанности детей показывает:

  • повысились связи объединяющих мир детей и мир взрослых;
  • дети стали более внимательны по отношению друг к другу, окружающих его взрослых;
  • в культурно-досуговой деятельности стали проявлять творческую активность и самостоятельность;
  • в игровой деятельности дети стали использовать поэтические и музыкально-поэтические жанры фольклора.

Данная работа помогла наладить контакт с семьями воспитанников.

В мире «взрослых и детей» наметилась положительная динамика:

возможность правильно взаимодействовать с детьми и их сверстниками;

желание проводить разнообразный досуг с детьми;

участвовать в открытых мероприятиях, конкурсах, развлечениях.

Список литературы:

  1. Васильева М. А., Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М..: «Мозаика-Синтез»., 2005. - 208 с.
  2. ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155
  3. Капица. Ф. С., Русский детский фольклор / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич учебное пособие для вузов. – М.,: Флинта: Наука, 2002
  4. Мельников М. Н., Русский детский фольклор /М. Н. Мельников – Учебное пособие – М.,: «Просвещение», 1987

Приложение:  https://yadi.sk/i/Ul5ozhvfelSTnw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....