Социально-значимый проект «Берегите птиц наших друзей» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Шилова Анастасия Владимировна

Социально-значимый проект «Берегите птиц наших друзей» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-значимый проект «Берегите птиц наших друзей» для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Шилова Анастасия Владимировна

Актуальность проекта: помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта:

 исследовательно-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы

Возраст детей - 6лет.

Сроки реализации: с10.2018 по10.2019г.- долгосрочный проект.

Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Задачи: уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет, презентация.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.          
Планируемый результат:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Этапы реализации проекта «Берегите птиц наших друзей»
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.

- Птицы, какие они?

- Что ты знаешь о птицах?

- Как узнать птицу?

- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

- Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план-график работы,

- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

- сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста.

 -подбор информационного материала для родителей;

планирование ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию;

-планирование конструктивной деятельности с использованием -оснащение предметно-развивающей среды: пополнение центра «Искусство» шаблонами, технологическими картами последовательности изготовления поделок; изготовление дидактической игры «Кто где живёт»;

-подбор книг, картинок, фотографий по теме для рассматривания и чтения в свободной деятельности.

Основной:

 -взаимодействие с детьми: организация совместной и самостоятельной конструктивной деятельности с использованием бумаги, экскурсии в природу, проведение игр, бесед, ООД, чтение художественной литературы соответствующей тематики; предварительная работа по теме;

-взаимодействие с родителями: информационный материал на тему «Чудесные поделки из бумаги»;

-изготовление скворечника родителями; организация игротеки для совместной художественно-конструктивной  деятельности родителей и детей, участие в выставке поделок.

-оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы - коллаж «Здравствуйте, птицы», размещение скворечника на участке, выставки поделок, детских книг.

Завершающий:

-систематизация материалов;

-проведение викторины «Птицы – наши друзья»

Мероприятие

Цель

Результат

Сроки

Подготовительный этап

Выставка книг для родителей «Чудесные поделки из бумаги»

 

Повысить информационный уровень родителей

Осведомленность родителей в данном вопросе

 

 

 

Октябрь-

ноябрь

Изготовление шаблонов, технологических карт последовательности изготовления поделок

Оснащение предметно-развивающей среды группы

Пополнение центра «Искусство»

Изготовление дидактической игры «Кто где живёт»; подбор книг, картинок, фотографий по теме

Показать детям разнообразие перелетных птиц. Знакомить детей с их повадками, образом жизни и отличительными особенностями.

Дидактическая игра «Кто где живёт», альбом «Птицы нашего края», выставка детских книг «Наши друзья – птицы»

Основной этап

Наблюдение на прогулке

«Гнездо среди ветвей»

Формировать у детей умение осуществлять наблюдение, формулировать выводы. Развивать наблюдательность, связную речь. Воспитывать интерес к жизни птиц.

 

Декбрь

Январь

Февраль

Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Ранняя птичка», В. Сухомлинский «Грач прилетел»,

 К. Ушинский «Ласточка»,

А. Пушкин «Птичка»,

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

Учить детей пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение. Развивать познавательный интерес к художественным произведениям. Воспитывать умение слушать собеседника.

 

Активизация словаря на основе лексической темы «Перелетные птицы»

ООД «Познавательное развитие» на тему «Птицы прилетели - весну принесли»

Уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах, об их повадках, образе жизни и отличительных особенностях. Развивать любознательность, интерес к жизни птиц. Воспитывать желание беречь природу. 

Осведомленность детей в данном вопросе

Подвижная  игра «Перелетные птицы»

Упражнять в беге в заданном направлении, четко выполняя условия игры. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать честность, выносливость.

 

ООД  «Художественно-эстетическое развитие. Конструирование»

на тему: «Грачи – разведчики весны».

 

Учить выполнять поделку из бумаги по схеме, объединять поделки в общую композицию. Развивать интерес к искусству оригами. Воспитывать самостоятельность в изготовлении поделки.

Коллективная композиция «Грачи – разведчики весны».

ООД  «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» на тему: «Прилетели птицы. Весна»

Учить детей передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, выделять самое интересное. Развивать наблюдательность, зрительную память, художественный вкус, чувство композиции, цвета. Воспитывать любовь к природе.

Выставка рисунков «Прилетели птицы. Весна»

Март

Апрель

Май

Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Скворцы – молодцы», О. Высотская «Птичий дом», М. Карим «Прилетай же!», В. Орлов. «Ты лети к

нам, скворушка...», И. Бондарчук  «Домик для птиц». Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

Учить детей воспринимать образное содержание  произведения. Развивать эстетические чувства, воображение. Воспитывать интерес к поэзии и любовь к родной природе.

Активизация словаря на основе лексической темы «Перелетные птицы»

Дидактическая игра «Кто где живёт»

Закрепить знания о перелетных птицах. Развивать мышление, память. Воспитывать желание проявлять заботу о птицах.

Дидактическая игра «Кто где живёт»

Наблюдение на прогулке «Скворечник»

Расширять представления детей о скворцах, пояснить зависимость их жизнедеятельности от природных условий, людей. Развивать наблюдательность, зрительную память, умение делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Скворечник на участке группы.

ООД «Художественно-эстетическое развитие. Конструирование»

на тему: «Скворечник»

Учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать конструктивное мышление, воображение. Воспитывать самостоятельность в работе.

Выставка поделок  «Скворечник»

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше? », Ушинский «Гусь и журавль»,  Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»,  В. Жуковский «Жаворонок». Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

Продолжать учить  различать жанровые особенности литературы, формировать оценочное отношение к героям. Развивать любознательность, желание узнать новое, интересное. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Активизация словаря на основе лексической темы «Перелетные птицы»

Июнь

Июль

Август

Подвижная  игра «Гуси-лебеди»

Упражнять детей в беге с увертыванием. Развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила. Воспитывать интерес к народным подвижным играм.

Опыт «Как с гуся вода»

Выявить особенности водоплавающих птиц, помогающие их оперению  не намокать в воде. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать желание узнать новое, интересное.

«Художественно-эстетическое развитие. Конструирование»

на тему: «Гуси – лебеди»

Учить детей выполнять поделку из бумаги по инструкции педагога, упражнять в делении листа бумаги и работе с шаблоном. Развивать умение оценивать работы сверстников, аргументируя свой выбор. Воспитывать уверенность в своих силах.

Выставка поделок «Гуси – лебеди»

Игротека «Бумага + фантазия = оригами» (дети-родители)

Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.

Выставка поделок «Бумага + фантазия = оригами»

Завершающий этап

Совместная деятельность с детьми коллаж «Здравствуйте, птицы»

Повышать творческую активность детей, вовлекать их в работу по проекту. Развивать конструктивное мышление, цветовосприятие, воображение. Воспитывать интерес к коллективной работе.

Коллаж «Здравствуйте, птицы» для украшения группы

Сентябрь

Проведение викторины «Птицы – наши друзья»

Уточнить и расширить представления детей о птицах нашего края, о их жизни. Учить понимать образный смысл загадок.

Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Октябрь

Прогнозируемые результаты:

В процессе реализации данного проекта прогнозируется повышение:

-познавательного интереса дошкольников к жизни птиц;

-бережного отношения к пернатым друзьям и желание им помогать;

-уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

-процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы;

-творческих способностей детей и родителей;

-интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями.

Итоговый результат:

-Коллективная композиция «Грачи – разведчики весны».

-Поделки из бумаги «Скворечники», «Гуси – лебеди».

- Изготовление скворечника родителями и размещение его на участке.

-Выставка книг для родителей «Чудесные поделки из бумаги».

-Выставка детских книг «Помогите птицам».

-Оформление группы - коллаж «Здравствуйте, птицы».

-Выставка поделок «Бумага + фантазия = оригами».

- Викторина «Птицы – наши друзья».

Приложение.


Стихи о птицах

Воробушек

Комочек серых перышек.

Веселый наш воробушек

В саду хлопочет, кружится,

Вот выкупался в лужице

И к детям под окошко

Летит за хлебной крошкой.

Снегири

На снегу сидит блистая,

Красногрудых птичек стая.

Полюбуйтесь поскорей,

На красавцев снегирей!

Снегирь

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.


Синица

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Стихи о перелетных птицах

А. Барто 

« Журавли» . 
Высоко летят над облаками 
И курлычут журавли над нами. 
Вдаль скользя по ветру легкой тенью, 
Тают птицы в синеве осенней. 
В путь не ближний провожать их выйдем, - 
Им простор земли далёко виден: 
Ленты рек, озер разливы… 
«До свиданья, птицы, путь счастливый! » 
Клином в небо поднялись высоко, - 
Вольным воля на пути широком, - 
И летят не только днем, а ночью, 
Видел кто-то не во сне – воочию. 
В звездном свете от земли не близко, 
Появились вдруг на лунном диске. 
И мерцали, шевеля крылами, 
Журавли над спящими полями. 

Еще о журавлях .
Журавушки - журавли 
Оторвались от земли. 
Крылья к небу вскинули, 
Милый край покинули. 
Закурлыкали вдали 
Журавушки - журавли! 

Ласточка, ласточка, 
Милая касаточка, 
Ты, где была, 
Ты с чем пришла? 
— За морем бывала, 
Весну добывала, 
Несу, несу 
Весну красну. 
(Русская народная потешка) 
Возвращаются скворцы — 
Наши старые жильцы, 
Воробьи у лужицы 
Шумной стайкой кружатся, 
Носят, носят в домики 
Птицы по соломинке. 
Г. Ладонщиков 

Перелетные - скворцы 
Мы построили скворечню 
Для веселого скворца, 
Мы повесили скворечник 
Возле самого крыльца. 
Все семейство вчетвером 
Проживает в доме том: 
Мать, отец и скворушки - 
Черненькие перышки. 
(Е. Тараховская) 
Ласточка 
Ласточка - тивит - тивит! 
К нам летит, 
Ах, к нам летит! 
А под крылышком ее Весна сидит, 
Ах, весна сидит. 
(армянская песенка)

Загадки.

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (аист)

Весной прилетает птица.

Поле вспашут - там любит кормиться. (грач)

В синем небе голосок -

Будто крохотный звонок. (жаворонок)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Кто такой весенним днем

Сплёл рукавичку над окном,

Вывел в ней новых жильцов -

Маленьких таких птенцов? (ласточка)

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (цапля)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (скворец)

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы.

(Отрывок)

Автор: Куприн Александр Иванович

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Песня скворца.

Автор: Куприн Александр Иванович

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец, как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок.

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь.

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Картотека подвижных игр:

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений,

ориентировку в пространстве.

- Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.

- По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны,

приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

- По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки".

 «Лягушки и цапля»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами.  Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут

«Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы».  Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Физкультминутки:

Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

—Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

—Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

Птица

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут.(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой.(наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся(приседания)

Пальчиковые игры:

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

 «Ласточка»

Ласточка, ласточка,              - За морем бывала,

Милая касаточка,                  Весну добывала.

Ты где была?                         Несу, несу

Ты с чем пришла?                 Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

 «Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

 «Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев).

 

Конспект ООД по конструированию «Грач разведчик весны»        

Цель:

1. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами,  используя словесное описание и показ; обогатить игровой опыт детей  и создать условия для самовыражения.

2. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе,  учить их замечать и устанавливать причинно-следственные связи. Углубить впечатления, связанные с приходом весны.

Материал:

На цветном картоне выполнена  аппликация дерево береза, листы цветной бумаги (черного цвета) квадратной формы, карандаши,  клей, цветок, колокольчик, подарки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель звонит в колокольчик:

Мой звоночек звенит заливается,

И ребята вокруг собираются.

Мой звоночек звенит и звенит,

Всем ребятам собраться велит

Мой звоночек звенит заливается,

И звоночки его всем нам нравятся (дети становятся в круг)

У меня в руках красивый цветок. И мы сейчас его будем передавать друг другу и называть свое имя ласково, так как вас называет мама. Меня мама называет Наташенька,  а тебя как?. (Цветок передают по кругу, дети называют свои имена). А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь и мне улыбнитесь. Мне очень приятно видеть  вас  и ваши улыбки. Вы улыбаетесь как солнышки. Давайте скажем спасибо цветочку и поставим его в вазочку.

Для вас у меня есть загадка:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лёд, -

Будто раскололи.

О каком времени года  загадка? (о весне)

Хотите, чтобы она быстрее пришла? (да)

Давайте поиграем в игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы  – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них.) (Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)

Воспитатель подзывает детей к себе.

Много примет вы назвали. Самая главная – прилёт птиц. Отгадайте  загадку и вы узнаете какие птицы прилетают первыми:

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …

Ответ: Грачи.

Грачи - первые птицы, которые прилетают к нам в конце марта. Это трудолюбивые птицы.

А где они живут?  (на деревьях)

На низких или высоких?  (на высоких)

А почему на высоких? (чтобы никто не достал)

Посмотрите, а это дерево какое?  (Высокое, стройное)

А вот и первый житель. ( Показываю поделку)

Этот грач необыкновенный. Он рад весне и принарядился. Посмотрите, какой он. Вам нравится? (Да)

 -  Из чего он сделан? (дети могут потрогать, пощупать)

Он волшебный и  может превращаться. (Разворачиваю грача). Раз, два, три...

 - Что получилось?  (Листок бумаги)

 - Какой формы этот листок? (Квадратной)

– Правильно, квадратной.

Вам понравились превращения? Вы тоже можете быть волшебниками и превратить  листочки бумаги  в птиц. Хотите? (Да)

Тогда выбирайте себе  лист, и садитесь за стол. (Дети выбирают  себе лист)

Чтобы пальчики ваши были послушными, давайте разомнём их.

Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи, прилетели к нам грачи.

Первый грач испёк пирог,

А второй ему помог.

Третий грач – накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол.

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять – выходи грачей считать.

Поэтапно показываю и рассказываю приемы складывания листа. ( Дети приступают к работе, аккуратно складывая лист в нужном направлении. Помочь по необходимости ).

Какие замечательные птицы у вас получились. Чтобы ваши птички ожили,  нарисуйте им  глазки.

Вы настоящие волшебники! Полюбуйтесь на своих птичек. Какие глазки у них получились? (Веселые, грустные, загадочные, озорные и т.д.)

А сейчас пойдёмте расселять жильцов на дерево. Дети приклеивают своих грачей на дерево.

Дети, сегодня мы создадим свою картину "Грачи прилетели".

Спрашиваю у ребёнка про его соседей на дереве слева, справа, снизу, сверху. Грачовник получился, как настоящий! Я даже слышу голоса птиц. А вы слышите, как поют грачи? Давайте им подпоём как папы-грачи громким голосом «Крак», как мамы, голосом потоньше  - «Крак». А теперь как маленькие птенчики -  «Крак».  

Смотрите. Птицы что-то оживились, наверно они проголодались и собираются полететь подкрепиться. Ваши грачи проворные, шустрые, давайте поиграем: «Кто больше насобирает зернышек своим птицам». (Дети под веселую музыку собирают корм).

3. Итог занятия.

Ребята, мне сегодня очень понравилось у вас. Я побывала в гостях у настоящих мастеров-волшебников  "Друзей природы".

Вас благодарю.

Спасибо говорю

Говорю слова волшебные,

Говорю слова лечебные,

Говорю я пожелания

Говорю я, до свидания!

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному и художественно-эстетическому развитию

по теме «Прилетели птицы. Наступила весна» в подготовительной группе.

Программные задачи: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (граче, лебеде, диких утке и гусе, скворце, журавле, аисте, цапле, ласточке, соловье, кукушке и др.), прилет, добывание ими корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; развитию представлений о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

Материал и оборудование: запись пение птиц, картинки с изображением птиц, презентация «Гнёзда птиц», презентация «Не навреди птицам», листы бумаги круглой формы и цветные карандаши (для рисования знаков).

Ход ООД

Воспитатель: Ребят, вы хотите побывать в весеннем лесу?  

Но для этого нам необходимо придумать волшебные слова.

Закрываем глаза. …. (Звучит запись пение птиц)

Воспитатель: Ребята мы находимся в лесу. Что мы слышим?

Дети: птицы поют.

А какое время года сейчас?

Кто знает стихотворение о «Весне»?

Ребёнок читает стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» –

Звенят пичужек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки –

Их желторотые птенцы.

Воспитатель: Какое замечательное стихотворение, умничка.

-Ребята, а что вам понравилось в стихотворении?

-О каких птицах идет речь? (Перелетных.)

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете и в какой очерёдности они к нам прилетают?

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами утки, за утками журавли, за журавлями кукушки, за кукушками ласточки, за ласточками соловьи.

 Ребята обратите внимание на этих птиц и скажите все эти птицы прилетают к нам весной? Почему?

Демонстрация картинок с разными птицами. («Путаница» на магнитной доске).

Дети: А мы знаем приметы связанные с прилётом птиц.

- В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»

- Существует примета: «Соловьи запели, значит весна расцвела.»

-  Гуси высоко летят - воды будет много, низко - к малой весенней воде.

-  Если дикие утки прилетели жирные - весна будет холодная, долгая.

-  Ранний прилет журавлей - ранняя весна.

Воспитатель:

– Чем заняты птицы весной?

– Зачем птицам гнезда?

Дети:

-Скоро  в  птичьих  гнездах  появятся  яйца.

-Птицы будут насиживать их, а потом из яиц  вылупятся  беспомощные неоперившиеся  птенцы.

-Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-желтые или красные рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей.

- Приходит в гости Тётушка Сова. Предлагает ребятам подвигаться.

Физминутка «Птицы».

Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.

Десять птичек — стайка. 3 шага.

Все известны для детей:

Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.

Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.

Это птичка — свиристель, Левую руку - в сторону.

Это — зяблик, это — стриж, 4 хлопка.

Это - развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.

Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.

Птички, птички, по домам! Полетать по залу.

Загадки о птицах :

***

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец.

(Скворец)

***

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет.

(Жаворонок)

***

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

(Грач)

***

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет.

(Цапля)

***

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей)

***

Ходит тега с теганятами, -

Не ногами, а лопатами.

Все пловцы неплохие,

Выходят из воды сухие.

(Гусыня и гусята)

***

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки — беги без оглядки!

(Гусь)

***

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

Т. Сова: Какие вы умные детки, всё отгадали. Но мне пора возвращаться к своим птенцам совятам. До новых встреч!

Дети обратите внимание на экран.  (показ слайдов- гнёзда птиц)

Что это?

Дети: это гнёзда птиц.

А вы знаете каких птиц эти гнёзда?

Дети объясняют, где чьи домики-гнезда.

-Это дупло дятла,  он  выдалбливает его большим клювом.

-ласточки лепят гнезда из глины.

-скворцы живут в деревянных домиках.

- журавли и утки устраивают гнезда на земле возле воды, в зарослях.

- кукушка вообще не вьет гнезда.

Т в о р ч е с к а я   р а б о т а.

Воспитатель:

-Ребята давайте  посмотрим  презентацию: «Как не надо вести себя в лесу, чтобы не навредить птицам?».

-А как вы думаете, что можно делать в лесу (слушать пение птиц, любоваться красотой весеннего леса, развешивать домики).

-Ну вот вы всё прекрасно знаете, а теперь нарисуем запрещающие знаки о птицах. Присаживаемся за столы здесь всё необходимое.

Дети рисуют запрещающие знаки о птицах (не бегать, не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов, не брать с собой собаку и др).

Воспитатель. Какие замечательные знаки вы нарисовали, старались молодцы. Ну что ж ребята, нам пора возвращаться в детский сад, давайте снова закроем глаза и произнесём наши волшебные слова.

Вам понравилось наше путешествие в лес?

Дети: Понравилось.

И что вы хотите сказать об этом?

1.ребёнок. Птицы – наши друзья!

2. ребёнок. Птицы  не  только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах.

3. ребёнок. Птицы  спасают  леса  от  вредителей.

4. ребёнок. Птицы  разносят семена  растений.

5. ребёнок. Друзей  ведь  нужно  беречь?

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект направлен на формирование элементарных экологических представлений о зимующих птицах нашего края...

Проект познавательно-экологической направленности «Комнатные растения – наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя еди...

Проект «Здоровье в наших руках» для детей старшего дошкольного возраста

  Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.    Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и правильного физического ра...

Проект «Птицы-наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Птицы-наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста...

Проект " Деревья - наши друзья!" для детей старшего дошкольного возраста.

Проект по экологии с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий познавательного квеста «Птицы – наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Увлекательное квест-путешествие для закрепления и обобщения знаний о зимующих птицах...

Конспект логопедического развлечения по теме: "Птицы наши друзья" для детей старшего дошкольного возраста

Логопедическое развлечение  по лексической теме «Зимующие птицы». Игра  предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В процессе игры дети закрепляют знан...