Проект "Развитие воображения детей 6-7 лет через игровую деятельность"
проект (подготовительная группа)

Проект педагогический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_voobrazheniya.docx967.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Проект

                   «Развитие воображения детей 6–7 лет через игровую деятельность»

    Вид: Педагогический 

    Участники: воспитатель Туркина Жанна Геннадиевна, дети группы 13 (подготовительная)

    Длительность: долговременный ( 1 год)

    Цель – Создать условия для  развития воображения в процессе игровой деятельности.

    Задачи:

  1. Обогащать познавательный опыт;
  2.  Формировать  умение менять точку зрения, повышать  уровень  любознательности, беглости и гибкости мысли.
  3. Совершенствовать  интеллектуальные  и волевые  навыки.

    Планируемый результат:

  1. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
  2. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
  3. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  4. Умеет распознавать  различные ситуации и адекватно их оценивать.

   Актуальность: 

   Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образовпредставленийидей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления, не воспринимаемого или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.)]; способность сознания создавать образыпредставленияидеи и манипулировать ими.

  Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. Исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, в значительной степени определяет эффективность готовности ребенка к обучению в школе.  Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое.

   Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а одним из компонентов психологического новообразования – воображение. В игре, по словам Л.С. Выгодского, ребёнок учится “плакать, как пациент” и одновременно “радоваться, как играющий”. Развивается внутренняя позиция, делающая ребенка внеситуативным, предоставляющий ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень – младший школьный возраст, к новой ведущей деятельности, которая называется “учебная”.

Этапы работы

  1. Изучение методической литературы.
  2. Диагностика (наблюдения, специально организованные игры)
  3.  Оформление картотеки игр, игровых ситуации по всем разделам образовательных областей.
  4. Планирование игровой деятельности.
  5.  Презентация.

Диагностика (игры)

1. Эскиз.

Задача: превратить в различные изображение одинаковые фигуры (круги)

2. “Составление изображений”.

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

3. Клякса.

Задача: скажи на что похоже

4.Что бывает солёным и т.д.

5. Да-нетка

Задача: Задавая  вопросы, определить загаданный предмет

                                              Планирование игровой деятельности

Фотоотчёт творческих работ детей

C:\Users\Виталий\Desktop\180420181295.jpg  C:\Users\Виталий\Desktop\100420181286.jpg  C:\Users\Виталий\Desktop\100420171070.jpg

                                                                        Космические фантазии

C:\Users\Виталий\Desktop\140520181301.jpg   C:\Users\Виталий\Desktop\160320181264.jpg   C:\Users\Виталий\Desktop\160320181266.jpg

Потешный человек                   Яг-Морт                                       Мишка-музыкант

C:\Users\Виталий\Desktop\250520181305.jpg         C:\Users\Виталий\Desktop\031020171175.jpg

                Игрушки для малышей                                                  Улица города

C:\Users\Виталий\Desktop\250520181307.jpg  Книжка про зайку     C:\Users\Виталий\Desktop\130320181249.jpg


Варианты игр

 «Несуществующая рыба». Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями

«Представь себя...» В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ.

 «Цветик-семицветик» Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное» В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Космическое путешествие» Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

 Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т.п.

      «Необитаемый остров» Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

 Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

 Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

 Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

      «Волшебные превращения» Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

 Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

 Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

      «Для чего я хорош?» Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

 Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

«Поиск клада» Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо - холодно», а также «левее-правее», «выше-ниже» и т.п

     «Составь загадку»

Игра развивает воображение, мышление

 Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

     «Загадочные окна»

Эта игра хорошо подходит для темного времени суток. Предложите ребенку посмотреть только на те окна соседних домов, где горит свет и спросите, складывается ли какой-то общий узор. Подключайте свою фантазию и создавайте целую историю одного дома.

      «Белогривые лошадки»

Эта игра похожа на «Загадочные окна», только подходит она для дневного времени. Теперь вы можете обратить внимание на плывущие облака: спросите ребенка, на что похоже то или иное облако.

 " Письмо"

Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное письмо. Например, пусть ребенок напишет своему другу " пойдем вечером играть в футбол ". А можно просто попросить детей написать друг другу письма - рисунки, а потом проверить поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.

«Ассоциации» Предложите детям несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд - горб, гора, пустыня...

«Ассоциации»Взрослый может попросить ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у него со следующими словами:

· зима (снег, санки, лыжи, холод и т.п.)

· время

· бедность

· жара

· терпение

· обед

· нежность

· счастье

" Пантомима"

Попросите ребенка изобразить жестами , мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машина, чайник) или какое-либо действие (умывание, плавание и т. д.). Если с первого раза не получится , покажите сами как это нужно делать.

" Сколько ты знаешь?"

1. Ребенок должен назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может: лететь, свистеть. Например, лететь может птица, самолет, ракета, парашют и т.д.

2. Ребенок должен придумать, что делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома. Назвать все способы. Например, можно посмотреть в окно, на термометр; можно послушать прогноз погоды по радио, по телевизору и т.д.

3. Спросить у ребенка как можно сообщить новость другому человеку. Пусть перечислит как можно больше способов. Например, можно передать словами, с помощью жестов и т.д.

 «Ласковое имя»

 Каждому ребенку придумывается новое имя, начинающееся с первой буквы настоящего имени. Например, Лена – ласковая, любознательная.

     «Только весёлые слова» Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова, передавая при этом мяч друг другу.

Можно разделиться на две команды и перебрасывать мяч до тех пор, пока не иссякнут слова. Команда, назвавшая последнее слово, выигрывает.

Можно сменить тему и называть только зеленые слова, только круглые, только колючие и т.д.

      Упражнение " Дополни фигуру"

Детям предлагается 5 кругов или 5 квадратов. К каждому из них они должны что-то пририсовать, чтобы получилось 5 законченных рисунков. Например, из первого кружка делают солнце, из второго - часы и т.д

      Игра " Танцы "

После прочтения сказки " Мойдодыр " предложите детям изобразить как, пританцовывая, возвращался в дом самовар, чашки, тарелки. Или после прочтения сказки " Муха - Цокотуха " предложите станцевать, как на балу у Мухи танцевали кузнечики, стрекозы и т. п. Можно использовать и другие произведения.

Игра «Царь горох»

Ход игры: По считалке выбирается водящий - Царь Горох, он отходит от детей на 8-10 шагов и по-         в           варачивается спиной. Остальные дети договариваются, какое действие они будут изображать. Царь

 Горох подходит к детям и говорит:

- Здравствуйте, дети!

дети отвечают: - Здравствуй, Царь Горох!

Царь Горох спрашивает: - Где вы бывали? Что вы видали?

дети отвечают: - Что мы видели - не скажем, А что делали - покажем.      

  Дети выполняют задуманное движение /стирают, играют на гармошке, подметают пол.../

 Царь Горох отгадывает. Если он не отгадал, то проигрывает, дети говорят ему, что они делали и при-                             д             думывают новое действие.

 «Маски»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

    «Паровозик»

Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

—  Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

—  А я красивый вагончик Саша.

—  Поехали дальше вместе.

—  Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд.

 «Рисование»

Детям дается задание: Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания.

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами белых листах.

  «Дружный поезд»

Упражнение способствует развитию сплоченности группы. Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. «Провинившиеся вагончики» отправляются в депо и не участвуют в дальнейшем путешествии.

«Зоопарк»

  Дети превращаются в животных, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он показывает. После того как всех узнали, «клетки» открываются, и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

  «Комплименты»

 1.   Все играющие встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «спасибо» и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент.

2.   Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее.

Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то ставший традиционным предмет, например сердечко, сшитое из ткани, и др.

Некоторые дети не могут говорить комплименты, им надо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «веселое» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите его сами.

Библиография:

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы - изд.2016 г. 

-Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Москва  1967.,

-«Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста»под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч. - исслед. инст. общей и пед. психол. Академ. пед. наук СССР – М.: Пед.,1988.

-Кузнецова А.Е. «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет» -ООО Изд «Дом 21 век» 2008, Москва

-Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Изд.»Академия развития 1997, Ярославль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Практическая значимость данного  проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к лю...

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Познакомить коллег с некоторыми особенностями, методами и приемами по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технол...

Мастер - класс "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллект...

План по самообразованию педагога «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Целью работы стало создание условий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством активного использования разных видов конструирования....