Самообразования «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»
материал (старшая группа)

Франц Наталья Владимировна

Самообразования "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2025-2026g._frants_n.v.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

   УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Горный ДС»

_______________  Н.В.Суравешкина

                                                     «_____» сентябрь 2025г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Горный детский сад»

План по самообразованию воспитателя

 на 2025-2026 учебный год

ТЕМА: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Воспитатель: Франц Н.В.

П. Горный

2025 год

План по самообразованию

Период работы: 2025-2026 гг.

Тема самообразования: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Цель, задачи и ведущие идеи самообразования

Цель: Целью работы стало создание условий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством активного использования разных видов конструирования.

Задачи:

  • повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогического опыта;
  • изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
  • создание соответствующей предметно-пространственной среды;
  • разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

Ведущие идеи:

  • потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • готовность к педагогическому творчеству;
  • личностно-ориентированный подход к воспитанникам;
  • взаимодействие педагога и воспитанника.

Основные принципы:

  • непрерывность,
  • целенаправленность,
  • интегративность,
  • единство общей и профессиональной культуры,
  • взаимосвязь и преемственность,
  • доступность,
  • вариативность.

Источники:

  • СМИ (газеты, журналы);
  • литература (методическая, специальная, научно популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • интернет;
  • видео, аудио материалы;
  • семинары;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  1. Ожидаемые результаты

Участники

Ожидаемый результат

1

Воспитанники группы старшего дошкольного возраста

  • Дети познакомятся с разными видами художественного и технического конструирования;
  • научатся следовать устным инструкциям и работать с технологическими картами;
  • будут создавать композиции из разных материалов;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

2

Родители

  • помощь родителей в изготовлении и приобретении пособий для конструирования;
  • повышения уровня компетентности у родителей;
  •  интерес к событиям, происходящим в детском саду.                                                                                   

3

Воспитатель

  • повысить свои творческие и практические знания, умения и навыки, профессионализм;
  • сближение с детьми и педагогом.

  1. Актуальность и новизна темы

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природные задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании из разных материалов: конструкторов, бумаги, природного и бросового материала.

Благодаря разнообразию материалов ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки и поделки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазии и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развита память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.

В настоящие время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Актуальность активного внедрения разных видов конструирования в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями ФГОС ДО к созданию развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада.

Изучение влияния конструктивной деятельности на развитие воображения детей старшего возраста нашло свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

  1. Взаимодействие с родителями

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

  • «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования».

  •  «Конструирование в жизни ребенка»
  • « Конструктивная деятельность в старшей группе»                    

Приобщение родителей к изготовлению методических пособий для конструирования.

     

  1. Этапы работы по теме

Этапы

Форма работы

Практическая деятельность

Время реализации

Информационно-ознакомительный

Подбор и изучение научно-методической литературы

Подбор книг, статей из журналов

Сентябрь-октябрь 2025 г.

Организационно-педагогическая работа

Изучение опыта воспитателей и сообществ на Интернет-ресурсах

В течение года

Подготовка консультаций для родителей

Материалы консультаций

Октябрь-декабрь 2025 г.

Разработка перспективного планирования  по теме самообразования

Перспективный план

Сентябрь-ноябрь 2025г.

Практический

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Пополнение центра «конструирования» материалами для работы с детьми старшего возраста

Систематически

Работа с детьми

Изготовление поделок из шишак: «Заяц», «Собачка», «Балалаечник».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Октябрь 2025г.

 «Кораблик» (оригами)

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Ноябрь 2025г.

«Елочные игрушки» (С использованием CD дискоа)

Изготовление поделок из скорлупы яиц и орехов: «Журавлик»

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Декабрь 2025г.

 «Рамка для картинки» (с использованием природных материалов)

Изготовление поделок из семян и косточек: «Ёжик», «Дракончик».

Январь  2026г.

«Подарок папе» (с использованием природных материалов)

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов

Февраль 2026г

«Ваза для цветов» (конструирование из бросового материала)

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Март 2026г.

«Ракета» (конструирование из ЛЕГО)

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Апрель 2026г.

«Забавные насекомые» (конструирование из бросового материала)

Изготовление поделок из втулок «Веселые зверята».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Май 2026г.

Участие в жизни группы и детского сада

Презентации  фотографий деятельности детей

в течение года

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов по теме самообразования

Отчёт по самообразованию о проделанной работе за 2025 - 2026 гг.

Май 2026 г.

Планирование педагогической работы на

следующий учебный год.

Май 2026 г.

Выступление на МО

Мастер - класс «Конструируем, играем, изучаем».

Май 2026г.

        

Литература:

  1. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
  2. Комарова Л.Г. «Строим из Лего» Издательство Линка - Пресс, Москва, 2001год.
  3. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002.
  4. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.МОСКВА-СИНТЕЗ, 2014
  6. Соколова С.В. «Сказки из бумаги», СПб, ЗАО ВАЛЕРИ, 1998 г.
  7. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» Издательский дом «Карапуз», Москва 2008г.

  8. Переветртень И.А. Сказка из листьев и лепестков–АСТ: Полиграфиздат, 2010
  9. Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – Издательство «Айрис – Пресс», М., 2011.
  10. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство  Сфера,2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...

Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Познакомить коллег с некоторыми особенностями, методами и приемами по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технол...

Мастер - класс "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллект...

План по самообразованию педагога «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Целью работы стало создание условий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством активного использования разных видов конструирования....

ОТЧЁТ ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК» НА 2022-2023 ГОД.

В данном учебном году я работала по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через использование чистоговорок и скороговорок».ЦЕЛЬ: Продолжать повышать уровня компете...