Конспект НОД "Волшебница картошка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Игнатова Лариса Анатольевна

Конспект НОД по практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_so_st.gr_.kartofel.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа № 29 «Пчелка»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебница картошка»

(подготовительная группа)

Составила: воспитатель

Игнатова Л.А.

г.Серпухов

март 2017г.

Предварительная работа:

- Беседы об овоще – картофеле, его роли в жизни человека, истории его появления на Руси.

- Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

- Использование Д/и об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи», «Какая картошка лишняя?».

- Разучивание пословиц, поговорок о картофеле.

- Проведение опыта с картофелем с целью выяснения, из каких веществ он состоит.

Словарная работа: вещество, крахмал, скрипит, кашица, лаборатория.

Материал к занятию:

- Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.

- Мука, крахмал.

- Влажные салфетки.

- Вещество – йод.

- Фартуки по количеству детей.

- Клеенки на столы.

- Таблицы с обозначениями по количеству детей.

- Таблица для воспитателя.

- Мяч.

- Аудиозапись музыки Шаинского «Антошка».

- Использование ИКТ.

- Презентация опытов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети входят в группу. Приветствие гостей. Встают полукругом.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: - Гости улыбаются вам, и вы улыбнитесь им. Подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Присаживайтесь на стулья.

(Стулья стоят полукругом напротив телевизора; напоминаю детям об осанке)

  1. Вводная часть.

Воспитатель: - Дети, у нас сегодня необычное занятие. И начать его я хочу с загадки. Послушайте внимательно и скажите о чем она:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная …

                         (Картошка)

Воспитатель: - Вы уже догадались, о каком овоще идет речь?

Дети: - О картошке.

Воспитатель: - Назовите правильно этот овощ

Дети: - Картофель.

  1. Основная часть.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами будем говорить о всеми нами любимом овоще – картофеле.

- Что вы знаете о картофеле?

(Ответы детей; дополняют, уточняют ответы друг друга)

Воспитатель: - Вот такой полезный овощ картофель. Он не только продукт питания, так же он используется в лечебных целях.

- Давайте вспомним, какие вещества есть в картофеле?

Дети: - Картофельный сок и крахмал.

Воспитатель: - Как мы это с вами узнали?

Дети: Проводили опыты.

Показ опытов – презентация.

(Рассказывают дети)

Слайд №1. Натирали сырой картофель.

Слайд №2. В стеклянной посуде получалась жидкая кашица.

Слайд №3. Отжимали кашицу.

Слайд №4. В одной посуде отжатый картофель, в другой – картофельный сок желто-коричневого цвета. Опустили туда игрушку. Ее не видно. Картофельный сок не прозрачный.

Слайд №5. В банке с картофельным соком на дне что-то белое. Слили сок – остался белый осадок, похожий на муку. Высушили его. Это крахмал.

Воспитатель: - Почему вы решили, что это крахмал?

Дети: - Вы нам сказали.

Воспитатель: - По-другому крахмал можно назвать – картофельная мука.

Слайд №6. Капнули йод на крахмал, крахмал потемнел.

Воспитатель: - Крахмал похож и на соль и на муку, но только крахмал меняет цвет, если на него капнуть йод.

- Дети, какой мы можем сделать вывод?

Дети: - Из картофеля мы выделили картофельный сок и крахмал.

Воспитатель: - Дети, а помните, я вам давала домашнее задание – узнать у мам и бабушек, для чего нужен крахмал?

Дети: - Его добавляют в кисель, крахмалят белье, используют в приготовлении разных блюд.

Воспитатель: - А еще он используется, как косметическое средство для ухода за кожей (маски для лица).

- Конечно,  в картофеле есть и другие полезные вещества, об этом вы узнаете подробнее в школе. Но чтобы их увидеть, необходима сложная аппаратура.

Воспитатель: - Ну а сейчас давайте немного отдохнем, а поможет нам музыка.

Динамическая пауза «Антошка».

Воспитатель: - Мы с вами немного отдохнули, а сейчас хотите поиграть? Вставайте в круг. Я вам предлагаю сыграть в игру «Горячая картошка».

(Пока звучит музыка, дети передают мяч друг другу. После того, как музыка остановится, тот, у кого остается в руках мяч – рассказывает пословицу про картофель).

Дети:

- Картошка да каша – еда наша.

- Картошку капать, не руками махать.

- Ель да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

- Без труда картошка не родится никогда.

- Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

Воспитатель: - Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что картофель хлебу подспорье.

- Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследование. Занимайте свои места в лаборатории. Давайте вспомним правила поведения.

1. Не кричать, не толкаться.

2. Быть предельно аккуратными.

3. Аккуратно обращаться с пластмассовыми формами, мукой, крахмалом, йодом.

Опытническая деятельность.

Сравнивание крахмала с мукой.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: - Потому что крахмал похож на муку.

Воспитатель: - Правильно. Опыты помогут нам сделать выводы, а результаты мы будем записывать в таблицу с определенными знаками.

 (Рассмотреть таблицу)

Знаки:

  • Разноцветный круг – поможет выбрать нужный цвет.
  • Рука  - подскажет вам ощущения, когда вы будете трогать муку или крахмал.
  • Нос – напомнит вам о наличии или отсутствии запаха у веществ.
  • Пузырек с йодом – подскажет, изменяется ли цвет вещества, если капнуть на него йод.

Воспитатель: - А теперь начинаем наши исследования. У вас на столах стоят формы с мукой и  крахмалом. Попробуйте муку и крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда вы трогаете муку?

Дети: - Она мягкая.

Воспитатель: - Как вы отметите это в своих таблицах?

 - Что можно сказать об ощущениях, когда вы трогаете крахмал?

Дети: - Он хрустит, скрипит.

Воспитатель: - Подумайте, какой значок вы нарисуете в своих таблицах?

- А теперь сравните муку и крахмал по цвету.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: - Мука желтоватого цвета.

Воспитатель: - Давайте сделаем отметки в своих таблицах.

- А что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: - Крахмал белого цвета.

Воспитатель: - Отметьте это в своих таблицах.

- Дети как вы думаете, есть ли у веществ запах?

- Давайте попробуем определить, что нужно сделать, чтобы почувствовать запах?

Дети: - Понюхать их.

Воспитатель: - Посмотрите, как правильно держать форму, при определении запаха: держать на расстоянии, не вдыхая, ладошкой подгоняя запах (показать).

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: - Мука без запаха.

Воспитатель: - Подумайте, как это отметить в таблицах?

- А что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: - Крахмал без запаха.

Воспитатель: - Не забудьте отметить это в таблицах.

- Есть еще один способ обнаружить крахмал. Вспомните его.

Дети: - Капнуть йод на муку и крахмал.

Воспитатель: - Расскажите, что вы заметили?

Дети: - Крахмал изменил цвет от серого до черного.

- Мука не изменила цвет. Капля йода осталась коричневого цвета.

Воспитатель: - Дети, посмотрите внимательно в свои таблицы. Они вам помогут рассказать о свойствах муки и крахмала.

(Дети делают выводы,  умозаключения).

Воспитатель: - Молодцы, дети. Вы отметили, что у муки и крахмала есть похожие свойства и свойства, которые их отличают.

  1. Заключительная часть.

Итог:

Воспитатель: - Дети, вам понравилось быть исследователями?

- Что нового вы узнали?

- Что хотели бы еще узнать?

Воспитатель: - Сегодня из вас получились отличные исследователи. Я хочу подарить вам вот такие блокноты. Мы с вами вклеим в них сегодняшние таблицы, и вы в дальнейшем сможете записывать в них результаты новых опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ах, картошка, ты картошка.

Программное содержание:Цель: Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний. ...

Познавательно-исследовательский проект "Раз картошка, два картошка!"

Данная работа содержит подробный план организации работы с детьми в период посадки картофеля, описание опытов и экспериментов по теме. Представлен дополнительный дидактический материал, который будет ...

Необычное в обычном (Раз картошка, два картошка)

Занятие по формированию целостной картины мира с использованием опытов....

" Ах, картошка,картошка" - конспект занятия

Закреплять у детей  исторические сведения о картофеле. Развивать творческую активность детей.ия о картофеле. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «Ах, картошка, ты картошка!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

- формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу;- закреплять представления детей о потребности растения в свете, тепле, воде;- формировать умение понима...

конспект познавательного развития "Ах, картошка, картошка"

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как о продукте питания, а так же продукте, необходимом для лечения некоторых заболеваний....