проект "Сюжетно-ролева игра"
проект

Дмитриева Елена Сергеевна

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада (дети не успевают полноценно и свободно поиграть из-за перенасыщения режимного времени дополнительными занятиями, регламентированной деятельностью). Для того чтобы вернуть в детский сад полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры.

Что же даёт игра для психического развития ребёнка? Прежде всего, в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности.  Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживая им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности. Нет нужды объяснять, насколько эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни.

Одной из задач ФГОС ДО к содержанию и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности, это происходит на протяжении всего дошкольного периода. Для более успешного формирования этих навыков у детей огромным стимулом является сюжетно-ролевая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon karta_.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                        «Центр развития ребенка детский сад №10 «Родничок»

238750, Калининградская область, г.Советск, улица Бурова д. 6.,

тел. 8(40161)6-09-08, факс 8(40161) 6-05-60. Е-mail: rodnik-58@mail.ru


ПАСПОРТ

проекта

«Сюжетно-ролевая игра дошкольника - первый опыт социализации»

(конкурсные материалы региональной премии Всероссийского форума «Педагоги России:

Инновации в образовании» в области развития образования

«Серебряная Сова»

номинация: «Интерактивные технологии»)

                                                                                                            Авторы:

                                                                                                       Е.С Дмитриева,                                                                                                                                                                                                воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №10

Т.И.Росткова,                                                                                                зам.заведующего по ВМР

Советск

2017


АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада (дети не успевают полноценно и свободно поиграть из-за перенасыщения режимного времени дополнительными занятиями, регламентированной деятельностью). Для того чтобы вернуть в детский сад полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры.

Что же даёт игра для психического развития ребёнка? Прежде всего, в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности.  Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживая им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности. Нет нужды объяснять, насколько эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни.

Одной из задач ФГОС ДО к содержанию и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности, это происходит на протяжении всего дошкольного периода. Для более успешного формирования этих навыков у детей огромным стимулом является сюжетно-ролевая игра.

Сроки реализации: долгосрочный

Тип проекта: детско – родительский, творческий

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Цель проекта: формирование предпосылок учебной деятельности по средством сюжетно-ролевой игры.

Задачи  ПРОЕКТА:

  • обогащать представления ребёнка о сферах деятельности человека;
  • учить распределять роли, определять игровую ситуацию, создавать игровую среду.
  • побуждать к самостоятельному применению детьми  новых способов решения игровых задач и применение их в жизни.
  • формировать у детей умение поддерживать инициативу, желание воспитанников организовать игру по собственной инициативе.

Этапы реализации проекта:

I этап: Подготовительный.

Цель: формирование интереса к той сфере человеческой действительности, которую дети будут изображать в игре.  

           На данном этапе  происходит формирование у детей представлений о сферах человеческой деятельности. В ходе  проведения комплекса следующих мероприятий:  экскурсии, беседы, показ презентаций, встречи с представителями различных профессий, чтение художественной литературы, фотовыставки. Дети начинают проявлять интерес к отдельным видам профессий.

II этап: Основной.

Цель: распределение ролей, определение игровой ситуации, создание игровой среды.

На данном этапе педагоги помогают детям распределить роли, определить игровую ситуацию взаимодействия детей, продумать и сочетание событий, ход их развития. В соответствии с темой игры, создают предметно-игровую среду, осуществляют совместную игровую деятельность  с детьми.

При планировании  тематики игр, необходимо согласовывать работу по ознакомлению с окружающим миром. Воспитатели в  планах прослеживали перспективу постепенного формирования сюжетно-ролевой игры с поквартальным усложнением сюжетной линии (для этого использовали картотеки и каталоги по сюжетной игре).

Проводили сюжетно-ролевую игру в утренние и вечерние часы, специально отводили для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.

Надо отметить, что на данном этапе был разработан способ организации детей. Суть данного способа состоит в том, что детям предлагается сделать выбор игры,  в которую они хотели бы поиграть.

Своё желание ребята обозначают с помощью стендов  «Сегодня я играю..», на которых условно обозначены сюжетно-ролевые игры.  Таким образом, ребенку предоставлено право выбора деятельности, а педагог организует игровую среду  и ненавязчиво  решает конкретные педагогические задачи.  

Наиболее ценным в отношении развития сюжетно-ролевой игры является изменение предметно-игровой среды и моделирование игрового пространства. В нашем детском саду педагоги реализовали это с помощью мобильных разделительных ширм, что позволяет каждому ребёнку максимально реализовать свою инициативу и личный опыт.

Важно отметить, что материал к сюжетно – ролевым играм должен быть всегда под рукой ребенка и в то же время не должен быть постоянно на виду. Для этого наиболее удобен вариант хранения игр в коробках. Для атрибутов каждой игры должна быть своя коробка с символом игры (картинка, буква, надпись…).

В своей работе мы приняли за условное обозначение разные цвета  в соответствии с возрастными знаниями детей (тем самым отрабатывали закрепление цвета). Содержание игры дошкольников зависит от выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, направленности ролевых действий. Поэтому на данном этапе очень важно обсуждать с детьми сюжет и ролевые действия. Для организации самостоятельной деятельности ребенка необходимо создать условия, в которых дошкольник мог бы действовать сам, без помощи взрослого.

Для этого в развивающую среду вносятся пооперационные карты, в которых последовательно отражены действия ребенка в игровой  деятельности.

В своей работе мы использовали самостоятельно разработанные пооперационные карты.

III этап: Заключительный.

Цель: организация самостоятельной  игровой деятельности детей.

Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию. Эти качества в первую очередь необходимы  ребёнку в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

В самодеятельной игре ребенок не просто запечатлевает увиденное, в ней, по мнению, А. П. Усовой, происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет из жизни. На данном этапе начиная со старшей группы начинают использоваться ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. От взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Дети научаются усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Ожидаемый результат:

Результативность процесса организации сюжетно-ролевых игр  в  дошкольной организации обеспечивается при наличии специально разработанной технологии организации сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра является средством формирования готовности детей к обучению в школе, развивая у них необходимые качества для школьной жизни.

Сформированный на дошкольной ступени образования опыт выполнения коммуникативных действий, поможет принимать ребенку от учителя: учебную задачу; строить свою деятельность в соответствии с его требованиями. Что в свою очередь приведет к достижению качественного освоения ФГОС ООО, позволит стать успешным в школе и жизни.



Предварительный просмотр:

ТЕХНАЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ПРОЕКТА                                                                                                                                         «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА-ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

(опыт работы МАДОУ ЦРР д/с №10 «Родничок» города Советска Калининградской области)

Т.И. Росткова, заместитель заведующего

Е.С.Дмитриева, воспитатель высшей кв.категории

  Для планирования работы педагогов по организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с целью формирования предпосылок учебной деятельности нами разработана технологическая карта проекта , которая позволяет основные положения об игре как форме жизнедеятельности ребёнка. Ведь если мы говорим о самостоятельной активности детей в ходе сюжетно-ролевой игры, то составить конспект данной деятельности не представляется возможным и мы можем только проектировать условия развития игровой деятельности. А именно:

  1. Накопление познавательного опыта в ходе расширения представлений о сфере деятельности человека.
  2. Взаимодействие со взрослым в ходе чего происходит определение игровой ситуации, распределение  ролей с использованием стендов  «Сегодня я играю..».
  3. Создание предметно-игрового пространства с помощью мобильных разделительных ширм и игровых атрибутов.
  4. Осуществление самостоятельной игровой деятельности  с использованием пооперационных карт.  

Технологическая карта представлена совокупностью компонентов:

1. Целевой- отражает цель развития игровой деятельности и задачи, которые формулируются с учётом принципа интеграции и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Организационный — раскрывает специфику выбора игры, распределения ролей, создания предметно-игрового пространства в зависимости от сюжета игры (стенд «Сегодня я поиграю..», мобильные разделительные ширмы, пооперационные карты, атрибуты, игровое оборудование).

3. Методический — определяет направления и формы накопления познавательного опыта,  способ распределения ролей, определения игровой ситуации, создания игровой среды и схематично раскрывает особенности ролевого взаимодействия. Так, накопление познавательного опыта подчинено сюжету игры и происходит в ходе проведения комплекса следующих мероприятий:  экскурсии, беседы, показ презентаций, встречи с представителями различных профессий, фотовыставки.  Также необходимо включать перечень произведений художественной литературы в соответствии с выбранным сюжетом.

     Способ определения игровой ситуации и распределения ролей состоит в том, что детям предлагается сделать выбор игры,  в которую они хотели бы поиграть. Своё желание ребята обозначают с помощью стендов  «Сегодня я играю..», на которых условно обозначены сюжетно-ролевые игры. Таким образом, ребенку предоставлено право выбора деятельности, а педагог организует игровую среду  и ненавязчиво  решает конкретные педагогические задачи.

     В отношении изменения предметно-игровой среды и моделирование игрового пространства важно отметить, что это происходит с помощью мобильных разделительных ширм. Вариант хранения игр в коробках с символом игры (картинка, буква, надпись…), что позволяет каждому ребёнку максимально реализовать свою инициативу и личный опыт.

   Для организации самостоятельной деятельности ребенка необходимо создать условия, в которых дошкольник мог бы действовать сам, без помощи взрослого. Для этого в развивающую среду вносятся пооперационные карты, в которых последовательно отражены действия ребенка в игровой  деятельности.

   Взаимодействие отражаем в виде схемы, которая отражает начальный этап развёртывания сюжета и этап совершенствования - сюжетосложение (взаимопроникновение игр с различными сюжетами).

4. Оценочный — определяет ключевые моменты в игре по конкретному сюжету для оценки поставленных задач и достижения поставленной цели.

Макет технологической карты

№ п/п

Компоненты

Содержание

Действия педагога

Действия детей

Действия родителей

1

Целевой

Цель: формирование предпосылок учебной деятельности посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

- обогащать представления ребёнка о сферах деятельности человека;

- учить распределять роли, определять игровую ситуацию, создавать игровую среду.

- побуждать к самостоятельному применению детьми  новых способов решения игровых задач и применение их в жизни.

- формировать у детей умение поддерживать инициативу, желание воспитанников организовать игру по собственной инициативе.

Воспитатели в  планах прослеживает перспективу постепенного формирования сюжетно-ролевой игры с поквартальным усложнением сюжетной линии (для этого использовали картотеки и каталоги по сюжетной игре).

-

-

2

Организационный

Накопление познавательного опыта в ходе расширения представлений о сфере деятельности человека.

 

Расширяет представление детей о сферах деятельности человека.

Проводит:  экскурсии, беседы, показ презентаций, встречи с представителями различных профессий, чтение художественной литературы, фотовыставки.

Дети инсценируют эпизоды знакомых сказок, принимая на себя роль героев

Передают в игре отдельные сюжетные линии

Проводят с детьми беседы, экскурсии

Взаимодействие со взрослым в ходе чего происходит определение игровой ситуации, распределение  ролей с использованием стендов  «Сегодня я играю..».

Учит  определять  игровую ситуацию, использовать для этого стенд  -экран «Сегодня я поиграю..»

Развивает  умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Выбирают деятельность , игру,  в которую они хотели бы поиграть.

Своё желание  обозначают с помощью стендов  «Сегодня я играю..», на которых условно обозначены сюжетно-ролевые игры.  

Создают условия для организации сюжетно-ролевой игры в домашних условиях

Создание предметно-игрового пространства с помощью мобильных разделительных ширм и игровых атрибутов.

Учат детей моделировать игровое пространство использую мобильные ширмы, ориентироваться  в  условных обозначениях  игровых атрибутов. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Осуществляет показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

Обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Дети моделирую игровое пространство с использованием мобильных ширм, подбирают атрибуты игры по  символам игры (картинка, буква, надпись…).  Выполняют игровые действия с предметами отображают в игре  взаимоотношения взрослых.

Закрепляет умение детей моделировать игровое пространство, подбирать игровые атрибуты, обучает игровым действиям.

Осуществление самостоятельной игровой деятельности  с использованием пооперационных карт.

Учит «читать» пооперационные карты,  называть себя соответственно роли, учить ролевому диалогу добиваться, чтобы игры были совместными и более длительными. Воспитатель первоначально берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключает к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е ориентирует детей друг на друга, «замыкает их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

Дети выполняют игровые действия в соответствии  с  пооперационными картами, в которых последовательно отражены действия ребенка в игровой  деятельности.

Берут на себя роль,  воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение.  Дети используют разные предметные способы воспроизведения действительности.

Во второй половине года дети ставят самостоятельно задачи для тех, с кем хотят играть.

Закрепляют  с детьми выполнение игровых действий с предметами и взаимоотношений.

3

Методический

- Распределение ролей;

- Выбор необходимого игрового оборудования, предметов;

- Моделирование пространства;

- Выбор действий в соответствии с пооперационными картами;

- Взаимодействие со взрослым и сверстниками.

   

выбор                               деятельности  

выбор предметов

3

взаимодействие                                   со взрослым

взаимодействие со сверстниками

4

Оценочный

Показатели:

  • коммуникативные действий,
  • умение принимать учебную задачу;
  • строить свою деятельность в соответствии с  требованиями.

Ставит проблемную ситуацию

Дети  усложняют игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличивают количество объединяемых сюжетных линий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...