Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора
статья (старшая группа)
Статья. Презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviydlya_initsiativy.pptx | 2.9 МБ |
shchelokova.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. При котором сам ребенок становится полноценным участником ( субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Наша задача – создание условий, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий .
Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе. Важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Создание предметно – развивающей среды и содержание среды (содержательно насыщенная )
В своей практике в течении дня стала использовать детский совет с целью формирования доброжелательных отношений между детьми, создания атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создания общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта; для обмена информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявления детских интересов; формирования мотивации к предстоящей деятельности .
Среда обеспечивает возможность выбора совместной деятельности
Самостоятельный выбор деятельности
Дети могут найти место для самостоятельной деятельности
Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Предварительный просмотр:
Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
И задача каждого воспитателя – найти способы и средства, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений, т. е. поддерживают детскую инициативу.
Основным условием для поддержки детской инициативы и самостоятельности - это признание ребенка полноценным субъектом образования. Поэтому, я стараюсь создать в группе такие условия, в которых дети чувствуют себя полноценными хозяевами своей группы. Они участвуют в оформлении предметно-развивающей среды, сами выбирают игры в течении дня и самостоятельно формулируют правила поведения в группе.
В своей группе предметно-развивающую среду строю в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Предметно-игровую среду организую так, чтобы дети могли участвовать в многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных, народных и других, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Созданная среда позволяет детям развивать познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
В группе создаю партнерские отношения с каждым ребенком. Дети видят, что каждого из них принимают и уважают, они ведут себя свободно, в соответствии со своими интересами, делают выбор и проявляют инициативу. Стараюсь заинтересовать детей, если они затрудняются, задаю наводящие вопросы, нацеливаю на поиск нескольких вариантов решения проблемных ситуаций, вызываю у детей чувство радости от успешных действий.
Чтобы поддержать детскую инициативу, необходимо создать условия к принятию детьми решений и выражения своих чувств. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является «детский совет». Детский совет обеспечивает эмоциональное благополучие детей на целый день. Мы обмениваемся новостями, планируем индивидуальную и совместную деятельность. Дети на экране выбора фиксируют каждый своим значком, в какой центр активности он пойдет и чем будет там заниматься.
В своей работе применяю методику проектной деятельности. В проектной деятельности инициатива и самостоятельность проявляются с различной степенью выраженности. Инициатива выражается в том, чтобы ребенок не только захотел сделать что-либо самостоятельно, но и мог предложить оригинальную идею или изменить идею другого ребенка.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающей среде, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно - образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители.
Я считаю, что основной целью проектного метода, является развитие свободной творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.
Эффективной формой развития детской самостоятельности и инициативы является работа с лэпбуком. Лэпбук - тематическая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях или просто подойти и просмотреть всё её содержимое. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривает сделанную своими руками книжку, самостоятельно собирает информацию и может выбрать задание с учетом своих возможностей и интересов.
В настоящее время используем набор карточек Л.В. Свирской. Карточки предлагаются на выбор, дети работают с карточками разного содержания, выполняя разные виды деятельности с учетом своих интересов и возможностей. При работе с карточками ребенку предоставляется выбор возможностей для выполнения задания. Л.В. Свирская пишет, что по каждой теме целесообразно готовить от 30 до 50 карточек – из расчета по 2–3 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий.
Свободная деятельность детей, в условиях созданной мной предметно-развивающей среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет взаимодействовать со сверстниками индивидуально. Самостоятельная деятельность детей наполняется содержанием за счет созданной мной предметно-развивающей среды - материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования и экспериментирования. Это обеспечивает выбор по интересам, позволяет ребенку включиться во взаимодействие со сверстниками.
В течение дня дети могут самостоятельно определить вид своей дальнейшей деятельности и показать, чем бы он хотел заняться с помощью «экрана выбора». Это помогает мне отследить, какой центр в группе востребован больше, а какой необходимо пополнить материалами для детей.
В своей группе организую выставки продуктов детского творчества. У детей развивается чувство гордости за свой труд.
Для меня тема создание условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными и инициативными детьми.
Литература:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
5.Свирская Л.В., Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....
Консультация для педагогов "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Консультация для педагогов...
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....
Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."
Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...
Презентация "Создание условий для поддержки детской инициативы "
Консультация для педагогов ДОУ...
Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...
Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
Поддержка детей дошкольного возраста в различных видах деятельности основной принцип дошкольного образования. Поддержка инициативы также является условием, необходимым для создания социальной ситуации...