Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора
статья (старшая группа)

Статья. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviydlya_initsiativy.pptx2.9 МБ
Файл shchelokova.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора

Слайд 2

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. При котором сам ребенок становится полноценным участником ( субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Слайд 3

Наша задача – создание условий, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий .

Слайд 4

Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе. Важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Слайд 5

Создание предметно – развивающей среды и содержание среды (содержательно насыщенная )

Слайд 6

В своей практике в течении дня стала использовать детский совет с целью формирования доброжелательных отношений между детьми, создания атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создания общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта; для обмена информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявления детских интересов; формирования мотивации к предстоящей деятельности .

Слайд 7

Среда обеспечивает возможность выбора совместной деятельности

Слайд 8

Самостоятельный выбор деятельности

Слайд 9

Дети могут найти место для самостоятельной деятельности

Слайд 10

Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.



Предварительный просмотр:

 

Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

И задача каждого воспитателя – найти способы и средства, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений, т. е. поддерживают детскую инициативу.

Основным условием для поддержки детской инициативы и самостоятельности - это признание ребенка полноценным субъектом образования. Поэтому, я стараюсь создать в группе такие условия, в которых дети чувствуют себя полноценными хозяевами своей группы. Они участвуют в оформлении предметно-развивающей среды, сами выбирают игры в течении дня и самостоятельно формулируют правила поведения в группе.

В своей группе предметно-развивающую среду строю в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Предметно-игровую среду организую так, чтобы дети могли участвовать в многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных, народных и других, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Созданная среда позволяет детям развивать познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

В группе создаю партнерские отношения с каждым ребенком. Дети видят, что каждого из них принимают и уважают, они ведут себя свободно, в соответствии со своими интересами, делают выбор и проявляют инициативу. Стараюсь заинтересовать детей, если они затрудняются, задаю наводящие вопросы, нацеливаю на поиск нескольких вариантов решения проблемных ситуаций, вызываю у детей чувство радости от успешных действий.

Чтобы поддержать детскую инициативу, необходимо создать  условия к принятию детьми решений и выражения своих чувств. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является «детский совет». Детский совет обеспечивает эмоциональное благополучие детей на целый день. Мы обмениваемся новостями, планируем индивидуальную  и совместную деятельность. Дети на экране выбора фиксируют каждый своим значком, в какой центр активности он пойдет и чем будет там заниматься.

В своей работе применяю методику проектной деятельности. В проектной деятельности инициатива и самостоятельность проявляются с различной степенью выраженности. Инициатива выражается в том, чтобы ребенок не только захотел сделать что-либо самостоятельно, но и мог предложить оригинальную идею или изменить идею другого ребенка.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающей среде, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно - образовательном процессе  проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители.

Я считаю, что основной целью проектного метода, является развитие свободной творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.

Эффективной формой развития детской самостоятельности и инициативы является работа с  лэпбуком.  Лэпбук - тематическая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях или просто подойти и просмотреть всё её содержимое.  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти  информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривает сделанную своими  руками книжку, самостоятельно собирает   информацию и может выбрать задание с учетом своих возможностей и интересов.

В настоящее время используем набор карточек Л.В. Свирской. Карточки предлагаются на выбор, дети работают с карточками разного содержания, выполняя разные виды деятельности с учетом своих интересов и возможностей. При работе с карточками  ребенку предоставляется выбор возможностей для выполнения задания. Л.В. Свирская пишет, что по каждой теме целесообразно готовить от 30 до 50 карточек – из расчета по 2–3 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий.

Свободная деятельность детей, в условиях созданной мной предметно-развивающей среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет взаимодействовать со сверстниками индивидуально. Самостоятельная деятельность детей наполняется содержанием за счет созданной мной предметно-развивающей среды - материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования и экспериментирования. Это обеспечивает выбор по интересам, позволяет ребенку включиться во взаимодействие со сверстниками.

В течение дня дети могут самостоятельно определить вид своей дальнейшей деятельности и показать, чем бы он хотел  заняться с помощью «экрана выбора». Это помогает мне отследить, какой центр в группе востребован больше, а какой необходимо пополнить материалами для детей.

В своей группе организую выставки продуктов детского творчества. У детей развивается чувство гордости за свой труд.

Для меня тема создание условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными и инициативными детьми.

           

Литература:

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

2. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

    5.Свирская Л.В., Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"

Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....

Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."

Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

Поддержка детей дошкольного возраста в различных видах деятельности основной принцип дошкольного образования. Поддержка инициативы также является условием, необходимым для создания социальной ситуации...