РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 5-7 лет
рабочая программа
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
5-7 лет
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» разработана на основе программы «Раз – ступенька, два – ступенька…»» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и с учетом закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю по 30 минут для детей 5 – 7 лет. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет в игровой форме подготовить детей к обучению в школе.
Работая по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…», особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создаю картотеку игр, разрабатываю конспекты занятий, подбираю материал для экспериментирования и исследовательской деятельности. Программа распределена по разделам:
- количество и счет;
- ознакомление с геометрическими фигурами;
- определение величины;
- ориентировка во времени, пространстве;
- решение логических задач;
В соответствие с разделами планируется работа, определяющая содержание, задачи, сроки проведения.
1. Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализуются через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей числа», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
2. Геометрические фигуры.
В разделе «геометрические фигуры», закрепляются представления о многоугольниках и их свойствах, развиваются: умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Танграм».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах, их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
3. Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу используются игры–эксперименты: «В каком сосуде больше воды?», «Что легче, что тяжелее?», «Что тонет, что плавает?», «Подбери шарфик для кукол», «Короче – длиннее», «Подбери мебель для трех медведей».
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
4. Ориентировка во времени
В этом разделе развивается чувство времени, дети учатся определять время по часам, знакомятся с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляются представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе используются следующие дидактические игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Мой режим дня по часам», «Определи время по часам», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?».
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года, совершенствуют представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяются логические задачи.
5. Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребусы «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки, «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах, развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Планирование на октябрь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, знакомство с названием месяца – октябрь | Учить отгадывать загадку, записывать решение с помощью цифр знаков; закреплять умение писать цифры 1,2,3,4, учить писать цифру 5, знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел, познакомить с текущим месяцем – октябрь | 1 неделя |
Число и цифра 6, знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий» | Познакомить с цифрой 6, учить писать цифру 6, учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы: сколько, на котором по счету месте; знакомить с составом числа 6 | 2 неделя |
Числа и цифры 3,4,5,6, знаки <,>, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник | Закрепить умение писать цифры 3,4,5,6, учить устанавливать соответствие м/у предметов и цифрой, познакомить со знаками <,> | 3 неделя |
Числа и цифры 4,5,6, установление соответствия между числом, цифрой, и количеством предметов | Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов | 4 неделя |
Планирование на ноябрь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак геометрические фигуры, знакомство с названием месяца – ноябрь | Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр, познакомить со знаком -; познакомить с цифрой 0, учить писать цифру 0, закреплять знания осенних месяцев (сентябрь, октябрь), познакомить с месяцем – ноябрь | 1 неделя |
Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, установление равенства м/у двумя группами предметов, понятия «слева», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках | Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0; учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость м/у ними; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе | 2 неделя |
Число и цифра 7, знаки =,+, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, деление квадрата на 2 и 4 части. | Познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте?; учить выкладывать прямоугольник из счетных палочек; учить рисовать прямоугольник в тетради в клетку; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания, учить понимать, что часть меньше целого. А целое больше части | 3 неделя |
Числа 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели | Продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7из двух меньших чисел; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с пословицами в которых упоминается число 7; познакомить с днями недели | 4 неделя |
Планирование на декабрь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1 – 8, знаки +,-, знакомство с названием месяца – декабрь, логическая задача на установление закономерностей | Познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или -; познакомить с названием месяца – декабрь | 1 неделя |
Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. | Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько, на котором по счету месте; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале: учить делить предмет на 2, 4 части | 2 неделя |
Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. | Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитания; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; учить рисовать овалы в тетради в клетку | 3 неделя |
Знаки <,>, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет. | Закреплять умение правильно пользоваться знаками < ,>; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различии количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы: сколько, который, на каком по счету месте. | 4 неделя |
Планирование на январь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1 – 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели, знакомство с названием месяца – январь Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат | Познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; познакомить с названием месяца – январь; знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями (1 кружок – понедельник, 2 кружка – вторник и т. д.); закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «еще пониже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще повыше» Учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; учить складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линиям сгиба; | 2 неделя |
Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунков | Познакомить с числом 10; учить писать число10; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать трапецию из счетных палочек; рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить различия в двух похожих рисунках | 3 неделя |
Числа от 1 – 10, сложение числа 10 из двух меньших, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат | Закрепить умение писать цифры от 1 – 10; учить составлять число десять их двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике | 4 неделя |
Планирование на февраль:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, знакомство с названием месяца – февраль | Познакомить с названием месяца – февраль; продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; учить пользоваться знаками +,-, учить рисовать в тетради в клетку кораблик. | 1 неделя |
Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками | Упражнять в количественном и порядковым счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка, лодка), решать логическую задачу на анализ и синтез | 2 неделя |
Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник | Продолжать решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7,8, 9,10 из двух меньших чисел; учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях; способствовать развитию графических навыков – рисование машины | 3 неделя |
Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки <,>, ориентировка во времени – дни недели, логическая задача на установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция | Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством; учить пользоваться знаками <,>; закрепить знания о днях недели; учить решать логическую задачу на установление закономерностей | 4 неделя |
Планирование на март:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца – март, логическая задача. | Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – март; закрепить знания о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль); учить решать логическую задачу на сходство и различие | 1 неделя |
Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, ориентировка во времени – части суток, понятия «больше», «поменьше», «самый маленький» | Продолжать учить записывать решение и читать запись; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь) учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников; способствовать развитию глазомера; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький» | 2 неделя |
Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года | Учить читать запись задачи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; развивать мышление; | 3 неделя |
Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, логическая задача на анализ и синтез, круг, овал, треугольник | Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина» закреплять знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник | 4 неделя |
Планирование на апрель:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Решение задач, знакомство с названием месяца – апрель, логическая задача на установление закономерностей, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник | Продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – апрель; продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; | 1 неделя |
Порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве | Упражнять в различии количественного и порядкового счета; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать её и читать запись; закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица; учить рисовать лягушку в тетради в клетку | 2 неделя |
порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ, синтез предмета сложной формы, треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек | Закреплять навыки порядкового и количественного счета; продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать в тетрадь; продолжать учить выкладывать из счетных палочек символическое изображение предметов (дом, елка, лодка); учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки; учить решать логическую задачу на анализ и синтез | 3 неделя |
Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, знакомство с названием месяца – май, закрепление знаний о месяцах – март, апрель, стихи о цифрах от 1 – 10 | Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы | 4 неделя |
Планирование на май:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Логические задачи на установление закономерностей | Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы | 1 неделя |
Решение задачи, примеров, соотнесение цифр с количеством предметов | Продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия | 2 неделя |
Решение примеров, ориентировка в пространстве, логическая задача на установление закономерностей. | Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; | 3 неделя |
Знаки <,>, логическая задача на анализ и синтез. | Закреплять умение правильно пользоваться знаками <,>; упражнять в различии количественного и порядкового счета; | 4 неделя |
Литература:
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, «Раз – ступенька, два – ступенька…»» М., Владос, 2013.
- Е.В.Колесникова Методическое пособие: М. 2009 Е.В. Колесникова «Я считаю до 10» рабочая тетрадь для детей: М.; ТЦ Сфера,2011.
- А.П. Тимофеевский «Малышам о формах и размерах ЗАО «Омега», Москва
- С.И. Волкова «Математические ступеньки Москва «Просвещение» 2009
- Математика. Проверяем готовность к школе. С.В.Пятак, ЭКСМО.М.,2012.
- Играем и конструируем. А.В.Белошистая. Дрофа. М.,2011
- Учимся решать задачи. С.Е. Гаврина. Росмэн. М., 2006.
- Веселая геометрия. Е.К.Нефедова. Дрофа.М., 2010
- Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т.Г. Любимова «Хочешь быть умным? Изучай математику»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно – образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию. «Королевство занимательной математики»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/29/picture-1017320-1540785218.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика»
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/10/picture-1160423-1610310226.jpg)
Рабочая программа ОО " Познавательное развитие" по курсу " Ознакомление с окружающим миром/ введение в математику" в группах общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет на 2020 - 2021 учебный год
Содержание программы направлено на развитие у детей младшего дошкольного возраста любознательности и познавательных интересов через решение таких задач, как :- формирован...
Технологическая карта интегрированного занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Занимательное путешествие по островам математики"
Занятие по ФЭМП...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-1332163-1621221744.jpg)
Проектная деятельность по развитию ФЭМП "Занимательная математика"
Математика - очень важная наука: она развивает у детей логическое мышление, речь, воображение, память; помогает формировать терпение, настойчивость, творческие способности; учит анализировать, умению ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/13/picture-1186255-1691936685.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по ФЭМП " Занимательная сенсорика"
quot;Занимательная сенсорика"...
Программа кружковой работы по ФЭМП "Занимательная математика"
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, для работы по ФЭМП,...