Главные вкладки

    Консультация для педагогов на тему: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры»
    консультация

    Ничога Вероника Валерьевна

       На  протяжении  долгого  времени  цвет  остается  важным  объектом  исследований,  только  подходы  ученых  к  этой  проблеме  осуществлялись  с  различных  сторон.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_4.docx21.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 16 комбинированного вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    ____________________________________

    Подготовила воспитатель

    1 квалификационной категории

    Ничога Вероника Валерьевна

    Консультация для педагогов на тему:

    «Воспитание  сенсорной  культуры  детей раннего возраста  в  области  восприятия  цвета  через  дидактические  игры»

      В  соответствии  с  действующим  федеральным  государственным   образовательным  стандартом  на  первый  план  выдвигается  развивающая  функция  образования, обеспечивающая  становление  личности  ребенка  и  ориентирующая  педагога  на  его  индивидуальные  особенности.

    В  ООП  ДО  комплексно  представлены  все  основные  содержательные  линии  воспитания  и  образования  ребенка.  Отдельным  разделом  в  содержании  образовательной  области  «Познание»  представлено  «Сенсорное  развитие»,  которое  направлено  на  формирование  у  детей  всех  возрастных  групп  познавательных  интересов  и  на  их  интеллектуальное  развитие.

    Сенсорное  развитие  является  условием  успешного  овладения  любой  практической  деятельностью.   А  истоки  сенсорных  способностей  лежат  в  общем  уровне  сенсорного  развития,  достигаемого  в  младшем  дошкольном  возрасте.  Период  первых  3-х  лет – период  наиболее  интенсивного  физического  и  психического  развития  детей.  В  этом  возрасте  при  соответствующих  условиях  у  ребенка  развиваются  различные  способности:  речь,  совершенствование  движений.  Начинают  формироваться  нравственные  качества,  складываться  черты  характера.  Обогащается  сенсорный  опыт  ребенка  посредством  осязания,  мышечного  чувства,  зрения,  ребенок  начинает  различать  величину,  форму  и  цвет  предмета.

    Цвет - это  одна  из  сложных  характеристик  для  детского  восприятия.  Восприятие  цвета  отличается  от  восприятия  формы  и  размера,  прежде  всего  тем,  что  оно  может  осуществляться  только  при  помощи  зрительной  ориентировки.  Иными  словами,  цвет  обязательно  надо  увидеть.  В  связи  с  этим  усвоение  сенсорных  эталонов  цвета  происходит  медленнее  и  сложнее.

       На  протяжении  долгого  времени  цвет  остается  важным  объектом  исследований,  только  подходы  ученых  к  этой  проблеме  осуществлялись  с  различных  сторон.

    В  начале  17  века  чешский  педагог  Ян  Амос  Коменский  впервые  рассмотрел  вопросы  целенаправленного  формирования  у детей  чувства  цвета.  Он  считал,  что  формирование  у  детей  интереса  к  цвету  должно  осуществляться  постепенно  и  строиться  с  учетом  возрастных  особенностей.  По  мнению  Я.А.Коменского,  цвет  имеет  болшое  значение  в  развитии  эстетического  восприятия  детей  и  может  выступать  для  ребенка  как  один  из  признаков  предмета.  Поэтому  отношение  детей  к  цвету  может  строиться  на  основе  их  отношения  к  данному  предмету

     (  ребенку  понравился  по  вкусу  ярко-красный,  сочный  помидор,  и  на  основе  этого  он  положительно  относится  к  красному  цвету).

    Взгляды  Я.А. Коменского  полностью  разделял  немецкий  педагог  Фридрих  Фребель.  Для  обучения  детей  восприятию  различных  цветов  и  оттенков  Ф.Фребель  предлагал  специальные  методы  и  приемы.  Ф. Фребелю  принадлежит  одна  из  первых  классификаций  последовательности  называния  детьми  цветов.  (Прежде  всего,  называется  чистый  цвет  сам  по  себе  (красный,  зеленый  и  т.д.  Затем  называются  цвета  по  их  внутренней  силе  (темный,  светлый  и  т.д.,  и  в  конце – отдельные  цвета  по  их  видам  смешивания.)

    Большое  значение  воспитанию  чувства  цвета  придавала  итальянский врач, педагог,  ученый, философ  Мария  Монтессори.  Она  считала,  что  формирование  чувства  цвета  играет  значительную  роль  в  психофизическом  развитии  ребенка,  но  это  развитие  не  происходит  само  по  себе,  а  требуются  специальные  усилия  педагога.  М.Монтессори  считала,  что  эффективная  работа  по  формированию  у  детей  умения  различать,  называть  и  использовать  различные  цвета  и  оттенки  возможна  только  при  наличии  специальных  дидактических  средств.  Впервые  в  истории  педагогики  М.Монтессори  были  разработаны  наглядно-дидактические  материалы  для  работы  с  детьми.

    Содержание  и  методика  развития  цветового  восприятия  детей,  усвоение  ими  цветовых  эталонов,  знаний  о  цветах  и  способах  их  получения  были  подробно  изучены  в  отечественной  науке  в  результате  проведения  исследований  по  сенсорному  воспитанию.

    Большая  заслуга  ученых  Николая  Матвеевича  Щелованова  и  Нины  Михайловны  Аксариной  заключается  в  том,  что  они  обосновали  теоретическое  положение  советской  педагогики  и  психологии  о  ведущей  роли  воспитания  и  обучения  в  развитии  ребенка  применительно  к  раннему  возрасту.  Это  способствовало  развитию  исследований  в  области  педагогики  раннего  детства.

    Психолог  Александр  Владимирович  Запорожец  полагал,  что  восприятие  свойства  предмета  (в  том  числе  цвета)  строится  на  основе  перцептивных  действий,  включающих  сравнение  предметов  окружающего  мира  с  сенсорными  «мерками»  или  эталонами,  круг  которых  расширяется  в  процессе  развития.  (Под  сенсорными  эталонами  обозначаются  обобщенные  сенсорные  знания.  Сенсорный  опыт,  накопленный  человечеством  за  всю  историю  своего  развития).  

    Большой  вклад  в  развитие  теории  восприятия  свойств  предметов  сделан  учеником  А.В.Запорожца – советским  психологом  Леонидом  Абрамовичем  Венгером,  который  развил  учение  о  сенсорных  эталонах,  которые  приобретают  функции  «образцов»,  «мерок»  и  помогают  зафиксировать  особенности  объектов  при  сопоставлении,  сличении  свойств  того  или  иного  предмета  на  основе  данной  системы  цветов.

    Изучением  особенностей  развития  сенсорных  способностей  посредством  дидактических  игр  и  в  процессе  предметной  деятельности  занимались  такие  ученые  как  Эмма  Георгиевна  Пилюгина,  Евгения  Ильинична  Радина,  Светлана  Леонидовна  Новоселова,  Галина  Григорьевна  Григорьева  и  другие.

    В  современной  системе  сенсорного  воспитания  наряду  с  учебными  занятиями  определенное  место  отводится  занятиям  иного  характера,  которые  проводятся  в  форме  организованных  дидактических  игр.  На  занятиях  такого  рода  сенсорные  и  умственные  задачи  воспитатель  ставит  перед  детьми  в  игровой  форме,  связывает  с  игрой.  Развитие  восприятий  и  представлений  ребенка,  усвоение  знаний  и  формирование  умений  происходит  не  в  процессе  учебной  деятельности,  а  в  ходе  интересных  игровых  действий.  А  как  известно,  игровая  форма  обучения – ведущая  на  ступени  раннего  детства.

       Формирование  цветового  восприятия – одна  из  важных  педагогических  проблем,  требующих  решения  как  на  теоретическом,  так  и  на  практическом  уровне.

       Из  вышесказанного  следует,  что  только  при  систематическом  и  последовательном  использовании  дидактических  игр  у  детей  будет  формироваться  цветовосприятие,  умение  пользоваться  эталонами  цвета  как  системами  чувственных  мерок  для  анализа  окружающего.

       Формирование цветовосприятия у детей раннего возраста в соответствии  с  ФГОС  ДО  успешно  прослеживается  во  всех  образовательных  областях:

    1. Социально-коммуникативное  развитие происходит через  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх;
    2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета;
    3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря;
    4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия;
    5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

    Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

    Консультация для педагогов "Возрастные особенности детей раннего возраста"

    Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...

    Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

    Конультация для педагогов и родителей "Поговорм о сенсорном развитии детей..."...

    Консультация для педагогов «Физическое развитие детей раннего возраста»

    Дети раннего возраста и младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т. п. Они требуют много сил и энергии на различные движения, в ко...

    Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

    Консультация для педагогов по теме: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    Устное народное творчество - гениальный творец языка и величайший педагог. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственн...