научно и следовательская работа.:
классный час (подготовительная группа)

Исследование представлений младших школьников о ЗОЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

научно-исследовательской работы

Исследование представлений младших школьников о ЗОЖ

Содержание

Введение………………………………………………………………………….10

Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития представлений  у младших школьников о ЗОЖ………………………………………………………………12

1.1 Здоровый образ жизни младших школьников………………..……………12

1.2 Условия и методы развития представлений  о ЗОЖ у младших школьников………………………………………………………………………18

Глава 2 Эмпирическое исследование представлений  о ЗОЖ учащихся первого класса………………………………………………………………...….20

2.1 Исследование представлений  о ЗОЖ учащихся первого класса……...…20

2.2 Исследование условий и методов, используемых классным руководителем первого класса для развития представлений  о ЗОЖ обучающихся………………………………………………………………….…24

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………..…….33

Приложения……………………………………………………………….……..35

Введение

Актуальность выбранной темы в том, что здоровье – достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако по данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными неврозами. 30 – 35% детей, которые поступают в школу, уже имеют хронические заболевания. 

Поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к социально-экономическим условиям жизни общества, но к формированию своего образа жизни.

Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.

Основными факторами по формированию представлений о здоровом образе жизни являются спортивно- оздоровительная, ценностно-ориентированная и диагностическая деятельность.

Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:

- формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

- закрепление гигиенических навыков и привычек;

- приобщение к разумной физической активности;

- обучение противостоять деструктивным для здоровья формам поведения.

Работа по формированию представлений о здоровом образе жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Цель данной работы – провести исследование представлений младших школьников о ЗОЖ.

Исходя из поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие здоровый образ жизни младших школьников;

- изучить условия и методы развития представлений  о ЗОЖ у младших школьников

- провести исследование представлений  о ЗОЖ учащихся первого класса;

- провести исследование условий и методов, используемых классным руководителем первого класса для развития представлений  о ЗОЖ обучающихся.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития представлений  у младших школьников о ЗОЖ

1.1 Здоровый образ жизни младших школьников

Поступление в школу – один из сложнейших переходных периодов в жизни человека. К первокласснику предъявляются уже совсем не те требования, что раньше: в его обязанности входит учеба, дополнительные занятия дома, посещение секций, музыкальной или художественной школы. К тому же сами по себе школьные уроки представляют собой нечто совершенно новое для него: необходимо тихо сидеть, слушать учителя и не отвлекаться, отвечать перед всем классом. Необходимость соблюдать дисциплину даже на переменах также может восприниматься как трудновыполнимое требование.

В дополнение к внешним условиям в возрасте 6-8 лет в организме ребенка происходит серьезная физиологическая перестройка. Снижается активность вилочковой железы, увеличивается продукция гормонов половых желез, гипофиза, надпочечников. Интенсивное развитие нервной системы с преобладанием процессов возбуждения затрудняет усидчивость и объясняет высокую эмоциональность. Нередко именно в этот период характер ребенка может неожиданно измениться как в лучшую, так и в нежелательную сторону.

Все вышеперечисленное и составляет суть переходного периода младшего школьного возраста, и при неправильном подходе столь высокая нагрузка на нервную систему может существенно повредить здоровью ребенка.

Чтобы понять, на чем должно строиться планирование здорового образа жизни младшего школьника, мы должны четко представлять, какие факторы могут оказать негативное влияние на его здоровье?

1.Высокие учебные нагрузки, которые становятся особенно выраженными, начиная со 1-3 класса. Учебная программа порой подразумевает прохождение объемной темы за два-три дня, которых явно не хватает среднему ученику для ее усвоения, и, пытаясь закрепить материал, учитель задает большие по объему домашние задания.

2.Необходимость ношения тяжелых портфелей, в которые по современной учебной программе укладываются не только учебники, но многочисленные рабочие и проверочные тетради, атласы, пособия.

3.Дополнительные занятия: обучение рисованию, музыке, рукоделию, театральные кружки и т.п.

4.Стрессы: требование отвечать у доски, порицание перед всем классом, плохие отметки, неблагополучные отношения с одноклассниками могут стать для ребенка глубокой психологической травмой.

5.Уменьшение двигательной активности, связанное с выполнением домашнего задания, требованиями дисциплины на перемене в школе, склонностью к пассивному отдыху – просмотру телевизора, игре на компьютере.

5.Повышенная нагрузка на орган зрения может привести к развитию дальнозоркости.

6.Уменьшение контроля со стороны родителей хоть и является нормой в этом возрасте и способствует самостоятельности, однако неподготовленный к этой самостоятельности ребенок зачастую неправильно пользуется полученной свободой. В этом возрасте учащаются случаи несчастных случаев на дороге и другие травмы, в отсутствии родителей дети склонны изменять на свое усмотрение пищевой рацион (на карманные деньги приобретаются булки, чипсы и соленые орешки, а полноценный обед игнорируется) и т.п.

Однако все это лишь факторы, справиться с которыми в большинстве случаев вполне по силам. Например, дополнительные занятия в кружках только тогда становятся неполезными, когда нарушен режим дня и нагрузка не соответствует возможностям. При правильном же подходе творческие занятия только пойдут на пользу, способствуя самовыражению ребенка как личности и гармоничному развитию его психики.

Для того, чтобы предотвратить воздействие негативных факторов с сфере учебных нагрузок необходимо грамотно организовать сам процесс обучения и создать такие условия, при которых эта нагрузка не станет чрезмерной и не вызовет расстройств здоровья.

Необходимо придерживаться правила чередования нагрузок. Для младшего школьного возраста рекомендуется каждые 20-40 минут умственной деятельности (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей) прерываться на активный отдых. Позвольте ребенку побегать, поиграть, потанцевать, выполнить разминку. Физические упражнения приведут к активации кровообращения, устранению застоя в органах таза и нижних конечностях и, в конце концов, повышению общего тонуса.

От необходимости носить в школу учебники и тетради никуда не денешься. Однако тяжелый портфель – это не проблема сама по себе. Проблема начинается тогда, когда:

1.портфель неудобен;

2.мышцы спины и ног у ребенка слишком слабы;

3.портфель не просто тяжелый, а чрезмерно тяжелый.

В последнем случае проблему, возможно, придется решать с учителем: постарайтесь договориться об отказе ношения дополнительных пособий. Если сформулировать проблему правильно, в большинстве случаев удается договориться «полюбовно», без конфликтов – наверняка учитель просто не задумывался об этой проблеме, а его требования носить два учебника по каждому предмету, рабочие тетради и многочисленные пособия обусловлены стремлением сделать усвоение материала более доступным.

А вот проблема со слабостью мышц должна решаться заранее, не забывая позаботиться о достаточной физической нагрузке еще в дошкольном возрасте.

Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать при планировании дополнительных занятий. Во-первых, родители должны выбирать кружок вместе с ребенком, ориентируясь на его предпочтения и способности. Если занятия в кружке будет приносить ребенку удовольствие, то и уставать от них он практически не будет. Во-вторых, в большинстве случаев ребенку вполне достаточно дополнительных занятий по 2-3 часа 3-4 раза в неделю: более интенсивные нагрузки требуют высокой выносливости. В-третьих, не стремитесь заполнить кружками абсолютно все свободное время: у ребенка должно оставаться личное время, которое он сможет занять так, как ему хочется. В-четвертых, если дополнительные занятия – это не спортивная секция, то обязательно выделите время на подвижные игры на воздухе.

Стрессы являются постоянным спутником нашей жизни и сами по себе закаляют: человек учится находить выход из трудных ситуаций, искать решения, справляться со своими эмоциями. Однако когда интенсивность стресса превышает индивидуальный порог выносливости, наступает болезнь. У младших школьников она может проявляться в утомляемости, приступах раздражения и агрессии, депрессии, невротических симптомах (выдергивание волос, сосание пальцев, обгрызании ногтей и т.п.).

Одним из эффективных способов борьбы со стрессом является повышение стрессоустойчивости. Этого можно добиться адекватными физическими нагрузками, закаливанием и правильным воспитанием. Не стоит стремиться создать для ребенка «тепличные» условия: стремитесь к тому, чтобы он мог самостоятельно преодолевать трудности (по детским силам), знал свои достоинства и слабости, умел правильно себя вести, был способен к самокритике и стремился к самосовершенствованию.

О пользе физических упражнений сказано невероятно много, и тем не менее мы не можем пройти мимо этой темы. Ребенок, получающий достаточную физическую нагрузку крепок и вынослив, его тело гармонично развивается, он не склонен к неврозам. Поэтому организации физической нагрузки стоит уделять первостепенное внимание. Выделяйте время на прогулки, выезжайте всей семьей на природу, играйте вместе в подвижные игры, запишите ребенка в спортивную секцию – наряду с правильным питанием движение становится основой здорового образа жизни младшего школьника.

Занятия в спортивных секциях дают, пожалуй, наиболее адекватную нагрузку на организм. При этом интенсивно развивается скелетная мускулатура и дыхательная система, совершенствуется координация движений, оттачиваются навыки владения собственным телом, сердце получает столь нужную ему тренировку. Кроме телесной пользы физкультура и спорт оказывают влияние на становление психики человека: целеустремленность, способность переносить неудобства и контролировать свои желания – вот те качества, в достижении которых спорт может стать главным помощником.

Чтобы избежать ухудшения зрения, следует соблюдать достаточно простые, но эффективные правила.

1.Следите за тем, чтобы ребенок не читал лежа и в транспорте.

2.Оборудуйте своему школьнику удобное рабочее место: освещение должно быть достаточным и равномерным, а стул подходящим по высоте. Кстати, это поможет и в профилактике сколиоза.

3.Для учеников 1-2 класса подбирайте по возможности книги с крупным шрифтом.

4.Не покупайте детям дешевые затемненные очки: солнцезащитные очки должны приобретаться в оптике и иметь специальную маркировку.

Для того чтобы ребенок мог безопасно пользоваться предоставленными свободами, следует его к этому подготовить. Необходимо разговаривать с ребенком об опасностях, поджидающих его на улице, и не забывать о воспитании здорового образа жизни, которое подразумевает выработку правильных убеждений и навыков. Предоставлять ребенку свободу постепенно, проверяя, насколько хорошо он справляется с возложенной на него ответственностью, поощряйте за «взрослое» поведение.

Необходимо отучать ребенка от вредных привычек, таких как сосание пальцев, качание на стуле и поедание собственных волос, обгрызание ногтей. Данные вредные привычки являются невротическими проявлениями, свидетельствующее о психологическом неблагополучии. Необходимо обратить свои силы не на искоренение этих проявлений, а на устранение причины. Может быть, ребенку не хватает внимания и ласки? Может, он страдает от перегрузок? А может, он просто мало двигается? Проанализируйте образ жизни ребенка и постарайтесь откорректировать его в соответствии с общепринятыми правилами, не забывая об индивидуальном подход.

Несмотря на то, что «взрослые» вредные привычки в большинстве случаев еще не актуальны в младшем школьном возрасте, мы не можем обойти стороной эту тему. Дело в том, что о профилактике опасных вредных привычек необходимо заботиться как можно раньше. Например, исследования показали, что чем раньше ребенок узнает правдивую информацию о вреде наркотиков, тем менее склонен он в дальнейшем к их употреблению. С разговором о наркомании постарайтесь опередить «дворовую» информацию, которая может представлять наркотик как безобидное средство получения яркого удовольствия.

Не стоит забывать и о курении и алкоголе. Даже если родители курят сами, полезными могут оказаться беседы о том, как и в чем мешает эта вредная привычка в жизни. Разговаривая с ребенком, обратите его внимание на особую опасность алкоголя и курения для ребенка: предоставьте ему правдивую информацию о детской алкогольной зависимости со всеми выходящими последствиями, о задержке роста и снижении успеваемости.

1.2 Условия и методы развития представлений  о ЗОЖ у младших школьников

Охрана здоровья учащихся  является одним из приоритетных направлений школы. Она осуществляется через реализацию программы: Национальный проект в сфере здравоохранения  «Здоровье». Функция сохранности здоровья в ряду других функций занимает особое место в силу того, что сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе имеет первостепенное значение еще и по тому, что школу  посещают дети самых разных способностей и возможностей, имеющие разное состояние здоровья.   

Работа по формированию здоровьесберегающего пространства в классе обычно идет по следующим направлениям:

  Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:

            -          обеспечение соблюдения санитарно – гигиенических норм при  организации образовательного процесса, норм техники безопасности;

-     обеспечение здоровьесберегающего режима работы класса (дни и уроки здоровья);

-     организация рациональной системы питания;

-     обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся (физкультурные минутки, прогулки);

-     разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня  физического и психологического  развития обучающихся; 

 Учебно – воспитательная работа  с обучающимися и родителями.

- беседы с родителями на валеологические темы: «Здоровьесберегающая педагогика», «Предупреждение переутомления школьников».

-   классные часы «За здоровый образ жизни»

- беседы для учащихся о вреде курения, алкоголизма

-  проведение инструктажа по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности

-  проведение профилактических занятий по ПДД, противопожарной безопасности

-  организация участия обучающих в спортивных кружках и секциях.

 Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.

 Новые формы общения с родителями, используемые учителем:

-  индивидуальные консультации (учитель, ребенок, родитель) в процессе которого составляется индивидуальный маршрут для ребенка;

Глава 2 Эмпирическое исследование представлений  о ЗОЖ учащихся первого класса

2.1 Исследование представлений  о ЗОЖ учащихся второго класса

Исследовательская работа проводилась на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Школа № 1987 (ГБОУ Школа № 1987) города Москвы.

Для проведения исследования было привлечено 24 учащихся 1 «А» класса.

Структура эксперимента определилась в соответствии с поставленной целью и включала только констатирующий этап, т.к. уровень квалификационной работы учебно-методический.

Цель эмпирического исследования: выявление уровня развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.

Экспериментальная группа: обучающиеся 1 «А» класса школы №1987 города Москвы.

Задачи:

1) Составить анкеты для учащихся 1-го класса и их родителей;

2) Провести исследование уровня развития представлений о ЗОЖ у младших школьников и их родителей;

3) Составить методических разработок занятий по формированию ЗОЖ у младших школьников.

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:

1. Знания детей о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний;

 2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении;

3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов;

4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно - популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета;

5. Проявление потребности в выполнении санитарно - гигиенических норм.

Во 1«А» классе было проведено анкетирование по теме «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (см. приложение №1).

В ходе обработки используется специальный ключ, представленный в приложении 2.

8-6 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно.

5-4 балла: Средний уровень - ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.

Ниже 4 баллов: Низкий уровень - Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье.

Результаты диагностики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Список учеников и количество набранных баллов

№ п/п

Имя ученика

кол-ко баллов

1

Алена С.

4

2

Александр И.

8

3

Борис Т.

3

4

Виктор Р.

6

5

Виктория Н.

6

6

Валентина А.

4

7

Глеб Р.

3

8

Галина Ш.

6

9

Дмитрий Р.

3

10

Диана Р.

4

11

Елена С.

2

12

Зинаида Д.

2

13

Игорь Т.

3

14

Илья А.

3

15

Ирина А.

6

16

Клим П.

3

17

Катя Н.

4

18

Константин Г.

7

19

Лиза Ч.

3

20

Лев У.

2

21

Леонид Ю.

6

22

Мария Ч.

5

23

Марат Ш.

2

24

Олег Л.

3

На основании данной таблицы построим диаграмму  уровня развития представлений о ЗОЖ у учеников 1-го класса.

Рисунок 1- Уровень развития представлений о ЗОЖ у учеников 1-го класса

Выводы: анкетирование показало, что у 30% детей сформирован высокий и 20% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 50% школьников.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

Далее мы провели анкетирование родителей по выявлению осведомленности об укреплении здоровья их детей (См. приложение 3) Основными критериями осведомленности родителей об укреплении здоровья детей выступили:

1)Основные знания и соблюдения приемов ЗОЖ (соблюдение режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе, здоровая гигиеническая среда и др.);

2) Заинтересованность в поддержании здорового образа жизни у своих детей;

3) Использование мероприятий по укреплению здоровья ребенка. В ходе обработки используется специальный ключ, представленный в приложении 3 в форме таблицы.

Минимальный результат - 17 баллов. Это означает, что состояние здоровья детей вызывает у родителей опасения. Не соблюдаются приемы Здорового образа жизни (соблюдение режима, рациональное, калорийное питание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, здоровая гигиеническая среда, наличие спортивных и детских площадок, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия).

Максимальный результат - 140 баллов. Это положительный результат. Он говорит о том, что родители проявляют большую заинтересованность в поддержании здорового образа жизни, контактируют с преподавателями и ведут мероприятия по укреплению здорового ребенка.

Анкетирование родителей 1 класса показало, что 5 родителей в результате опроса набрали 100 баллов, 15 родителей- 80 баллов, 5 родителей-35 баллов.

Рисунок 2- Здоровье детей по результатам анкетирования родителей.

Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод о необходимости проведения занятий по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.

Нами были определены формы условий и методов, используемых классным руководителем первого класса для развития представлений  о ЗОЖ обучающихся

2.2 Исследование условий и методов, используемых классным руководителем первого класса для развития представлений  о ЗОЖ обучающихся

Для развития представлений о ЗОЖ у младших школьников классный руководитель должен проводить с детьми информационные занятия о важности ЗОЖ, а также проводить классные часы с родителями школьников.

Конспект занятия во 1 классе «Сохрани свое здоровье»

Вот и наступила зима. Выпал снег, затрещали морозы. Связи с этим фактом во 1 классе проведем ряд занятий, посвященных здоровье-сберегающему поведению.

Занятие «Сохрани свое здоровье»

Цели занятия:

1. Формировать у детей понимание ценности здоровья.

2. Формировать потребность в здоровом образе жизни, навыках гигиены и профилактике заболевании

3. Мотивировать на здоровый образ жизни.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. К нам в класс сегодня пришло письмо от Нюши. Давайте его прочитаем.

- Дорогие ребята, мои друзья Крош и Бараш часто болеют, лежат в кроватках и не играют со мной.

Я знаю вы веселые и подвижные дети всегда играете друг с другом и вам не скучно потому, что вы редко болеете.

Помогите мне пожалуйста расскажите, что нужно делать, чтобы быть здоровыми и веселыми?

Поможем Нюше ребята?

Тема нашего занятия Сохрани свое здоровье. (Слайд 1)

Ход ЗАНЯТИЯ

Кто хочет быть здоров? (ответы детей).

Ребята, какого человека вы считаете здоровым? (который не болеет)

А как мы чувствуем себя, когда болеем? (болит голова, плохо, горло болит, кашель, насморк, живот, ничего не можешь делать, заниматься любимым делом, гулять, приходится лежать на кровати и пить лекарства)

Никто не любит болеть.

А чтобы нам с вами не болеть, нужно вести Здоровый Образ Жизни! (слайд 2)

Здоровье это наша самая большая ценность (слайд 3)

Когда человек здоровый и у него ничего не болит, он занимается своими любимыми делами.

Здоровый человек сильный, красивый, все дела у него получаются.

А сейчас поговорим о том, какие правила ЗОЖ мы должны соблюдать, чтобы укрепить свое здоровье.

Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья?

Предположительные ответы детей:

(Заниматься физкультурой, делать зарядку, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины).

– Правильно!

Это, во-первых, соблюдение режима дня. (Слайд 4).

Во-вторых, нужно следить за чистотой своего тела.

В-третьих, это занятия физкультурой.

В-четвертых, нужно правильно питаться.

1 правило.

Соблюдать режим дня. (Слайд 5).

Режим дня очень важен для соблюдения правил ЗОЖ

Ребята наш организм имеет одну особенность о которой нельзя забывать: он старается соблюдать своё внутреннее расписание (как будто у нас внутри часы) и страдает, когда этот порядок нарушается. Если мешать своему организму соблюдать правильный режим дня, нарушать его внутренний распорядок- организм рассердится, поссорится с вами.

Нужно соблюдать правильный режим дня: спать, есть, гулять, играть, заниматься в определённое время. Тогда организму будет легко работать, и вы будете чувствовать себя здоровыми и бодрыми.

А теперь поиграем игру.

Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить детям разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

2 правило это правила личной гигиены. (Слайд 6).

Что такое гигиена? (когда человек следит за чистотой своего тела, за своим внешним видом)

– Какие правила гигиены ребята мы с вами соблюдаем? (Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы и др.)

– Для чего это надо делать? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть).

-Еще это надо делать для того чтобы смыть микробы.

– Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Вредные болезнетворные микробы, попадая в организм человека, размножаются выделяя яды. От них возникают разные болезни.

– Как попадают микробы в организм? (При чихании, кашле не прикрывая рот, если не мыть руки перед едой, после туалета, не мытые овощи и фрукты.)

– Что нужно выполнять, чтобы уберечься от них? (Ответы детей.

(всегда мыть руки перед едой, после туалета, есть только мытые овощи и фрукты, при чиханье или кашле закрывать нос и рот платком, есть только из чистой посуды).

(Затем Классный руководитель предлагает детям посчитать, сколько раз в день им приходиться мыть руки.)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

3 правило. Занятие Физкультурой. (Слайд 7)

Физкультурой могут заниматься и дети и взрослые.

Люди которые занимаются физкультурой редко болеют, они сильные и стройные.

– Что-то мы с вами, ребята, засиделись. Давайте сделаем зарядку!

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей! (улыбнуться)

4 правило Правильное питание. (Слайд 8).

Для того чтобы вы росли крепкими и здоровыми, вам необходимо употреблять разнообразную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. Это называется «правильным», или «здоровым питанием».

Давайте я расскажу вам о главных правилах питания, запомните их и вы всегда будете здоровыми:

1. Главное не переедайте.

2. Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.

3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

4. Воздерживайтесь от жирной, соленой и острой пищи.

5. Овощи и фрукты – полезные продукты в них содержится много витаминов.

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты) ; поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша) .

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется.

А теперь ребята я загадаю вам загадки и проверюкак вы запомнили правила ЗОЖ.

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день…

(Зарядку)

Болеть мне некогда друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И я собою очень горд,

Что дарит мне здоровье…

(Спорт)

Позабудь ты про компьютер.

Беги на улицу гулять.

Для детей полезно очень

Свежим воздухом…

(Дышать)

Объявили бой бациллам:

Моем руки чисто с…

(Мылом)

Очень горький — но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг –

Потому что это —

(Лук)

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно? — …

(Витамины)

Худая девчонка –

Жесткая чёлка,

Днём прохлаждается.

А по утрам да вечерам

Работать принимается:

Голову покроет,

Да стены помоет.

(Зубная щётка)

А теперь ребята напишем Нюше письмо с ответом, какие правила вы посоветуете соблюдать Крошу и Барашу, чтобы быть здоровыми и веселыми?

Заключение

Охрана здоровья учащихся является одним из приоритетных направлений школы. Она осуществляется через реализацию программы: Национальный проект в сфере здравоохранения «Здоровье». Функция сохранности здоровья в ряду других функций занимает особое место в силу того, что сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе имеет первостепенное значение еще и по тому, что школу посещают дети самых разных способностей и возможностей, имеющие разное состояние здоровья. Работа по формированию здоровьесберегающего пространства в моём классе идет по следующим направлениям:

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:

- обеспечение соблюдения санитарно – гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм техники безопасности;

- обеспечение здоровьесберегающего режима работы класса (дни и уроки здоровья);

- организация рациональной системы питания;

- обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся (физкультурные минутки, прогулки);

- разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического развития обучающихся;

- беседы с родителями на валеологические темы: «Здоровьесберегающая педагогика», «Предупреждение переутомления школьников».

- классные часы «За здоровый образ жизни»

- беседы для учащихся о вреде курения, алкоголизма

- проведение инструктажа по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности

- проведение профилактических занятий по ПДД, противопожарной безопасности

- организация участия обучающих в спортивных кружках и секциях.

Список использованных источников

  1. Агеевец В.У. Физическая культура и гармоническое развитие личности в физической культуре: автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1970.
  2. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2014. - № 3. – С. 29-33.
  3. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 74-85.
  4. Васильева З. А.  Резервы здоровья /  Васильева З. А.,  Любинская С М. –  М. : Медицина, 2014. – С. 190-195.
  5. Виленский М.Я., Авчинникова С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. 2014, №11 С. 2-7
  6. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни: учебное пособие. М.: Гардарики, 2015. 218 с.
  7. Генкин, Б.М. Структура потребностей человека / Б.М. Генкин. - М.: Элитариум. - 2006. - С. 198-215.
  8. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций» М.2007.
  9. Егорова А. М. Духовные потребности человека // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 224-226.
  10. Есенкулов Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: дисс. … канд. философ. наук. – Фрунзе, 1984. – 148 с.
  11. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
  12. Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2014., № 2
  13. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление». Москва, 2000.

  14. Мотивация поведения человека в сфере труда. М., 1990

  15. Потребности и интересы – движущие силы деятельности людей. Роль личностей и народных масс в истории. – URL: http://yhdgbfhjng.ru/filosofiya/filosofiya58.html.
  16. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – Электронный ресурс. – URL: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o317_page_8.html.
  17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2015. – С. 272.
  18. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2015. - № 4 (40).
  19. Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» М. 2018.

                                                                                                           Приложение 1

Анкета для 1 класса «О здоровом образе жизни»

1. Что такое здоровье?

а) способность быстро работать и так же быстро уставать;

б) способность работать долгое время без усталости, отсутствие болезней;

в) стремление быть лучше всех.

2. Почему важно соблюдать режим дня?

а) чтобы не ругали родители;

б) чтобы успевать делать все дела;

в) чтобы быть здоровым.

3. Какие из перечисленных правил не являются правилами личной гигиены? а) своевременно подстригать ногти;

б) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;

в) следить за порядком в доме.

4.Для чего нужно закаляться?

а) чтобы укрепить здоровье;

б) чтобы не боятся холода и жары;

в) чтобы все завидовали.

5. Что значит «питаться правильно»?

а) есть все, что нравится;

б) есть в одно и то же время полезную для здоровья пищу;

в) есть 3 раза в день.

6. Почему нужно больше двигаться?

а) чтобы быть ловким;

б) чтобы не болеть;

в) чтобы быть быстрее всех.

7. Утренняя гигиеническая гимнастика способствует:

а) развитию выносливости;

б) переходу организма от заторможенного состояния к активной деятельности;

в) повышению артериального давления;

8. Для того чтобы сохранить зубы нельзя:

а) есть поздно вечером.

б) есть много сладкого;

в) есть много твердой пищи;

Приложение 2

Уровни развития представлений о ЗОЖ у детей

Уровни сформиро-ванности

№ вопросов

Кол-во баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

высокий

б

а

б

б

б

в

а

б

8-6

средний

а

а

б

б

а

в

в

в

5-4

низкий

а

а

б

б

а

в

а

в

4-0

Приложение 3

Анкета для родителей «О здоровье детей» (Нужное подчеркнуть)

1) Часто ли болеет Ваш ребенок?

А)да;

Б)нет;

2)Причины болезни.

А)недостаточное физическое воспитание ребенка в школе;

Б)недостаточное физическое воспитание в семье;

В)наследственность, предрасположенность.

3)Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?

А)да;

Б)нет;

В)частично.

4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и школа обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?

А)соблюдение режима;

Б)рациональное питание;

В)полноценный сон;

Г)достаточное пребывание на свежем воздухе;

Д)здоровая гигиеническая среда;

Е)благоприятная гигиеническая среда;

Ж)наличие спортивных и детских площадок;

З)физкультурные занятия;

И)закаливающие мероприятия.

5.Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

А)облегченная форма одежды на прогулке;

Б)облегченная одежда в группе;

В)обливание ног водой контрастной температуры;

Г)хождение босиком;

Д)прогулка в любую погоду;

Е)полоскание горла водой комнатной температуры;

Ж)умывание лица, шеи, рук водой комнатной температуры.

6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома?

А)да;

Б)нет;

В)частично.

7. Нужна ли Вам помощь школы?

А)да;

Б)нет;

В)частично

Приложение 4

Уровни мотивации для родителей

Уровни мотивации

№ вопросов

1

2

3

4

5

6

7

А

5

3

10

5

5

10

7

Б

10

5

3

5

5

3

10

В

10

5

5

5

5

3

Г

5

5

5

Д

5

5

Е

5

5

Ж

5

5

З

5

5

И

5

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Статья. Научно - методический журнал «Научно – методическая работа в образовательной организации», №3/2019

quot;Мультифункциональное дидактическое пособие « Космическое путешествие» как эффективное средство коррекции речевых и сенсомоторных нарушений детей старшего дошкольного возраста"...

Конкурсная работа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ "Моя Россия"

Биография участика Великой Отечественной войны Кошевых Алексея Кирилловича...

Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства информации

В данной презентации Вы можете ознакомится с такой темой как. "Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства и...