Представление практики по теме "Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"
методическая разработка

Богатенкова Виктория Леонидовна

Представление практики по теме "Квест -игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest-igra.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 54 «Золушка»

Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ.

номинация «Территория свободного выбора»

Богатенкова Виктория Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

На этапе внедрения ФГОС ДО в систему дошкольного образования актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Стандарта. Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образовательного процесса.

Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей. Педагогу порой сложно подобрать такие методы и технологии работы, которые бы соответствовали принципам и задачам Стандарта и в то же время были интересны детям.

В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь, в первую очередь, от интересов и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие. 

Как и у большинства моих коллег, у меня не раз возникал вопрос: « Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?»

Актуальность

Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест.

Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:

  1. Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
  2. Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
  3. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
  4. Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Новизна

Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является Квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Технология опыта

Цель моей работы:

Изучить и применить квест-технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1.Изучить историю возникновения « Квестов» как педагогической технологии.

2.Изучить разнообразные виды квестов в работе с дошкольниками

3.Составить алгоритм организации и проведения квест-игры

4.Выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста с применением квест-технологии.

Немного истории…

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Квесты чаще всего называют «бродилками», поскольку для достижения цели нужно ходить и что-то искать, решать какую-то головоломку в определенной ситуации для перехода на следующий этап. Квесты рассчитаны на широкую аудиторию всех возрастов:

  • детские квесты
  • квесты для взрослых,
  • квесты, для совместных игр взрослых и детей.

Проанализировав различные литературные источники по данной теме, я отметила, что, как и любая педагогическая технология, квест имеет свою классификацию и принципы. Причем принципы данной технологии соответствуют принципам ФГОС ДО, что, подчеркивает значимость и актуальность данной технологии для применения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. При подготовке и организации квест – игры необходимо четко соблюдать структуру построения квеста. Алгоритм организации и проведения квест – игры это своего рода сценарий, который должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Квест – игра имеет ряд особенностей:

  • Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
  • Целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;
  • Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;
  • Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

При организации квест-игры для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:

  • безопасность для участников,
  • задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков,
  • оригинальность,
  • логичность,
  • целостность,
  • подчинённость определённому сюжету
  • создание атмосферы игрового пространства.

Квест - игра требует хорошо продуманной РППС, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест –игры. Мною были разработаны и реализованы квест- игры:  «В поисках Зимушки-зимы»,  «Квест-игра по произведениям Виталия Бианки»», «Клад капитана Флинта», «Навстречу Весне».

Принимая участие в квест - играх ребята почувствовали себя настоящими героями приключенческих историй. Погружение в атмосферу приключений было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями, животными и пр. Для этого была организована соответствующая предметно-развивающая среда. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.

Дошколята отлично справлялись с  испытаниями, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку.

Анализ результатов.

С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.

Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.

Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится педагогическим коллективам для создания интересных и познавательных квестов.

Квест-игра по произведениям В. Бианки

                      

         

                        

   

                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – как одна из форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навык...

Квест – как одна из деятельностных форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимс...

Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.

Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребенка. Так, утром ребенок приходит в детский сад; и воспитателю важно настроить всю группу, как еди...

ДОКЛАД на тему: «Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса учителя - дефектолога».

Опыт работы учителя - дефектолога в условиях дистанционного формата реабилитации детей с ОВЗ....

Консультация для воспитателей "Квест – как одна из форм организации образовательного процесса"

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...

Игровые путешествия, как одна из форм организации образовательного процесса.

Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации, изменением подходов к организации образовательного процесса, ...