Игровые путешествия, как одна из форм организации образовательного процесса.
консультация

Андреева Надежда Геннадьевна

Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации, изменением подходов к организации образовательного процесса, что означает необходимость  ухода от учебной деятельности в форме занятий;  повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;  включение в процесс эффективных форм работы с детьми, современные образовательные технологии.

Всем известно, что самая любимая и естественная деятельность детей, это – игра. Используя в образовательном процессе различные игры и игровые технологии, мы обратили внимание, что детям нравятся игры-путешествия.

Игра-путешествие - это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций) по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) предлагается участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры. В игре может участвовать одна команда или  команды численностью 5-10 человек. Каждая станция должна быть непохожа на другую: на них должны присутствовать разные виды заданий, предлагаться разные способы их выполнения – коллективная деятельность, индивидуальные задания, игры, танцы, песни и др.

Игры-путешествия способствуют проявлению интереса и мотивации к образовательной деятельности; развивают и активизируют познавательные процессы у детей дошкольного возраста; формируют умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи; создают условия для развития самостоятельной познавательной деятельности.

Особенность игры – путешествия заключается в том, что ее сюжет развивается, когда возникает проблемная ситуация, вопрос, или требуется помощь от детей (герою, персонажу, жителям какой-либо страны). В игре дошкольники ищут возможности разрешения сложившейся ситуации, что и является проявлением инициативы и самостоятельности.

Игра – путешествие:

- отражает реальные факты или события, но простое раскрывает через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое – через увлекательное;

- может быть «запланирована» воспитателем с учетом интересов детей или возникнуть спонтанно;

- оснащена необходимыми атрибутами; для нее всегда организуется пространство и создается соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

- в ходе ее подготовки и проведения интегрируются различные виды деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, экспериментирование, музыкальная, изобразительная, конструирование, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора и тд.) Именно эта "подвижность" игры нравится детям.

В ходе игр – путешествий детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную ситуацию (событие), превращаются в «путешественников», «африканцев», «инопланетян», «посетителей», «обитателей подводного царства» и т.д. Это игры могут быть маленькие, большие, многодневные, с прокладыванием маршрута по карте, «пересаживанием» с одного вида транспорта на другой, приключениями и трудностями. В состав игры- путешествия часто может входить песня, загадки, подарки и многое другое.

Организация игры-путешествия должна включать следующие этапы:

1 Этап – подготовительный.

а). Определение задач,

б). Текущая организация.

1 Общий сбор. Тему и маршрут путешествия выбирают, уточняют, конкретизируют на общем сборе организаторов путешествия, На этом сборе определяются команды, маршруты, определяются участники.

2. Выбор видов транспорта. Например, автомобиль, самолет, ракета, самокат, воздушный шар, пароход и др.

3. Разработка маршрутных листов для каждой команды.

4. Выбор места, времени, оформление станций.

5. Разработка сценария игры.

6. Подготовка подарков (грамот, призов).

П Этап. – проведение игры-путешествия.

Ш Этап. – подведение итогов.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т. к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект. Например, дети знакомились с хлебом. В первый день рассматривали муку, стряпали пряники. На следующий день отправлялись в гости к колоску – в поле.

Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_puteshestviya.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые путешествия, как одна из форм

организации образовательного процесса.

Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации, изменением подходов к организации образовательного процесса, что означает необходимость  ухода от учебной деятельности в форме занятий;  повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;  включение в процесс эффективных форм работы с детьми, современные образовательные технологии.

Всем известно, что самая любимая и естественная деятельность детей, это – игра. Используя в образовательном процессе различные игры и игровые технологии, мы обратили внимание, что детям нравятся игры-путешествия.

Игра-путешествие - это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций) по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) предлагается участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры. В игре может участвовать одна команда или  команды численностью 5-10 человек. Каждая станция должна быть непохожа на другую: на них должны присутствовать разные виды заданий, предлагаться разные способы их выполнения – коллективная деятельность, индивидуальные задания, игры, танцы, песни и др.

Игры-путешествия способствуют проявлению интереса и мотивации к образовательной деятельности; развивают и активизируют познавательные процессы у детей дошкольного возраста; формируют умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи; создают условия для развития самостоятельной познавательной деятельности.

Особенность игры – путешествия заключается в том, что ее сюжет развивается, когда возникает проблемная ситуация, вопрос, или требуется помощь от детей (герою, персонажу, жителям какой-либо страны). В игре дошкольники ищут возможности разрешения сложившейся ситуации, что и является проявлением инициативы и самостоятельности.

Игра – путешествие:

- отражает реальные факты или события, но простое раскрывает через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое – через увлекательное; 

- может быть «запланирована» воспитателем с учетом интересов детей или возникнуть спонтанно;

- оснащена необходимыми атрибутами; для нее всегда организуется пространство и создается соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

- в ходе ее подготовки и проведения интегрируются различные виды деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, экспериментирование, музыкальная, изобразительная, конструирование, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора и тд.) Именно эта "подвижность" игры нравится детям.

В ходе игр – путешествий детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную ситуацию (событие), превращаются в «путешественников», «африканцев», «инопланетян», «посетителей», «обитателей подводного царства» и т.д. Это игры могут быть маленькие, большие, многодневные, с прокладыванием маршрута по карте, «пересаживанием» с одного вида транспорта на другой, приключениями и трудностями. В состав игры- путешествия часто может входить песня, загадки, подарки и многое другое.

Организация игры-путешествия должна включать следующие этапы:

1 Этап – подготовительный.

а). Определение задач,

б). Текущая организация.

1 Общий сбор. Тему и маршрут путешествия выбирают, уточняют, конкретизируют на общем сборе организаторов путешествия, На этом сборе определяются команды, маршруты, определяются участники.

2. Выбор видов транспорта. Например, автомобиль, самолет, ракета, самокат, воздушный шар, пароход и др.

3. Разработка маршрутных листов для каждой команды.

4. Выбор места, времени, оформление станций.

5. Разработка сценария игры.

6. Подготовка подарков (грамот, призов).

П Этап. – проведение игры-путешествия.

Ш Этап. – подведение итогов.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т. к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект. Например, дети знакомились с хлебом. В первый день рассматривали муку, стряпали пряники. На следующий день отправлялись в гости к колоску – в поле.

Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих   технологий  в образовате...

План экспериментальной группы по внедрению социо-игровой технологии Е.Е. Шулешко в образовательный процесс ДОУ

Решая проблему организации партнерской деятельности с детьми, меняя позицию педагога, стиль его поведения, я организовала экспериментальную группу по апробации социо-игровой технологии Е.Е. Шулешко....

Доклад «Постановка проблемно-игровой ситуации в организации в воспитательно - образовательном процессе»

Разрешение проблемно-игровой ситуации в постановке образовательного процесса...

Квест как одна из форм образовательного процесса. Поисковые и образовательные квесты

Квест как одна из форм образовательного процесса. Поисковые и образовательные квесты...

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ «Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций, с детьми в образовательном процессе, разных возрастных групп»

МОАУ «ООШ №22 г.Орска» дошкольные группы «Светлячок»  ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ«Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций, с детьми в образовательн...

Игровые технологии и их преимущества в образовательном процессе

quot;Игровые технологии и их преимущества в образовательном процессе"...

Консультация для педагогов «Квест, как одна из форм образовательного процесса. Познавательные и физкультурные квесты.»

Понятие «квест» -  это игра, поиск, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или...