ДОКЛАД на тему: «Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса учителя - дефектолога».
статья

Варнавская Виктория Леонидовна

Опыт работы учителя - дефектолога в условиях дистанционного формата реабилитации детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

На тему:

«Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса учителя - дефектолога».

Автор : Варнавская Виктория Леонидовна

Учитель – дефектолог.

г. Нерюнгри

2020год.

В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. Однако  я в своей  практике, столкнулась с этим совсем недавно. Актуальность возросла в связи со сложившейся ситуацией в стране. В условиях самоизоляции необходимо расширять свои границы и переходить на удаленную работу, осваивать нюансы   и особенности работы в формате онлайн.

Цель – использовать  дистанционное обучение, как одну из форм организации учебного процесса учителя - дефектолога.

Задачи : 

  • Изучить особенности организации дистанционного процесса

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья для реализации в своей практике;

  • Проанализировать преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий;
  • Систематизировать знания и освоить навыки  необходимые для успешной работы в формате онлайн.

Дистанционную работу начала в мае текущего года. За этот период реабилитацию прошли 18 детей в возрасте  6-7 лет.

Диагнозы детей

количество

РОП ЦНС, ЗПРР

12

РОП ЦНС, ЗРР

3

ЗПРР , СДВГ

2

РАС

1

Но,  не смотря на разницу в диагнозах, на конец реабилитационного периода все дети усвоили материал и показали положительную динамику познавательного и речевого развития. Так как в условиях дистанционной формы обучения используется индивидуальный подход  к каждому ребёнку.

Дистанционная работа позволяет формировать положительное отношение ребенка к занятиям, повышает мотивацию к учебному процессу, активизирует внимание, стимулирует его мыслительные процессы, помогает развиваться ребенку.

Свои занятия я провожу комбинированно.

ОНЛАЙН: видеоконференции на площадке Zoom, Skype, и видеосвязь  WhatsApp.

Следующий вид работы который я использую – это занятия по типу обратной связи. Для родителей я подбираю материал по темам,  подготавливаю  вордовский  документ или презентацию и  отправляю на электронную почту.
Для этих родителей, провожу видео – консультацию по занятию. Они отрабатывают этот материал с ребенком и отсылают видео и фото мне на почту. Данный вид работы я предлагаю для детей с расстройствами эмоционально – волевого поведения, так как этот вид деятельности, на мой взгляд,  наиболее приемлем для них.

Структура онлайн занятия практически ничем не отличается от проводимой работы офлайн.  Сохраняются все основные части.

  • Организационный момент, на этом этапе ведётся проверка связи, технических возможностей. Беседа с ребёнком – располагаем ребенка к себе, настраиваем его на эмоционально – положительное отношение к занятию.
  • Постановка правильного типа дыхания, речевого выдоха и если необходимо нормализация голоса.
  •  Так же проводим артикуляционную гимнастику
  • Ведём  работу над звуком, в зависимости от этапа.
  • В середине занятия - физминутку, развиваем общую и мелкую моторику, или зарядку для глаз-  подобран комплекс упражнений, который способствует снятию напряжения с мышц глаз и улучшает их кровообращение.
  •  В занятие включаем развитие фонематического восприятия
  •  Работаем над лексической темой, выполняем грамматические упражнения
  •  В конце занятия проводим онлайн игру, для закрепления материала.
  •  А так же,  подводим итог занятия, даём консультацию для родителей по домашнему заданию.
  • Конечно, последовательность компонентов занятия, их продолжительность, зависят от структуры дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, а так же от этапов коррекционной работы.

Хотелось бы отметить какие преимущества и недостатки применения дистанционного образовательного процесса мне удалось выделить для себя.

 Преимущества:

  • В условия сложившейся ситуации самоизоляции – это, безусловно, безопасный формат работы.
  • Очень важно, что есть доступ из любой точки нашей республики. Комфортные условия, так как ребенок находится в привычной для него обстановке. И как показала практика, стеснительные дети начинают более активно себя проявлять.
  • Все материалы для работы в электронном виде, что тоже удобно. Возможность большого выбора в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео – и аудиоконтента, что способствует удержанию внимания ребенка.
  • Мы имеем возможность выбирать, из огромного количества интернет – ресурсов, развивающие игры для закрепления пройденного  материала, которые будут интересны детям.
  • Родители участвуют вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, они стали активными его участниками.

Какие же недостатки?  Их не так много, но всё же они есть.

  • Высокая трудозатратность на этапе подготовки к занятиям;
  • Отсутствие личного влияния педагога на ребёнка;
  • Дефицит общения ребёнка со сверстниками;
  • Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащённости и скорости интернета.

ВЫВОД: Применение информационно – коммуникативных технологий  позволяет оптимизировать коррекционно – развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе различных нетрадиционных методов и приёмов -  предотвращает утомление детей, поддерживает в них познавательную активность, что повышает эффективность нашей работы в целом. Внедрение компьютерных технологий дистанционного образования сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы организации учебного процесса и улучшение разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования

Конспект занятия по лего конструированию с использованием цифрового оборудования....

Квест – как одна из форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навык...

Представление практики по теме "Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"

Представление практики по теме "Квест -игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"...

Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.

Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребенка. Так, утром ребенок приходит в детский сад; и воспитателю важно настроить всю группу, как еди...

Консультация для воспитателей "Квест – как одна из форм организации образовательного процесса"

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...