методическая тема
методическая разработка (младшая группа)

методическая тема

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности

педагога Яковлевой Екатерины Михайловны, Ничога Вероники Валерьевны.

в группе № 6 младшего дошкольного возраста на 2018 – 2019 учебный год

Название методической темы: « Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности по средствам устного народного творчества».

Пояснительная записка: Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Одним из важных приобретений ребенка является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти.  Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста.  От непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

Цель: Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Формировать интерес к театрализованной деятельности через театрализованные игры, сказки;

 2.Формировать мышление малышей через театрализованную деятельность.

3. Развивать у детей психические процессы (внимание, память);

4. Совершенствовать у детей моторику, координацию, переключаемость и целенаправленность движений.

 5. Формировать простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных)

Предполагаемый результат работы с детьми: Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями, начнется формирование  первичных навыков восприятия фонематической и лексической стороны речи, первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Предполагаемый результат самообразования: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для  детей раннего возраста при помощи устного народного творчества.

Формы самообразования

  1. обзор информации в сети Интернет по теме, изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
  2. посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
  3. периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
  4. повышать уровень своей эрудиции.
  5. виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
  6. систематический просмотр определенных телепередач;
  7. чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  8. чтение методической и педагогической литературы;
  9. посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
  10. дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  11. систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  12. проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  13. посещение выставок и экскурсии;
  14. общение с коллегами;

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

СЕНТЯБРЬ

Беседа: «Любимые сказки»  Цель: формировать умение детей вести диалог, учить высказывать свое мнение.

Чтение художественной литературы «Курочка Ряба» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой формировать умение слушать сказку, сопереживать героям.

Пальчиковая гимнастика «Курочка» Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, обогащение словарного запаса.

Настольный театр по русской народной сказке «Курочка Ряба» Цель: формировать умение совместно обсуждать действия героев, развивать воображение, мышление, речь.

П /и «Курочка и цыплята» Цель: выполнять имитационные движения по сигналу воспитателя, звукоподражания голосу птиц.

Выставки, театрализованная игра.

Настольный театр, иллюстрированные книги, запись голоса курицы.

Консультации собрание «Сказка в жизни ребенка», выставки беседы «Любимая сказка вашего р Цель: активизация родительского внимания к жизни детей в детском саду.

ОКТЯБРЬ

ФЭМП « Один и много» Цель: учить детей соотносить количество, развивать внимание, мышление.

Чтение художественной литературы  Репка» Цель: учить, внимательно слушать, следить за развитием сюжета. Учить имитировать голоса.

Д/и «Расставь героев по порядку» Цель: учить детей сравнивать предметы по размеру, размещать их по возрастанию.

Театрализованная игра « Сказка Репка» Цель: развивать у детей творческие и театральные способности, развивать эмоциональность у ребенка.

Физкультминутка   «Репка» (Вот мы репку посадили, и водой ее полили) Цель: формировать умение выполнять движение по тексту, развивать координацию движения, развитие речи.

Театрализованные игры, свободное общение

Настольный  театр, муляж репки, шапочки героев сказки

Беседы  «Один и много», папки-передвижки, рекомендации

(дома выполнять движение с текстом «Репка»)

НОЯБРЬ

Экспериментирование «Разные колобки» « Тонет и не тонет» Цель: развивать у детей наблюдательность, формировать умение называть свойства предметов.

Чтение художественной литературы « Колобок» Цель: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, мышления, понимания речи, активизация речевой деятельности.

Загадки  Цель: упражнять детей в разгадывании загадок, развивать внимание.

Сюжетно-отобразительные игры « Мама готовит обед» Цель: учить детей при руководящей роли взрослого объединять несколько игровых действий. Учить, самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр.

Лепка « Я колобок, колобок…» Цель: учить детей лепить предмет округлой формы, скатывая пластилин между ладонями круговыми движениями, развивать мелкую моторику рук.

Игра-драматизация по сказке «Колобок» Цель: учить детей подбирать костюмы в соответствии с ролью, передавать действия персонажей сказки. Формировать интерес к театр. игре, к перевоплощению.

Речь с движением «Колобок» Цель: развивать координацию речи с движением, пополнение словаря, совершенствование общей моторики.

Игра-драматизация, сюжетно- отобразивных игр, сюрпризный момент.

Книжка-раскладушка с сюжетом сказки, игрушка-колобок, сундучок, мячики деревянные, железные, пластмассовые,

резиновые.

Рекомендации(лепить предметы округлой формы), совместное создание, предметно развивающей среды(колобки из различного материала)

ДЕКАБРЬ

Беседа: « Мой любимый герой сказки» Цель: учить детей выбирать понравившегося героя обосновывая свою точку зрения.

Чтение художественной литературы

«Теремок» Цель: формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, соотносить предметы и действия с показом, удерживать слуховое и зрительное внимание.

 Образные упражнения «Мы зверята» Цель: учить детей передавать действия различных животных, имитировать их голоса.

Пальчиковая гимнастика «Дом строим для зверей» Цель: развивать мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.

Д/и «Кто, кто в теремочке живет?» Цель: учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в умении вести диалог.

Конструирование « Теремок для зверей» Цель: учить детей строить устойчивую постройку из кубиков, закреплять цвета и формы.

Пальчиковый театр « Теремок» Цель: учить детей следить за развитием сюжета, называть героев сказки. Предложить детям самостоятельно поиграть, произносить реплики персонажей.

Эстафета  «Теремок» Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге, развивать ловкость, внимательность.

Праздники, беседа, пальчиковый театр.

Макет теремка, картонный герои сказки, пальчиковый театр.

Беседы «Герои сказок плохие и хорошие», оформление фотомонтажей « Звери из теремка».

ЯНВАРЬ

Наблюдение «Зимушка, зима» Цель: обратить внимание детей на красоту зимней природы, деревья в снежных «шубах», учить называть различные природные явления.

Чтение художественной литературы «Заюшкина избушка» Цель: познакомить детей с новой русской народной сказкой формировать умение следить за сюжетом сказки, отвечать на вопросы.

Артикуляционная гимнастика «Домик» Цель: развивать у детей мышцы губ, развивать речь.

Д/и « Найди игрушки» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, обозначать в речи местоположение игрушки «за», «около», и т.д. Учить согласовывать слова в предложении, обогащать словарный запас.

Чтение потешки «Заинька, попляши» Цель: поддерживать интерес к устному народному творчеству, обогащение словаря.

Игра-инсценировка по сказке  «Зайкина избушка»

Цель: учить детей выполнять отдельные действия героев сказки с помощью персонажей настольного театра, передавать  особенности передвижения, имитировать голоса.

П/и «Лиса и заяц» Цель: познакомить детей с правилами, учить выполнять игровые действия. Упражнять детей в беге, развивать быстроту реакции, выносливость.

Выставки, игра-исценировка.

Иллюстрационный материал, игрушка зайца и лисы

Рекомендации выучить «Заинька, попляши», занятия с участием родителей.

ФЕВРАЛЬ

Беседа:« Я один дома» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения дома.

Чтение русской народ. сказки « Волк и семеро козлят» Цель: познакомить детей с произведением, учить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, объяснить почему козлята попали в беду.

Игровая  ситуация

«Мама укладывает козленка спать» Цель: учить детей объединять несколько элементарных действий в единый сюжет, брать на себя роль.

Театрализованная игра с настольным театром « Волк и семеро козлят» Цель:

Игры со строительным материалом: «Постройка дома для козлят» Цель: учить детей выполнять постройку, соизмеряя ее с размером игрушки, обыгрывать постройку, обогащать личный и игровой опыт детей.

П/и «Волк и козлята» Цель: познакомить детей с правилами игры, развивать быстроту реакции.

Прослушивание аудиозаписи, театрализованная игра, беседы

Настольный театр, иллюстрации в книгах,

Презентация на тему: «Один дома», консультации «Безопасность дома Мой дом-моя крепость- так ли это?».

МАРТ

ФЭМП « Большие и маленькие гуси» Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения.

Чтение русской народной сказки « Гуси-лебеди» Цель: познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ещё раз, поиграть в сказку.

Пальчиковая гимнастика  «Гуси» Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, формировать умение детей произносить слова за воспитателем, обогащать словарный запас.

Теневой театр по русской народной сказке « Гуси-лебеди» Цель: формировать умение детей определять героев сказки, следить за сюжетом.

Хороводная игра « Мыши водит хоровод» Цель: упражнять детей в выполнении движений.

Праздники, беседы, эстафеты

Д/и, иллюстрации, игрушка-кукла Маша

Консультации «Большой и маленький», беседы,

АПРЕЛЬ

Конструирование «Дом для медведей» Цель: формировать умение детей при постройке дома пользоваться схемой, упражнять в названии форм и цветов деталей.

Чтение русской народной сказки «Три медведя» Цель: учить детей следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, различать героев.

Д/и «Подбери по размеру» Цель: предложить детям, используя метод сравнения, приложением подобрать к каждому медведю предметы мебели и посуду по размеру.

Теневой театр по русской народной сказке. « Три медведя» Цель: учить детей следить за сюжетом, узнавать и называть героев сказки.

Подвижно-дидактическая игра « Три медведя» Цель: учить детей выполнять заранее оговоренные действия по сигналу показывать папу-медведя, маму-медведицу и медвежонка, развивать способность концентрировать внимание.

Выставки, теневой театр,

Набор игрушек для теневого театра, д/и « Подбери по размеру» Иллюстрация с изображением трех медведей.

Совместное создание предметно-развивающей среды «Подбери по размеру», рекомендации поиграть с детьми в выходные п.д/и «Три медведя», консультации

МАЙ

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Рассказывание фрагментов сказок. Цель: учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их.

Чтение русской народной сказки. «Зимовье зверей» Цель: учить детей внимательно слушать сказку, формировать умение отвечать на вопросы.

Д/и «Назови героя сказки» Цель: учить детей отгадывать героя сказки и называть сказку, развивать внимание, память.

Настольно-печатные игры: «Русские народные сказки» Цель: познакомить детей с правилами игры, учить находить персонажей сказок на рисунках. Развивать координацию слуховых и моторных функций, формировать умение сопоставлять информацию.

Кукольный спектакль по русской народной сказки «Зимовье зверей» Цель: учить детей следить за развитием сюжета, поддерживать интерес к устному народному творчеству.

П/и «У медведя во бору..» Цель: упражнять детей в двигательной активности, формировать умение ориентироваться в пространстве.

Сюрпризный момент, игры-забавы

Д/и « Назови героя сказки», иллюстрации «Звери зимой», настольно-печатные игры

Собрание «Какой отпечаток наносят на ребенка русские народные сказки» консультации, рекомендации на прогулке понаблюдать за таким временем года как зима, рассмотреть зимующих птиц, деревья…»

Список используемой литературы:

1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».–М. : Просвещение,1991

2. Грушина Л. В. Театр на пальчиках. - М.: Просвещение, 2005;

3. Дащенко Л. М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;

4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;

6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;

7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013

8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М. : Айрис-пресс,2008

9. Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М. : Просвещение, 2006;

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2010

10. Полозова О. Значение театрализованных игр // Дошкольное воспитание//,2011.- N12

11. Тойбар М. Сказка не обманет// Дошкольное воспитание,2011. – N12

12. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития методической темы

Данна программа развития составлена мною как участником конкурса методических служб ДОУ города Твери. Методическая тема посвящена оздоровительной работе в ДОУ....

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)

Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....

Отчёт по работе над методической темой

Методическая тема: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития речевой и творческой активности детей"....

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности в подготовительной группе по теме:"Знакомство с устным народным творчеством".

Планирование по самообразованию и методической теме "Знакомство с устным народным творчеством" образовательной деятельности в подготовительной группе...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...