Программа развития методической темы
методическая разработка по теме

Данна программа развития составлена мною как участником конкурса методических служб ДОУ города Твери. Методическая тема посвящена оздоровительной работе в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_metodicheskoy_temy_dou.doc484.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методической темы

Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада №161

«Создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад — семья» на 2011—2014гг.

Старший воспитатель

МДОУ ЦРР детский сад № 161

_________ / Петрова И.Е. /

Тверь, 2011

Паспорт программы развития на 2011 – 2014 годы.

Наименование программы

Программа развития методической темы«Создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад — семья»

Основания для разработки программы

Федеральный закон «Об образовании» (2008 г.),

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2008 г.)

Концепция дошкольного воспитания (Давыдов В.В., Петровский В.А.)
Конвенция  о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.).

Разработчики программы

Старший воспитатель Петрова И.Е.

Основные исполнители программы

Педагогический коллектив,

сотрудники,

родительская общественность,

представители социума, взаимодействующие с ДОУ

Сроки выполнения программы

2011 – 2014годы

Этапы реализации программы

1 этап – аналитический

2 этап – прогностический

3 этап – планирование деятельности

Цели программы

1. Создать оптимальные условия, обеспечивающие социализацию личности дошкольника и укрепление  психофизического здоровья через   обеспечение эмоционального благополучия и приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни.
2. Повысить уровень физической подготовленности детей (не менее 70% до высокого),   через создание оптимального двигательного режима, обеспечивающего удовлетворение биологической активности и рационального соотношения разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Создать условия для социально-организованных форм работы с детьми в  нерегламентированной детской деятельности: приобщение дошкольников к народным  подвижным играм в самостоятельной деятельности на прогулке;  обеспечение   двигательного, социального и эмоционального опыта

Основные задачи программы

  1. Составление конкретного поэтапного плана действий.

Ожидаемые конечные результаты

  1. Организация системы работы в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями воспитанников.
  2. Создание единого образовательного пространства, стимулирующего физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
  3. Повышение уровня физического развития и подготовленности  детей в соответствии с их психофизическими возможностями и способностями указанными в «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под ред. М.А.Васильевой.

Наименование ДОУ (вид) – документ, подтверждающий статус

МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 161 города Твери

лицензия серия РО №010185 выдана бессрочно

свидетельство о государственной  аккредитации АА 116891 , регистрационный № 1912 от 15.06.2006г.

Устав

Историческая справка. Год постройки, реконструкция, капитальный ремонт

Функционирует с 1990 года

Реконструкции и капитального ремонта не было

Адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт

170039 г. Тверь, улица Фрунзе, д.24, к.1

Тип здания (краткая характеристика здания, территории)

Отдельно стоящее типовое трёхэтажное здание, имеет развитую систему коммуникаций, общая площадь по зданию 1547 кв.м.

Имеется 12 детских площадок с малыми формами и крытыми верандами, спортивная площадка

Модель ДОУ (количество групп, структурных подразделений, дополнительных помещений, режим работы общий)

Проектная мощность детского сада –12групп).

Плановая  мощность –220 детей (12 групп).

Фактическая мощность – 290 детей (11 групп)

В дошкольном учреждении  функционирует 11 групп.

Из них:

    - 2 группа раннего возраста – 21 ребенок      

     - 1-я младшая группа – 22 ребенка

    - 1-я младшая группа – 22 ребенка

     - 2-я младшая группа 2 группы – 57 детей              

     - Средняя группа  2 группы – 58 детей

     - Старшая группа 2 группы  - 48 детей

     - Подготовительная к школе группа 2 группы         - 52 ребенка                                  

             по лицензии    220     детей

            в наличии         290   детей

Структурные компоненты:

  1. 11 возрастных групп;
  2. Физкультурный зал;
  3. Кабинет ЛФК
  4. Бассейн
  5. Музыкально-танцевальный зал;
  6. Студия изобразительной деятельности;
  7. Кабинет педагога-психолога;
  8. Кабинет учителя-логопеда
  9. Медицинский кабинет;
  10. Массажный кабинет
  11. Спортивная площадка;
  12. «Зеленая зона» участка;
  13. Кабинет заведующей;
  14. Кабинет старшего воспитателя;
  15. Пищеблок

Общий режим работы: с 7.00. до 19.00, выходные дни – суббота и воскресенье.

Основная цель детского сада

Обеспечить федеральный стандарт по уровню знаний детей, а также сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников.

Детский сад решает следующие задачи:

  1. Обеспечение условий для социальной адаптации детей;
  2. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  3. Осуществление познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей в соответствии с реализуемой программой;
  4. Определение направлений индивидуально-ориентированной педагогической, психологической помощи детям от 2 до 7 лет на основе диагностики развития.
  5. Осуществление коррекционно-оздоровительной работы с детьми на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода с использованием развивающей педагогики оздоровления.
  6. Обогащение предметно-игровой среды образовательного учреждения, с целью создания благоприятных условий для воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы.
  7.  Разработка и внедрение эффективных форм взаимодействия взрослого и ребёнка.
  8. Построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства для обеспечения полноценного развития ребенка
  9. Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
  10. Создание комфортности пребывания детей, родителей и сотрудников в учреждении;
  11. Совершенствование материально-технической базы педагогического  процесса.

Детский сад реализует следующие направления в системе дошкольного образования:

  1. познавательно-речевое
  2. социально-личностное
  3. художественно-эстетическое
  4. физическое
  5. коррекционно-развивающее

Детский сад осуществляет диагностику:

  1. здоровья
  2. физического развития
  3. психического развития

Детский сад использует комплексный подход в организации педагогического процесса, включающий блоки:

  1. диагностический (в течение года – предварительная, промежуточная, итоговая);
  2. воспитательно-образовательный (применение разноуровневых программ, преемственность в работе специалистов, создание оптимальных условий успешного усвоения программ и т.д.);
  3. коррекционно-развивающий (подбор соответствующих методов и методик коррекции недостатков в развитии воспитанников, создание соответствующих условий);
  4. педагогической помощи родителям (консультационно-методической помощи семье, пропаганда педагогических знаний, работа в микрорайоне).

1 раздел.

Информационная справка.

МДОУ центр развития ребенка – детский сад №161 функционирует с 1990г. Учреждение  находится на окраине города в окружении жилых домов и зеленых массивов.

 Социокультурное окружение: МОУ СОШ № 50, ГДБ №3 поликлиника №2, НОЦ УЦ «Академия»

Проектная мощность: 220 мест,  11 групп,  из них:

  1. 2 группы для детей  младшего дошкольного  возраста;
  2. 1 группа для детей второго раннего возраста;
  3. 8 групп для детей дошкольного возраста;

Возраст детей, посещающих  МДОУ от 1 года 6 месяцев до 7 лет.

Функциональные помещения: музыкальный зал, спортивный зал, методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога - психолога, зал ЛФК, бассейн, медицинский блок.

Часы работы: с 7.00 до 19.00; пятидневная  рабочая неделя.

ХАРАКТЕРИСТИКА  СОЦИУМА

Программа развития ДОУ предусматривает задачу по развитию личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия ДОУ, семьи, школы и внешнего социума. Коллектив детского сада взаимодействует с учреждениями здравоохранения, образования и культуры, с целью улучшения и обогащения содержания педагогического процесса. Окружающая социальная среда содействует развитию познавательной деятельности дошкольников, формирует определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, удовлетворяет интеллектуальные, эмоциональные, эстетические запросы, потребности в физическом развитии и дает возможность приобщать детей к русской культуре.

2 раздел 

Проблемный анализ состояния работы методической службы

Качественный анализ педагогических кадров (курсы повышения квалификации, аттестация, награды, печатные работы, конкурсы)

Анализ кадрового обеспечения

Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей состоит из 33 сотрудников.

Руководитель: Федорова Маргарита Ивановна, образование высшее педагогическое, имеет высшую квалификационную категорию, педагогический стаж более 20 лет, в занимаемой должности  20 лет. В 2010 году прошла курсы повышения квалификации.

Старший воспитатель: Петрова Ирина Евгеньевна, образование высшее педагогическое, имеет высшую квалификационную категорию, педагогический стаж работы — 17  лет. В 2010 году прошла курсы повышения квалификации.

Педагог-психолог: Раузер Ирина Владимировна, образование высшее специальное, имеет вторую квалификационную категорию, педагогический стаж – 3 года.

 Музыкальный руководитель: Чернакова Людмила Сергеевна, образование среднее специальное, педагогический стаж работы 11 лет. Имеет 2 квалификационную категорию.

Воспитатели: 21 человек, из них с высшим педагогическим образованием – 15 педагогов, с высшим педагогическим дошкольным – 2 педагога, со средне-специальным –  4 педагога.

С 1 квалификационной категорией – 4 педагога, со 2  категорией -  9 педагогов. Со стажем работы до 5 лет - 5 педагогов, с 10 до 15 лет – 1 педагог, с 15 до 20 – 1 педагога, более 25 лет - 3 педагога.

За годы существования ДОУ в коллективе сложилась традиция постоянного усовершенствования. Администрация учреждения дает сотрудникам четкое видение перспектив профессионального роста, предоставляет возможности повышения личной квалификации. Педагогический менеджмент обеспечивает  возможность развития каждой личности, совмещения мотивационной ориентации руководителя и сотрудников, создающих условия для развития дошкольного учреждения.

Система повышения квалификации, переподготовки и роста профессионального мастерства педагогических кадров ГОУ основывается на нескольких составляющих:

  1. Деятельность педагогов по самообразованию.
  2. Наставничество, неформальный обмен достижениями.
  3. Участие в окружных и городских методических мероприятиях.
  4. Обеспечение научно-методическими материалами.
  5. Совместное планирование, разработка, апробация экспериментов и            инноваций.
  6. Посещение курсов повышения квалификации.
  7. Обучение в высших педагогических учебных заведениях.

Посещение курсов повышения квалификации осуществляется планово при ТОИУУ.  Все педагоги по плану систематически проходят  данные курсы, что составляет 100% выполнения плановых показателей.

Систематически проводятся консультации, семинары, открытые просмотры детской деятельности в соответствии с запросами педагогов ДОУ, например: «Организация работы в группе раннего возраста в период адаптации», «Организация и проведение подвижных игр на прогулке», «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников», «Развитие творческой речевой активности дошкольников».  Консультативные семинары: « Место игры в интеллектуальном развитии дошкольников», «Развитие творческой речевой активности»,  «Методы и содержание нравственного воспитания дошкольников» проходили  в течение учебного года.

Повышению  профессионального  уровня педагогов способствуют такие формы работы, как советы педагогов, коллективные просмотры видов детской деятельности, смотры-конкурсы, выставки и вернисажи детского творчества.

Печатные работы  сотрудников опубликованы в журнале « Школьный вестник», «Вестник ТГУ». Педагоги активно занимаются самообразованием, практическим выходом которого являются выступления на Педсоветах, семинарах-практикумах.

ХАРАКТЕРИСТИКА  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  БАЗЫ

Детский сад обеспечен всем необходимым оборудованием для осуществления эффективного педагогического процесса.

Материально – технические условия в ДОУ, грамотная организация развивающей среды обеспечивают достаточный уровень: познавательно-речевого, социально-нравственного, физического, художественно-эстетического  развития детей, коррекционно-развивающей работы, позволяют создавать систему взаимодействия с семьями воспитанников, активно сотрудничать с другими учреждениями, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУ. В помещениях очень комфортно, уютно: в группах новая современная мебель, предметно-развивающая среда наполнена достаточным количеством развивающих, сюжетно-ролевых, настольных, спортивных игр, современными игрушками, детской художественной литературой и пр.

Педагогический процесс оснащен современной оргтехникой: имеются в наличии мультимедийная система, принтеры, копиры, сканеры, брошюровальный  аппарат, ламинатор, музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры, DWD-плееры, ноутбуки, компьютеры для делопроизводства.

Схема № 1.

ГРУППОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

- регламентированная

образовательная деятельность

- свободная самостоятельная деятельность

- оздоровительные мероприятия

СПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

- сон

- оздоровительные мероприятия

КАБИНЕТ ЗАВЕДУЮЩЕГО:

- планово-организационная деятельность

СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- индивидуальные, подгрупповые занятия;

- консультации

СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА:

- физкультурные занятия;

- досуги, развлечения

МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ

-музыкальные занятия

- праздники

- развлечения

- родительские собрания

- педагогические советы

- семинары

МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК (кабинет ЛФК, медицинский и массажный кабинеты)

- Диагностика

- Консультации

- Лечебно-профилактические процедуры

Планирование

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

- библиотека;

- индивидуальное консультирование родителей и воспитателей;

- семинары – практикумы для воспитателей;

СТРУКТУРА

РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ ДОУ

При построении развивающей среды педагогами учитываются следующие принципы:

  1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка;
  2. Принцип статичности – динамичности развивающей среды;
  3. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  4. Принцип детской активности, самостоятельности, творчества
  5. Принцип  эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
  6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  7. Принцип открытости-закрытости среды
  8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Реальная площадь на одного воспитанника соответствует лицензионным нормативам. Площадь групповых помещений не превышает нормативы. Группы оборудованы столами для занятий, которые стоят вблизи светонесущей стены при левосторонним освещении рабочего стола. Двухместные столы – не более чем в 3 ряда, четырехместные – 2 ряда. Расстояние межу рядами – не менее 0.5 м., расстояние первого ряда от светонесущей стены – 1 м., расстояние от доски – 2.5 м. Доска настенная 0.75-1.5 м., высота нижнего края над полом – 0.7-08 м.

На занятия детей рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, сажают подальше от окон и дверей. Каждый стол и стул подобран по росту ребенка и промаркирован.

С целью обеспечения безопасного пребывания детей в детском саду установлен домофон, видеокамеры наружного и внутреннего видеонаблюдения, тревожная кнопка.

Компетентно организованная финансово-хозяйственная деятельность ДОУ позволяет успешно решать вопросы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждения.

Созданные условия позволяют также создавать систему взаимодействия с семьями воспитанников, активно сотрудничать с другими учреждениями, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУ.


ХАРАКТЕРИСТИКА  РЕАЛИЗУЕМЫХ  ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МДОУ центр развития ребенка - детский  сад №161 базируется в своей деятельности на положениях Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой

Педагогический процесс в ДОУ № 161 ориентирован на следующие программы и технологии         

«Физическая культура»

Перечень программ  и технологий

 

Физическое воспитание в детском саду /  Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /  Э.Я. Степаненкова. – М.: Аcademia, 2001.

Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.

Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 1999.

Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.

Физическая культура в младшей группе детского сада /  Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в средней  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в старшей  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в подготовительной  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми. – Москва, 1983

«Здоровье»

Технологии и пособия

Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – Москва, 2008

И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова Прогулки в детском саду. –Москва: «Сфера»,  2008.

Т.Е. Харченко Утренняя гимнастика в детском саду. - Москва, «Мозаика-Синтез», 2006.

«Безопасность»

Перечень программ, технологий, пособий

Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.

Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.

Е.Ф. Прилепко Пожарная безопасность для дошкольников. - Москва , 2008

О.А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» занятия. -  Москва, 2005

Т.Г. Кобзева Правила дорожного движения. – Волгоград, 2010

«Социализация»

Перечень программ, технологий и пособий

Программы:

«Дружные ребята» /  Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 2002.

Технологии по игровой деятельности:

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.

Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.

Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Москве. – М.: Ижица, 2004.

Дошкольникам о защитниках отечества // Под ред. Кондрыкинской Л.А.. – Москва: «Сфера»,  2005

Л.В. Логинова Что может герб нам рассказать… - Москва,  2008

Г.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина. – Москва, 2005

И.Н.Курочкина Как научить ребенка поступать нравственно. - Москва, «Флинта» , 2001

Г.Г. Зеленова,  Л.Е. Осипова Мы живем в России. – Москва,   2008

Г.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина. -  Москва,  2004

Алямовская В.Г. Ребенок за столом. - Москва: «Сфера», 2006

Н.В. Алешина  Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – Москва, 2008

Пособия по игровой деятельности:

Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. – М.: ДОМ, 2007.

Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: ее роль  в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. – С. 37.

Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

 Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С. 37.

  Николаева С. Место игры в экологическом воспитании. – М., 1996.

«Труд»

Перечень программ, технологий и пособий

Программы:

Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.

Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л.В.Куцакова. – М.: Владос, 2003.

Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей /

Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.

Конструирование из природного материала. / Л.А. Парамонова. – М: Карапуз.

«Познание»

Перечень программ, технологий и пособий

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 2002.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. М.2006.

Парамонова Л.А.Развивающие занятия с детьми 2-3,3-4, 4-5, 5-6,6-7 лет.:

Цветные ладошки. / И.А.Лыкова. – М., 2007.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом. – М., 2009.

Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: Кн. для родителей. – М.: просвещение, Учебная литература, 1996.

Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошк. воспитание. – 1996. - № 2. – С. 17.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.

О.А. Скоролупова «Покорение космоса» занятия. – Москва, 2002

Г.И. Винникова Занятия с детьми 2-3- лет: первые шаги в математику, развитие движения. – Москва: «Сфера», 2009

Е.А. Паникова, В.В. Инкина Беседы о космосе. - Москва: «Сфера», 2010

О.А. Скоролупова Большое космическое путешествие. – Москва,  2006

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2008

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2007

«Коммуникация»

Перечень программ, технологий и пособий

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987.

Н. Михайленко, Н. Короткова Организация сюжетной игры в детском сад. – Москва: «Линка-пресс»,  2009

«Чтение художественной литературы»

Перечень программ, технологий и пособий

Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998.

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010.

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010.

«Художественное творчество»

Перечень программ, технологий и пособий

Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.

Грибовская А.А.  Аппликация в детском саду (в 2-х частях).

Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.  МИПКРО, 2001.

Копцева Т.А. «Природа и художник». -  М.: Сфера, 2001.

Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы). – М.:  Владос, 2001.

 Казакова Т.Г.  Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.

Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1980.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.

Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: 4-7 лет. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Серия «Искусство - детям!» в издательстве «Мозаика-синтез».

«Музыка»

Перечень программ, технологий и пособий

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.

Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.

Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.

Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001.

Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей)

Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). –  (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты. Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»:

В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.

 «Баюшки-баю». Методическое пособие. – М.: «Владос», 1995. Пособия для педагогов

 О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.


Формы организации детей.

В детском саду используются различные формы организации детей, как традиционные (занятия), так и нетрадиционные: интеллектуальные игры, интеллектуально-игровые викторины, тематические занятия и др.

Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей, коррекционно-восстановительная работа.

В детском саду целенаправленно проводится комплексная работа,  направленная на физическое развитие и укрепления здоровья  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: курс лечебного массажа, занятия лечебной физкультурой, занятия по физической культуре на открытом воздухе, коррекционная и дыхательная гимнастика после дневного сна, занятия на тренажерах, самомассаж с использованием массажных мячей и пр.      

Вся физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками строится на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода с использованием развивающей педагогики оздоровления и привлечения родителей.


Большое внимание в ДОУ отводится охране и укреплению здоровья воспитанников. В неблагоприятные периоды (осень-весна) возникновения инфекции осуществляется профилактика гриппа и простудных заболеваний. Ежегодно в дошкольном учреждении проходит диспансеризация детей.  

При составлении  режима  работы учреждения и определении условий организации режимных процессов администрация руководствуется документами  СанПиН.

 В детском саду созданы условия для обеспечения двигательной активности детей, организовано сбалансированное, полноценное питание, введен второй «витаминный» завтрак. Качество поставляемых продуктов и технология их приготовления   находятся под постоянным контролем старшей медицинской сестры высшей квалификационной категории. Рацион питания включает разнообразный ассортимент продуктов: свежие овощи, зелень, фрукты, соки. Выдерживается оптимальный режим питания. Серьезное внимание уделяется в ДОУ оздоровительной и профилактической работе.

Оздоровительная работа строится с учетом анализа  состояния здоровья каждого ребенка и с учетом групп здоровья.   В детском саду проводится комплекс мероприятий,  направленных     на физическое развитие и укрепления здоровья  детей с нарушениями   опорно-двигательного аппарата. Прежде всего, это курс       лечебного массажа, который ежедневно по плану проводит      старшая  медицинская  сестра массажа, коррекционная и дыхательная гимнастика     после дневного сна с воспитателями групп, занятия на тренажерах в мини-тренажерных залах, самомассаж с использованием массажных мячей.      

С целью совершенствования путей психофизического оздоровления детей:

- ежемесячно проводятся спортивные досуги, в том числе совместно с родителями воспитанников;

- систематически проводятся смотры, конкурсы, выставки, Конкурс оформления физкультурных уголков и пр.

-  проводились консультации для педагогов по соответствующей тематике.

В течение учебного года регулярно проводился тематический контроль реализации задач по выполнению оздоровительных мероприятий (закаливание, проветривание, двигательный режим, наполнение физкультурных уголков, организация занятий в физкультурном зале и зале ЛФК, состояние планирования по физическому воспитанию).

В ДОУ систематически проводятся и другие мероприятия по данному направлению работы.   Итоги работы  обсуждаются  на  педсоветах.

Систематически проводится  диагностика  состояния здоровья, анализ динамики уровня заболеваемости каждого  ребенка, контроль за состоянием заболеваемости (грипп,ОРВИ,ОРЗ).

Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа позволила нам достичь хороших результатов в снижении уровня заболеваемости дошкольников

Анализ заболеваемости детей за последние три года

Показатели

2008

2009

2010

Всего

Ран.возр.

Дошк.

Всего

Ран.возр.

Дошк.

Всего

Ран.возр.

Дошк.

1

Среднесписочный состав

225

44

182

231

49

182

49

196

2

Посещаемость

6926

28680

5618

16336

4847

14044

3

Пропущено

2863

12352

3918

12501

3705

10475

4

По болезни

1461

2969

1700

3835

1142

3569

5

Прочие причины

11250

44000

12201

45318

11221

44884

6

Одним ребенком пропущено по болезни

32

16

34

21

23

18

7

Случаев болезни

390

128

262

443

140

303

127

302

8

Количество часто и длительно болеющих

14

5

9

16

4

12

25

Из   таблицы   видно,   что   заболеваемость   детей     стала ниже на 1%,увеличилось количество часто болеющих дошкольников. К факторам, влияющим на ухудшение состояния здоровья детей относятся прежде всего социально-экономические условия, образ жизни и неблагоприятные условия проживания ребёнка в семье (жилищные условия). В дошкольное учреждение дети приходят уже с ослабленным здоровьем и хроническими заболеваниями.

Сравнительная таблица групп здоровья детей

Состояние детей по группам здоровья

Группа

2008

2009

2010

I

10

21

16

II

214

221

222

III

2

3

10

ЧБД

14

16

25

Анализируя состояние здоровья детей, мы обратили внимание    на то, что при поступлении в детский сад с каждым годом увеличивается число детей с ослабленным здоровьем. Дети второй группы здоровья имеют функциональные отклонения, это группа риска.

Документация педагогов и специалистов  дошкольного учреждения оформлена и ведется в соответствии с требованиями четко и грамотно.

В дошкольном учреждении осуществляется регулярный контроль за проведением закаливающих и оздоровительных мероприятий, проводится медико-педагогический контроль за физической нагрузкой детей, два раза в год проходит осмотр детей ортопедом, проводится массаж и лечебная физкультура. Проблема здоровья дошкольников сохраняет особую остроту. В ДОУ реализуются здоровьесберегающие технологии Н.Н.Ефименко, В.Т.Кудрявцева и др. Для усовершенствования работы в данном направлении работы необходимы следующие меры:

-улучшить работу по профилактике простудных заболеваний и    ОРВИ.

-осуществлять педагогическое и медицинское просвещение родителей по вопросам оздоровления и воспитания детей.

-усилить медико-педагогический контроль за организацией и проведением физкультурных занятий на воздухе и в физкультурном зале.

СИСТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

ДЕТСКОГО САДА

В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ

2011-2012уч. год

2012-2013 уч. год

2013- 2014 уч. год

Определение уровня развития каждого ребенка через комплексную диагностику:

- физического развития;

- социально-нравственного развития;

- познавательно-речевого развития;

- художественно-эстетического развития.

Включение педагогов в поисково-исследовательскую деятельность, направленную на работу по формированию гармонично развитой личности

Внедрение инновационных технологий в систему комплексной работы, обеспечивающих единство воспитательных воздействий в образовательном учреждении и семье.

Создание  инновационной модели построения предметно-развивающей среды, включающей систему полифункциональных  микросред, насыщенных современными воспитательно-образовательными ресурсами

Принятие идеологии преобразования предметно-развивающей среды педагогическим коллективом ДОУ. Создание в ДОУ физкультурно -оздоровительного и эколого-развивающего комплексов.

Повышение продуктивности профессиональной деятельности в инновационной предметно-развивающей среде

Развитие профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУ в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, уделив особое внимание организации взаимодействия в системе детский сад – семья - школа

Создание на базе дошкольного образовательного учреждения кружка «Юный олимпиец» для осуществления комплексного подхода к формированию основ здорового образа жизни у дошкольников, создания устойчивого взаимодействия в системе детский сад – семья – школа.

Подведение итогов деятельности, выстраивание перспектив.

Стратегия развития методической темы.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

        Перспективный план действий представлен блочно и включает в себя шесть блоков (подпрограмм). В каждом блоке конкретные, детализированные шаги и действия для осуществления стратегии развития методической темы.

        По итогам реализации мероприятий каждого блока планируется ожидаемый результат:

1 блок: создание организационной основы для реализации методической темы;

2 блок: поэтапное моделирование структуры нового ДОУ;

3 блок: создание системы приоритетных воспитательно-образовательных направлений;

4 блок: создание системы приоритетных направлений по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ, работающих в инновационном режиме;

5 блок: создание системы приоритетных направлений сотрудничества ДОУ и семьи;

Блочное распределение мероприятий по реализации программы развития обеспечит самые важные характеристики развития ДОУ (равномерность, целенаправленность, интенсивность) сохраняя при этом возможность гибко и своевременно реагировать на происходящие изменения в течение трех лет.

1 блок действий

Результаты реализации:  Создание организационной основы для реализации Программы развития методической темы ДОУ

Задачи

Направления деятельности

Сроки исполнения

2011

2012

2012

2013

2013

2014

1

2

1

2

1

2

1. Создание механизма эффективного

 управления

Программой развития методической темы

1.1. Создание совместных творческих групп педагогов и специалистов ДОУ по реализации программы развития.

+

+

1.2. Определение методов и форм работы с участниками программы.

+

+

1.3. Разработка графика отчетности творческих групп о ходе реализации программы развития методической темы

+

1.4. Составление месячного плана мероприятий по реализации Программы.

+

+

+

+

+

2. Информирование о реализации

Программы развития ДОУ

2.1. Проведение производственного совещания ДОУ «Координация деятельности сотрудников детского сада по реализации Программы развития методической темы ДОУ».

+

+

+

+

+

+

2.2. Проведение заседания родительского комитета «Роль семьи в реализации Программы развития методической темы ДОУ».

+

+

+

+

+

+

2.3. Создание компьютерного банка данных о воспитанниках и выпускниках ДОУ

+

+

+

+

+

2.4. Создание компьютерного банка данных о результатах реализации Программы развития методической темы ДОУ

+

+

+

+

+

+

2.7. Размещение информации о деятельности ДОУ в СМИ.

+

+

2.8. Выпуск методической продукции и методических разработок для педагогов ДОУ

+

+

+

2.9. Подготовка материалов о деятельности ДОУ на конкурсы

+

+

+

+

+

+

3.Определение содержательных связей с учреждениями

3.1. Заключение договоров о взаимосотрудничестве ДОУ с медицинскими учреждениями

+

+

+

+

+

3.2. Заключение договоров о взаимосотрудничестве с учреждениями физкультуры и спорта

+

+

+

+

+

4.Кадровое обеспечение

4.3. Разработка плана повышения квалификации всех сотрудников ДОУ

+

+

+

+

+

+

4.5. Разработка индивидуальных профессиограмм педагогов и определение стратегии профессионального роста

+

+

+

+

+

+

4.6. Разработка дифференцированных квалификационных требований с учетом статуса нового ДОУ

+

+

+

+

+

+

2 блок действий

Результаты реализации:  Поэтапное моделирование структуры нового ДОУ

1. Разработка направления диагностики и мониторинга в деятельности творческих групп

1.1. Разработка положения о порядке проведения диагностического обследования воспитанников

+

+

1.2. Формирование единого диагностического пространства с включением в него педагогов, медиков и родителей

+

+

+

+

+

+

1.3. Разработка плана проведения психолого-педагогических и медико-социальных диагностических  мероприятий

+

+

+

+

+

+

1.4. Разработка методического сопровождения медико-социальной  диагностической технологии

+

+

+

1.5. Создание и оборудование диагностических модулей в группах

+

+

+

1.6. Создание единого компьютерного банка данных диагностического обследования воспитанников ДОУ

+

+

+

+

+

1.7. Разработка на каждого воспитанника индивидуальной программы развития.

+

+

+

+

+

+

3. Разработка основных направлений в деятельности творческих групп

3.1.Создание единого развивающего пространства нового ДОУ

+

+

+

+

+

+

3.2. Изучение социального заказа родителей воспитанников для расширения сферы дополнительного образования

+

+

+

3.3. Активизация работы сайта ДОУ

+

+

+

3.4. Разработка и утверждение физкультурно-оздоровительного проекта

+

+

+

3.5. Разработка и утверждение художественно-патриотического проекта.

+

+

+

3.6. Подготовка материалов работы к распространению в различных формах

+

+

+

3.7 Разработка стратегии сотрудничества ДОУ и семьи на основе партнерства

+

+

+

+

+

+

3.8 Создание единой компьютерной модели информационно-аналитического сопровождения Программы развития ДОУ

+

+

+

+

+

3 блок действий

Результаты реализации:  Создание системы приоритетных направлений воспитательно-образовательной работы

1.Обеспечение эмоционального благополучия детей

1.1. Проведение мониторинга знаний и представлений педагогов об особенностях эмоционального развития  дошкольников, формирование недостающих знаний.

+

+

+

+

+

+

1.2. Разработка модели режима, направленного на оптимальное сочетание регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, совместной игровой деятельности при участии взрослого и свободной деятельности детей

1.3. Создание в группах «уголков уединения», «психологических уголков», обеспечивающих ребенку психолоэмоциональную защищенность и комфорт

1.4. Создание системы тренинговой работы ДОУ по формированию партнерского общения между детьми

+

+

+

+

+

+

1.5. Разработка комплексно-тематического плана психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных педагогических технологий

2. Создание инновационной предметно-развивающей среды ДОУ

3.1. Анализ актуального состояния предметно-развивающей среды ДОУ и оснований для  ее модернизации

+

+

3.2. Определение условий и ресурсов предметно-развивающей среды, необходимых и достаточных для решения поставленных воспитательно-образовательных задач

+

+

3.3. Разработка алгоритма создания микросред (природной, дидактической, физкультурно-оздоровительной, эколого-развивающей и пр.) и механизма их взаимодействия, обеспечивающего целостность динамичной предметно-развивающей среды ДОУ

+

+

3.4. Структурирование предметно-развивающей среды путем создания полифункциональных  микросред и разработка механизма их объединения

+

+

3.5. Моделирование игровой деятельности в созданной предметно-развивающей среде

+

+

3.6. Создание и внедрение проекта оборудования физкультурно-оздоровительного и эколого-развивающего комплексов

+

+

+

+

3.7. Организация активной деятельности в физкультурно - оздоровительном и эколого-развивающем комплексах.

+

+

+

+

3.8. Разработка и внедрения плана мероприятий, направленных на формирование профессиональных компетенций у педагогов,  обеспечивающих культуру построения предметно-развивающей среды в динамично меняющемся образовательном пространстве.

+

+

+

+

3. Организация физического развития и охрана здоровья

3.1. Изучение передового медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий

+

+

+

+

+

+

3.2. Создание электронного банка инноваций по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик

+

+

3.3. Внедрение технологий, направленных на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни

+

+

+

3.4. Разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в формировании здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни

+

+

+

+

+

+

3.5. Разработка и внедрение новых форм работы в рамках спортивно-родительского клуба «Олимпийские резервы»

3.6. Разработка системы мероприятий, направленных на осуществление преемственности между детским садом и школой по физическому воспитанию, внедрению здоровьесберегающих подходов, обеспечивающих сохранность физического, психического и социального здоровья детей

3.7. Организация работы спортивного кружка

«Юный олимпиец»

3.8. Анализ природного и социального окружения (Анализ микросреды территории ДОУ и пр.) для обеспечения развития здорового ребенка

3.9. Проведение конкурсов рисунков, рассказов и макетов для разработки проекта преобразования микросреды территории ДОУ и пр.

3.10. Преобразование природной среды территории ДОУ для создания комфортных условий пребывания детей и их оздоровления:

создание эколого-развивающего комплекса по озеленению участков (создание экологических подпроектов: «Экологическая тропа в детском саду». «Наши друзья — цветы», «Уголок лекарственных трав», «Уголок сказок» и пр.)

3.11.Организация Дней здоровья с участием дошкольников, учеников младших классов школы, педагогов, учителей, родителей как средства приобщения к традициям большого спорта

+

+

+

+

+

+

4.  Обеспечение социально-личностного развития воспитанников

4.1. Обеспечение самореализации детей в интересной для них, социально-полезной деятельности по итогам психолого-педагогического мониторинга

+

+

+

4.2. Организация системы тренинговой работы по формированию  способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

+

+

+

4.3. Разработка и внедрение плана мероприятий с использованием приемов активизации коммуникативно-речевой деятельности дошкольников

+

+

+

4.4. Создание в группах уголков природы, разработка перспективного плана мероприятий по развитию у детей чувства ответственности за все живое

+

+

+

4.5. Создание Программы, направленной на развитие интереса детей дошкольного возраста к профессиям, связанным с выращиванием растений, знакомство с приёмами ухода за ними с учетом индивидуальных особенностей каждого вида

+

+

+

5. Лечебно-восстановительная работа

5.1. Моделирование единого коррекционно-развивающего пространства ДОУ, направленного на эффективную комплексную реабилитацию детей

+

+

+

+

+

+

5.2 Разработка цикла мероприятий, направленных на ослабление тенденции ухудшения здоровья, стабилизацию течения основного заболевания, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка.

+

+

+

+

+

+

5.3. Организация эффективной работы медицинской службы ДОУ по оказанию индивидуально-дифференцированной помощи детям с учетом особенностей двигательного развития.

+

+

+

+

+

+

4 блок действий

Результаты реализации:  Создание системы приоритетных направлений по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ, работающих в инновационном режиме

1. Создание технологии диагностики деятельности педагога

1.1 Составление карты образовательных запросов педагогов

+

+

1.2. Организация четырехстороннего анкетирования профессиональной деятельности педагога (дети, родители, коллеги, администрация)

+

+

+

+

+

1.3. Самоанализ и самооценка результативности педагогической деятельности педагогов ДОУ,

+

+

+

+

+

+

1.4.Составление рейтинга профессиональной успешности педагогов

+

+

+

+

+

+

2. Формирование мотивационной, теоретической и технологической готовности педагогов к реализации Программы развития ДОУ

2.1. Организация деятельности «Школы мотивации» для педагогов ДОУ

+

+

+

+

2.2. Разработка пакета способов стимулирования деятельности педагогов по организации в ДОУ инновационных процессов

+

+

+

+

+

+

2.3 Организация работы Методических объединений (объединения педагогов, где решаются проблемы, возникающие в области дошкольного образования; повышение практического и теоретического уровня педагогов в использовании инновационного подхода к воспитательно-образовательному процессу  в ДОУ).

+

+

+

2.4. Организация Педагогических чтений (мероприятия, направленные на пропаганду опыта лучших педагогов ДОУ по проектированию и созданию психолого-педагогических условий, способствующих гармоничному воспитанию дошкольников на основе личностно-ориентированного подхода).

+

+

+

+

+

+

2.5. Включение в деятельность выставок-ярмарок педагогических идей (направлены на передачу опыта педагогов, поиск новых творческих идей).

2.6. Изучение коммуникативных технологий для обеспечения гармоничного воспитания дошкольников (психологические тренинги)

+

+

+

+

+

+

2.7. Создание личностно-ориентированного педагогического пространства нового ДОУ на основе реализации «Я - концепции» каждого педагога

+

+

3. Разработка и апробирование схемы модульной организации воспитательно-образовательного процесса и наполнение его инновационным содержанием и технологиями

3.1. Создание программы ресурсного обеспечения (информационного, кадрового, научно-методического, материального, правового) образовательной деятельности ДОУ нового типа

+

+

+

+

3.2.Создание пакета условий обеспечения деятельности педагогического коллектива на этапе становления ДОУ нового типа

+

+

+

+

3.3. Разработка модели выпускника  нового ДОУ, включающей интегративные качества

+

+

+

+

3.4. Разработка программы деятельности педагогических советов ДОУ, направленных на осознание теоретических позиций и практики реализации модели выпускника нового ДОУ

+

+

+

3.5. Разработка основных направлений

преемственности в содержании программ дошкольной и начальной школьной подготовки

+

+

+

+

3.6. Разработка технологии методического сопровождения преемственных связей при переходе ребенка из ДОУ в школу

+

+

+

3.7. Введение инновационных форм повышения профессионального мастерства педагогов

+

+

+

+

+

3.8. Создание компьютерного банка инновационной деятельности ДОУ

+

+

+

+

5 блок действий

Результаты реализации: Создание системы приоритетных направлений сотрудничества ДОУ и семьи

1. Признание приоритетности семейного воспитания

1.1. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований к образованию детей

+

+

+

+

+

+

1.2. Исследование адекватности родительской оценки детских способностей

+

+

+

+

+

+

1.3. Содействие и приобщение семей воспитанников к ценностям здорового образа жизни

+

+

+

+

+

+

1.4. Планирование работы с родителями по повышению их компетентности по актуальным вопросам воспитания и развития детей

+

+

+

+

+

+

2. Организация социологических исследований

2.1. Комплексное пролонгированное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ

+

+

+

+

+

+

2.2. Интервьюирование родителей воспитанников с целью  выяснение семьей и детским садом взаимных ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.

+

+

+

2.3. Обеспечение условий для критического анализа и оценки результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.

+

+

+

+

+

+

3. Создание единого пространства развития ребенка в системе детский сад и семья

3.1. Создание семейных и межсемейных проектов различной направленности

+

+

+

+

+

+

3.2. Организация и проведение семинаров и практикумов по пропаганде здорового образа жизни в семье

+

+

+

+

+

+

3.3. Организация мероприятий по повышению интереса родителей к использованию здоровьесберегающих технологий

+

+

+

+

3.4. Организация при ДОУ службы «Телефон доверия»

+

+

+

+

3.5. Организация работы форума для родителей на сайте ДОУ по актуальным вопросам воспитания и развития детей

+

+

+

+

4. Просвещение родителей с целью повышения их родительской компетентности

4.1. Оформление стенда, странички на сайте ДОУ, содержащих нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения

+

+

+

+

+

+

4.2. Создание электронных каталогов Интернет- сайтов по вопросам оздоровления дошкольников, физического воспитания ребенка в семье

+

+

+

4.3. Организация разнообразных форм повышения родительской компетентности (см. таблица ниже)

+

+

+

+

+

+

Вместо заключения

Мы все прекрасно понимаем, что педагог – «профессия дальнего действия». Результат педагогической деятельности  виден не сразу, а только через определённое время, и длительно формируется, что требует постоянного привнесения в деятельность обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека


Приложение 1.

План работы над методической темой

«Создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад — семья» на 2011—2012гг.

 

№ п/п

Содержание

Сроки

Форма организации

Ответственные

Форма предъявления

1-й этан. Организационно-педагогический

1

Обсуждение и утверждение плана работы по единой методической теме

Сентябрь

Совет педагогов № 1

Старший воспитатель

Решение Совета педагогов. План работы на год

2

Создание творческой группы для реализации плана работы по единой методической теме

— // —

— // —

— // —

Решение Совета педагогов

3

Составление картотеки методической литературы по теме

Октябрь

Совещание педагогических работников

— // —

Картотека методической литературы

4

Изучение методической литературы по данной теме (см. план работы по реализации первой годовой задачи)

В течение года

—// —

— // —

Отчеты по самообразованию

5

Обучающий семинар «Планирование педагогической деятельности»

Сентябрь

Семинар

— // —

Материалы семинара

6

Тематический контроль «Внедрение здоровъесберегающих технологий в образовательный процесс»

Октябрь

План-задание тематического контроля

Комиссия по проведению тематического контроля

Справка по результатам контроля. Приказ

7

Защита программ индивидуального педагогического поиска на Методическом совете МДОУ

Сентябрь

Заседание Методического совета

Председатель Методического совета

Протокол заседания Методического совета

2 этап. Поисково-внедренческий

8

Работа творческой группы по реализации плана работы

В течение года

Заседание творческой группы

Руководитель творческой группы

Рабочие материалы группы

9

Выполнение плана работы ПО реализации первой годовой задачи

—// —

Методические мероприятия

Заведующий, Старший воспитатель

педагогические работники

Методические материалы

10

Выполнение планов работы на учебный год:

— по приобщению родителей к ЗОЖ;

— обучению педагогических работников основам ЗОЖ

— // —

— // —

— // —

— // —

11

Заседание Совета педагогов по теме «Совершенствование образовательного процесса с позиций здоровьесберегающей педагогики»

Ноябрь

Заседание Совета педагогов №2

Председатель Совета педагогов

Протокол. Решение заседания Совета педагогов № 2

12

Обучающий семинар на тему «Педагогический мониторинг качества образования»

Март

Семинар

Старший воспитатель

Материалы семинара

13

Реализация индивидуальных программ педагогического поиска педагогических работников ДОУ (ИППП)

В течение года

Совещание педагогических работников. Заседание Совета педагогов

Председатель Методического совета.

Старший воспитатель, педагогические работники

Протоколы. Отчеты о проделанной работе. Мониторинг

14

Клуб заинтересованных родителей

— // —

Клуб заинтересованных родителей

Старший воспитатель

Протоколы заседаний

15

Пропаганда педагогических знаний

— // —

Консультации, семинары. «Уголки здоровья»

Педагогические и медицинские работники

Методические материалы

3 этап. Итогово-обобщающий

16

Итоговое заседание Совета педагогов на тему «Анализ результатов работы за учебный год

Май

Заседание Совета педагогов

Председатель Совета педагогов

Протокол. Решение заседания Совета педагогов

17

Обобщение лучшего педагогического опыта

Апрель

Совещание педагогических работников

Старший воспитатель

Опыт работы {методические материалы)

18

Анкетирование педагогических работников «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»

Ноябрь

Заседание Совета педагогов №2

Инструктор по физической культуре

Справка по результатам анкетирования

19

Социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников

Март

Совещание педагогических работников

— // —

Справка по результатам исследования

20

Анкетирование родителей «Формирование нравственного здоровья дошкольников»

Апрель

— // —

Психолог

Справка по Результатам анкетирования

21

Совещания педагогических работников на темы:

— «Анализ работы за I полугодие _____ учебного года»;

— «Представление опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс»

Январь Апрель

— // —

Старший воспитатель

Протоколы совещаний педагогических работников

22

Обобщение опыта работы МДОУ по реализации собственной оздоровительной программы

Май

Заседание Совета педагогов №2; 4

— // —

Оформление папки с опытом работы МДОУ. Представление опыта работы в СМИ


Приложение 2.

Графическая модель выпускника


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, СПОСОБНОСТЕЙ

ХОРОШЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ,  ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Управление методической работой педагогов в период освоения программы "Развитие" (на примере МБДОУ ЦРР ДС №54)

Презентация использовалась при защите диплома о профессиональной переподготовке в ФГОУ ВПО "Уральская академия государственной службы" по дополнительной образовательной программе "Менеджмент организац...

Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей ...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...


 

Комментарии

Желудкова Лариса Альбертовна

Тема всегда актуальна. Интересно изложено, спасибо.