Родительский клуб "Учимся,играя!"
методическая разработка (старшая группа)
Неотъемлемой частью работы дошкольного учреждения должна стать тесная связь и сотрудничество с родителями, с семьёй. Важным условием является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов. С этой целью был организован родительский клуб «Учимся, играя!». Клуб организуется для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Материал относится к категории "Опыт работы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub.docx | 80.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Колосок»
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
«УЧИМСЯ, ИГРАЯ!»
Подготовила:
Е. В. Богданова, воспитатель,
1 кв. категория
п. Новочернореченский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребёнка и его социальная адаптация в обществе. Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Это важный подготовительный этап к дальнейшему школьному обучению. В детском саду подготовка ребёнка к школе является не самоцелью, а результатом организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересы и потребности на протяжении дошкольного детства.
Неотъемлемой частью работы дошкольного учреждения должна стать тесная связь и сотрудничество с родителями, с семьёй. Важным условием является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов. С этой целью был организован родительский клуб «Учимся, играя!». Клуб организуется для родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективной организации работы клуба используются разнообразные формы:
-консультации родителей;
- выступление специалистов ДОУ;
- деловые встречи родителей, педагогов ДОУ и учителей школ;
- совместные практические занятия родителей и детей;
- информационно-наглядные материалы для родителей;
1. Цель работы родительского клуба
Установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах воспитания, обучения детей;
Формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.
2. Задачи работы родительского клуба
Приобщить родителей к участию в подготовке детей через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
Повысить психолого-педагогический потенциал родителей.
3. Организационная структура клуба
Членами клуба могут быть родители (законные представители) детей старше-подготовительной группы и дети старшего дошкольного возраста.
Вся деятельность клуба проводится на добровольных началах.
Руководство деятельностью клуба осуществляет воспитатель старше-подготовительной группы, участниками родительского клуба являются педагоги, специалисты и администрация ДОУ.
4. Принципы работы родительского клуба
- "Не навреди!"
- Добровольность
- Конфиденциальность информации
- Соблюдение педагогической этики
- Тактичность
План работы родительского клуба
«Учимся, играя».
месяц | Тема, содержание | Ответственные | ||||
Теория | Практика | |||||
Октябрь | 1.Анкетирование «Что я знаю и умею» | воспитатель | ||||
2.Игровой тренинг «Давайте познакомимся» | воспитатель | |||||
3. Лекция-беседа «Социоигровые методы» | воспитатель | |||||
4. Совместный игровой практикум с детьми | воспитатель | |||||
Ноябрь | 1. Консультация «Развитие речи дошкольника» | Учитель-логопед | ||||
2. Развитие звукопроизношения: - артикуляционная гимнастика - пальчиковая гимнастика | Учитель-логопед | |||||
3. Круглый стол «Как говорит мой ребенок» (радио для мам) | воспитатель | |||||
4. Практикум «Развиваем мелкую моторику рук» (лепка из солёного теста, квиллинг, картины из крупы) | воспитатель | |||||
Декабрь | 1.Консультация «Организация домашней развивающей среды» | воспитатель | ||||
2. Круглый стол «Семейные традиции в организации детских праздников ». | воспитатель | |||||
3. Консультация «Во что играют наши дети». | воспитатель | |||||
4. Творческая мастерская «Поделки своими руками вместе с детьми» | воспитатель | |||||
Январь | 1.Развитие слоговой структуры слова | воспитатель | ||||
2.Вечер вопросов и ответов «Влияние связной речи на развитие ребенка». | воспитатель | |||||
3.Игровой тренинг «Сказки по ролям». | воспитатель | |||||
4. Памятки «Речь на кончиках пальцев» | воспитатель | |||||
Февраль | 1.Консультация «Детские страхи» | Педагог - психолог | ||||
2. Рисуночная терапия «Говорящие рисунки» | воспитатель | |||||
3. Беседа « В здоровом теле - здоровый дух» | медсестра | |||||
4. Практикум «Игры для настоящих мужчин» | воспитатель | |||||
5. Сообщение «Роль отца в воспитании детей» | воспитатель | |||||
Март | 1.Консультация «Внимание как познавательный процесс » | воспитатель | ||||
| 2. Семинар «Игры и упражнения для развития внимания» | воспитатель | ||||
3. Лекция-беседа «Как научить ребёнка читать?» | Учитель начальных классов | |||||
4. Игровой практикум «Театр и дети» | воспитатель | |||||
Апрель | 1.Консультация «Что такое мотивационная и психологическая готовность к обучению в школе?» | воспитатель, педагог-психолог | ||||
2. Создание портрета «Идеальный первоклассник» | воспитатель | |||||
3. Творческая мастерская «Пасхальные посиделки» | воспитатель | |||||
4.Обмен мнениями «Наказания и поощрения» | воспитатель | |||||
Май | 1.Творческая мастерская «Портфолио ребёнка» | воспитатель | ||||
2. Консультация «Организация летнего отдыха ребенка». | Воспитатель, физинструктор, медсестра | |||||
3. Семинар «Что нужно знать родителям будущего первоклассника?» | Учитель начальных классов, воспитатель | |||||
4. Анкетирование «Результаты обучения в родительском клубе» | воспитатель | |||||
5.Круглый стол «Подведение итогов работы клуба, планирование на следующий год». | воспитатель |
ВСТРЕЧА №1
Цель: развивать познавательные процессы, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Воспитатель: Ни для кого не секрет, что современные дети мало играют, двигаются. Их день заполнен занятиями, длительным сидением за столами, после детского сада многие посещают курсы подготовки к школе, где к детям предъявляются требования, больше подходящие уже для школьников. Дома дети часто проводят своё время за просмотром мультфильмов, игрой в гаджеты. В итоге мы наблюдаем у детей раздражительность, быструю утомляемость, повышенную тревожность, различные неврозы, дети не умеют спокойно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. На сегодняшней нашей встрече мы поставили задачу решить эту проблему с помощью движения и ведущего вида деятельности дошкольников – игры.
Еще 2500 лет назад китайский философ Конфуций сказал:
Что я слышу – я забываю,
Что я вижу – я помню,
Что я делаю – я понимаю.
Таким образом, все, что должно быть изучено, прежде всего, должно быть познано через действие, прожито эмоционально, а так как главной деятельностью ребёнка-дошкольника является игра – то всё должно проживаться в игровой форме.
1.Приветствие «Доброе животное»
Все встают в круг и берутся за руки. Педагог тихо говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг назад, выдох – шаг вперёд. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.
2.Игра «Мебель»
Задачи:
- расширять словарный состав
- развивать произвольное внимание, мелкую моторику.
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч, должен назвать слово, обозначающее какой – то предмет мебели, и бросить мяч обратно. Игра продолжается до тех пор, пока все известные предметы не будут названы.
3. Упражнение : «Собираем счетные палочки» (одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними до мизинцев. На каждую стихотворную строчку - по одному движению:
Клюв длиннее
не видывал я,
Чем клювы у аиста
и журавля
Задание: построить домик, лестницу, цифру, заборчик, ёлочку.
4. Игровое упражнение «Инструкция».
Воспитатель: Уважаемые родители! Одной из трудностей, мешающей вашему ребёнку качественно и верно выполнить задание, может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.
Итак, «Нарисуйте столько кругов, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й круг. Зачеркните 10-й сначала и 4-й с конца. Закрасьте столько кругов, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кругов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й».
5. Игровое упражнение «Покажи без слов»
Воспитатель: Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Следующее упражнение поможет взрослым осознать это.
Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном.
После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.
6. Игра «Запомни свою позу»
Задача: развивать внимание, память.
Дети и взрослые стоят в кругу или врассыпную. Каждый ребенок должен встать в какую – нибудь позу и запомнить ее. Под музыку все разбегаются, а с ее окончанием должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
Мышечная релаксация по Джекобсону
Задача: снимать психомышечное напряжение.
Упражнение «Бабочка» Свести лопатки на вдохе (бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылья).
Упражнение «Черепаха» Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи отпустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).
Упражнение «Пяточки» Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе опустить.
Упражнение «Носочки» Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе расслабить ноги и опустить.
Рефлексия
Дети и взрослые встают в круг. Педагог бросает каждому мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.
ВСТРЕЧА № 2
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые члены нашего родительского клуба! Мы рады встрече с вами! Сегодня темой нашей встречи будет развитие речи. На встречу мы пригласили учителя-логопеда. (слово логопеду).
- Приветствие «Пожелание»
Дети и взрослые стоят в кругу. Педагог бросает воздушный шарик ребенку и говорит: «Саша, я очень рада видеть тебя на нашем занятии». Затем ребенок передает мяч рядом стоящему и говорит свое приветствие.
- Игра «На что это похоже?»
Задача: развивать мышление.
Оборудование: плоскостные геометрические фигуры, предметные картинки соответствующих форм.
Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-нибудь геометрическую фигуру и собирает изображение предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг (пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко); прямоугольник (чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно); треугольник (крыша дома, сложенная из газеты шапка,, воронка, елка, египетская пирамида); овал (огурец, слива, яйцо, рыба, лист).
- Игра «Логические концовки»
Задача: развивать мышление.
Лимоны кислые, а сахар… (сладкий).
Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
Если два больше одного, то один … (меньше двух).
Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
Если правая рука справа, то левая … (слева).
Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами)
Нож и кусок стекла — оба … (острые).
- Упражнение «Замок» (на развитие мелкой моторики)
На двери висит замок. ( соединяют пальцы обеих рук в замок.)
Кто открыть его бы мог? (Пальцы сцепляют в замок, руки тянут в разные стороны.)
Постучали, (Не расцепляя пальцы, стучат ладонями друг о друга.)
Покрутили, (Движения сцепленными пальцами от себя к себе.)
Потянули (Пальцы сцеплены. Руки тянут в разные стороны.)
И открыли. (Расцепляют пальцы.)
- Упражнение: «Завязываем веревку, играем с узлами»
Берем веревку (толщина с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Затем ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года (по порядку), фрукты/ имена/ явления природы/ цифры/большие предметы и тд.
Воспитатель: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени». Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку к предстоящей трудной работе. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу. Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей.
Практикум для развития мелкой моторики рук.
Рефлексия:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о развитии мелкой моторики ?
• Что узнали нового?
• Ваши пожелания организаторам?
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.
ВСТРЕЧА № 3
Воспитатель: Добрый вечер! Именно добрый, потому что мы все рады увидеться с вами вновь, пришли с добрыми настроением и пожеланиями! Сегодня нам хотелось бы поговорить о детских/недетских играх. Во что играют ваши дети? Какие игрушки и игры они любят? (обсуждение)
1. Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».
Мы с Вами знакомы уже не первый год, и сегодня я хочу предложить Вам проверить, хорошо ли мы запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого разделимся на две команды и встанем в две шеренги напротив друг друга. Теперь, по моему сигналу, командам нужно как можно быстрее построиться:
• в алфавитном порядке по первой букве имени;
•по росту;
• по цвету волос: от самых темных до самых светлых;
• по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких);
• по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот.
Этим заданием игра заканчивается, так как возможность заглянуть друг другу в глаза создает наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия.
2. Игра «Цветок»
Задача: развивать мышление.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Каждому участнику выдается карточка – середина будущего цветка. Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию.
3. Игра «Газета»
Задача: развивать коммуникативные навыки.
На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети опять должны поместиться на ней. Газета складывается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)
4.Игра «Слушай хлопок»
Задача: развивать внимание.
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны), на два хлопка – позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу. Время выполнения 5 минут.
5.Упражнение «Путники»
Задача: развивать коммуникативные навыки.
Дети садятся на пол парами. Поворачиваются друг к другу спиной. Один ребенок – камень. Он сгибает ноги, подтягивает их к груди и напрягает все тело. Другой облокачивается на камень и отдыхает, ноги вытянуты, руки опущены, спина расслаблена. По команде дети меняются местами, смена происходит несколько раз.
Мышечная релаксация по Джекобсону
Задача: снимать психомышечное напряжение.
Упражнение «Сосулька» Сжать максимально кисти рук на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение тепла).
Упражнение «Бабочка» Свести лопатки на вдохе (бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылья).
Упражнение «Пяточки» Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе опустить.
Дискуссионный клуб «Семейные традиции и праздники»
Творческая мастерская «Поделки с детьми»
Рефлексия
Дети и родители встают в круг. Педагог бросает каждому участнику мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.
ВСТРЕЧА № 4 «Значение речи на развитие ребёнка»
Воспитатель: И снова здравствуйте! Тема сегодняшней нашей встречи – развитие речи. В игровой форме нам бы хотелось показать вам, дорогие родители, как можно развить речь ребёнка, научить его слоговой структуре слова.
- Приветствие «Разведчики», «Части тела» (воспитатель называет части тела, а участники, разбившись по парам, прикасаются названными частями тела).
Игра со звуками.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ – СИНИЙ, ПОЛОСА – ГОЛОСА, САША – СЕНЯ, БУСЫ – БУСИКИ, ГУСЯТА – ПОРОСЯТА, ТРОСС – ТРОСТЬ.
3.Игра со словами.
А теперь с нами захотели поиграть слова, я буду показывать вам картинки (по одной), вы называете слово, которое обозначает картинку и определяете, сколько в слове слогов и поднимаете «светофорчик» с нужной цифрой.
4.Игра «Слушай и исполняй»
Задача: развивать память и внимание.
Ведущий один -два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Участники должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
5. Упражнение: «Сжимание и разжимание в руке экспандера или мяча»
Ребенок сжимает в руке эспандер, который сопротивляется при сжатии. Сжимание-на ударные слоги.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам
Станут пальчики сильнее
А головушка умнее.
6.Упражнение: «Допиши буквы», буквы из нитки, из счётных палочек.
7.Последовательные картинки
Задача: развивать мышление.
Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ «Что сначала, что потом?».
Дискуссия «Влияние связной речи на развитие ребёнка»
Игровой тренинг «Сказки по ролям».
Рефлексия «Солнышко и тучка»
ВСТРЕЧА № 5
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые члены родительского клуба! Сегодня мы поговорим о детских страхах, как к ним относиться родителям, что делать, как реагировать и др.Слово предоставляется педагогу-психологу. (выступление психолога).
- Рисуночная терапия «Говорящие рисунки» (предложить нарисовать несуществующее животное, цвето-терапия, музыка-терапия)
- Игры: «Злой дракон», «Шторм», «Кто смешнее засмеётся», «Актёры», «Курица с цыплятами».
- Практикум «Игры для настоящих мужчин» (рассказ о своей профессии, игра «Кулинары»).
- Сообщение «Роль отца в воспитании детей»
Встреча № 6
Воспитатель: Здравствуйте! На нашей встрече мы будем говорить о внимании как познавательном процессе.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте (Н. Ф. Добрынин). Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются и его произвольность. Ребёнок научается управлять собой и сознательно направлять своё внимание на определённый предмет. При этом он использует при организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным. В дошкольном детстве увеличивается объём внимания, т. е. то количество объектов, которое может быть воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребёнок может направлять и концентрировать внимание на нескольких объектах одновременно. Переключение внимания означает, что ребёнок способен переключать направленность и сосредоточенность внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую.
ВЫВОД? Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в с/ролевых и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.
Упражнения для развития внимания
- Найди и вычеркни
- Что изменилось? (предлагается выложить до 5 игрушек на стол, менять их местоположение, убирать, добавлять и тд.)
- Запомни и повтори (предложить повторить чередующийся рисунок, 10 неповторяющихся фигур)
- Игра «Дикие животные»
Задача: развивать произвольное внимание.
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч первому ребенку, который, поймав его, должен назвать какое – либо дикое животное и бросить мяч обратно. Далее педагог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям дикие животные не будут названы.
- Игра «Запомни порядок!»
Задача: развивать память.
Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становиться другой.
6.Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
- Опять сложите лист пополам.
- Снова оторвите правый верхний уголок.
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Вот и дети наши все разные: кто-то уже в 5 лет бегло читает, а кому-то и в 1 классе нужно выучить алфавит. «Как научить ребёнка читать?» Слово предоставляется учителю начальных классов.
7Лекция учителя начальных классов «Как научить ребёнка читать?»
Драматизация сказки Сказка “Колобок” на психологический лад.
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
1. Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
2. По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
3. Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
4. Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
5. Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
Рефлексия
ВСТРЕЧА № 7
План встречи:
Вступительное слово педагога.
- Приветствие «Доброе животное» (см. занятие №1)
- Коммуникация «Ток»
Задача: развивать коммуникативные навыки.
Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток»: по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа.
Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое.
Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов.
Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.
Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней.
Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.
Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.
В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.
Выступление психолога «Мотивационная и психологическая готовность к обучению в школе»
Творческое задание Коллаж создание портрета «Идеальный первоклассник»
Творческая мастерская «пасхальные посиделки»
Обмен мнениями «Наказания и поощрения»
ВСТРЕЧА № 8
План встречи:
Вступительное слово педагога.
Выступление инструктора по физической культуре, медсестры об организации летнего отдыха детей.
1.Упражнение «К школе готов».
Впереди последний год дошкольного детства ваших детей. Первого сентября будущего года они переступят школьный порог. Их экзамены еще впереди! А наши родительские мы сдаем на протяжении всей жизни! Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей. Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему. А что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?
Родители отвечают на вопрос, передавая друг другу колокольчик.
2.Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Мы выяснили, каким должен быть будущий первоклассник, какими навыками, знаниями и умениями должен обладать. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.
Тест "Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?"
С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова. Скоро в школу! М., ТОО «ТП», 1998.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1. 2. 3. 4. 5.
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
Результаты тестирования:
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
3. Упражнение «Добрые слова».
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Но иногда бывает так, что, даже хваля ребенка, мы, взрослые, используем небольшой запас слов.
Может быть, это случилось потому, что…. «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил людей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: детьми, родными, друзьями». Все перечисляют: «милый», «родной», «умный», «добрый», «красивый»… А ведь на самом деле в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Давайте посмотрим друг на друга и попробуем это увидеть.Родители встают в круг, передают друг другу колокольчик, называя положительное качество своего соседа.
4. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни.
• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.
- Выступление учителя начальных классов, раздача памяток.
- Анкетирование «Результаты обучения в родительском клубе».
- Творческая мастерская «Портфолио ребёнка»
8. Итог тренинга. Обратная связь.
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организаторам?
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.
Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Памятка «Советы родителям будущих первоклассников».
1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"
Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...