Современное игровое пространство группового помещения – путь к успешной социализации дошкольника.
методическая разработка

Егорова Надежда Геннадьевна

Как организовать современное игровое пространство в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvo.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Современное игровое пространство

 группового помещения – путь к успешной социализации дошкольника.

Выполнила: Егорова Надежда Геннадьевна,

старший воспитатель МБДОУ БГО Детского сада№16 комбинированного вида,  г. Борисоглебск, Воронежская область

Проблема организации и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста является одной из самых важнейших проблем дошкольного образования. Выполняя ведущую роль в развитии маленького ребёнка, игра, как никакой вид детской деятельности, требует пристального внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Но практика показывает, что это право ребёнка на игру не соблюдается. Наше дошкольное учреждение в ходе реализации комплексного инновационного проекта « Детский сад – Игропарк » ставит своей задачей  создать благоприятные условия, обеспечивающие право ребёнка на игру.

       

 Точкой отсчёта в нашем открытом игровом  пространстве являются групповые помещения. На сегодняшний момент нами создана модель открытого игрового  пространства  в двух подготовительных группах, о которой и хотелось бы рассказать .Для создания игрового ландшафта нам  представляется важным разделить пространство группового помещения на шесть  частей.  Это шесть «городков», каждый из которых имеет цветовую маркировку   и свою эмблему:   « Читай - городок», « Городок Талантов», «Городок Спорта», «Играй – городок» и городок «Открытий» - детские центры активности, соответствующие пяти направлениям развития ребёнка, в которых созданы условия  для реализации всех видов детской деятельности. В каждом городке могут одновременно осуществляться несколько видов образовательных практик.  Шестой  городок« Радужный». В данном городке  на полках и стеллажах, располагаются   контейнеры с материалом и оборудованием,   маркированные по цветовому принципу, где ребёнку предоставляется возможность выбора  нужного материала и оборудования, которого ему не хватило.

Целевой ориентир, который мы рассматриваем – инициатива, самостоятельность, выбор – не имеют материального выражения. Поэтому нами продумана возможность зафиксировать инициативу и результат деятельности детей в «Карте желаний» с помощью условных обозначений. «Карта желаний» - это ещё и диагностический инструментарий педагога, по которой проводится анализ выбора детей.  Проектируя  открытое игровое пространство, мы учитываем временную последовательность разных видов жизнедеятельности. Сочетание в режиме дня регламентированной, нерегламентированной и свободной деятельности в соотношении (20:40:40) – это оптимальным сочетанием для поддержания активности детей в течение всего дня.

Личностный компонент среды – совокупность субъектов (участников)  деятельности и способов их  активности в процессе реализации конкретной  деятельности.  – Почему нам это важно? Какую проблему мы этим решаем для ребёнка и педагога?

-  Пульсирующие городки в групповом пространстве способствуют преобразованию игровой среды «под замысел», и позволяют  вариативно использовать групповое пространство детям.

- В групповых пространствах нет перегруженности предметного материала, что позволяет ребёнку дошкольного возраста без затруднения сделать выбор.

- Широкое использование в интерьере значков, символов, надписей, схем, загадочных знаков, предоставляет возможность свободной ориентации ребёнка в пространстве не только в своей группе, но и в другой.  А надписи на полках и контейнерах способствуют овладению грамотности в естественных условиях.

- Смена  игрового материала по ситуации, появление новых предметов, способствующих стимуляции разных видов детской деятельности.

- Объединение детей совместными  впечатлениями и интересами способствуют формированию коллективных взаимоотношений и более тесному контакту всех участников образовательных отношений.

- повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

- возможность  включения в образовательный процесс разнообразных эффективных форм работы с детьми:

 - смена образовательной парадигмы: от формата фронтальных занятий с большой группой к формату деятельности;

- развивающий характер образования;

- возможность продуктивно организовывать и соотносить индивидуальную увлечённость ребёнка, т.е.  повышение индивидуализации обучения;

-  переход от «вербального» обучению к познанию в действии;

Нами, на сегодня, сделаны первые шаги в преобразовании открытого игрового пространства ДОУ. Мы понимаем, что выполнение требований и принципов в построении РППС можно оценить лишь в процессе наблюдения – как дети действуют в этой среде, насколько они активны и самостоятельны.  В этом и  перспектива нашей дальнейшей работы – создать отрытое игровое пространство в остальных возрастных группах, закончить преобразования дополнительных помещений в здании  и на территории ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование культурно – образовательного пространства групповых помещений для формирования двигательных навыков.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начально...

АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее...

"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".

Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....

СЕКЦИЯ -2 «УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ»

СЕКЦИЯ -2 «УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ» Заиченко Мария ВладимировнаВоспитатель ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вид...