Организация открытого игрового пространства группового помещения в рамках реализации перспективной модели «Детский сад – Игропарк»
методическая разработка на тему

Егорова Надежда Геннадьевна

Как интересно организовать игровое пространство группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_gruppy.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Организация открытого игрового пространства

 группового помещения в рамках реализации перспективной модели  «Детский сад – Игропарк»

Начать  хочется  со слов российского историка и педагога Константина Кушнера «Детям нужны игровые площадки, а не игорные».   Очень важно создать условия для игры, которые  стимулируют познавательную активность, повышают мотивацию, развивают эмоциональную сферу, а самое главное – учат.  

Проблема организации и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста является одной из самых важнейших проблем дошкольного образования. Выполняя ведущую роль в развитии маленького ребёнка, игра, как никакой вид детской деятельности, требует пристального внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Но практика показывает, что это право ребёнка на игру не соблюдается. Наше дошкольное учреждение в ходе реализации комплексного инновационного проекта « Детский сад – Игропарк » ставит своей задачей  создать благоприятные условия, обеспечивающие право ребёнка на игру.

        Мы определили структуру открытого игрового пространства, учитывая ресурсы ДОУ, которое нам надо создать - это наша « Кругосветка». Концептуальной идеей нашей «Кругосветки» является игровой образовательный маршрут дошкольников через реализацию образовательных практик.  Образовательный маршрут  представляет собой посещение различных точек   игрового пространства ДОУ,  начинающийся и заканчивающийся в одном и том же месте. Это не только групповые помещения, но и все помещения для детской активности, которые имеются в детском саду. Так как название  имеет географическую направленность, то и  организуемые детские центры активности  в ДОУ назвали в этом направлении, учитывая  принцип укрупнения объектов. Это – «города» в групповых помещениях, «страны» в здании  и «острова»  на территории ДОУ.

 Точкой отсчёта в нашем открытом игровом  пространстве являются групповые помещения. На сегодняшний момент нами создана модель открытого игрового  пространства  в двух подготовительных группах, о которой и хотелось бы рассказать .

Для создания игрового ландшафта нам  представляется важным разделить пространство группового помещения на шесть  частей.  Это шесть «городков», каждый из которых имеет цветовую маркировку   и свою эмблему:   « Читай - городок», « Городок Талантов», «Городок Спорта», «Играй – городок» и городок «Открытий» - детские центры активности, соответствующие пяти направлениям развития ребёнка, в которых созданы условия  для реализации всех видов детской деятельности. В каждом городке могут одновременно осуществляться несколько видов образовательных практик.  Шестой  городок  « Радужный». В данном городке  на полках и стеллажах, располагаются   контейнеры с материалом и оборудованием,   маркированные по цветовому принципу в соответствии  с цветовым обозначением « городков», а также имеются  надписи на контейнерах и полках. Педагоги и воспитанники, в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данному городку, где предоставляется возможность выбора  нужного материала и оборудования.

Целевой ориентир, который мы рассматриваем – инициатива, самостоятельность. Поэтому нами продумана возможность зафиксировать инициативу и результат деятельности детей в «Карте желаний» с помощью условных обозначений. «Карта желаний» - это ещё и диагностический инструментарий педагога, по которой проводится анализ выбора детей (тематику, способность детей выбирать вид деятельности, участников совместной деятельности),спланировать педагогические задачи и индивидуальную работу. Проектируя  открытое игровое пространство, мы учитываем временную последовательность разных видов жизнедеятельности, которая позволяет ребёнку учиться планировать свою деятельность более организовано и целесообразно. Сочетание в режиме дня регламентированной, нерегламентированной и свободной деятельности в соотношении (20:40:40) – является оптимальным сочетанием для поддержания активности детей в течение всего дня.

– Почему нам это важно? Какую проблему мы этим решаем для ребёнка и педагога?

-  Пульсирующие городки в групповом пространстве способствуют преобразованию игровой среды «под замысел», и позволяют  вариативно использовать групповое пространство детям.

- В групповых пространствах нет перегруженности предметного материала, что позволяет ребёнку дошкольного возраста без затруднения сделать выбор.

- Широкое использование в интерьере значков, символов, надписей, схем, загадочных знаков, предоставляет возможность свободной ориентации ребёнка в пространстве не только в своей группе, но и в другой.  А надписи на полках и контейнерах способствуют овладению грамотности в естественных условиях.

- Организованные места для экспонирования работ воспитанников, (как плоскостных изображений, так и объёмных) дают возможность ребёнку видеть результат своей деятельности.

-  Практическое расположение предложенного материала, а не «выставочное», когда каждый предмет выполняет информационную функцию об окружающем мире, стимулирует активность ребёнка.

- Смена  игрового материала по ситуации, появление новых предметов, способствующих стимуляции разных видов детской деятельности.

- Объединение детей совместными  впечатлениями и интересами способствуют формированию коллективных взаимоотношений и более тесному контакту всех участников образовательных отношений.

- повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

- возможность  включения в образовательный процесс разнообразных эффективных форм работы с детьми:

 - смена образовательной парадигмы: от формата фронтальных занятий с большой группой к формату деятельности;

- развивающий характер образования;

- возможность продуктивно организовывать и соотносить индивидуальную увлечённость ребёнка, т.е.  повышение индивидуализации обучения;

-  переход от «вербального» обучению к познанию в действии;

Нами, на сегодня, сделаны первые шаги в преобразовании открытого игрового пространства ДОУ. Мы понимаем, что выполнение требований и принципов в построении РППС можно оценить лишь в процессе наблюдения – как дети действуют в этой среде, насколько они активны и самостоятельны.  В этом и  перспектива нашей дальнейшей работы – создать отрытое игровое пространство в остальных возрастных группах, закончить преобразования дополнительных помещений в здании  и на территории ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации модели "детский сад открытая система"

Данный материал содержит текст выступления на педагогическом совете и презентацию....

Организация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида

Организация и апробация  системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида....

"Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие»" (консультация для педагогов)

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО...

Мастер-класс для молодых специалистов: "Современные формы организации взаимодействия МБДОУ с родителями в рамках реализации ФГОС ДО"

Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых специалистов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....