Организация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида
методическая разработка на тему

Организация и апробация  системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_monitoringa.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 13"Буратино" г.Волжска Республики Марий Эл

Организация системы мониторинга 

развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения

детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино»  

(методическая разработка)

Составители:

Морозова Светлана Степановна

 заведующая ДОУ№13, высшая категория

Редькина Людмила Николаевна

 старший воспитатель ДОУ№13, высшая категория

Колбасова Ольга Николаевна

учитель-логопед ДОУ№13, первая категория

Волжск – 2013г.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………..…..……..2

2.Описание организации системы мониторинга развития ребенка в рамках  реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида

 №13 «Буратино»………………….…...……………………………………………4

3.Заключение …....………………...………………………………………………...8

4.Список литературы ... …………………………………...………………………..9

5.Приложения

                                        

1

Введение    

                                                   

Актуальность.  Введение в действие новых нормативно-правовых документов: Федерального закона РФ от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции РФ) и ряда примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования предусматривает  отслеживание  промежуточных, итоговых результатов развития ребенка, преемственность  дошкольного и начального звена общего образования.

На основании этого возникла необходимость пересмотра организации системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Мы изучили и проанализировали достаточно много методических рекомендаций, учебно-методических пособий следующих авторов:  Н.В.Верещагиной «Результаты итогового мониторинга образовательного процесса»; Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса  «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»»; Ю.А.Афонькиной «Мониторинг качества освоения программы»; «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7лет».  В данных материалах представлены различные механизмы   подсчета оценок уровня развития (3-х, 4-х, 5-ти балльная система),  таблицы фиксирования результатов,  инструментарии и методики выявления уровней развития воспитанников, сроки  и подходы  к проведению мониторингов развития ребенка в рамках реализации образовательной программы в детских садах общеразвивающего вида.

Информация по организации системы мониторинга в ДОУ компенсирующего вида полностью  отсутствует.

Именно поэтому возникла необходимость поиска и выработки системы  мониторинга в ДОУ компенсирующего вида, результатом  которой стало  создание методической  разработки  «Организация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида». 

Новизна. Новое видение организационных форм и содержание  мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы как организация системы мониторинга  в дошкольном образовательном учреждении  компенсирующего вида.  

Гипотеза. Предлагаемая система мониторинга будет  эффективна в случае   визуализации мониторинга образовательного процесса и детского развития через ведение «Дневника индивидуального сопровождения  воспитанника» на протяжении его нахождения в ДОУ компенсирующего вида.

2

Цель методической разработки –  организация и апробация  системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Задачи:

1.Систематизировать содержание (инструментарии, методики), последовательность проведения мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида;

2.Определить критерии оценки уровня развития образовательного процесса и детского развития воспитанников детского сада компенсирующего вида,  механизм их подсчета;

3.Разработать пакет документов с целью фиксирования результатов мониторинга образовательного процесса  и мониторинга детского развития в ДОУ компенсирующего вида.  

Ожидаемый результат. Создание системы мониторинга и  информационной базы  в процессе   мониторинга, способствующей решению  задачи преемственности дошкольного и начального образования.

3

2.Описание организации системы мониторинга развития ребенка в рамках  реализации основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.

Организация системы  мониторинга выступает как основной метод контроля по выявлению уровня развития воспитанников, позволяющий прогнозировать их дальнейшее развитие и  повышать  результативность педагогической деятельности в ДОУ компенсирующего вида.  Мониторинг способствует объединению педагогов в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность дошкольного образовательного учреждения, позволяет отслеживать процесс  образовательной деятельности,  динамику детского развития и своевременно проводить их корректировку.

Цель мониторинга – выявление качества дошкольного образования воспитанников ДОУ компенсирующего вида.

Задачи:

- изучить процесс достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы (мониторинг образовательного процесса);

- оценить степень достижения воспитанниками интегративных качеств и установить результативность коррекционной работы (мониторинг детского развития);

- определить коррекционные мероприятия на основании выводов и полученных результатов. 

Содержание  системы мониторинга.

Система мониторинга развития ребенка в рамках  реализации основной общеобразовательной программы предусматривает обеспечение комплексного  подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы и  оценке динамики достижений воспитанников. Это свидетельствует о том, что содержание  мониторинговой системы должно состоять из следующих  направлений:

1.Мониторинг образовательного процесса

 - Диагностические карты,  методики психолого-педагогической диагностики.

 - Таблица «Мониторинг образовательного процесса»,  фиксирующая результаты  освоения образовательной программы.

 - График мониторинга образовательного процесса  ДОУ.                                          

2.Мониторинг детского развития на основе оценки развития интегративных качеств воспитанника.

 - Карта индивидуального развития  воспитанника.

 - Таблица «Мониторинг детского развития», фиксирующая интегративные качества воспитанников на основе карты индивидуального развития каждого воспитанника.    

 - График мониторинга детского развития.

 - Итоговый мониторинг (Проводится при выпуске воспитанника из детского сада в   школу и включает описание  интегративных качеств  выпускника ДОУ, т.е. портрет  выпускника)

4

Этапы проведения мониторинга.

Система мониторинга развития ребенка в рамках  реализации основной общеобразовательной программы осуществляется в четыре этапа.

- На первом этапе оцениваются все показатели  образовательного процесса и детского развития. Данные заносятся в  соответствующие диагностические карты, в которых каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 4 баллов. Параметры разбаловки определяются нами самостоятельно на основании определенных критериев (Приложения). Далее суммируются полученные  баллы,  итоговые результаты фиксируются в виде среднего арифметического балла  с учетом правил округления до целого числа в соответствующем  столбце диагностических карт.

- На втором этапе, на основании итоговых результатов заполняются сводные таблицы мониторинга образовательного процесса, мониторинга  детского развития.

- На третьем этапе строятся соответствующие графики достижений по направлениям системы мониторинга.

- На четвертом этапе  идет процесс изучения результатов обследования, где  определяются сильные и слабые стороны образовательного процесса. Выявляется контингент воспитанников, испытывающих затруднения в освоении образовательной  программы  с последующим их  направлением на ПМПк ДОУ №13  для определения и утверждения коррекционных мероприятий (планы индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, программы развития).

Отслеживание результатов  мониторинга развития ребенка в рамках  реализации основной общеобразовательной программы ведется посредством «Дневника индивидуального сопровождения  воспитанника ДОУ №13», который состоит из следующих материалов:

 - карта индивидуального развития;

 - лист регистрации достижений воспитанника;

 - выводы по итогам обследования;

 - лист индивидуальных занятий;

 - лист взаимодействия с родителями.

Сроки проведения мониторинга развития ребенка в рамках  реализации основной общеобразовательной программы. 

Периодичность проведения устанавливается образовательным учреждением.

Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год: в  начале и в конце учебного года – в сентябре и в мае.

Мониторинг детского развития проводится один раз в год – в мае  -  в конце каждого учебного года,  согласно психологического возраст.  При ярко выраженном отставании в формировании интегративных качеств, проводятся индивидуальные диагностические срезы и вносятся коррективы в  план проведения индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.

5

Организаторы проведения мониторинга.

Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, инструктор по физической культуре, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.                                                                                          

                                                                                                                                                 

Критерии оценки уровня развития.

В выборе критериев оценки развития дошкольников нашего ДОУ мы исходили  из квалификации педагогов и уровня  их профессионализма.  Предложенные в методических пособиях, программах критерии оценки развития воспитанников нас не удовлетворили. Почему?  Потому, что мониторинг детского развития оценивается по 5-ти балльной системе (от 1 до 5); мониторинг образовательного процесса по 3-ех (от 1 до 3), по 4-ех балльной системе (от 1 до 4); мониторинг специалиста по речевому направлению (с учетом статуса детский сад  компенсирующего вида) по 4-ех балльной (от 0 до 3), тем самым  создавая путаницу и неудобство в обработке результатов и механизме  арифметического подсчета.  Это определило,  на наш взгляд, неэффективность  предложенных механизмов арифметического подсчета  в оценке уровня развития. Исходя из этого,  мы выбрали оценку уровня развития по 4-ёх балльной системе, как мониторинга образовательного процесса, так и мониторинга детского развития.

Критерии оценки по мониторингу образовательного процесса:

4 балла - высокий уровень

3 балла - соответствует возрасту

2 балла -  отдельные компоненты не развиты

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты.

Критерии оценки по мониторингу детского развития:

4 – высокий: дети, справляющиеся с заданиями самостоятельно, их уровень развития превышает возрастную норму;

3 – выше среднего: дети, справляющиеся с заданиями с небольшой помощью педагога, их уровень развития соответствует   возрастной норме;

2 – средний: дети, справляющиеся с заданиями с помощью педагога, их уровень развития недостаточно соответствует  возрастной норме; требуется корректирующая работа педагога.

1 – низкий: дети, не справляющиеся с заданиями и не набирающие знаний, их уровень развития не соответствует возрастной норме, требуется внимание специалистов.        

Итогом мониторинговой деятельности  педагогов ДОУ является визуализация мониторинга образовательного процесса и детского развития. Это отражено посредством графиков мониторинга образовательного процесса  и мониторинга детского развития, которые позволяют педагогу оценить уровень развития ребенка.

6

Для этого он отмечает в графиках количество набранных дошкольником баллов по каждому интегративному качеству, образовательной  области и соединяет показатели линией: зеленой - по мониторингу детского развития в конце года; а по мониторингу образовательного процесса - синей (на начало учебного года), желтой  (в конце года).

На графике проведена горизонтальная розовая линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству, образовательной области  располагается ниже этой линии, то  проводятся корректирующие мероприятии всеми специалистами ДОУ.

Механизм подсчета критерий  оценок уровня развития определяется формулой:

О=Пб+Пб+Пб+…. ,

           К

Где О – оценка уровня развития,

       Пб – показатели в баллах (области, интегративные качества),

       К – количество детей.

Данные начального и итогового мониторинга интегративных качеств  сравниваются с помощью T-критерия Стъюдента, который позволяет сделать заключение о статистической достоверности степени различий между начальным уровнем развития воспитанников и конечным, установив, таким образом, результативность коррекции.                                                                                                  

        

 Мониторинговая система.

Таким образом, с целью организации системы мониторинга развития ребенка в рамках  реализации основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида мы разработали мониторинговую систему, куда входит следующий пакет документов:

  • Приказ «Об утверждении Положений о мониторинге в ДОУ№13 «Буратино» компенсирующего вида».
  • Приказ «О создании рабочей группы по разработке системы мониторинга ДОУ№13 «Буратино» компенсирующего вида»
  • Положение о мониторинге детского развития.
  • Положение о мониторинге усвоения образовательной программы.
  • Мониторинг образовательного процесса (образовательные области).
  • Мониторинг детского развития, согласно психологического возраста (интегративные качества).
  • «Дневник индивидуального сопровождения  воспитанника ДОУ №13 «Буратино», (итоговый мониторинг результатов освоения программы - портрет выпускника).

                                                                                                                                                   7

Заключение.

В своей методической разработке мы постарались представить авторский взгляд на проблему организации системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

 Все этапы процесса мониторинга, его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга.  Организация системы мониторинга  позволяет достичь нужного рефлексивного результата (портрет выпускника),  а также выявить, на каком уровне идет работа по усвоению образовательной программы, что следует изменить, чтобы к концу года подойти к успешным результатам.          

 Данная система мониторинга имеет важнейшее значение для повышения качества образования в ДОУ, так как открыта, доступна, проста в обращении, что и обусловливает работу ДОУ в инновационном режиме.

Система мониторинга может быть применена к любой образовательной программе, составленной с учетом ФГТ не только для  педагогов детского сада компенсирующего вида,  но и для педагогов детских садов общеразвивающего вида.

                                                                                                                                                 

8

Список литературы

  1. Афонькина Ю.А. «Комплексная оценка результатов освоения программы» диагностический журнал. – Волгоград, издательство «Учитель», 2011.

  1. Афонькина Ю.А.  «Мониторинг качества освоения программы» методическое пособие. – Волгоград, издательство «Учитель», 2011.

  1. Верещагина Н.В.  «Результаты итогового мониторинга образовательного процесса» методическое пособие. – С-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2012.

  1. Верещагина Н.В.  «Результаты итогового мониторинга детского развития» методическое пособие. – С-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2012.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы» методическое пособие. – Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2011.

                                                                                                                                                                                                                                                                          9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужна оценка музыкального развития детей в рамках реализации образовательной программы?

Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях.  К ним отно¬сятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивиду¬альные возможности и способности су...

Зачем нужна оценка музыкального развития детей в рамках реализации образовательной программы?

Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях.  К ним отно¬сятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивиду¬альные возможности и способности су...

Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:

УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...