Зачем нужна оценка музыкального развития детей в рамках реализации образовательной программы?
учебно-методический материал на тему

Самсонова Юлия Александровна

 Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях.  К ним отно¬сятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивиду¬альные возможности и способности субъекта) и внешние усло¬вия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эф¬фективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Зачем нужна оценка музыкального развития детей  в рамках реализации образовательной программы? Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях.  К ним относятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.

   В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности младшего школьника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности.

  Не является исключением и проектирование процесса музыкального воспитания и развития детей. Средством получения необходимой педагогической информации становится оценка музыкального развития детей  в рамках реализации образовательной программы. Именно это дает возможность точного определения целей педагогического процесса.

  Оценка музыкального развития детей младшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы  является частью мониторинга. Проводимая в ДОУ мониторинговая система в соответствии с ФГОС имеет прогностический характер, то есть позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, по-скольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

     Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование

элементарных представлений о видах искусства; восприятие  музыки,

художественной литературы, фольклора; стимулирование  сопереживания

персонажам художественных произведений; реализацию  самостоятельной

творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,

музыкальной и др.).

ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ

  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, – задача педагогов ДОУ. В противном случае иногда может наблюдаться отставание в развитии ребенка. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к семи годам не в состоянии будет справляться с заданием, которое легко выполняет более младший.

         Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

     Слуховое ощущение, музыкальный слух;

     Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку  различного характера;

     Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

 

У детей 3 – 4 летнего возраста повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия  в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

         Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени плясать и играть.

    В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. На мой взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение

Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика – это диагностика, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Их реальному поведению доверять можно больше, чем решениям, которые дети дадут во время тестирования. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно:

· Наблюдают отношения – не действия;

· Наблюдают в ситуации свободного проявления – без давления со стороны;

· Наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;

· Наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме;

· Наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры.

Беседа

Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Беседа не должна длиться более 10-15 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

· Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Я часто прибегаю к одновременному опросу родителей и детей, а также учитываю собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Анкетирование

Анкетирование – опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко обсчитывать и выводить общие количественные результаты именно потому, что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.

Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Детская игра- средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

1.    эмоционально развивающая функция ;

2.    диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

3.    релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

4.    компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает;

5.    коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;

6.    функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7.    социокультурная функция- в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;

8.    терапевтическая функция- может служить средством лечения психических расстройств человека.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Оценка музыкального развития детей младшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Таким образом, оценка музыкального развития  позволит музыкальному руководителю, воспитателю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития младших школьников в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.

  1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

  1. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года за № 655, зарегестрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования».
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
  3. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. – Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2010.
  4. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  5. Мерзлякова С. И. Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста. – М.:  Астрель-Арт, 2001.
  6. Груздова И. В. Навстречу музыке. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  7. Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
  8. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
  9. Роот З. Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  10. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужна оценка музыкального развития детей в рамках реализации образовательной программы?

Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях.  К ним отно¬сятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивиду¬альные возможности и способности су...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»

Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...

Результаты использования оценки индивидуального развития детей в реализации образовательной программы

Инструктор по физической культуре Король Оксана Владимировна ведет непосредственную образовательную деятельность в 8 группах ДОУ (2-е младшие, старшие, подготовительные, компенсирующей направленности)...