Статья."Полоролевого воспитания дошкольников"
статья

Сидоренко Юлия Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._polorolevoe_vospitanie_doshkolnikov.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Полоролевого воспитания дошкольников"

Категория: Дошкольное образование

Полоролевое воспитание рассматривается как процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения.

 В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закреплённым в культурно – историческом опыте поколений. Возрождение ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношений между полами выступает актуальной проблемой, как в житейском опыте человека, так и в научных исследованиях.

В ракурсе этой задачи важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребёнка в мир человеческих отношений, является полоролевое воспитание. Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается нами как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребёнка. Анализ комплексных программ развития и обучения детей в детском саду, реализуемых в дошкольных учреждениях показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усреднённое» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьёзные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П.Хризман, 1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше естественными, различия. Массовое ослабление женственности и соответственно мужественности – огромное психологическое бедствие для семейной жизни.

Первичная половая социализация, то есть обучение ребёнка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует вести себя не так, как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твёрдость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть предпосылки будущих женственности и мужественности. Если основы качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Литература

1.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по- разному, любить по - разному. Издательство: «Учебная литература»,2008

2.Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. М.: Линка – Пресс,1998

3.Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. Издательство: «Линка – Пресс»,2009

4.Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. Издательство: «ТЦ Сфера»,2008

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полоролевое воспитание дошкольников средствами моделирования

Использование моделей в полоролевом воспитании является одним из эффективных средств в работе с детьми....

Технология полоролевого воспитания дошкольников

Данная презентация необходима воспитателям для практической работы, в ней отражено планирование и игровой материал....

Полоролевое воспитание дошкольников

Простые правила воспитания мальчиков и девочек...

статья "Полоролевые предпочтения дошкольников в игровой деятельности"

Чтобы заинтересовать детей, повысить мотивацию к занятиям спортом и активизировать двигательную деятельность, была пополнена развивающая среда универсальным, многофункциональным, гигиеничным, легко т...

Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»

Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народн...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

Статья "Полоролевое воспитание в контексте современной педагогической реальности"

В статье рассказывается, что цель полоролевого воспитания - подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологически...