Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тураходжавева Юлия Валерьевна

Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народного творчества (сказках, играх, пословицах, поговорках, материнском фольклоре), быте, традициях и обычаях.  Возрождение ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношения между полами выступает актуальной проблемой как в житейском опыте человека, так и в научных исследованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»

Автор: Тураходжаева Юлия Валерьевна, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 325.

В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Однажды я задумалась, что проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с ее полом может являеться актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль а браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Наблюдая за детьми в детском саду, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, ведут себя агрессивно. Мальчики же, наоборот, не все умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Сразу приходит мысль: надо исправлять  ситуацию! Но, как это сделать? Изучив эту проблему более тщательно, особенно привлекло внимание учебно-методическое пособие Н. Е.Татаринцевой,   стало ясно, что неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народного творчества (сказках, играх, пословицах, поговорках, материнском фольклоре), быте, традициях и обычаях.

Народные традиции представляют богатейшую возможность для формирования у детей полоролевых ориентаций и ценностей. Процесс полоролевого воспитания на основе традиционной культуры нужно начинать как можно раньше, с первой ступени системы образования и воспитания – с дошкольного детства, так как в этом возрасте происходит интенсивное накопление полоролевого опыта, и имеются возможности использования потенциала народной культуры.

                Я считаю, что проведение полоролевого воспитания   дошкольников на основе народных традиций в детском саду может обеспечить овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильно понять ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.  От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

                В связи с этим, нашей целью встает  создание образовательного пространства в детском учреждении, которое, с одной стороны, было бы детским пространством, в котором ребенок свободно познавал бы мир, его законы, любовь, милосердие, а с другой стороны, было наполнено знаками и символами мужского и женского мира, сохраненными в культуре и переданными нам культурой, способствующими самореализации богатства внутреннего мира ребенка, его женского (мужского) своеобразия, знакомство детей с традициями своего народа.  А также формирование у воспитанников полоролевого опыта, ценностей и способов  полоролевого  поведения  на основе народных традиций.

               Известно, что, для того чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо также объединить усилия педагога и родителей. Ведь особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками: дошкольник выбирает друзей, основываясь на ценностях, которые привили ему родители.  Интернет и телевидение создают смешение культур, в котором порою трудно разобраться и детям и родителям. Доступность для детей информации, которая зачастую не может ими правильно восприниматься. Наличие трудных семей, проблемы во взаимоотношениях между родителями, сверхзанятость родителей работой и Интернетом.  Все эти проблемы оказывают влияние на общение детей в детском саду.                         

              Так вот, механизмом полоролевого воспитания выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы и формы.  

Средствами являются:

 - народные игры,

 - сказки (например, чтение татарской народной сказки «Падчерица », «Мальчик-богатырь», русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица» и др.);

 - пословицы;

 - поговорки;

 - материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки).

В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения.

 

Методами выступают:

 - познавательно-развивающие этические беседы (например, «Мужские и женские обязанности по дому, «Семейные традиции вчера и сегодня», «Кто может служить в армии» и др.);

 - специально организованные проблемные ситуации (например, «У стола сломалась ножка. Что делать?», «На рубашке оторвалась пуговица. Как быть?»);

 - игровые и реальные диалоги (например, «Что бы в этой ситуации сделал мужчина (женщина)?», «За что мы любим мальчиков?»);

 - игры театральные, имитационные, сюжетно-ролевые (например, «Хозяюшка (хозяин) в доме», «Мы охотники», «Военная база», «Мама укладывает дочку спать»);

 - драматизации, с элементами ритуалов (например, по татарской народной сказке «Бай и работник»);

 - сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы (например, игровая ситуация «Приберем избу к празднику»);

 - состязательные игры конкурсы, турниры-викторины (например, «Сабантуй», «Быстрее, пожар!»).

Форма организации:

- игровая деятельность;

- познавательная;

- рефлексивная;

- экспериментальная;

- проблемно-поисковая и др.

Опыт показал, что специально организованные занятия с детьми по данной теме целесообразно проводить, начиная со средней группы. Чем более разнообразны формы и приемы работы, тем успешнее будет овладение детьми культурой взаимоотношений полов, правильного понимания роли мужчины и женщины в обществе. 

И отвечая на наш вопрос: нужно ли? Конечно да! Так как, именно таким путем, вовлекая детей в различные виды деятельности, можно вызвать в них эмоциональный отклик, повысить культуру общения между мальчиками и девочками, обогащать знания о своей семье, роде, семейных традициях. Дети постепенно научатся правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Еще хочется отметить, что театрализованная деятельность  имеет большое значение  для всестороннего развития  личности и очень нравится детям. У них есть возможность побывать в роли рыцаря или принцессы, мальчику почувствовать себя сильным богатырем, а девочке заботливой мамой или хозяйкой. Любимые герои становятся образцами для подражанияИграя роль, ребенок может не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. В сказках ребенку открывается «идеальный» тип взаимоотношений и соответствующие полу образцы поведения, имеющие культурно-историческую природу.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать,  что целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике. Речь идет: о систематическом и целенаправленном образовании детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и ощущения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада; об овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслом и способом полоролевого поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"

План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...

Тема: Полоролевое воcпитание дошкольников на основе народных традиций, половиц, поговорок.

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении. Материал. Картинки с изображением предмето...

«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций»   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...

Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"

Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта. ...

Статья «Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего усто...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...