Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанников по теме: «Организация родительского клуба»
методическая разработка

Михайлова Мария Борисовна

Актуальность использования родительских клубов заключается в том, что родительский клуб является наиболее эффективным способ вовлечения семьи в жизнь детского сада. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_kluba.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальнок казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

Методические рекомендации

для воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанников

по теме: «Организация родительского клуба»

Подготовила: воспитатель

 Михайлова М.Б.

Новосибирск 2018г

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………..3

2. Актуальность………………………………………………………………………4

3. Новизна………………………………………………………………………….…4

4. Основная часть…………………………………………………………………….5

5. Этапы реализации родительского клуба……………………………………...7

6. Заключение …………………………………………………………………….…9

7. Список литературы ……………………………………………………………11




















Введение

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга и обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. ФГОС ДО одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьёй. Стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6). ФГОС дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия. Одна из проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Практика педагогов, показывает, что родители испытывают трудности в воспитании и развитии детей, которые объясняются целым рядом причин:

1. Нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи;

2. Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам;

3. Дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей.

В детском саду он получает начальные знания об окружающем мире, приобретает умение взаимодействовать с людьми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от семейного окружения. И дошкольное учреждение, и семья имеют фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка.  Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным, так как семья и дошкольное учреждение – это два важных фактора социализации детей.

Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества ДОУ и родителей направлены на повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, на укрепление здоровья и развития детей дошкольного возраста.

Актуальность

Актуальность использования родительских клубов заключается в том, что родительский клуб является наиболее эффективным способ вовлечения семьи в жизнь детского сада. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Родительские клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Новизна

Новизна представленного опыта заключается в использовании инновационных форм работы с родителями и детьми. Такая форма работы как нельзя лучше соответствует основным задачам, выдвигаемым ФГОС ДО: индивидуализация, социализация, поддержка инициативы и детского творчества.

Данная форма работы позволяет реализовать требования образовательного стандарта сделать родителей участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении. Организовать совместную партнерскую, в том числе и игровую, форму деятельности взрослых с детьми и реализовать «культурные практики» ребенка.

Дети очень привязаны к родителям, поэтому поддержка, содействие, совместное творческое самовыражение создают благоприятную эмоциональную атмосферу. Работа семейного клуба дает возможность через культурные, семейные традиции заложить в маленьком человечке систему ценностей, которая будет служить точкой опоры во всей его дальнейшей жизни. Через использование разнообразных техник упражнений и методов, предусмотренных в работе клубов, родители приобретают новые знания и навыки, касающиеся детско-родительских отношений. На занятиях в клубе родители могут высказать свои переживания, опасения и получить консультации специалистов ДОУ.

Основная часть

Гармоническое развитие ребенка требует единства, согласованности всей системы воспитательно – образовательных воздействий взрослых на ребенка. Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать недостатки системы семейного воспитания и домашнего обучения. Однако все это не возможно без систематического просвещения родителей и формирования психолого – педагогической компетентности членов семьи в процессе взаимодействия и сотрудничества с ними. В этом заключается основная цель сотрудничества, реализующая следующие функции:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Развивающая (воспитывающая и обучающая);
  • Диагностическая и коррекционная;
  • Коммуникативная (определяющая стиль взаимоотношения);
  • Организационно – конструктивная;
  • Координирующая;
  • Функция профессионального самосовершенствования.

В основе реализации данных функций в процессе взаимодействия

детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу, дающий возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также программного материала для родителей.

Система работы педагогов с семьей предусматривает наличие ясных целей, содержания, которое реализуется планово и последовательно с помощью многообразных взаимно связанных форм и методов, с учетом всего достигнутого ранее, с предвидением предстоящего, с анализом получаемых результатов.

Определение задач в работе педагогов с родителями обеспечивает перспективность, последовательность и преемственность, усиливает взаимосвязь и содружество детского сада и семьи в воспитании детей, актуальных вопросов воспитания в тот или иной период.

На сплочение семьи направлены специальные принципы для смешанного коллектива взрослых и детей.

Принципы:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строиться вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «Модель на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм обращения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно проведенное мероприятие.
  2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли могут дать результаты и принести плоды. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество.
  5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Этапы реализации родительского клуба:

I этап: подготовительный (информационно-аналитический)

1. Знакомство с темой;

2. Анкетирование родителей по выявлению знаний по данной теме;

3. Выявление особенностей развития детей по данной теме (наблюдение в

режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).

4. Выявление проблемы, цели, задачи;

5. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

6. Подбор методического материала по данной теме;

7. Разработка и написание программы детско –родительского клуба( учебный план работы клуба, календарно – тематическое планирование);

8. Создание развивающей среды для работы;

9. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать

положительный эмоциональный фон. Создавать его нужно с коллективных игр, в которых участвуют дети и взрослые. Например, с игры «Давайте познакомимся». Далее содержание совместных игр усложняется, при этом важно, чтобы подобранные педагогом игры воспитывали единство детей и семей друг с другом- «Золотые ворота».

II этап: основной (практическая деятельность по решению проблемы)

1.Реализация программы детско – родительского клуба и перспективного плана (В реализацию практической части можно привлечь специалистов дошкольного учреждения). Способствовать объединению детей и родителей будет ежемесячное планирование в рамках работы родительского клуба следующие мероприятия: вечера встреч, занятия совместной продуктивной и творческой деятельности с детьми, досуговые вечера, выставки, семейные гостиные, тренинги. Родительский клуб может проходить в трех вариантах:

  1. С присутствием только родителей;
  2. Только детей в какой –либо её части;
  3. С проведением совместно с детьми.

2.Формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

3.Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

III этап: заключительный (Обобщение и анализ результатов работы)

1. Проведение родительского собрания на тему проекта в нетрадиционной форме (совместное чаепитие);

2. Выставка из детско – родительских работ;

3. Анкетирование родителей;

4. Анализ результатов реализации;

5. Подведение итогов работы по данной теме;

6. Определение перспектив.


Заключение

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Эффективность проведения родительских клубов заключается в том, что освоение педагогами и родителями новых моделей и форм взаимодействия способствует улучшению для ДОУ ситуации, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открывает возможности развития взаимоотношений " ребенок - родители - педагог".

Организация взаимодействия специалистов, воспитателя и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба создается благоприятный психоэмоциональный климат. Сформировалось осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной работы по данной теме.

Таким образом, действенность системы работы детского сада с родителями заключается во взаимосвязи разных форм между собой.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:

  • преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  • относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе – неумеха);
  • проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
  • понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести.

Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия вначале с родителями и воспитателями детского сада, затем с родителями и учителями начальной школы.

Чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.

Данная методическая разработка может использоваться педагогами дошкольного образования.








Список литературы

1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

2. Горшенина В.В., Самошкина И. В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с.4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.

3. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / авт.-сост. М.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2009.-103 с.

4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-Пресс», 2004. – 384 с.

5. Использование ресурсов сети Интернет: http://maam.ru, http://nsportal.ru,

6. Использование ресурсов сети Интернет: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-organizaciya-roditelskogo-kluba-2139017.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Методические рекомендации для педагогов ДО по работе с родителями воспитанников

Данные рекомендации разработаны в помощь педагогам ДОдля повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДО в соответствии с ФГОС ДО....

КОНСУЛЬТАЦИЯ Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников: «Совместная эколого-оздоровительная работа с детьми»

Материал для педагогов ДОУ о том как и в какой форме организовать детско-родительскую   эколого-оздоровительную работу....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО)

Данные рекомендации составлены в помощь педагогам для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Характерной тенденцией ...

Методические рекомендации для педагогов ДО по работе с родителями воспитанников

анные рекомендации разработаны в помощь педагогам ДОдля повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДО в соответствии с ФГОС ДО....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанников по теме: «Создание родительского клуба, как эффективного метода взаимодействия ДОУ и семьи»

Методические рекомендациидля воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанниковпо теме: «Создание родительского клуба, как эффективного метода взаимодействия ДОУ и семьи»...