СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ
консультация

Резчикова Лариса Викторовна

Материал для заботливых родителей и пелагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл стендовый материал38.23 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ

                                                           

 Учитель-логопед                                                              

Резчикова Л.В

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.  СТИМУЛЯЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЯМИ.

Не вызывает сомнения тот факт, что дети с ограниченными возможностями здоровья  должны получать квалифицированную помощь специалистов различного профиля: врачей, психологов, учителей - дефектологов и др. Однако зачастую по тем или иным причинам  дети  с ограниченными возможностями здоровья такую помощь не получают; либо получают ее лишь в консультативном порядке.  Даже если ребенок получает помощь специалистов, квалифицированная помощь со стороны семьи существенно дополнит комплекс коррекционных мероприятий. Активное включение семьи ребенка в коррекционно - развивающий процесс является одним из основных принципов                      коррекционной работы, обеспечивая ее эффективность.

Учитель – дефектолог организует взаимодействие с родителями с использованием следующих направлений и форм:

  • Создание заинтересованности у родителей для их активного включения в коррекционно - развивающий процесс. Учитель – дефектолог проводит беседы с родителями, объясняя цели, задачи, направления и планируемые результаты коррекционной работы; в дальнейшем проводятся беседы с целью обсуждения возникших изменений в психическом и речевом развитии ребенка. Совместно с родителями проводится сравнение и оценка представлений и умений ребенка в начале коррекционной работы и на текущем этапе: с этой целью можно изготавливать сравнительные видеоматериалы.

Анкетирование и интервьюирование родителей, предполагающее выяснение их ожиданий от  работы; форм и направлений семейного воспитания; уровня  психического развития ребенка.

  • Инструктирование родителей по отработке каждой задачи занятия в домашних условиях; информирование родителей о достижениях и трудностях ребенка на каждом занятии. С этой целью специалист ведет индивидуальный альбом, в котором фиксирует краткое содержание проведенного занятия, домашнее задание родителям, готовит печатный материал, рекомендуемую литературу. Целесообразно использовать видеоматериалы занятий с учителем – дефектологом для демонстрации их родителям. Возможно создание мультимедийного курса занятий.
  • Присутствие родителей на занятиях, комментирование выполненных заданий.
  • Использование домашних видеозаписей занятий с ребенком, интерактивного общения с помощью Интернет для консультирования родителей.
  • Проведение «родительских чаепитий», на которых в непринужденной обстановке обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе коррекционной работы; происходит совместный поиск удачных форм семейного воспитания.
  • Стимуляция творческой активности родителей: составление сказок для детей; совместное с детьми изготовление наглядных пособий; ведение дневников достижений детей.
  • Психотерапевтические и психокоррекционные (в т.ч. арттерапевтические) совместные занятия с детьми и родителями.
  • Рекомендация специальной литературы по  воспитанию и развитию детей.

Каждый педагог самостоятельно определяет удобную для него, подходящую конкретной семье форму взаимодействия, однако нижеследующим советам могут следовать практически все родители.

СОВЕТЫ   УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА  РОДИТЕЛЯМ  ДЕТЕЙ,                 С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ.

Уважаемые родители! Помните, что подражание — одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка.

«Альбом коррекционной работы» и «Именная книжка - малышка» . У каждого ребенка должен быть собственный (изготавливаемый родителями совместно с ребенком) «Альбом коррекционной работы»: толстая тетрадь, красиво оформленная (удобнее использовать с креплением в виде спирали). Этот альбом станет формой тесного взаимодействия в системе «учитель-дефектолог — ребенок — семья». В нем учитель-дефектолог описывает краткое содержание занятий, поясняет родителям домашнее задание, помещает работы ребенка, необходимый картинный и текстовый материал. Важно, чтобы картинный материал для занятия подготавливался родителями совместно с ребенком (совместно подбирать, вырезать, наклеивать картинки), в этом случае «альбом» будет иметь эмоциональное содержание для ребенка, станет для него «любимой игрушкой». В этот же альбом «приходят Пятерки», логопед наклеивает стикеры, выигранные ребенком. Спустя определенное время у детей появляется слово «мой» в ответ на попытку отобрать у него альбом, что говорит о чрезвычайной значимости для ребенка. Можно порекомендовать родителям: изготовить самостоятельно личную книжку-малышку ребенка, в которую поместить картинный материал из жизни ребёнка. На первой странице книжки - малышки можно наклеить фотографию ребенка и подписать, например «Ванюшкина книжка». В эту же книжку наклеить фотографии ребенка, запечатленного в момент выполнения различных действий: Ваня умывается, Ваня кушает, Ваня плачет и т.д. Для изготовления фотоальбома: просите ребенка выполнить какое-то действие (сесть, встать, лечь и т.д.), фотографируйте его в спонтанной деятельности. Вместе просматривайте фотографии, сопровождайте просмотр эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты стоишь». Просматривайте вместе с ребенком фотографии из семейного архива и подобным образом разбирайте действия других лиц на фотографиях.

«Участие в домашних делах, поддержание порядка». Важно не ограничивать ребенка от домашних дел, считая, что он  не понимает, а следовательно выполнить ничего не может. Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий советуем игрушки ребенка разложить в красивые цветные коробки: в отдельную коробку — животных, в отдельную — посуду и т.п. Приучайте ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту — машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку — самые высокие бруски; в другую — самые маленькие кубики, в третью — самые толстые цилиндры и т.д.).

Покажите ребенку две коробки: большую и маленькую. Договоритесь с ребенком, где будут храниться эти коробочки, объясните, что вы будете собирать в них «клад». «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребенком, лежащие не на своих местах. Большие вещи будут складываться в большую коробку, маленькие — в маленькую. Этот игровой прием поможет не только приучить ребенка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практически усвоить понятия «больше» — «меньше», повлияет на развитие регулирующей и планирующей функций речи.

Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием — пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно — позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и способствуют развитию психических процессов.

Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие понятия и слова. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху — что готовится на кухне.

Если в семье есть младший ребенок, то привлекайте ребенка с ограниченными возможностями  к пению ему колыбельных песен с повторяющимися элементами: баю-баю, люли-люли и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале учить ребенка планированию. Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за вами эти простые слова.

«Игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.

«Как общаться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья». В общении с ребенком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию. Побудительные предложения могут обозначать распоряжение, требование, приглашение, просьбу, объяснение, согласие, одобрение, запрещение, вопрос и т.п. (М.К. Шохор-Троцкая, 2002). Такая форма общения стимулирует развитие понимания речи, позволяет контролировать понимание им услышанной речи. Речевой комментарий взрослого должен быть максимально эмоционально насыщенным, быть интонированным: взрослый должен активно и правильно использовать интонацию, логические ударения. Речевым комментарием взрослый может сопровождать как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия ребенка. Речевой комментарий не должен быть избыточным, содержать сложные для восприятия ребенка слова, фразы. Говорить с ребенком необходимо, привлекая внимание к своей четкой, зачастую утрированной артикуляции. В литературе имеются противоречивые мнения, касающиеся того, какой тон голоса воспринимается ребенком лучше: высокий или низкий. Поэкспериментируйте с высотой голоса, обратите внимание, в каком случае ребенок лучше воспринимает инструкции.

Многие исследователи указывают на недопустимость ультимативной формы общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, об исключении мотивации к речевой деятельности с помощью словесных понуканий: «скажи», «повтори», так как такая форма общения с ребенком усиливает речевой негативизм.

Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими, четкими, но подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями рассказывайте ребенку о том, что вас окружает. Зачастую родители стесняются разговаривать с ребенком на улице о каких-либо «итак понятных» социальных явлениях и т.п., что, безусловно, ошибочно, и приводит к ограничению социального и речевого опыта ребенка.

Ребенок постепенно должен вовлечься в диалог, стимулированный взрослым с удлинением пауз после вопросов, поощрением любой активности ребенка. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребенку ответ.

На начальных этапах всякая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются.

По мнению Смирновой О.Е., Галигузовой JI.H. (2004), ребенок, овладевая активным лексиконом, не сразу испытывает потребность в слове, вначале испытывая потребность и заинтересованность в том или ином предмете, а лишь затем переходят к пониманию необходимости использования речи для удовлетворения своих потребностей. Необходимо создать у ребенка необходимость в речи, потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести слово.

Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.

Для привлечения внимания ребенка к лицу взрослого советуем родителям надевать дома яркую одежду, необычные шляпы, интересные маски, матерям — красить губы яркой помадой, надевать крупные серьги во время занятия с ребенком. «Сделайте свое лицо интересным для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть» (С. Ньюмен, 2004). Если ребенок не обращает на вас внимания, можно подуть на него, изменить свое поведение: поиграйте в прятки, закрывая свое лицо полотенцем, одеждой и т.п.

Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, звон, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их.

Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией или жестами, например выразительно мотайте головой (С. Ньюмен, 2004).

Во время лепки из пластичных материалов (теста, глины, пластилина) обращайте внимание ребенка на действия и их обозначения: мнем, отщипываем, катаем, надавливаем, размазываем, скатываем, раскатываем и т.д. Спрашивайте ребенка, что вы делаете, пока он не может ответить, отвечайте за него. Например, «Что мы делаем?» — выдерживаете небольшую паузу — «Правильно, мы мнем».

Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».

Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению негативизма ребенка. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью развития ребенка. В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции. В коррекционно-развивающую среду комнаты должны входить (более подробный перечень мы представим в приложениях):

  • функциональные, грамотно подобранные игрушки;
  • пособия для развития сенсомоторных функций;
  • природный материал: пух, мох, засушенные растения, речные и морские камни, ракушки, веточки;
  • звучащие предметы: «шумовые» коробочки и баночки, музыкальные инструменты, звучащие шары, погремушки, свистульки, колокольчики, деревянные и металлические ложки, шуршащая оберточная бумага, баночки с разным количеством воды (при постукивании по ним — разный звук), большая морская ракушка;
  • иллюстративный материал: фотографии, наборы картинок (разного размера) по лексическим темам, серии картинок;
  • материалы для изобразительной деятельности: пластилин, пальчиковые краски, ватманы, глина, цветные карандаши и т.д.;
  • сумка с «волшебными» вещами: маленькими зеркалами, брелоками, баночками, губками, кистями для макияжа и другими интересными для ребенка вещами;
  • мягкие модули, сухой бассейн, батут, Аква лампы, светящиеся предметы и другое возможное оборудование для сенсорных комнат;
  • большие картонные коробки для обустройства «домиков» для ребенка.

Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес.

Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком — гуляем по дну озера; разложите ракушки — по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и Крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп — скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами (Г.Г. Колос, 2007).

Если есть возможность, приобретите батут: прыжки на нем способствуют снятию негативизма, в то же время «батут» — достаточно простое слово для усвоения, ребенок на эмоциональном подъеме будет стараться повторить за взрослым. Прыжки на батуте снимают агрессию и уменьшают тревожность.

Для развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «Альбом коррекционной работы». Для закрепления лексических тем: «oвощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.

Включенный телевизор (часто в фоновом режиме), радио и т.п. мешают ребенку сосредоточиться, отрицательно сказываются на балансе нервных процессов. Во время занятий и игр с ребенком все посторонние источники шума были исключены.

Когда взрослый играет или разговаривает с ребенком, лицо взрослого должно быть хорошо освещено (можно направлять свет настольной лампы на лицо), взрослый не должен находиться спиной к окну или лампе. Комната, в которой проходят занятия, должна быть хорошо освещена.

Начиная игру или занятие с ребенком, очистите стол или специально отведенное место для занятий от ненужных игрушек и посторонних предметов. Закончив игру, вместе с ребенком уберите игрушки на место, это поможет проще переключить ребенка на новую игру. Игра или задание во время занятия кладется от ребенка слева, по окончанию ребенок перекладывает его на правую сторону — таким образом, ребенок приучается выполнять действия слева направо, что пригодиться ему при освоении навыка чтения и письма.

Для ознакомления ребенка с временами года, месяцами используйте символизацию — выставляйте в комнате ребенка символ месяца или времени года, объясняйте, почему именно этот символ вы выбрали; периодически в играх возвращайтесь к символу и повторяйте название времени года/месяца (раз в неделю рисуйте символ, лепите его из пластилина, обращайте внимание на картинках и т.п.). Например, символом января может быть еловая ветка, символом мая — сирень.

Используя большие картонные коробки в качестве «домиков» для ребенка (вырежьте в коробке «окна» и «двери»), закрепляйте различные лексические темы: вырежьте из каталогов картинки с изображением мебели, называйте их, наклеивайте картинки вместе с ребенком в «домик» по инструкции; наклеивайте изображения посуды в воображаемую кухню в домике и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья плохо запоминают и различают цвета. Для закрепления знания цветов подберите разноцветные коробки: пусть ребенок сортирует в них различные предметы, игрушки по цвету. Эти же коробки можно брать с собой на прогулку и сортировать найденный « клад ». Попросите малыша помочь Вам с уборкой по дому: пусть сортирует вилки и ложки; предметы постельного белья и полотенца.

Полезно читать ребенку книги, однако зачастую родительское чтение бывает избыточным: ежедневная смена произведений, неумеренное по объему чтение книг, содержание которых зачастую не соотносится с возрастными и речевыми особенностями ребенка, в лучшем случае — бесполезно, а в худшем случае — опасно. Такое неорганизованное чтение перегружает и без того ослабленную нервную систему ребенка, не способствуя развитию умения слушать, понимать речь. Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка ЗА дедку, дедка ЗА репку»; «Я от бабушки УШЕЛ, Я от дедушки УШЕЛ» и т.д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), но с одинаковым материалом.

Читая ребенку, напевая ему песенки, сажайте ребенка на колени, так чтобы он видел лицо взрослого. Рассматривая с ребенком книги из картона и бумаги разной жесткости, побуждая его самостоятельно переворачивать страницы, можно стимулировать его ручную деятельность.

Экспериментируйте с ребенком во время чтения сказок. Например, при чтении сказки «Золушка» предложите ребенку помочь Золушке выполнять ее работу. Смешайте муку с кофе. Покажите ребенку, как можно использовать сито для сортировки кофе от муки. Проведите подобные опыты несколько раз, эмоционально произносите слова: «мука», «кофе», «сито» — ребенок начнет повторять их, подражая вам.

Во время чтения различных сказок, просмотра мультфильмов можно использовать психогимнастические упражнения.

«Буратино». «Превратиться» в Буратино: напрячь все мышцы, улыбнуться. Обратить внимание ребенка, что Буратино сделан из дерева, значит он ДЕРЕВЯННЫЙ. «Превратиться» в Пьеро: расслабить все мышцы, на лице изобразить грусть. Обратить внимание ребенка на противоположность: веселый Буратино — грустный Пьеро. Перед зеркалом несколько раз поменять выражение лица, одновременно сопровождая действия ребенка экспрессивным проговариванием слов-антонимов. Пьеро — ТРЯПИЧНАЯ кукла, сделана из тряпок. Если есть возможность, целесообразно продемонстрировать ребенку два материала: тряпки (мягкие) и дерево (твердое), привлечь внимание ребенка к их свойствам. Перед зеркалом с ребенком можно изобразить и других героев сказок: ХИТРУЮ лису Алису (прищурить глаза, поджать губы), ЗЛОГО Карабаса Барабаса (нахмурить лоб, сжать губы, кулаки).

«Дюймовочка». Вместе с ребенком «превратите» ваши руки в цветок, на котором жила Дюймовочка: сомкните ладони, затем медленно разведите их в стороны, пошевелите пальцами, понюхайте воображаемый цветок ребенка, простимулируйте его, чтобы он понюхал ваш. Экспрессивно произнесите: «Ах, как пахнет, наш бутон! Ах!». Стремитесь к тому, чтобы ребенок вслед за Вами произнес междометие или даже простое слово «бутон». Покажите пальцами, какая МАЛЕНЬКАЯ Дюймовочка жила в цветке.

Полезно совмещать/заменять чтение сказок и стихов игрой в «домашний театр». Для этого подготовьте простейший реквизит (фигурки животных, комнатные цветы (для изображения деревьев), натуральные камушки, куклы и т.п.) и разыграйте знакомую для ребенка сказку: Вы можете ее рассказывать, а ребенок будет совершать действия, может заканчивать ваши фразы. Начало и конец представления можно обозначить звуком ксилофона, колокольчика: пусть ребенок сделает это сам после вашей команды «Начинаем представление!». Такой прием будет способствовать развитию регулирующей функции речи. Используйте во время представления звуковые эффекты: постучите деревяшками (скачут лошади), идет дождь (насыпьте песок на стол), ритмичное хлопанье мешочка с монетами — шаги злой волшебницы и т.п.

СОВМЕСТНЫЕ ПРОГУЛКИ С РЕБЁНКОМ.

ПОСЕЩЕНИЕ  КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Посетите с ребенком небольшие выставки пейзажей или детских рисунков, фотографий. Остановитесь у каждой картины, спросите: «Что на картине нарисовано ближе, что дальше?», «Что желтое?» и т.д. Поднимите ребенка на руки, пусть он покажет пальчиком, а вы озвучите его ответ. Не забывайте всегда демонстрировать ребенку верный образец ответа.

Знакомьте ребенка с системой измерения и словесным обозначением, гуляя по парку: измеряйте количеством шагов расстояние от одного дерева до другого, стимулируйте произнесение слов: дальше, ближе. Ваша задача — добиться от ребенка понимания значения этих слов. На прогулке по осеннему лесу соберите листья от разных деревьев и разных цветов, покажите ребенку «листопад», изобразите вместе с ребенком «листопад» в танце.

Если вы с ребенком посетили детский спектакль или цирк, придя домой поиграйте в героев, которых видели в этот день: например, превратитесь в силачей (поднимайте воображаемые гири), клоунов (попрыгайте, улыбаясь), факиров (дудите в дудочку, чтобы выползла змея (ребенок дудит, а вы изображаете змею или наоборот), акробатов (пройдитесь по воображаемому канату), дрессировщиков (пусть ребенок произносит «Алле!», а вы изображайте животных). Также можно после похода в зоопарк выполнить упражнение «Зоопарк» («Изобрази животное»). Подобные игры помогут ребенку закрепить полученные представления, расширят его внутренний лексикон, позволят пережить снова яркие эмоции. Несколько дней играйте в получившуюся игру, не давая ребенку новых ярких переживаний, а закрепляя полученные.

Нервная система ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует бережного отношения. Если ребенок боится громких звуков, то, прежде чем идти с ним в театр, взрослому следует убедиться, что в спектакле отсутствуют моменты, способные напугать его. Если ребенок плохо понимает речь, то лучше сводить его на музыкальный праздник, и не ходить на представление, где читаются лишь стихотворные тексты (М.В. Водинская, М.С. Шапиро, 2006). Однако, безусловно, совместные походы в театр, поездки на природу при правильной их организации пойдут лишь на пользу ребенку, расширят его социальный опыт.

Гуляя с ребенком утром (до полудня) или ближе к закату, обратите его внимание на солнце, предложите ребенку посмотреть несколько минут на солнце. Такое упражнение позволяет укрепить зрение ребенка, улучшить его зрительное восприятие, формирует у ребенка стойкий чувственный образ.

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

      ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ.

Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение (М.В. Водинская, М.С. Шапиро, 2006).

Обязательно отмечайте любой успех ребенка, появление нового слова, звукоподражания.

Стимулируйте активность ребенка, совершая нелепые действия (например, пытайтесь надеть брюки на голову ребенка), делайте вид, что забыли, как правильно. Чем необычнее действия взрослого для ребенка (например, знакомя ребенка с фруктом, можно попросить ребенка прыгнуть на него, сделать «фруктовый» массаж), тем возможнее его заинтересовать, вызвать ответную реакцию.

Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: хвалите его, рассказывайте при ребенке друзьям и родственникам о его достижениях.

Помните, что правила поведения, установленные в семье, должны быть постоянными и применяться всеми членами семьи. Установив какое-то правило необходимо строго его придерживаться, если вчера было удобнее, чтобы ребенок три часа сидел у телевизора, ребенку не понять, почему сегодня этого делать не нужно, в результате возникает резкая негативная реакция. Для управления поведением ребенка можно использовать визуализированную систему поощрений: например, в начале дня заведите две коробочки и горсть пуговиц двух цветов: в зависимости от характера поведения (условно говоря, хороших или плохих поступков) в коробку опускается пуговица определенного цвета, в конце дня подсчитываются пуговицы обоих цветов, если набирается определенное количество пуговиц, то ребенок получает поощрение.

РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА С  ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.

Соблюдение режима дня необходимо для всех детей дошкольного возраста, для детей с нарушениями нервной системы.

Распорядок дня ребенка (время для сна, кормления, прогулок, игр, порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и цикличность. Соблюдение режима дня приводит в определенной степени к нормализации высшей нервной деятельности ребенка, способствует психическому и речевому развитию. Поначалу удобно для организации режима дня и представления его ребенку использовать магнитную доску, на которую родители в начале дня прикрепляют в нужной последовательности картинки, обозначающие режимные моменты: обед — ложка; купание — надувной утенок и т.п. Важно, чтобы родители, показывая ребенку символ, объясняли его значение кратким, содержательным комментарием. В течение дня родители должны обращать внимание ребенка на расписание, приучать ребенка по окончанию занятия снимать соответствующий символ. Перед началом занятий с ребенком, предложите ему самому выбрать, чем именно вы займетесь в этот момент: ребенок может изъявить свою волю, выбрав соответствующий предмет-символ (краски — рисовать, конструктор — собирать развивающие пазлы и т.п.). Таким образом, ребенок будет учиться планировать свою деятельность.

Необходимо создать ежедневный ритуал отхода ко сну, нельзя затягивать ритуал, играть в подвижные игры за час до начала ритуала, он должен оказывать расслабляющее действие. У детей с ограниченными возможностями здоровья обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они нуждаются в достаточной продолжительности сна. Ребенок 3—4 лет должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Не следует перед сном перегружать нервную систему ребенка: играть в подвижные игры, смотреть телевизор, читать новые сказки и т.п.

Для каждого человека одним из самых приятных воспоминаний из детства на долгие годы остается момент пробуждения утром, когда ребенка ласково будит мама. Начинайте утро ребенка с ласковых слов, сделайте ребенку легкий активизирующий массаж: проговаривая ласково названия всех частей тела, сопровождая действия различными потешками — такое пробуждение ребенка будет способствовать снижению негативизма и отрицательного фона настроения. Организовывая режим дня ребенка необходимо помнить, что не существует одинакового, правильного для всех детей распорядка. Посоветуйтесь с педиатром, присмотритесь к ребенку, чтобы определить его биологические ритмы, в соответствии с которыми и старайтесь распределять деятельность ребенка.

Прием пищи для ребенка не должен быть «на лету», старайтесь организовать традиционный для семьи прием пищи (с большинством членом семьи). Для стимуляции развития органов артикуляционного аппарата поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, конфеты), слизывать крошки с губ; для тренировки мышц кормите ребенка твердой пищей (С. Ньюмен, 2004).

По возможности нужно стремиться проводить коррекционно- развивающие занятия в определенные дни и часы; другое конкретное время отводить для занятий творчеством; например, пальчиковые игры проводить каждую среду после сна и т.д.

Необходимо чередовать специальные занятия и упражнения со свободной деятельностью, игрой ребенка; интеллектуальные игры с двигательными.

Мощным стимулом для развития является совместная подготовка к традиционным праздникам. Красите яйца к Пасхе — запоминаете цвета, закрепляете новые слова: скорлупа, шелуха (если красить яйца луковой шелухой). Печете блины к Масленице — изучаете продукты (выложите продукты на стол, пусть ребенок самостоятельно смешает их по вашей инструкции).

Для ознакомления ребенка с режимными моментами полезно изготовить специальный фотоальбом «Режим дня», в который помещаются фотографии, отображающие типичную деятельность ребенка в течение дня. Использование подобного фотоальбома стимулирует развитие навыков освоения пространственных и временных представлений, позволяет в доступной для ребенка форме наглядно объяснить понятия о времени суток.

Особое значение имеет укрепление здоровья детей, чему способствует продуманная система закаливания ребенка.

Здоровье нервной системы зависит от качества и ритмичности питания ребенка. Следовательно, прием пищи должен осуществляться через определенные промежутки времени. Для детей с ограниченными возможностями здоровья можно посоветовать включать в рацион определенные продукты питания, благотворно влияющие на деятельность нервной системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

К режимным моментам относятся: прием пищи, купание, сон и т.п. Во время кормления ребенка не забывайте сопровождать ритуал комментарием; обогащайте представления ребенка о вкусе и запахе продуктов, многократно повторяйте слова в соответствии с тем, что ест ребенок: приторный, душистый, ароматный, сочный, освежающий, бодрящий.

В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки — рассуждайте, кто на самом деле может плавать: утка, рыбка, Кораблик и т.п.; а что (или кто) умеет плавать только, если он игрушечный (самолет, попугай и т.п.). Придумывайте разные названия для ванной (бассейн, море, озеро, река, пруд и т.п.) и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у »; в бассейне купаем кукол — «куп-куп» и т.д.

Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной температуры, побуждайте ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!».

Полезно при купании ребенка включать классическую музыку — это способствует развитию слухового внимания. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она — веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п. Наиболее благотворно на малышей действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха.

Совместные прогулки с ребенком — уникальный и в то же время естественный для ребенка обучающий процесс. Гуляя с ребенком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев, пофантазируйте (не забывайте, что при этом ваши высказывания должны быть простыми, конкретными, понятными ребенку), о чем думают птицы и деревья, что они говорят друг другу. Рассматривайте с ребенком облака, снежинки, листья — на что они могут быть похожи? Старайтесь подбирать для сравнения простые образы, выражаемые простыми словами, которые бы ребенок мог повторить. Обращайте внимание ребенка на качественные признаки природных материалов: гладкость ствола у осины и шершавость у сосны; пышный, роскошный, яркий, пестрый букет из листьев. Позвольте ребенку притронуться к различным по фактурным и температурным явлениям и предметам: дотронуться до камней, мокрых лавочек, поиграть с песком в луже. Безусловно, в момент таких экспериментов ребенок не должен быть предоставлен сам себе, родители следят за ним и сопровождают действия ребенка эмоциональным комментарием. Поиграйте с ребенком в прятки во время прогулки: эта игра позволит незаметно закрепить понимание предлогов: добеги ДО дерева, спрячься ЗА скамейкой и т.д. Для закрепления названий цветов возьмите на прогулку набор цветных карандашей, пусть ребенок постарается найти такие же цвета и оттенки в природе.

Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны вызывать их радость, чаще стимулируйте детский смех. Повышенная активность лицевых мышц усиливает кровоснабжение мозга, он получает больше кислорода.

Следуя советам специалистов (учителей-дефектологов, психологов, неврологов) родители могут самостоятельно оказывать помощь  детям с ограниченными возможностями здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

В  буклете содержится необходимая для родителей информация о норме речевого развития детей 3-4 лет, даны полезные рекомендации по развитию детской речи, а также приведены примеры игр по развитию ...

16 подсказок учителя-логопеда для заботливых мам и пап

Советы родителям, на какие моменты нужно обратить внимание, чтобы речь ребёнка соответствовала его возрвсту....

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

Памятка -  буклет для родителей«Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи  детей 4-го года жизни»...

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.

На что нужно обратить внимание до  поступления ребенка  в школу.  От  чего зависит развитие  речи ребенка?...

консультация для родителей "Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о том, кто такой логопед, даются советы родителям, когда и как заниматься с детьми с речевыми нарушениями...