Программа дополнительного образования " Школа раннего развития!"
рабочая программа (младшая группа)

Курыдкашина Светлана Сергеевна

Занятия кружка  создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_shkola_rannego_razvitiya.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ « Детский сад №3 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Программа дополнительного образования

« Школа раннего развития»

Возраст : 2-4 года

Составитель:

Воспитатель

 Попова Светлана Сергеевна

I. Информационная часть программы

 Тип программы – модифицированная.

 Вид программы – развивающая

 Период обучения – 1 год.

Состав обучающихся воспитанников – постоянный

Используемые методы:  - практические (игровые); - развития; - исследования; - экспериментирование; - моделирование; - воссоздание; - преобразование; - конструирование.

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка.

 Развивающая среда: Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры. Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов. Геометрические мозаики и головоломки. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы. Простые карандаши. Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

II. Пояснительная записка

 Программа «Школа раннего развития » рассчитана на 1 год обучения; Возраст детей 2 – 4 лет;

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения ребенка.  Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для детей дошкольного возраста одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте и  в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не  овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Занятия кружка  создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цели и задачи

Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Школа раннего развития ».

Задачи:

Образовательные:

 - упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;

-уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;

- закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.

Развивающие:

 - развивать пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать;

развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

 В работе используются следующие технологии обучения:

 - здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий

на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

 - проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих

найти самостоятельный путь решения);

-  технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают

задания соответственно своему индивидуальному развитию);

 - ИКТ.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Тема

Содержание

Форма

Материал

1

« Заяц с шариками»

Развивать у детей внимание,логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук.

Игровая форма

Блоки Дьеныша

2

« Трактор»

Научиться  различать формы фигур. Использование в речи слов : «Прямоугольник», « Квадрат» , «Круг».

Логическая игра, Игровая форма

Блоки Дьеныша

3

«Весна»

Выкладывание картинки « Весна»  из блоков и палочек.

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов ( блоков  и палочек)

4

« Колеса для автобуса»

Изучение свойств формы круга. Развитие логики.

Игровая форма

Блоки Дьеныша

5

 « Пылесос для кота Василия»

Выкладывание пылесоса  из блоков и палочек.

Чтение стихотворение по ролям. Развитие речевого дыхания и голоса.  Научиться изменять конструкцию

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов ( блоков  и палочек)

6

« Зайчик»

Выкладывание зайки из блоков и палочек. Речевое развитие. Развитие памяти.  

 Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов ( блоков  и палочек)

7

 « Белочка»

Развитие мелкой моторики -  лепка орешков. Выкладывание белочки из блоков и палочек.  

Речевое развитие  - придумывание сказки

Игровая форма

Пластилин

 Использование двух  дидактических материалов       ( блоков  и палочек)

8

« Поросенок»

Выкладывание поросенка из палочек и блоков. Составление аппликации. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

9

« Мышка с мышатами»

Выкладывание мышки из блоков и  палочек.

Пальчиковая гимнастика;   Развитие воображение и лоического мышления

 Игровая форма.

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

10

« Цапля»

 Выкладывание  цапли из блоков и палочек.

Развитие речи  и мышления.

 Подвижная игра.

 Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

11

« Бабочка – красавица»

 Выкладывание бабочки из блоков и палочек.  Пальчиковая гимнастика. Подвижная игра. Моделирование узора.  

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

12

« Маленькие скворчата»

 Выкладывание Скворчат из блоков и палочек.  Пальчиковая гимнастика. Счет.  

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

13

«Паучок»

Пальчикова гимнастика. Выкладывание паучка.  Подвижная играю. Развитие логического мышления. Счет

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

14

«Зонтик»

 Выкладывание зонтика Блоками  и палочками.  Имитация  движений.  Развитие логического мышления, внимания.

 Игровая Форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

15

 Радуга

Цвета радуги. Их очередность.

Прямая линия.

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

 Игровая Форма

 Картинки – наглядный материал.  Карандаши, чистый лист.

16

 Сказка

 Придумывание сказки по картинкам, Развитие речи  

 Игровая форма

 Картинки

17

 Раз ромашка два ромашка

 Счет

 Игровая  форма

 Палочки

18

« Камешек»

 Чередование цветов.

Освоение эталонов  цвета и их названий (желтый, красный, синий)

 Игровая форма

 Блоки Дьеныша

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

19

  Флаг

 Построение картинки по памяти.

 Освоение эталонов цвета и их названий  (белый, красный, синий)

 Игровая  

 Блоки Дьеныша  

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

20

 Трамвай

 Счет. Освоение эталонов цвета и их названий  (белый, красный). Развитие речи.

 Игровая

Блоки Дьеныша

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

21

« Гирлянда»

 Построение картинки по памяти.  Развитие речи и логического мышления. Рзвитие счета

 Игровая

 Блоки  

Дьеныша

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

22

 Подражка для змейки

  Построение картинки    самостоятельно.

 Игровая форма

 Блоки Дьеныша

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

23

 «Рыбки, птички»

 Развитие речи, произношение слов  « Больше», «Меньше». Конструирование

 Игровая  форма

 Блоки Дьеныша  

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

24

 « Белочки и ежики»

 Развитие речи,  развитие памяти. Составление картинок по памяти

 Игровая форма

 Блоки Дьеныша

 Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

25

« День Ночь»

 Развитие речи, Понятия « День» и понятие « ночь». Конструирование блоками.

 Игровая форма

 Блоки Дьеныша

 Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

26

« Яркий ковер»

Научиться преобразовывать изображение. Составление картинки симметричную левой.

Игровая форма

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

27

« Строим по памяти»

Развития  конструктивных способностей, развитие мелкой моторики , воображение.

Научиться воссоздавать из частей целый образ.

Игровая форма

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

28

  «Геометрическое конструирование»

Треугольник. Условия его построения. Простейшее конструирование по образцу.  

Развитие Элементарных математических знаний

 Игровая форма

  Образцы. Блоки Дьеныша

29

«Геометрическое конструирование»

Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами. Развитие Элементарных математических знаний

 Игровая форма

 Трафареты

30

 Итоговое занятие

  Инсценированое   представление  сказки с математическими героями

 Игровая форма

 Сказка. Картинки

 Ожидаемые результаты:  

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные

по внешним признакам;

- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы  окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

- ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

-   сопоставлять части и целое для предметов и действий;

-  называть главную функцию (назначение) предметов;

- расставлять события в правильной последовательности;

- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

-  применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

-  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

-  находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

- проводить аналогию между разными предметами;

- запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

- работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Список использованной литературы:

1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.

2. « Вместе весело играть» Автор:  Б,Б, Финкельштейн. Из-ль : « Корвет».

3. «Логика и математика для дошкольников» Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.

4. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

5.  «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

6. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности "Веселые пальчики"

Данная программа разработана для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей второй группы раннего возраста "Калейдоскоп".

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой,на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой,на выкладывание, которые помогут укрепить руки ма...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Аннотация к рабочей прогр...