Рабочая программа дополнительного образования "Раннее развитие изучения хантыйского языка"
рабочая программа

Куртямова Вероника Тимофеевна

Рабочая программа для разновозрастной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rannee_izuchenie_rodnogo_yazyka_kurtyamovoy_v_t.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                                    «Овгортская общеобразовательная школа – интернат среднего общего образования»

Рассмотрено      

«Утверждаю»

на заседании педагогического совета

« 30 » августа 2023 г.  

Протокол № 1

Директор МБОУ «ОШИСОО»

« 31 » августа 2023 г.  

_____________Е.В. Сергеева                                                                                                                                                                                  Приказ № 1   от   31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Раннее изучение хантыйского языка»

разновозрастной группы

на 2023 – 2024 учебный .год

Куртямовой Вероники Тимофеевны

Рабочая программа составлена на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования с учетом федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования.

д.Ямгорт

2023 г

Содержание

Наименование разделов

Страница

1.

Пояснительная записка.

2.

Содержание программы.

2.1

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2.2

Задачи и цели Программы.

3.

Комплексно – тематическое планирование по родному языку на 2019 – 2020 уч.год

4.  

Список используемой литературы.

                                                                   

Пояснительная записка

(раннее обучение  хантыйскому языку детей в детском саду)

Данная Программа органично интегрируется в инновационный образовательный проект МБОУ «ОШИСОО» «Сезонная кочевая начальная школа», обеспечивает овладение ключевыми компетенциями детей раннего возраста в воспитательно-трудовом аспекте, необходимых для гармоничного развития личности, формирования нравственного сознания у дошкольников в единстве с трудовым поведением человека, как части природы и основывается на национальных традициях народа ханты.

Образовательная программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, разработана на основе Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО).

ООП ДО обеспечивает развитие личности, разностороннее развитие детей с учетом  их возрастных  и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования (далее – образовательные области).

 - социально – коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

 - речевое развитие;

 - художественно – эстетическое развитие;

  - физическое развитие;

ООП ДО разработан в соответствии с нормативной базой:

 - Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.

 - Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.1.3049 -13

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. Регистрационный №28564;

 - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Приказ Минобрнауки от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384;

 - Приказ Министерства образования и науки РФ 26 сентября 2013г., регистрированный № 30038;

 - Закон « Об образовании в ЯНАО». Принят Законодательным Собранием ЯНАО округа 19 июня 2013г. № 55

Содержание программы: Программа «Раннее изучение хантыйского языка» составлена для детей дошкольного возраста. По обучению развитию хантыйской речи  детей отводится по 1 занятия в неделю, с продолжительностью в подготовительной группе – 25 – 30 мин. – 38 часов  в год.

Дошкольный возраст является благоприятным для усвоения родного языка, так как у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладеет достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своихкоммуникативных нужд.

Особенности образовательного процесса – организационные, национально-культурные, демографические, климатические:   учёт национально-регионального компонента,  региональных климатических и сезонных особенностей Крайнего Севера.   В нашем поселке   проживают коренные народы ханты, детский сад посещают 90% детей по национальности ханты.      

Проведение в вариативной части занятия по  национально-региональному компоненту входит  родной язык (ханты). Занятия проводим по  «Программе по развитию устной речи детей дошкольного возраста невладеющих хантыйским языком» автор Р.Г. Решетникова.

–    воспитание детей НРК в условиях ЯНАО является важным и актуальным. В условиях национально-русского двуязычия очень велика роль специально организованного в детском саду обучения ханты языка. Задачей изучения ханты языка в ДОУ является: «Формирование первоначальных умений и навыков практического владения ханты языком в устной форме». Такая форма работы играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Программа используется для сохранения родного языка (ханты) начиная обучение с дошкольного возраста.

Мы убеждены, что в содержании образования должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства к малой родине. Это задача довольноуспешно решается с детьми, посещающими наше дошкольное учреждение. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой край родной, этническую культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Перед проведением НОД проводятся подвижные игры, а по ходу НОД  - физкультминутки, игровые ситуации, речевые дидактические игры. Обучение хантыйскому языку построено на широком применении игровых приемов и наглядности.

Изготовлены предметы быта, национальные игрушки: это куклы из утиного носа, кукла берестяной люльке, куклы в национальной одежде, макет чума. К танцам девочкам сшиты пелеринки, отделанные национальным орнаментом, национальная ягушка, малица. Родители и педагоги сшили детям национальные платья, рубашки. В музее есть   «Чум» - где дети с удовольствием играют в национальные игры, надевая национальные платья, в чуме находятся предметы, обшитые в национальном стиле – это полог, постель, национальный коврик, длинная национальная подушка.  

Особое внимание уделяется играм народов севера, которые являются первой ступенькой подготовки к взрослой жизни. Играя в национальные игры, дают детям заряд бодрости, вырабатывают у детей профессиональную закалку, перенимаются традиции поколений. Также развивается речь детей, словарный запас наполняется каждый раз новыми словами на родном языке, вырабатываются добрые взаимоотношения, честность, справедливость.

Приоритетное направление в деятельности -  познавательное развитие детей и наряду с базовым экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с учетом национально – регионального компонента образования.

Приоритет познавательного развития предполагает в воспитание и развитие ребенка в рамках национальной культуры.

Работа в этом направлении позволит получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграций образовательных областей ( социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – творческое развитие, физическое развитие ), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Образовательная область: «Коммуникация» в интеграции с образовательной областью «Социализация». В своей работе используем «коммуникативный подход в обучение родному языку»  - это значит понимать родную речь на слух, уметь  излагать мысли на родном языке. Основным способом достижения задач обучение родному языку является игровая деятельность, которая позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на родном языке, развивать навык и умения, необходимые в дальнейшем.

В работе с детьми по формированию толерантности у детей дошкольного возраста используется «Этнокалендарь России,   Ямало-Ненецкого Автономного округа». Именно  на дошкольном этапе формирования ребенка, очевидно, закладываются основы толерантного поведения, основы понимания ценности человеческой личности, способности воспринимать, понимать другого человека и сопереживать ему. Программа составлена для детей, не владеющих родным языком.

Знакомство с хантыйским языком в дошкольном возрасте благотворно влияет и на общее психическое развитие ребенка,  развитие его речевой культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретенная в этом возрасте, впоследствии  помогает преодолеть страх к освоению родной речи, возникающий у некоторых дошкольников. Таким образом, формируется основа для изучения языка в школе на более высоком уровне. В связи с этим очень важен вопрос обеспечения преемственности между содержанием образования родного языка в группе раннего развития и начальной школе.

Задачей изучения ханты языка в ДОУ является: «Формирование первоначальных умений и навыков практического владения ханты языком в устной форме». Такая форма работы играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира.

Занятия разработаны с игровыми приемами, упражнения для развития устной речи детей носят развивающий характер. Материал подан для звукового произношения фразовой речи.  Развивается интерес детей к традиционной культуре  ханты; фольклору; одежде; быту; природы Севера.

Цели обучения

Цель данной программы предполагает формирование элементарных навыков общения на хантыйском  языке у детей дошкольного возраста, обеспечивая преемственность обучения в системе. ДОУ  - первое звено системы образования, которое должно всесторонне  подготовить ребенка к школьному обучению, в том числе заложить основы правильной речи детей, придавая процессу обучения непрерывность в развитии личности ребенка в целом, его интеллектуальных  и эмоционально-волевых  способностей, и личностных качеств, которые, прежде всего, проявляются в языке.

Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:

  • способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины;
  • развивать мотивацию, волю и активность детей;
  • развивать любознательность, артистизм и др.

Программа   предполагает   непрерывное   знакомство   с хантыйским  фольклором (песни,  стихи,  игры,  поговорки),  со  сказочными персонажами хантыйских сказок.

Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, познавательным потребностям и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.

В целом содержание программы - гибкое решение проблемы непрерывного систематического языкового образования в системе «Детский сад - начальная школа», что является предпосылкой подготовки детей к изучению родного языка.

В результате изучения хантыйского языка ребенок должен

знать/понимать:

- родную речь на слух, уметь излагать мысли на родном языке, звуки изучаемого языка;

- правильное произношение слов, накопление словарного запаса;

- овладение грамматическим строем языка, формирование умений связноизлагать свои мысли.

- особенности интонации основных типов предложений;

- знать свой край, поселок, где они живут, улицу, на которой они живут, какие национальности проживают в поселке,  в своем крае;

- знать, как зовут маму, папу и где они работают;

- знать родословную: кто, кому, кем приходится;

- рассказывать о себе, о своей семье, о друге;

- рассказывать о любимых игрушках;

- составлять рассказ по сюжетным картинкам и иллюстрациям;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- устного общения с носителями хантыйского языка в доступных младшим дошкольникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям родного края;

- преодоления психологических барьеров в использовании хантыйского языка как средства общения;

- ознакомления с детским  и региональным фольклором, доступными образцами художественной литературы на хантыйском языке, более глубокого осознания некоторых особенностей изучаемого языка.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема НОД

Цели и задачи

1

07.09.23

День знаний. Здравствуй, детский сад!

Развивать интерес, интерес  к школе, к книгам. Закреплять знания о школе, о том зачем нужно учиться, кто и чему учат в школе,о школьных принадлежностях. Формировать представления о профессиях учителя  и « профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности.

2

14.09.23

Осень в природе.

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями.

3

21.09.23

Экскурсия в осенний лес. Игра «Собери букет»

Закреплять знания о правилах безопасности поведения в природе; о временах года, последовательности месяцев в году. Воспитывать бережное отношение к природе.

4

28.09.23

Осень в природе. Игра «Сбор ягод»

Продолжать знакомить детей с ягодами нашего края, учить  проговаривать названия ягод на родном языке.

5

05.10.23

Вот моя деревня, вот мой дом родной…

И Г. Истомин «Чёрный и белый»

Формировать знания детей о названии села;

Расширять представления детей о родном селе, его достопримечательностях;

Воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее, чувства любви и патриотизма.

Развивать диалогическую речь;

Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Познакомить со сказкой И.Г. Истомина «Чёрный и белый»

6

12.10.23

Моя семья.  Е.М.Лонгортова Песня «Куща эвие»

Внести понятие «семья». Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Разучить песню Е.М.Лонгортовой «Куща эвие»

7

19.10.23

Моя семья. Мои родственники.

Уточнить знания о родственных связях, воспитывать культуру поведения, любовь и уважение к своим близким.

8

26.10.23

Части тела человека. Игра «Назови и покажи»

Формировать  представления детей о строении   человека,  бережного отношения к своему телу.   Воспитывать желание быть здоровым.

9

02.11.23

Хантыйская одежда. Игра «Одень куклу»

Продолжать знакомить детей с национальной одеждой. Учить составлять небольшие рассказы об одежде. Воспитывать положительное отношение к национальной одежде.

10

09.11.23

Игра «Хоровод в лесу»  И.Г Истомин «Сова и куропатка»

Вспомнить с детьми какие ягода растут в нашем лесу: попросить назвать ягоды  на родном языке.

Воспитывать любовь к природе в любое время года, собирать ягоды аккуратно.

11

16.11.23

Знакомство с народной культурой и традициями народов ханты.

Расширять представления о национальной игрушке «Акань».

Знакомство с народными промыслами. (охота, рыболовство, оленеводство).

Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. ( песни , пляски, сказки на родном языке).

12

23.11.23

День матери. Рассказ о маме.

 Дать представление о празднике «День Матери». Заучить, как зовут по имени и отчеству маму и кем она работает.

13

30.11.23

Лонгортов Л.П.  Песня «Тиф-тиф»

Порадовать детей весёлой песней.. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения

14

07.12.23

Зима в природе. Игра «Льдинка, ветер и мороз»

Продолжать знакомить с временем года  - зима. Умение в природе замечать необычные явления, расширять  и  обогащать знания об особенностях зимней природы (холодно, заморозки, снегопады, сильные ветры), развивать любознательность.

Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.

15

14.12.23

Экскурсия в зимний лес. Игра «Бег на трёх ногах»

Систематизировать представления о временах года; знакомить с признаками зимы, названиями зимних месяцев. Закладывать основы экологического воспитания, активизировать наблюдательность. Расширять словарь детей  (лёд, вьюга, метель, снегопад, гололёд. белый, пушистый, холодный и др)

16

21.12.23

Кормушки для птиц. Игра «Гуси –лебеди»

Знакомить детей с зимующими птицами, закладывать основы экологического воспитания, активизировать наблюдательность. Дать представление о частях тела птицы. Расширять словарь (снегирь, синица, корм, семена, зерно, крупа, кормушка, следы);

17

28.12.23

Зимующие птицы.         Игра «Меткий охотник»

Продолжать знакомить детей с повадками зимующих птиц. Воспитывать бережное отношение к ним.

Развивать интерес к изображению птиц, животных в своих рисунках.

18

12.01.24

Дикие животные зимой. Игра «Бездомный заяц»

Продолжать знакомить детей с дикими животными, их внешним видом. Знать их повадки и их особенности  жизни.

19

18.01.24

Р.Г. Кельчин «Храбрый заяц» Рисунок «Заяц в зимнем лесу»

 Познакомить  с Р.Г.Кельчиным и сказкой «Храбрый заяц» Дать детям представление о зайце. Учить выделять характерные особенности внешнего вида зайца. Формировать  интерес к животным.

20

25.01.24

Транспорт.  Игра «Скороходы- снегоступы»

Дать представление о видах транспорта: машинах (легковых и грузовых), а также о пассажирском транспорте (автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, такси). Дать  начальные знания о профессиях на транспорте, ввести слова (шофёр, водитель). Познакомить с правилами дорожного движения, используя понятия (пешеход, тротуар, проезжая часть, светофор, пешеходный переход).

21

02.02.24

 Оленья упряжка. Игра «Оленята»

Закрепить знание детей о своей малой родине, Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям других народов.

22

08.02.24

Зимние игры. Лепка снеговика.

Развивать наблюдательность, память.

познакомить детей с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим заниматься каким либо видом спорта.

23

15.02.24

И.Г Истомин Сказка «Оленёнок и мышонок»

Продолжать знакомить детей с писателями севера. Рассказать краткую автобиографию, познакомить с некоторыми произведениями.

Формировать уважительное отношение к культуре родного края, через ознакомление с произведениями выдающихся поэтов Севера.

24

22.02.24

Мой папа – солдат. Игра «Весёлые медвежата»

Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие « защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники)

Учить детей составлять небольшой рассказ по фотографии (годы службы отца). Воспитывать любовь к своей Родине, желание служить в армии.

25

29.02.24

День Оленевода. Игра «Важенка и оленята»

Продолжать знакомить детей с трудом оленевода, какие предметы необходимы для оленеводу зимой, летом. Воспитывать уважение к труду оленевода. Разучить игру «Важенка и оленята»

26

07.03.24

Весна в природе. Игра «Солнышко»

Расширять представления детей о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы.

27

14.03.24

И.Г. Истомин Сказка «Снегирь и мышонок» Игра «Волк и олени»

Познакомить со сказкой И.Г.Истомина «Снегирь и мышонок»

- развивать бег в пространстве, быть ловкими, увёртливыми.

- воспитывать любовь к животным своего края

28

21.03.24

Труд людей весной. Игра «Охота на куропаток

Уточнять знания детей о труде людей весной. Расширять представления об орудиях труда. Расширить словарный запас. Воспитывать положительные отношения к труду. Интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений.

29

28.03.24

Весенние развлечения детей. Счет то 1 до 5.

Развивать творческие способности детей, кругозор. внимание,  память. Формирование у детей представления о весеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы весной.

30

04.04.24

Весна в природе. Экскурсия в лес.

Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей, птиц).

Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело, появилась травка, насекомые и т.д.)

31

11.04.24

Праздник «Вороний день». Игра «Построй гнездо»

Развивать кругозор детей, познавательные интересы экологического содержания. Прививать любовь к обитателям родной природы: птицам, животным. Поддерживать и развивать интерес к культурным традициям народов нашего края.

32

18.04.24

Пойдем в гости в чум. Счет от 5 до 10.

Закрепить знания детей об устройстве чума (из чего состоит, какие предметы нужны для того чтобы его построить)

33

25.04.24

Знакомство с посудой. Игра «Продуктовый магазин»

Иметь представление о столовой, кухонной посуде. Уметь по картинке составлять небольшой рассказ. Дать представление о том, для чего нужны магазины, как ими пользоваться. Расширять словарь з(магазин, продавец, покупатель, товар, покупка, витрина, отдел, деньги.

34

04.05.24

И.Г. Истомин . Сказка «Почему рыбы живут в воде» Игра «Рыбаки и рыбак»

Познакомить со сказкой И.Г.Истомина «Почему рыбы живут в воде» Разучить игру»Рыбаки и рыбак»

35

11.05.24

Игра «Кто больше поймает рыб»

Счет от 1 до 10.

Разучить игру «Кто больше поймет рыб»

36

18.05.24

 Национальные потешки и загадки» Повторение.

Продолжать знакомить детей с хантыйским устным народным творчеством – потешками,

Список используемой литературы.

.

  1. Комплексной «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2007г. издание 5 – е исправленное и дополненное).
  2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика – Синтез, 2010г.
  3. «Программа по развитию устной речи детей дошкольного возраста не владеющих хантыйским языком». Под редакцией Р.Г. Решетниковой и Е.П. Немысовой.
  4. Парциальная программа: «Ненецкий язык в детском саду». – Е.Н.Окотэтто.
  5. Методические пособия: «Пособие по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком». Под редакцией С.А.Попова, Р.Г.Рештиникова. Москва. Издательство ИКАР –1999г.
  6. «Экологические игры для детей дошкольного возраста» - Ханты – Мансийск, 2004 г. – С.П.Палаткина.
  7. Технология экологического образования детей средней группы  ДОУ. – Екатеринбурк, 2002.
  8. Пособие «Игры народов севера».
  9. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013. Ямало – Ненецкий Автономный округ» для работников дошкольных учреждений. Издательство « Фрегат», Санкт – Петербург, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Рабочая тетрадь - первый шаг в изучении татарского языка"

Консультация Рабочая тетрадь - первый шаг в изучении татарского языка...

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку для детей 4-5 лет.

Программа составленя на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Цель программы:-способствовать всестороннему развитию личности дошкольников через воспит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Английский язык для малышей»

Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ № 15 «Нэбзый»....

Рабочая программа дополнительного образования по изучению башкирского языка для детей 5-7 лет

Рабочая  программа  дошкольного образования  по изучению башкирского языка для детей 5-7 лет (далее Программа) является документом, с учетом которого организация, осуществляет образоват...

Рабочая программа дополнительного образования по изучению башкирской разговорной речи для детей 3-5 лет.

В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребёнка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Дети дошкольног...

Рабочая программа дополнительного образования в детском саду "Татарский язык"

Рабочая программа кружковой работы в детском саду "Татарский язык"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...