Ассоциативные игры.
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Калягина Елена Сергеевна

 

Всем известно, что познавательная сфера ребенка активно развивается в процессе игровой деятельности. И роль ассоциативных игр в этом развитии очень сложно переоценить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл assotsiativnye_igry.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ассоциативные игры.

Всем известно, что познавательная сфера ребенка активно развивается в процессе игровой деятельности. И роль ассоциативных игр в этом развитии очень сложно переоценить.

Ассоциация — это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. Игры на ассоциации помогают формировать такие взаимосвязи, но это далеко не единственная их полезность.

Ассоциативные игры развивают:

• образное мышление;

• память;

• логику;

• внимание;

• словарный запас;

• коммуникативные навыки;

• высокие темпы интеллектуальных процессов.

Существует огромное количество разнообразных форматов и вариаций ассоциативных игр, благодаря чему играть в ассоциации весело и интересно абсолютно в любой компании и ситуации. Принцип такой игры прост и понятен: один участник называет любое слово (или показывает карточку, предмет), другой игрок предлагает в ответ свое слово-ассоциацию — то, что пришло ему на ум сразу после услышанного или увиденного. Уровень сложности без труда регулируется в зависимости от возраста игроков и их способностей. Правила игры и задания обусловлены фантазией и опытом участников. Играя с малышами, достаточно будет одного звена цепочки «образ-ассоциация»: пусть они попробуют для начала подбирать ответы на самые простые слова и картинки, знакомые им по опыту. Старшим школьникам и даже взрослым нравится играть в сложные формы ассоциативных игр, такие как «Крокодил».

Ассоциативные игры могут быть:

• вербальные (ассоциации на слово);

• образные (ассоциации на образ, в игре используются карточки или пантомима);

• предметные (ассоциации на демонстрируемый предмет).

Остановимся подробнее на вербальных играх, так как этот формат наиболее универсален и не требует специальной подготовки участников.

Вербальные ассоциативные цепочки можно создавать:

• по сходству (солнце – шар – мяч - одуванчик);

• по противоположности (горячо - холодно, весело - грустно);

• по пространственно-временному признаку (зима – холод - снеговик);

• по причинно-следственному признаку (туча – дождь – лужа - мокро).

Предлагаем вам несколько интересных вариантов вербальных ассоциаций, подходящих для игры, как в паре, так и в компании:

  1. «Цепочка ассоциаций». Наиболее простой, классический вариант игры. Каждый участник должен придумать ассоциацию на слово, сказанное предыдущим игроком, создавая длинную цепочку без повторений. Если в игре участвуют двое, они продолжают цепочку по очереди.
  2. «Цветочек ассоциаций». Первое слово — сердцевину цветка — называет ведущий, остальные участники по очереди придумывают ассоциации к этому слову, создавая лепестки. Чем больше лепестков, тем пышнее и краше получается цветок.
  3. «Объясни ассоциацию». В этом варианте игры нужно не просто придумать ассоциацию на заданное слово, но еще и объяснить, почему именно эта ассоциация подходит. Наиболее интересно в нее будет играть дошкольникам: таким деткам очень понравится учить чему-то взрослых.
  4. «Ассоциации с ограничением». Усложненный вариант, подходящий школьникам. Ассоциации на заданное слово должны соответствовать определенному условию: только существительные, только съедобные и т.д. Если ребенок затрудняется, можно ему помочь, переформулировать названное им слово в подходящее под условия. Для детей, изучающих иностранные языки, отличным условием станет использование только иноязычных слов. Эта форма игры имеет сильнейший обучающий эффект: ребенок учится мыслить категориями, управлять словарным запасом, думать на другом языке.
  5. «Цепочка с секретом». Коллективный формат первого варианта — слова-ассоциации придумываются по цепочке, но передаются от участника к участнику тайно, чтобы остальные игроки не слышали. Последний игрок называет свою ассоциацию вслух, а затем ведущий озвучивает первоначальное слово. Веселая, динамичная игра, которую оценят даже взрослые.

Придумывайте с детьми свои забавные варианты ассоциативных игр для прогулок, детских праздников или дальних поездок, здесь все зависит от фантазии и поставленной задачи. Играть в такие игры легко, весело и очень полезно, это увлекательное развлечение и прекрасный инструмент для развития и обучения.

Источник www.razumeykin.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога

Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...

Ассоциативные игры для детей старшего дошкольного возраста

Дана статья предназначена для родителей, педагогов -психологов, воспитателей и всем кто интересуется  развитием детей дошкольного возраста.Игры предназначены для использования как в детском саду,...

Ассоциативные игры на музыкальных занятиях.

Ассоциативные игры могут быть использованы музыкальными руководителями на музыкальных занятиях, кружках, в свободной музыкальной деятельности....

Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

Развитие творческих способностей дошкольников через ассоциативные игры

Применение ассоциативных игр на интегрированных занятиях художественно-эстетического цикла...

Игра на развитие ассоциативного мышления.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации).Ассоциативное мышление позволяет нам мыслить нестандартно, без клише и шаблонов, но не только....


 

Комментарии

Солдатова Татьяна Леонидовна

Елена Сергеевна! Очень познавательный материал. Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов.
Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.

Солдатова Татьяна Леонидовна

Елена Сергеевна!Данный материал интересен, познавателен и предназначен для родителей, воспитателей и всем кто интересуется развитием детей дошкольного возраста. Вы знаете, Елена Сергеевна, что в игры любят играть, как в детском саду, так и дома.

Карелина Ирина Владимировна

Елена Сергеевна! Очень полезный, интересный материал для детей, родителей, педагогов! Спасибо за разработку, обязательно буду применять в своей практике!

Плиско Ксения Михайловна

Елена Сергеевна, спасибо за материал, возмём на заметку

Срек Юлия Васильевна

Проделанная работа, заинтересовала! спасибо!