Развитие творческих способностей дошкольников через ассоциативные игры
статья

Попова Оксана Евгеньевна

Применение ассоциативных игр на интегрированных занятиях художественно-эстетического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл assotsiattvnye_igry.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников через ассоциативные игры.

   В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы духовного развития ребенка, формируется его эстетическое сознание, художественная культура. Этот процесс осуществляется наиболее эффективно, если на интегрированных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками использовать игровую деятельность.

Ведь игра – это естественная форма существования детей. Она способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формирует умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивает мышление, внимание и воображение.

    В.А. Сухомлинский так сказал о влиянии игровой деятельности на развитие ребенка: «…игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игровые технологии на занятиях музыка-изо являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по овладению  искусством.

Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по его определенным признакам; группы игр воспитывающих художественный и музыкальный  вкус.

Функции игры на интегрированных занятиях Музыка - ИЗО

1. Обучающая;

2. Коммуникативная;

3. Игротерапевтическая;

4.Психотехническая;

- 5. Самореализации;

6. Развития  творческих способностей и  креативности.

Игровая деятельность на интегрированных занятиях состоит из набора развивающих игр, которые при всём своём многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые дети решают с помощью карточек, узоров, рисунков, модели, движений, музыкальных импровизаций и т.д. Задачи даются в устной и практической форме. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

По форме игровые упражнения могут быть:

- изобразительными (рисунок, живопись, лепка);

- устными (ответы на теоретические вопросы);

- музыкальными (анализ музыкальных произведений).

- игры и упражнения на развитие зрительной  и слуховой памяти;

Одной из действенных форм развития детского творчества в музыкальной педагогике могут стать ассоциативные игры.

В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка и, в первую очередь, развитие творческого воображения, фантазии.

К.Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций». Но как развить ассоциативное мышление, научить творчески, мыслить, воображать? Как научить создавать образы, выражающие переживания, помыслы, чувствования? В этом и заключается задача педагога.

Оперируя различными средствами, произведения искусства  в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Например, в пьесе Дж. Россини «Кошачий дуэт», цепь ассоциаций налицо: кошка резкая и мягкая, капризная и уступчивая, добрая и злая.

 После прослушивания вокального дуэта предлагаем детям

- услышать характеры двух кошек и описать их словами

Показать как двигается добрая кошка и как злая, какая у них при этом мимика. А затем перевоплотиться в образы этих животных.

- А если мы захотим нарисовать этих кошечек? Определим характер образов линией и цветом;

- Нарисуем любою из кошек.

- Поиграть в «угадайку».

«Ярмарка».

- прибытие на ярмарку под русскую народную музыку;

- на прилавках изделия декоративно-прикладного искусства: деревянная хохлома и глиняная Гжель;

- рассматривание украшений, их элементов, цвета;

- обращаем внимание на материал изделий; Как звучит глина, а как дерево?(звонко и глухо-сухо)- - определение характера звучаний изделий;

- выбор инструментов шумового оркестра, подходящих под звучание изделий;

- исполнение на инструментах.

 Роль игры на занятиях:

Для педагога игровые технологии  на  занятиях  эстетического цикла  должны  стать  формой  организации  активного  общения с детьми, направленные  на  цели  обучения  и  воспитания.  А для детей -возможностью  самовыражения,  самоопределения,  самореализации и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованные игры.

В работе описывается влияние театрализованных игр на творческие способности дошкольников....

Развитие творческих способностей дошкольников через д/игры с пластиковыми крышками

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.   Задачи:Образовательные:-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.Развивающие: -развивать сенсорные способно...

«Развитие творческих способностей детей через театральную игру в процессе музыкального воспитания дошкольников». план по самообразованию

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживаниЗанятия театральной деятельностью с д...