«Лаборатория чудес»
план-конспект занятия (старшая группа)

Платонова Марина Леонидовна

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_laboratoriya_chudes_.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Лаборатория чудес»

 

Воспитатель: Платонова Марина Леонидовна

                                                       Первая квалификационная категория

Мончегорск 2017 г.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Лаборатория чудес»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: мультимедийная установка, магнитная доска, иллюстрации, компьютер.

Раздаточный: Магниты на каждого ребенка, халаты и шапочки на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: маленькие игрушки, деревянные карандаши, пластмассовые пуговицы, кусочки кожи, кусочки ткани, стеклянная баночка, стеклянные стаканы, металлические скрепки, болтики, гайки, картон, магнитные рыбки, магнитный конструктор.

Словарная работа:

Активизация: магнит, магнетизм, притяжение, магнитное поле, опыты.

Ход занятия:

Звучит музыка. Дети заходят в группу, (оформленную под научную лабораторию). Осматривают ее и присаживаются на стулья.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости! Скажите, куда мы с вами пришли?

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Воспитатель, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательской лаборатории.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских лабораториях и чем занимаются люди данной профессии.

Воспитатель: Кто работает в научной лаборатории? Чем занимаются люди этой профессии?

Ответы детей.

Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам посетить нашу лабораторию и на некоторое время стать учеными — исследователями.

(Предлагает надеть халаты, шапочки, бейджики)

Воспитатель: Давайте с вами вспомним как нужно вести себя в лаборатории?

Обращает внимание детей на иллюстрации со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов.

Воспитатель: а теперь я попрошу посмотреть внимательно на экран. Профессор Почемучкин прислал нам сегодня утром видеообращение.

Видеописьмо профессора Почемучкина.

Здравствуйте ребята! Я профессор Почемучкин. Сегодня к нам в лабораторию привезли интересный предмет для исследования. Я не знаю, как он называется. Где и как его можно применить? Помогите мне в этом разобраться.

Попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Желаю вам удачи! Ваш профессор Почемучкин.

Ответы детей…

Воспитатель: (вносит коробку с магнитами)

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Дети дают определение:

- «Магнит -  это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…».

- «Это камень, который как по волшебству притягивает к себе железные предметы»

- «магнит - это тело, которое умеет притягивать железо».

- «магнит - это объект, сделанный из определенного материала, который создает магнитное поле.

Воспитатель задает вопрос — «Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей: он притягивает к себе предметы.

Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»

Ответы детей.

— Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

На тарелочках лежат разнообразные предметы: мелкие игрушки (киндер игрушки), пуговицы, болтики, гайки, скрепки, монеты, кусочки ткани и кожи, карандаши, резиновые шарики.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

— «Какие предметы притянул магнит?» (болтики, гайки, скрепки, монеты).

— «А какие не притянул?» (деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, резиновый шарик, кусочки кожи и материала).

«Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить 

в лаборатории № 2. (дети подходят ко второму столу)

Воспитатель: Ребята, что вы видите на столе? На столе стоят стеклянные (пластмассовые маленькие) стаканы по количеству детей. На тарелочке лежат скрепки. Предлагаю вам положить в стаканчик скрепку. А теперь подумайте и скажите можем ли мы достать из стакана скрепку, если да, то как?

Ответы детей: магнитом.

Воспитатель: Как магнитом?

Ответы детей: Нужно провести магнитом по внешней стенке стакана, и скрепка притянется.

Воспитатель: Давайте попробуем достать скрепку. Дети проводят эксперимент.

Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей: Магнит примагничивает железные предметы через пластмассовый (стеклянный) стаканчик.

Воспитатель: Вот вам задачка посложнее. если налить в стакан воды и опустить в него скрепку. Примагнитит ли магнит скрепку?

 Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита.

 (Ответы детей)

Дети проводят эксперимент.

Какой вывод можно сделать?

Ответы детей: Магнит воздействует на железные предметы и примагничивает их через воду.

Воспитатель: Какое это свойство магнита?

Ответы детей: Это свойство магнита называется магнетизм.

Магнетизм – это сила у магнита, которой он притягивает предмет и примагничивает его.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 3.

На столе лежит схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и конструктор магнитный (красный — синий).

— Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…

Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на детали конструктора, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить детали конструктора двумя одинаковыми концами. Что происходит? (детали отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (детали соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Воспитатель: какой вывод мы можем сделать?

Вывод. Ответы детей: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет». Осторожно выходим из лаборатории и встречаемся на ковре. Прежде чем начать игру, ответьте мне на один вопрос: Чего боится магнит? Ответы детей: Магнит больше всего боится огня. Потому что, когда он нагревается он теряет свою магнитную силу.

Воспитатель: правильно ребята. Теперь можем начинать игру.

Игра «Притянет – не притянет».

Для каждого ребенка приготовлен атрибут для игры. (на веревочке привязан с одной стороны синий квадрат, который прикрепляется на спинку ребенка, с другой стороны красный круг, который прикрепляется на животе ребенка.) Дети стоят по кругу, воспитатель в центре круга.

Воспитатель: Ребята вы будете магниты. Под музыку вы двигаетесь по кругу. Как только я покажу красный круг, вы будете ко мне притягиваться спинками.

Когда я показываю синий квадрат, притягиваетесь животиками. А если я показываю картинку с изображением свечки, вы присаживаетесь и прикрываете голову руками.

Звучит музыка. Проводится игра.

Для следующего эксперимента предлагаю пройти в следующую лабораторию № 4.

Опыт № 4.

Воспитатель: А может ли магнит притягивать к себе железные предметы через какие нибудь другие материалы? Проверим мы это на опыте. Воспитатель демонстрирует опыт с картоном. Возьмем картонный лист положим на него скрепки, подведем магнит, и поводим им из стороны в сторону. Как мы видим скрепки следуют за магнитом.

На столе лежат бабочки, магниты и картон зеленого цвета, на котором приклеены цветы

Воспитатель: Могут ли пластмассовые бабочки летать? Если я ее подкину, она полетит? Или нет? Берет бабочку и подкидывает ее вверх. Бабочка падает.

А на нашем зеленом поле сейчас полетит. Как мы это сделаем?

Ответы детей: мы положим бабочку на верх листа, а магнит снизу, и будем водить магнитом по листу. Таким образом наша бабочка будет порхать с цветка на цветок.

Воспитатель: а почему она летит?

Дети: внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.
Воспитатель: Что двигает бабочку?

(магнитная сила).
Воспитатель: Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие. Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

Все дети выполняют эксперимент.

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Воспитатель: теперь предлагаю немного отдохнуть и отправиться к следующему экспериментальному столу и немного поиграть. Игра называется «Рыболов».

Опыт № 5.

Воспитатель: нам нужно достать рыбок таким образом, чтобы не замочить руки. Как мы это сделаем?

Дети: удочкой.

Все дети по очереди ловят рыбу в ведерко.

Воспитатель: Кто скажет почему рыба ловится?

Дети: потому что на рыбках железные гвоздики, а на удочках магнит.

Воспитатель: какой вывод мы можем сделать?

Дети: магнит проходит через воду.

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь, прежде чем мы покинем нашу лабораторию, предлагаю вам еще одно задание, которое точно вам понравится.

Но для этого нужно быстренько разделиться на две команды. Перед вами магнитная доска, на ней пазлы. А если пазлы на ней держатся, значит из чего они сделаны.

Дети: они тоже на магните.

Воспитатель: правильно. Предлагаю вам собрать картинку. Чья команда быстрее справиться с заданием, та и победит.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: На сегодня наши эксперименты закончились. Мы помогли профессору Почемучкину разобраться, где и как люди могут применить магнит.

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

Воспитатель: Понравилось ли вам в нашей лаборатории?

Воспитатель: а теперь я хотела бы спросить, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе?

Ответы детей:

- Люди делают из природного магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.

Воспитатель: Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

Итог занятия.

 - С каким волшебным камнем вы познакомились?

 - Какие свойства магнита вы запомнили?

- он обладает магнитной силой

- магнитная сила проходит через воду, стекло, картон, пластмассу

- магнит притягивает только металлические предметы

- у магнита есть магнитное поле

Воспитатель: Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитные шахматы,магнитный конструктор).
Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и побывали в научной лаборатории, на какое то время стали сами учеными.

Спасибо вам за вашу работу. Но это еще не все. Профессор Почемучкин прислал вам подарки (магнитики).

Воспитатель вносит коробочку с магнитиками, вручает каждому ребенку, благодарит за работу. Под музыку дети выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».

     Дать представление о том, кто такие ученые, о назна­чении детской лаборатории;      Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально ...

Открытый показ для родителей «Работа с детьми в лаборатории чудес»

Открытый показ для родителей«Работа с детьми в лаборатории чудес»...

До-21.12.2015года-Методическая разработка - Учебно – тематические планы ДОП «Лаборатория чудес» на три возраста дошкольников (с 4 до 7 лет).

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментировани...

Конспект интегрированного занятия: «Лаборатория чудес».

Конспект НОД по познавательному развитию о пользе молока и молочных продуктов....

Совместная опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей старшей группы «Лаборатория чудес и превращений»

Программное содержание:• Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях;• Продолжать знакомить детей со свойствами магнита, сырого яйца в воде;• Формировать умение выполнять задания в соотв...

Картотека действий с предметами в Мини- лаборатории «Чудеса на кухне» ( ранний возраст)

Мини-лаборатории представляют собой специфические зоны для совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности, с дополнительными отсеками предназначенными для оборудования при проведен...

Конспект экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес»

Воспитатель: Какая волшебная мелодия. Слушая ее, хочется сразу отправиться в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать?Ответы детей.Игровая мотивацияВоспитатель: Я тоже очень люблю путешествоват...